В это место редко заглядывают туристы. А зря. Ведь Червена Лгота занимает призовое (третье) место среди самых сказочных замков Чехии.
Это место было одним из четырех (наряду с Блатна, Пернштейн и Леднице), где разворачивались события советского фильма-сказки .«Принцесса на горошине» снятого кинорежиссёром Борисом Рыцаревым..
Необыкновенное строение, стоящее на воде посреди небольшого пруда, в котором разводят знаменитых чешских карпов, представляет собой четырёхдверный двухэтажный дом, с небольшим двориком в центре.
Подойти к строению, занимающему всю скалу, можно миновав Каменный мост, построенный в 1622 году и заменивший оригинальный разводной.
Это строение, находящееся недалеко от города Табор, изначально представляло собой крепость, стоящую на скалистом утесе посреди реки. Но потом, в стратегических целях, была поставлена плотина и затоплена прилежащая долина.
По сей день ученые спорят по поводу даты возведения этого строения. Одни говорят, что это имело место в XIII-XIV веках. Другие утверждают, что XVI-м столетии.
Мне кажется, что более правильно придерживаться первой версии, ибо в подвальных помещениях двух квадратных зданий, прилегающих к подъездной дороге, имеются фрагменты раннеготического строения. Вероятной всего, цитадели.
Первое же письменное упоминание о деревне Лгота датировано 1465-м годом, когда в земельном списке 1465 года появилась запись, где говорилось о разделе наследного имущества Чибора из Засмука между двумя сыновьями — Петром и Вацлавом.
Братья же, по каким-то соображениям продали наследство Бобинскому из Уезда, который перепродал его около 1530 года рыцарской семье Кабове из Рыбнян.
Между 1542-1555 годами, благодаря тогдашнему владельцу, готическая крепость была перестроена в ренессансный замок, который в исторических документах фигурирует как Нова Лгота.
Реконструкцией занимался итальянский строитель Гонс Влах. Как выглядели тогдашние интерьеры можно увидеть в башенном помещении и в кабинете.
Вместе с новым строением, как продуманным элементом ландшафтной композиции, появилась окружающая его водная гладь, в которой полностью отражалось здание белого (!) цвета.
И снова смена хозяев. В 1597 году замок был продан Вилему из Дима, при котором дом был оштукатурен в красный цвет и получил название Червена Лгота.
Почему он приобрел столь необычный колер, существует ряд легенд, согласно которым на одной из стен под окном на белом фасаде появилось несмываемое кроваво-красное пятно.
Одна из них рассказывает о прекрасной принцессе, которая покончила с собой, выбросившись из окна замка. Тело умершей красавицы не нашли. О трагедийных событиях говорил лишь кровавый след..
По другой – пятно в виде креста стало следствием действия дьявола, после того как живущая здесь девушка, потеряв мать, усомнилась в вере в бога и, в сердцах, выбросила в озеро, висевший на стене крест. Появившаяся тотчас нечистая сила в облаке дыма с запахом гари, подхватила ее и унесла в ад.
В одной из версий главными героями трагедии выступают рыцарь Гутраме Каабе из Рыбнян и его жена Жанна из Дирна.
Он — католик, она – протестантка. Противясь мужу, жена выбросила в озеро католический крест. А в дальнейшем же все происходило подобно предыдущему варианту.
Самой же достоверной является история ссоры двух семейств рода Кабов на религиозной почве, потому что один из них, Бугухвал, исповедовал католицизм, а другой, Йиржи, был приверженцем Яна Гуса.
Сын Бугухвала, в дальнейшем владевший замком, в 1597 году продал его Вилему Руту из Дирной, который уже имел ряд владений в этих краях. Лгота, оказавшаяся в середине, слилась с другими поместьями.
А далее события развивались так. Последний из Рутов, Богуслав, входящий в антигабсбургскую оппозицию, после Битвы на Белой Горе, вынужден был, спасая свою жизнь, покинуть родину. В связи с этим его добро перешло в руки ревностного католика Антония Бручия, ротмистра императорского войска, который в 1621 году получил в подарок весь комплекс поместий. (Монархи любили дарить приближенным чужое имужество).
Через 18 лет, когда Бручия отошел в мир иной, не оставив потомства, Лгота, оприходованная Королевской Палатой, стала временным пристанищем разных людей.
Вновь замок обрел хозяев в 1641 году, когда его купил Вилем Славата владелец Тржебони.
Вместе со своей женой Луцией Отилией они произвели перестройку в стиле раннего барокко, превратив замок в загородный бельведер, место, где было приятно отдыхать и развлекаться, что особенно нравилось дамам.
Так как у внуков Вилема не было наследников мужского пола, после брака его второй правнучки, собственность в 1693 году перешла во владение Виндишгрецов. Но те не сумели ее сохранить. Чтобы погасить крупные долги в 1755 году продали Лготу Франтишеку де Паулку из Гуденуса.
Новый хозяин первым делом приступил к реконструкции, которой помешал пожар, спаливший все хозяйственные постройки и повредивший главное здание. Эта неприятность отбила охоту у Паулка заниматься замком, и в 1776 году Лгота снова была продана и вписала в свою историю имя Игнаца Стиллафрида из прусской Силезии, который по мере возможности навел порядок.
В его бытность, человека прогрессивных взглядов и мецената, здесь жил стареющий австрийский композитор и скрипач Карл Диттерс фон Диттерсдорф. Здесь он и умер.
Как все было обустроено (за исключением небольших изменений) можно увидеть сегодня на втором этаже, где большинство сводов и лепных украшений интерьеров относится к тому времени.
Особенно хорош был большой парадный зал, занимавший всю площадь восточного флигеля, украшением которого занимались итальянские мастера Кометта и Тенкалла.
К сожалению, впоследствии пространство зала с целью более практичного использования площади, разделили, поставив перегородки. Составить же представление о том, что имело некогда место, видно в сегодняшней столовой.
Затем замок перепродавался снова и снова. До тех пор, пока его в 1835 году не приобрел Генрих Эдуард Шенбург-Гартенштейн, майор австрийской армии, камергер императора. И его потомки владели Лготой 110 лет.
Особенно полюбил это место последний представитель рода Иоганн Шенбург-Гартенштейн, кавалер множества орденов, Великий князь Мальтийского ордена.
За время владения Шенбургами замок пережил две крупные перестройки. Первую во второй половине XIX века, когда ему был придан псевдоготический вид, и вторую в 1901-1910 годах. Это был уже неоренессансный вариант по проекту знаменитого венского архитектора Гумбольта Вальхера. Искусственно был изменен и ландшафт.
После того, как Первая мировая война привела к распаду империи, которой Шенбург-Гартенштейн служил верой и правдой, князь удалился в свою резиденцию. Чтобы занять себя занялся ее благоустройством. А когда в 1937 году умер, то был похоронен в специально возведенной здесь гробнице.
Когда в 1946 году замок был национализирован, согласно декрету Бенеша, было принято оешение отдать замок министерству сельского хозяйства под пансионат.
С целью оценки его пригодности была создана специальная комиссия.
Но Антонин Вркоч, смотритель Червеной Лготы, не хотел допустить того, чтобы историческое строение пропало. Поэтому перед приездом пражского начальства он поднял плотину и спустил воду из пруда.
Перед глазами высоких гостей предстала непрезентабельная картина. Строение посреди грязной лужи, достававшей до окон первого этажа, явно не годилось для министерских планов.
А год спустя, было принято решение о сохранении этого объекта как архитектурного памятника. И с 1949 года он превратился в музей
По сравнению с другими замками Червена Льгота – миниатюра. А вся его экспозиция сосредоточена в комнатах, занимающих только второй этаж.
Их, сохранивших стиль рококо и ренессанс, около 20. Перед посетителями предстают апартаменты, которых жили Шенбург-Гартенштейны в начале ХХ века.
Все пространство делится на две части: парадную и частную. В парадную среди прочих входят Игровой салон, Фрацисканский салон, Золотой салон, а в частную – Синяя спальня, покои графини, столовая, кабинет графа.
Все помещения обставлены мебелью соответствующей эпохи. Красиво смотрятся кафельные печи, картины, фарфор. Имеется множество необыкновенных экспонатов, среди которых античная ваза, возраст которой составляет около 2,5 тысяч лет.
Особую ценность замка представляет несколько старинных картин. Это изображение Яхима и Захариаша из Градца в детском возрасте (1529 г., художник Я. Зайзенеггер), портрет баварского герцога Альбрехта V Мюлиха (1555 г.), портреты Яна Карла Яхима Славаты и безобразной герцогини Маргариты Маульташ,
Последняя представляет собой старинную копию картины Квентина Массейса «Уродливая герцогиня», что хранится в Лондонском национальном музее. На самом деле это не портрет, а гротесковая карикатура.
Мы хорошо знакомы с образом этой женщины благодаря роману Лиона Фейхтвангера «Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ» .
Писатель создал образ исключительно некрасивой, но умной и образованной женщины, которую не понимали современники,.
На самом же деле, она была иной. Милой и симпатичной. Мифы о безобразном облике сфабриковали священники, возмущенные фактами ее личной жизни.
Ведь после того, как ее династический брак с сыном чешского короля Яна Люксембургского оказался неудачным, Маргарита Тирольская (Маульташ – прозвище, подчеркивающее ее безобразность, от названия любимого немцами блюдо, по виду напоминающего пельмени), рассталась с ним и вышла замуж за Людвига Баварского, сына императора Священной Римской империи.
Так как и развод, и повторный брак произошли без церковного разрешения, это привело Ватикан в ярость, Папа Римский приказал отлучить Маргариту и Людвига от церкви.
Вот экскурсия по замку окончена.Покидая это место, полюбуемся южным краем пруда в зарослях густого леса, служащиего фоном для замка, а также ландшафтным парком на северной стороне, где стоит небольшой ренессансный Костел Святой Троицы
2009 —2020
Фотографии Алексея Яровинского