Градчанская площадь является доминантой исторического пражского района Градчаны (Hradčany). А потому, прежде чем начать ее осмотр, расскажем сначала об истории возникновения этого места, название которого связано расположением близ знаменитого Пражского града.
А началась она с появления под крепостными стенами, там, где через лес шла дорога к Страговскому и Бревновскому монастырям, поселения, изначально представлявшего собой две улицы да площадь с рынком. Там жил персонал, обслуживавший Град и именуемый градчанами.
В 1333 году поселение приобрело статус города, третьего по счету в этом регионе после Малой Страны и Старого места.
В 1375 году, по велению Карла IV, вокруг нового образования выросла защитная крепостная стена с тремя входными воротами. Она протянулась в западном направлении до современных площадей Погоржелец, и Лоретанская, включая Новый Свет.
В функции новой стены высотой в 4,5 метра, протянувшейся более чем на 6,5 километров, с наблюдательными пунктами и верхом, обрамленным острыми кольями, за что получила название «Зубастой», входила защита от врагов, как с южной, так и западной сторон.
На строительстве, продолжавшемся около трех лет, было занято довольно много рабочих. Они получали зарплату, спасая свои семьи от голода. И существует мнение, что именно с этой целью Карл IV затеял возведение этого объекта. Впрочем, это скорее всего, красивая легенда. Тем не менее эта стена получила название Голодной, сохранившееся в веках.
В 1541 году жестокий пожар уничтожил дотла все постройки Градчан. На освободившейся территории стала селиться местная знать, стараясь приблизиться к королевскому двору. Стали строиться величественные ренессансные дворцы, дома в классическом стиле.
В 1598 году император Рудольф II Габсбург присвоил этому месту статус «Королевского города», который до первой половины XVIII века был отделен от комплекса Пражского Града глубоким искусственным рвом с подъемным мостом.
А в 1784 году, после того, как ров был засыпан, Иосиф II в провел реформу, объединив Градчаны с тремя другими историческими районами Праги, сохранявшими до этого право на самоуправление. Так появился единый Королевский город Прага.
Итак, мы на Градчанской площади, где, с одной из смотровых площадок, открывается прекрасная панорама на Лоретанскую и площадь и Малую Страну
По площади можно гулять на своих двоих, а можно прокатиться и на раритетном автомобиле.
Здесь находится главный вход в Пражский град ( (см. Пражский град)
Недалеко от них ворот в 2000 году в честь 150-летия со дня рождения первого президента ЧР было поставлено его бронзовое изваяние. Это трехкратно увеличенная копия скульптуры О. Шпаниела, созданной в 1931 г. и хранящейся в Лапидарии.
На площади стоит Чумный столб (Morový sloup). Или же Мариинская колонна (Mariánský sloup), одна из многочисленных в Восточной Европе. Она появилась в 1725 году по двум причинам. Во-первых, таким образом город благодарил Богородицу за избавление от чумы. Во-вторых, просил о даровании королю Карлу VI наследника мужского пола.
Эта просьба, увы, услышана не была. А потому престол унаследовала его дочь Мария-Терезия, оказавшейся мудрой правительницей, издавшей ряд прогрессивных законов. И период ее правления чехи вспоминают с благодарностью.
Скульптурная группа изображает Деву Марию в окружении восьми покровителей чешской земли. Отсутствует лишь св. Норберт, основатель премонстранского ордена. Это связано с тем, что аббат Страговского монастыря не захотел внести свою лепту в создание памятника. Автор сооружения — известный архитектор Фердинанд Максимилиан Брокоф
Все, кто попадает на площадь, непременно обращают внимание на красивый фонарь на высоком столбе (1876 год, архитектор А. Линсбауэр, скульптор Эдуард Весели) с восемью необарочными светильниками, выше которых — коринфская колонна с аллегорической фигурой Праги. Столб опирается на массивную чугунную основу высотой 8,5 метра, которую с четырех сторон подпирают женские фигуры в античной одежде.
Этот фонарь – один из двух сохранившихся из шестнадцати, имевших место в 1882 году. Второй такой канделябр стоит на Лоретанской улице.
Изначально в фонарях горел газ, но в 1985 году газовые лампы были заменены электрическими. Прошло совсем немного времени, и в 2002 году все вернулось на круги своя после того, как было принято решение придать Праге прежний романтический вид.
И в исторической части города, как прежде, разлился неровный свет газовых фонарей. Они появились в Старом городе, на Карловом мосту, в Малой стране, на Градчанах и ряде других улиц и площадей. Сегодня более пятисот фонарей. освещают Королевскую дорогу по которой когда-то проходили эскорты чешских монархов.
Зажигание фонарей происходит автоматически, но периодически, особенно по праздникам, на улицы Праги выходят фонарщики, облаченные в темный плащ и цилиндр. Они подносят к фонарю длинный бамбуковый шест, на конце которого находится крючок, который, зацепившись за особое колечко, открывает газ. А тлеющий фитиль на конце шеста зажигает пламя. При этом раздается характерный хлопок.
А теперь перейдем к осмотру стоящих на площади зданий. И первым делом обратим внимание на Дворец архиепископа (Arcibiskupský palác) (Hradčanské námĕstí, 16).
До 1538 года на этом месте стояло 8 небольших домов, в которых жили мещане и купцы. По распоряжению Фердинанда I их снесли и на пустыре построили резиденцию для императорского фаворита Флориана Гриспека.
Флориан Гриспек (1504 -1588 г.г.) был довольно интересной личностью, а потому на ней стоит остановиться.
Чешский дворянин баварско-австрийского происхождения, был высокопоставленным королевским чиновником, основателем чешской ветви рода Гриспек. Будучи богатым человеком, он имел обширные владения с замками Rožmitál, Nelahozeves, Kaceřov. Женившись в 1539 году в Инсбруке на тринадцатилетней Розине Хельцлин из Силиана, стал отцом 24-х детей: четырнадцати сыновей и десяти дочерей.
Семь сыновей, оставшихся в живых после отца, разделили наследственную собственность. Одному из них достался в 1553 году этот дом, который выкупил император Фердинанд I и в 1561 году передал архиепископу Антонину Брусу. Дворец стал его резиденцией, перешедшей преемникам.
Впоследствии здание неоднократно перестраивалось. В итоге получился комплекс из дворца с четырьмя крыльями и внутренними дворами, один из которых разделён на две части двухъярусной галереей в виде моста.
Изначально он имел вид зрелого ренессанса (Г.Тироль, Б. Вольмут), о чем свидетельствуют фрагменты сграффито XVI в. во дворе.
В 1676 году дворец претерпел перестройку, приобретя черты раннего барокко (Я.Б. Матфей, Ф. Лураго), о которой свидетельствует центр фасада с порталом из сливенецкого мрамора.
В 60-х годах XVIII века серьезная реконструкция придала ему стиль позднего барокко (Я. Й. Вирх). Именно тогда появились боковые крылья, достроились верхние этажи, фасад украсили такие архитектурные элементы как пилястры и полуколонны, ажурные балконы, декоративное обрамлени окон, герб архиепископа Пршиховского над главным входом (И.Ф.Платцер).
А в середине XIX в. экстерьер довершили фигуры Мужества и Снисхождения (И.Ф.Платцер, Т.Сеидан).
Исключительно хорош интерьер в стиле рококо с красивой мебелью, картинами, коллекциями фарфора, стекла, готических медных бюстов.
А в одном из залов можно увидеть восемь гобеленов с экзотическими сюжетами из жизни Новой Индии. (Работа мастеров парижского ателье Нейлсона (1756 г) по картонам Депорта)..
С 1562 года здесь располагается администрация епархии и местожительства архиепископа.
Увидеть внутренние аппартаменты можно раз в году, когда двери дворца открываются для посетителей по предварительной записи в Чистый Четверг, перед Пасхой.
Напротив стоит Салмовский дворец (Salmovský palác) он же Малый Шварценбергский дворец (Mali Švarzenbergský palác) (Hradčanské námĕstí, 1).
Большое здание в стиле «зрелого классицизма» с тремя крыльями и внутренним двором-курдонером, огражденным решеткой, рисунок которой повторяет рисунок ограды Парадного двора Пражского града, был построен по проекту Франтишека Павички (1811 г) для архиепископа Вилема Флорентина, принца Салм-Салм на месте нескольких небольших дворянских домов.
Роскошный жилой дом изначально планировался как жилье для служащих при наместнике австрийского императора. Но через год после окончания строительства был куплен Йозефом Шварценбергом, который соединил его со стоящим по соседству своим дворцом.
До Бархатной революции здесь располагалась швейцарское посольство, но после по реституции Шварценбергам вернули их собственность и швейцарцам пришлось искать новые помещения.
Сегодня здесь располагается экспозиция Национальной галереи, где представлены работы чешских художников от классицизма до романтизма
Справа к нему примыкает Шварценбергский дворец (Schwarzenberský palác) (Hradčanské námĕstí,2).
Огромное здание с тремя крыльями, считающееся одним из замечательных образцов эпохи раннего чешского Ренессанса. Оно было построено в 1567 году (архитектор Агостино Галли по прозвищу «Влах») для будущего бургграфа Пражского града Яна Лобковицкого.
Привлекает внимание фасад с прекрасной росписью в технике сграффито — выпуклых прямоугольников в форме алмазных фасеток. (Техника сграффито представляет собой нанесение на стену мокрой двухслойной штукатурки, а затем процарапывание рисунка по верхнему светлому слою). Аттики выполнены в той же манере, но уже с фигурной и растительной тематикой.
Над фасадом выступает люнетовый карниз, выступающий за плоскость фасада, также декорированный росписями выполненными в северо-итальянском стиле.
В 1590 году дворец перешел во владения других представителей рода Лобковицких. Из-за процесса над Ладиславом Лобковицким в 1594 году, которому иминировалось оскорбление Его Величества, весь род попал в немилость. .
Семейное имущество удалось спасти его жене Магдалене, урожденной Сальмовской. А вот дворец, принадлежавший его брату католику Йиржи, был конфискован и продан Петру Воку из Рожмберга
Затем строение неоднократно переходил из рук в руки до тех пор, пока не стало собственностью вдовствующей герцогини Мари Эрнестины, что завещала его вместе с другими землями своему племяннику Адаму Францу Шварценбергу, и в 1719 году он, став здесь хозяином, реконструировал дом в стиле позднего барокко, где слились принципы итальянского Возрождения и чешских традиций по проектам А.Е.Мартинелли, а затем М.Каневалло.
После того, как императорский двор перебрался в Вену, туда устремилась и знать. Многие дворцы стояли пустыми, покинутыми их владельцами. Так в начале ХХ века в Шварценбергском дворце функционировала лишь конюшня. В 1908 году дворец арендовал Национальный технический музей.
Династия Шварценбергов владела до окончания Второй мировой войны, после чего он был передан министерству обороны Чехословакии, разместившем там экспозицию Военно-исторического музея.
В 1991 году дворец был возвращен прежним владельцам, но спустя 11 лет снова стал музейным помещением.
Начиная с 2008 года и по сей день, дворец представляет собой музей чешской барочной живописи. А под самой крышей Шварценбергского дворца расположилась экспозиция исторического оружия XV-XIX века из коллекции Института военной истории
Интересны и интерьеры внутренних залов с потолками, где на деревянные конструкции натянуты холсты, расписные темперой.
Изюминкой дворца являются великолепные солнечные часы, расположенные на одной из дымоходных труб, оформленные в технике сграффито. С одной стороны изображен петух, символизирующего день, а с другой — сова, символизирующая ночь. И надпись «Hora ruit» («Время мчится»). А фишка заключается в том, что они видны лишь из дома на улице Нерудова под названием «У двух солнц».
Штернбергский дворец (Šternberský palác) (Hradčanské náměstí 15) с самой площади не видно.
Чтобы попасть в него нужно пройти через арку Архиепископского дворца и спуститься вниз. И тогда перед глазами предстанет трехэтажное здание в стиле в стиле классицизма с квадратным внутренним двором.
Изначально на этом месте стоял ренессансный дом, принадлежащий роду Лобковицких. А потом появилось сооружение, которому отводилась роль зимней резиденции Каспара Штернберга — ботаника, минералога и теолога, основоположника Богемского национального музея в Праге ((1708, архитекторы Мартинелли и Аллипранди)
Все четыре крыла дворца украшены лепниной и другими декоративными элементами. С западной стороны. расположен главный вход с овальным ризалитом, картушем и гербом Штернбергов.
В 1811 году дворец перешел к Обществу патриотических друзей искусства. Оно инициировало реконструкцию здания. Была проведена достройка южного крыла в стиле позднего классицизма (архитектор Ян Новотный), появился большой зал на третьем этаже. Как фасады, так и внутреннее убранство дворца были пышно декорированы. Стены и потолки залов, салонов, кабинетов отделаны лепниной, зеркалами, живописью.
В 1871 году этот дом приобрел Энестинум (приют для детей с определенными отклонениями в развитии). После Первой мировой войны до Второй мировой войны в этом здании размещалась государственная военная школа.
В 1947 году здесь обосновалась Национальная галерея, где представлена постоянная экспозиция, посвященная европейскому искусству от античности до барокко. Здесь можно увидеть работы таких мастеров как Эль Греко, Рибер, Гойя, ванн Дейк, Рубенс, Рембрандт, Кранах, Дюрер, Тинторетто, Франческо Гварди, Лукас Кранах… …
Тогда же внутренний двор украсила бронзовая скульптура изображающая льва, побеждающего змея ( работа французского мастера Антуана-Луи Бари).
А еще здесь имеется великолепный сад со множеством интересных скульптур, расположенный между западным фасадом дворца и Оленьим рвом.
В отличие от других домов и дворцов, которые после Бархатной революции были возвращены владельцам в рамках реституции, Штернберги бывшую собственность не получили из-за сотрудничества с нацистами.
Тосканский дворец (Toskánský palác) (Hradčanské námĕstí, 5)
Тосканский дворец, который иногда называют дворцом Тун-Хоэнштайн, представляет собой массивное здание белого цвета с красной отделкой в стиле раннего барокко. Внутренний двор — в стиле классического барокко.
Строительство дворца было начато графом Михаилом Освальдом Тун-Хоэнштейном в конце XVII века (архитектор Джованни Антонио Каневалли по проекту французского архитектора Жана Баптиста Мате) для графа Михала Освальда Туна, который умер до окончания строительства
В 1718 году Анна Мария Франтишек, герцогиня Тоскана, купила недостроенное здание у Туна, а затем закончила строительство — отсюда и название этого дворца и семейные гербы этого рода на широком фасаде над балконными дверьми. На аттике дворца — изваяния семи свободных искусств (скульптор Брокофф), а на углу — статуя архангела Михаила (скульптор О. Мосто из Падуи, около 1700 г.).
В 1998 году была проведена полная реконструкция здания. Для публики иногда, во время общественных мероприятий, открывается часть помещений на первом этаже, где сохранились ренессансные своды, а так же интерьер капеллы с росписью по потолку на евангельские сюжеты.
Сегодня здесь размещается Министерство иностранных Чешской Республики.
Церковь св. Бенедикта (Kostel Sv. Benedikt) (Hradčanské námĕstí, 3)
Храм, построенный на месте сгоревшего в 1655 году готического костёла Святого Бенедикта XIV века, представляет собой прямоугольное готическое здание с одним нефом. Его венчает небольшая башенка, заканчивающаяся восьмигранной «пирамидкой» со шпилем. .
В XVII веке была проведена реконструкция, которая не затронула готические стены. А вот главный алтарь, декорированный изображениями Святой Терезии и Девы Марии, приобрел барочный вид. Рядом с храмом появилось двухэтажное монастырское здание в стиле раннего барокко.
В переделке костела и возведении монастыря и перестройке костела принимали такие архитекторы, как Карло Лураго, Доменико Орси, Бартоломео Скотти и Маркантонио Канневале.
В результате реформ Иосифа II в 1786 году монастырь закрылся. Шесть лет спустя строения приобрели босые кармелитки, чей Орден был упразднен в социалистическую эпоху.
И тогда, конфискованные помещения превратились в роскошную гостиницу для иностранцев с шикарными люстрами, коврами и дорогой мебелью. для высокопоставленных лиц.
В 1992 году по реституции (возврат госимущества прежним владельцам) монастырь с церковью вернули кармелиткам. Монахини демонтировали и продали все пышное убранство, а на вырученные деньги восстановили прежние интерьеры, придав им аскетический вид, а около главного алтаря посадили мумию основательницы монастыря Марии-Электры.
Эта мумия была обнаружена через три года после смерти монахини в 1663 году, когда гроб с ее телом был вымыт из земли при разливе Влтавы.
Увидев сохранившееся тело, монашки обмыли его настоями из трав, что привело к тому, что оно стало коричневым, а лицо – черным.
И, наконец, последний объект нашено внимания на Градчанской площади — Мартиницкий дворец (Martinický palác) (Hradčanské námĕstí, 8)
Участок на углу Градчанской площади в начале улицы Кановницка купил в XIV веке дворянин из Кинсдорфа Онджей Тейфл и заложил фундамент будущего дома. Но ему, кадровому офицеру, заниматься строительством не было времени, а потому в 1583 году незавершенное здание было продано наместнику императора в Чешском королевстве Йиржи Боржиту из Мартинице в Сметане, чье имя и носит дворец.
Новый хозяин сразу же затеял масштабное строительство в ренессансном стиле. На фасадах в технике сграффито появились сцены из Ветхого Завета (житие Иосифа и легенда о царе Самсоне).
После того как Йиржи Боржит умер, не оставив прямых наследников, здание унаследовал его племянник Ярослав, который расширил восточное крыло, перестроил южное и добавил северное. А декор фасада дополнил графическими изображениями сцен из мифов о подвигах Геракла.
Во время Второй Пражской дефенестрации (1618 год) он, чудом спасшейся во время третьей пражской дефенестрации, когда вместе с Вилемом Славатой и Филиппом Фабрициусом был выброшен из окна канцелярии в Пражском Граде
Был вынужден бежать в Мюнхен. А когда ему удалось в 1622 году вернуться, получить титул графа и вернуть утраченные владения, достроил одну из частей дворца,
Внешняя и внутренняя отделка дворца придала ему стиль позднего Ренессанса и раннего барокко.
Был достроен еще один этаж, украшенный классическими фронтонами и лепниной. А над главным входом фасада из красного мрамора появился герб Мартиницкого рода – звезда на листе водяной лилии.
Внутренние помещения украсили резные деревянные потолки с красивой росписью; стены и купольные своды большого зала яркие фрески. Интерьеры залов скопировали обстановку Королевского дворца в масштабе 1:2, сделав свою резиденцию одним из самых величественных сооружений в Старом Городе . Так Ярослав решил заявить о себе как о втором лице государства после императора.
С годами, несмотря на то, что семья Мартиниц проживала здесь 150 лет, здание теряло свой блеск. К тому же, как фасад, так и внутреннее убранство сильно пострадало в 1757 году. от снарядов при обстреле Праги прусской армией
В конце XVIII века владелицей дворца стала Йозефа Вейтнвебер, превратившая его в доходный дом, где кроме съемных квартир размещались ремесленные мастерские и лавки. И к середине XX века уже трудно было себе представить каким величественным в прошлом было это место.
В 1953 году городские власти, решив вернуть дворцу прежний вид, провели масштабную реконструкцию, в ходе которой под слоями краски и штукатурки обнаружилась изначальная роспись. А уже в наше время (с 2007-го по 2011-й год) были проведены ремонтные работы с целью максимального возвращения сооружению внешнего и внутреннего вида образца эпохи Возрождения по сохранившимся чертежам и планам.
В период 1974 -1994 г.г. Мартинический дворец был штаб-квартирой главного архитектора Праги. В настоящее время по предварительной договоренности открыт для проведения экскурсий, разных мероприятий, свадеб и банкетов.
В этом здании находится музей раритетных музыкальных машин: оркестрионов, шарманок, музыкальных шкатулок, граммофонов…