Белая цапля,
крыльев волшебный танец…
Вновь верю в чудо.
Из средневековой восточной поэзии
На юго-западе острова Хонсю, на побережье Внутреннего моря, в префектуре Хиого региона Кинки, находится один из центральных городов Японии, изюминкой которого является замок Химэдзи, получивший название по имени клана, чьей вотчиной он стал в период Эдо.
Место необыкновенной красоты, прославившееся лучшей из деревянных замковых построек Японии, не случайно входит в перечень Национальных сокровищ Японии.
Порой его называют Сирагаси-дзё, что переводится как замок Белой Цапли, потому что элегантная конфигурация центральной башни с плавными очертаниями типично японских крыш ассоциируются с прекрасной птицей белого цвета, которая в японском миропонимании мистического толка противостоит черной вороне (кстати, в стране имеется Замок черного ворона — Карасу-дзё, названный так за чёрный цвет стен и распростёртые «крылья» боковых башен).
Цапля, вместе с журавлем, как у японцев, так и у китайцев, олицетворяет такт и деликатность, верность и долголетие.
Древнейшая колоритная достопримечательность, являющаяся одним из 12 японских замков, сохранившихся с феодальных времен, в значительной степени повлияла на архитектурный стиль Страны Восходящего Солнца, стала образцом для многочисленных строений, показавшим как можно соединить красоту с функциональностью.
Самое крупное в Японии фортификационное сооружение, относящееся к смешенному типу горно-равнинных построек (хираямадзиро), было возведено на вершине холма Химэ высотой в 45,6 метров по принципу лабиринта. Как и полагается подобному комплексу, оснащено бойницами и амбразурами разной конфигурации (круглыми, треугольными, квадратными, прямоугольно-узкими, вытянутыми) с целью применения разного вида оружия.
Если смотреть сверху, то Химэдзи, благодаря причудливым угловым изгибам, выглядит словно раскрытый гигантский веер.
Интересна манера возведение стен. Сначала создавалась искусственная каменная насыпь, которая потом скреплялась отточенными каменными плитами.
Существует легенда, согласно которой в этом строительстве принимали участие местные жители. Когда камни в округе закончились, эти люди, следуя примеру крестьянки, притащившей свой жернов (его можно заметить в кладке стены), стали приносить домашнюю утварь.
В итоге появилась хитроумная оборонительная система, которой, к счастью, не довелось проверить свою состоятельность на практике, ибо в этой части страны в период Эдо закончились междоусобные войны. Настало относительно мирное время, продолжавшееся довольно долгий период.
После появления замка в течении двух последующих столетий под сенью замка вырос городок Химэдзи.
Итак, мы на замковой территории.
Здесь, на площади в 220 000 кв м, разместились 83 постройки, включая башни, соединенные сложной системой запутанных ходов, переходов, коридоров, ворот…
Кстати, о воротах, которых изначально было 84. Сегодня их число значительно уменьшилось, но не уменьшилась красота, неповторимость и индивидуальность.
15 из них назвались буквами-иероглифами, остальные были именными: Водные, Алмазные, Прогулочные, Путь к воронам, Ворота водяного каштана (последние были перевезены сюда из замка Фусими в Киото).
Доминанта комплекса — башня Дайтэнсю, опирающаяся на высокий каменный фундамент, до которой турист может добраться лишь ориентируясь по карте территории крепости.
Белоснежная красавица, высота которой вместе с основанием, составляет 46,4 метра, как, практически, все строения в этом месте, возведена из дерева. Цвет же ей придает штукатурка, которая является защита от пожаров.
Свою историю замок Химэдзи отсчитывает с 1333 года, когда Акамацу Хинокири заложил первый камень. Строительство же продолжалось вплоть до 1346 года (период Муромати).
Меняя хозяев, комплекс многократно переходил из рук в руки. От одного самурайского клана к другому. До тех пор, пока не оказался в ведении Тоётоми Хидэёси, известного военного и политического деятеля, объединившего Японию.
После битвы при Секигахаре в 1600 году, его новый владелец Токугава Иэясу подарил замок своему зятю Икеде Терумасе.
К тому времени крепость, пережившая ряд междоусобных войн, имела весьма плачевный вид, нуждалась в серьезном, капитальном ремонте, после проведения которого словно законсервировалась.
У нее, наверно, оберегаемую Небесами, никогда не было серьёзных повреждений. Даже бомбардировки этого региона во время Второй мировой войны, превратившие близлежащий городок в руины, обошли ее стороной.
В период 1601 — 1609 годов имела место последняя средневековая капитальная реконструкция. Появились практически все сооружения которые можно увидеть сегодня. Однако окончательное обновление замка можно датировать 1618 годом. И все, кто попадает сюда, видит средневековый замок таким, каким он был 400 лет назад.
Итак, самое интересный фрагмент этого места — сторожевая башня, которая снаружи кажется 5-этажной, а на самом деле имеет 7 этажей. Шесть надземных и один подземный. Каждый последующий этаж меньше, чем предыдущий. Вот как это выглядит на плане.
А так на модели
Строение увенчано черепичной крышей, выложенной в стиле «хонкаварабуки», где чередуются плоские и круглые плитки, а места соединения покрыты лаком.
Практически на каждой плитке имеются фамильные гербы семейств, владевших этим местом в разное время и вносивших свои коррективы в архитектурный ансамбль.
Отсюда начинается экскурсия по замку
Перед входом вовнутрь, надо снять обувь и, сложив в пакет, взять ее с собой.
Потом можно пройти по комнатам, представляющими собой просторные помещения с деревянными полами и потолками
Нет ни мебели, ни печки. Лишь самурайские доспехи да некоторые виды старинного оружия.
Окна, как и в старину, оклеены рисовой бумагой.
Холодно, неуютно. Короче говоря, на взгляд современного человека, место не слишком привлекательное для жилья.
В каждой комнате – по две крутые лестницы. Одна для подъема, вторая для спуска.
Имеется журнал со списком всех владельцев замка и рассказах о них.
Особенно интересна история, связанная с именем сёгуна Хонда Тадакацу, одним из четырех главных генералов, называемых «Четырьмя Небесными Королями», получившим этот замок в награду за добросовестную службу
Сёгу́нами в японской истории называли людей, управлявших Японией (исключение — императорский двор в Киото) с 1192 года до периода Мэйдзи, начавшегося в 1868 году Слово «сёгун» — заимствование из китайского языка.. От «цзянцзюнь», что переводится как «генерал»
Младший сын Тадакацу женился на дочери Токугава Хидетада, внучке второго сегуна Токугавы Иэясу, завершившего создание централизованного феодального государства в Японии, принцессе по имени Сэн.
Принцесса Сэн (Сэнхимэ) родилась в 1597 году. В семь лет была выдана замуж за Тойотоми Хидейори и увезена супругом из родного дома в Эдо в далекую крепость Осака.
Брак по политическим мотивам, для сохранения мира, был связан с тем, что в то время семья Токугава находилась в состоянии вражды с семьей Тойотоми. И Сэн стала, фактически, заложницей. Она страдала в этом браке, неугодном ее сердцу, но изменить ситуации не могла.
На помощь пришел случай. Когда ей в 1615 году исполнилось 18 лет, между этими семьями вновь возник конфликт на базе контроля за страной. Состоялась летняя битва при Осаке, где клан Токугава выиграл войну.
После этого сёгун Иэясу, опасаясь за свою безопасность, заставил Сэн вернуться домой. Та, как преданная жена, умоляла деда простить ее мужа. Но тот был непоколебим. Побежденному Хидейори ничего не оставалось, как совершить ритуальное самоубийство.
А Сэн, став вдовой, вновь вышла замуж. В этот раз по любви, за красавца Хонду Тадатоки. Вместе с ним отправилась в замок Химэдзи.
Второй брак оказался счастливее первого. Один за другим родились дети: дочь Кацу и сын Кочиё. Только счастье было недолгим. Сначала, в трехлетнем возрасте, ушел из жизни мальчик, в потом, через пять лет, когда Сэн было всего 25 лет, она потеряла Тадатоки, умершего от туберкулеза.
Обезумевшая от горя, женщина вернулась в Эдо, отрезала прекрасные волосы и, поменяв имя на Тэнджуин, стала монахиней в буддийском монастыре, где и прожила остаток жизни в покое и созерцании. Окончила земной путь в семидесятилетнем возрасте.
Ее дочь, принцесса Катсу, вышла замуж за Икеду Мицумаса, феодала Окаямы и Тоттори. Но это, как сейчас модно говорить, совсем другая история.
Как говорилось выше, вот уже более 400 лет беды обходят замок стороной. Экскурсоводы объясняют это тем, что его охраняют тела крепких мужчин, замурованных в стены во время строительства.
Не последнюю роль играет и расположенный внутри башни синтонистский храм Осакабэ.
Построенная на горе еще до возведения башни, святыня была снесена. И это не прошло даром. Не успела башня появиться, на замок со всех сторон стали сыпаться напасти. Пожары, неурожаи, природные катаклизмы…
Однако, стоило вернуть храм на прежнее место, разместив на верхнем этаже, как все неприятности закончились.
И сегодня каждый, независимо от вероисповедания, попав в это святое место, может помолиться и попросить о помощи.
Надо лишь бросить в специальный ящик монетку, дернуть за веревку, соединенную с колокольчиком, а потом, дважды хлопнув в ладоши, привлечь внимание божества Осакабе Шинто, покровителя Химедзи, поклониться и мысленно произнести свою просьбу.
У замка есть еще один оберег, защищающий от огня, способный, при надобности, вызывать дождь. Это мифическое существо сятихоко с телом рыбы, головой тигра, поднятым вверх хвостом и острым спинным плавником в форме пилы.
Его изображение часто используется в архитектуре Восточной Азии, в частности Японии.
А теперь представьте себе, что Белой Цапли могло и не быть, ибо около 150 лет назад, когда закончилась эпоха военных правителей, появился указ о сносе большинства замков. Было решено сохранить лишь те, что необходимы для обороны. Попал в черный список и замок Химедзи.
Но кому-то их чиновников пришла в голову мысль продать его с аукциона.
Старинную крепость, заплатив за 23,50 иены (в современном эквиваленте около 100 000 иен), приобрел торговец по имени Кобе Киёсироу живущий в Йонеда-чо, недалеко от нее. Башню Белой Цапли, построенную некогда Такуми Шибатой, он передал в 1892 году штабу 10-го пехотного полка.
В то время она представляла собой печальное зрелище. Склоны крыши заросли травой, стены потемнели. Но полковник Сигето, отвечавший за состояние строений, принадлежащих армии, назначил офицера Национального собрания ответственным за сохранение замка.
На его восстановление пошли армейские бюджетные деньги, составившие менее половины требуемой суммы. Это дало возможность провести частичный ремонт.
Здание продолжало разрушаться. До тех пор, пока к вопросу о его сохранения не подключились граждане, и в 1910 году были выделены деньги из национального бюджета
Имеются в комплексе и другие значимые места. Например, двор Харакири-мару с так называемой Мешочной башней, используемой в качестве камеры самоубийства со специальным сиденьем и особой подставкой для меча.
Хараки́ри, и сэппуку — ритуальное самоубийство принятое среди самурайского сословия средневековой Японии по приговору, как наказание или либо добровольно. Имело место тогда, когда самурай был обесчещен. Например, допустил гибель хозяина – дайме. Или ему был вынесен соответствующий приговор. В этом случае, совершая сэппуку, он показывал свое пренебрежение к смерти, а также храбрость и верность своему сюзерену.
Отличие этих понятий заключается в том, что сэппуку совершается при четком следовании правилам, а харакири – ничто иное, как простое самоубийство вспарыванием живота без проведения ритуала. Самурай просто должен оголить живот и разрезать его двумя движениями. Сначала от одного бока до другого, затем от груди до пупка.
В более поздние времена стал применяться менее болезненный метод, когда самурай втыкал вакидзаси себе в живот, наваливаясь на меч всем телом.
При совершении сэппуку самурай должен был «не потерять лицо», сделать свою смерть красивой. В противном случае он покрывался позором.
Для того, чтобы избежать «неприятностей», в проведении ритуала стал принимать участие специальный помощник – кайсякунин, который отрубал голову самураю, вонзившего в живот нож.
Еще одно интересное место — башня Окику, нижняя сторожевая башня на склоне. Она связана с именем служанки, работавшей в замке у самурая Тесана Айоямы, жена которого имела ценную коллекцию из 10 дорогих голландских золотых тарелок, которыми очень дорожила. И в обязанности Окику входила забота об этих тарелках, хранящихся в специальном «Посудном Зале».
Но случилось так, что хорошенькая служанка приглянулась хозяину, предложившему стать его любовницей и даже обещавшему бросить жену. Окику отказалась. А Тесан Айояма не привыкший к тому, чтобы его отвергали, решил наказать непокорную. Спрятав одну их 10 тарелок, пригрозил, что если она не согласиться на его предложение, то будет обвинена в краже и подвергнута пыткам и казни.
Гордая японка, не желая быть опозоренной, решила покончить с собой, и бросилась в один из 13 колодцев расположенных на территории замка.
По другой версии Окику влюбилась в одного из самураев замка и, случайно подслушав разговор своего хозяина Тесана Айоямы, участвовавшего в заговоре против владельца замка, рассказала об этом своему возлюбленному.
Заговор провалился, а разозленный хозяин обвинил бедную девушку в утере одной из тарелок. За это преступление, ее казнили, а тело бросили в колодец.
Так было или иначе, — точно не известно. Только с тех пор по ночам в замке слышен плач. Это рыдает девушка, считая тарелки. Не найдя десятой, ее призрак-юрими (так называют души лишенные покоя, потому что покинули тела людей, не прошедших после смерти необходимых обрядов по законам синтонизма), выходит наружу и начинает ходить по замку.
Она, как и полагается, одета в белое погребальное кимоно. На лицо спадают угольно-черные волосы. Руки бессильно свисают вдоль туловища. А вместо ног зияет пустота.
Эта легенда лежит в основе книги, по которой поставлен фильм ужасов «Звонок»
Имеется здесь еще одно приведение — монстр, убитый легендарным самураем Миямото Мусаси, чья душа обитает в крошечном святилище, расположенном на верхнем этаже башни.
Миямото Мусаси (Симмэн Такэдзо, Миямото Бэнносукэ, Симмэн Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин, Нитэн Дораку) — японский ронин (в данном случае странник, не подчиняющийся чужой власти), знаменит благодаря выдающейся технике владения мечом, является основоположником школы Хёхо Нитэн Ити-рю или самурайского искусства боя на двух мечах нито-рю, автор «Книги пяти колец» посвященной стратегии, тактике и философии военного ремесла.
За 6 дней до смерти Мусаси составил духовное завещание (по-японски «Доккодо»), датированное 12 мая 1645 годом, для своих учеников, которое назвал «Единственным верным Путем».
- Не идти наперекор неизменному Пути всех времен.
- Не искать удовольствий плоти.
- Быть беспристрастным во всем.
- Убить в себе жадность.
- Никогда ни о чём не сожалеть.
- Не испытывать неуверенности в себе.
- Никогда не завидовать другому ни в хорошем, ни в плохом.
- Не испытывать грусти в разлуке.
- Не испытывать неприязни или враждебности к себе или к другим.
- Никогда не иметь любовных влечений.
- Ничему не отдавать предпочтения.
- Никогда не искать для себя удобств.
- Никогда не искать способов ублажить себя.
- Никогда не владеть драгоценными вещами.
- Не поддаваться ложным верованиям.
- Никогда не увлекаться каким-либо предметом, кроме оружия.
- Посвятить всего себя истинному Пути.
- Не ведать страха смерти.
- Даже в старости не иметь желания владеть или пользоваться чем-либо.
- Поклоняться буддам и духам, но не надеяться на них.
- Никогда не отходить от истинного Пути воинского искусства.
Вокруг замка разбиты живописные сады Коко-эн с водопадами, соснами, бамбуковыми плетнями, каменными тропинками, беседками, прудами, поросшими лотосами. Место очень красивое, а потому исключительно популярное среди японцев.
Недаром на территории замка проходили съёмки многих кинофильмов. В одном из первых фильмов «бондианы», «Живёшь только дважды», режиссер разместил здесь секретную школу ниндзя, где велись разработки ракетного оружия и куда попал Шон Коннери в роли агента 007.
Работал здесь и Акира Куросава, снимая такие шедевры, как «Тень воина» и «Ран».
А в 2003 году в Химэдзи снимали историческую картину «Последний самурай» с Томом Крузом в главной роли.
Парк вокруг замка известен как одно из мест паломничества японцев во время праздника цветения сакуры Это замечательная национальная традиция любования цветами называется Ханами.
Начинается праздник с цветения умэ (японской сливы), которое длится около 7-10 дней, в зависимости от погоды.
А уж потом распускает свои цветы знаменитая японская вишня.
Имеются другие мероприятия, собирающие в это место людей
С 1992 года в январе здесь проходит городской марафон
6 апреля объявляется Белым днем, вечером которого проходит Праздник сакуры со световыми эффектами и музыкальными концертами. А в конце этого месяца — Ботанический фестиваль «Священное Сердце»
В начале августа можно посетить Фестиваль замка Химэдзи, а в конце сентября — Фестиваль часов
С середины октября до середины ноября – выставка хризантем.
2019
Фотографии Натальи и Алексея Яровинских
Харакири и сеппуку — Сайт о Японии
Harakiri-maru | The sack turret was also known as the suicid… | Flickr
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: