Впервые с названием этого города я познакомилась, читая книгу Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка», который неоднократно упоминал о нем как о месте расположения воинской части, куда должен был попасть.
Давайте и мы отправимся в старинный город, расположенный в Будеевицкой котловине, где сливаются реки Мальше и Влтава.
Он был заложен в 1265 году королем Пршемыслом Отакаром II с целью ослабления влияния укрепившихся в этих краях знатного дворянского рода Витковичей.
Свое название новоявленный город получил по имени одного из двух имевшихся там сел, которое связано с легендарным Будивоем (Борживым), дедом Святого Вацлава, мужа Святой Людмилы.
Новая территория осваивалась не хаотично, подобно другим городам, а по конкретному плану, где в центре находилась большая квадратная площадь, а от нее расходилась сеть улиц, пересекающихся под прямым углом. Вокруг были выстроены мощные укрепления.
Город, имевший статус королевского, имел соответствующие привилегии. Например, право на пропуск всего товара, что шел Австрии в Чехию и обратно.
Во времена правления Карла IV купцы, следовавшие этим маршрутом, должны были делать обязательную трехдневную остановку для продаж по исключительно низким ценам. А мастера, живущие в селениях, находящихся на расстоянии менее мили от города, не имели права заниматься теми ремеслами, что кормили местное население.
Благодаря этому Чески Будеевицы богатели, обрастали каменными домами, солидными храмами.
Место, охраняемое солидными городскими стенами, было одним из немногих, что не пострадало во время гуситских войн, потому что Ян Жижка даже не решился его атаковать.
В истории города XVI век – один из самых успешных. Местные купцы промышляли сукном, солодом, пивом, российской и австрийской солью, пресноводной рыбой.
Во второй половине столетия здесь был открыт королевский Монетный двор, на котором чеканили монету из серебра, добываемого на окрестных рудниках. Появились ратуша, Черная башня, новые крепостные стены.
Несчастье принес большой пожар 1641 года, который уничтожил в Ческих Будеевицах более половины домов. Вот как рассказывается об этом в хронике того времени.
«24 июля сего года (1641) готовил фельдшер, живший в доме мещанина Ржегоржа Миллера, лекарство для раненного поручика полка Максимилиана Вадштейна и забыл горючее вещество на огне».
Потребовалось всего несколько часов, чтобы погибли готические строения, многие из которых были построены в XV веке.
Их сменили строения в стиле барокко, доминировавшем в архитектуре вплоть до XVIII века. А в начале XX века появились здания в стиле модерн.
Нынешние Ческе Будеевице не похож на небольшие старинные городки. Это промышленный город с современными производствами, развившимися в XIX столетии.
Именно тогда возникли всемирно известная карандашная фабрика «Кохинор» и местный пивоваренный завод, производящий «Будеевицкий Будвар», чья продукция регулярно поставлялась к столу императора Фердинанда I.
В центре города лежит одна из крупнейших городских площадей в Центральной Европе имеющая форму квадрата (133 х 133 м). Она носит имя основателя города Пршемысла Отакара II. Здесь в стародавние времена торговали, гуляли, вершили правосудие, проводили публичные казни.
Вокруг площади селилась местная знать, возводя дома в разные соответственно моде разных времен. А потому они отличаются высотой, офрмлением, архитектурными стилями. Но есть и нечто и их объединяющее. Это аркадные галереи, по которым можно перейти от дома к дому. Как в Тельче.
Посреди площади находится фонтан «Самсон», который когда-то снабжал жителей города водой из Влтавы. Его сделал в 1726 г. по проекту иезуита Ф. Баугута местный каменотес З. Горн, статую же библейского героя изваял скульптор Иосиф Дитрих.
Рядом с фонтаном в плиты площади встроен камень неровной овальной формы с крестом. Он указывает место, на котором, согласно легенде, в 70-х годах XV века было казнено 10 юношей (о причинах этого печального события мнения расходятся).
И существует поверье, что человек, нечаянно наступивший на камень или перешагнувший через него с наступления темноты, никогда не найдет дороги домой. Отсюда и его название Блудный.
Самым значимым зданием на площади является ратуша, построенная в 1730 году по проекту архитектора Антонио Эрхарда Мартинелли.
Монументальный фасад украшен гербами Ческих Будеевиц, Моравии, Чехии и Силезии. По бокам — аллегорическая роспись. У основания главной башни, с часами на фронтоне, изображены фигуры Мужества и Верности, а наверху фасада установлены фигуры Справедливости, Благородства, Мудрости и Осторожности (скульптор И. Дитрих).
В верхней части здания видны четыре мощных водостока в виде драконов.
Нынешний барочный стиль заменил прежний, ренессансный, от которого сохранилась красивая потолочная фреска с изображением сцены Соломонова суда (1730 г, автор Я. А. Шепф), что находится в главном зале мэрии. Под стать залу и центральная лестница с рельефным гербом города.
В 1995 году в ратушной звоннице установили новые колокола, и теперь они мелодично отзванивают каждый час.
Из достопримечательностей этого здания можно назвать так же старинный эталонный метр, что был установлен на одной из колонн у входа еще в 1765 году.
Справа от площади, на улице Кановницкой, стоит римско-католический собор Св. Микулаша. Заложенный в конце XIII века одновременно с городом, он имел готический вид. Со временем шпиль убрали, башню увеличили, алтарь обновили… Но страшный пожар, нанесший колоссальный урон всему городу, уничтожил и собор.
Городскому совету удалось собрать нужную сумму денег и пригласить итальянских мастеров Джованни Чиприани и Франческо Канневалле. В 1649 году собор был отстроен. Из-за того, что работа была выполнена некачественно, он вскоре начал разрушаться. Но Джузеппе ди Маджи сумел устранить неполадки.
Строгий фасад бело-голубого строения в стиле барокко. Выделяются позолоченные капители пилястров и фигур святых: Николая, Вацлава и Аурациана, мощи которого хранятся в этом месте. Внутренне убранство в стиле барокко после переделок приобрело черты минимализма.
Интерес для обзора представляют элементы, сохранившиеся с XVIII века. С того времени, когда собор приобрел статус кафедрального, после того, как в Ческих Будеевицах появилось собственное епископство. Это центральный алтарь посаященный св. Николаю, алтари боковых капелл и кафедра в стиле рококо.
Другой стороной собор выходит на улицу Бискупска
Около храма стоит Черная башня. Построенная в XIII веке, архитектором Гонсом Влахом, она была восстановлена в 1549 году, после большого пожара, Винченцо Фогарелли.
За свою долгую жизнь выполняла множество функций: колокольни, пожарной каланчи, сторожевого поста…
Сегодня каждый желающий может, преодолев 225 ступенек, подняться на высоту в 72,25 метра для того, чтобы полюбоваться красивым окрестным видом.
Вплоть до 50 годов ХХ века здесь работали люди, которых называли башенными. Они должны были следить за ходом часов, вести круглосуточный дозор за городом и окрестностями, звонить ежечасно в колокола, выкрикивая фразу: «Похвален будь Иисус Христос во веки веков!». Им отводилась также роль глашатаев, объявлявших жителям Тельча о происшествиях и значимых событиях.
Такая служба требовала постоянного присутствия, а потому башенные жили вместе с семьями и домашними животными рядом.
У подножия башни видим памятник Яну Валериану Йирсику (работа И. Мыслбека), чешскому католическому священнику, что в 1851–1883 годах был четвертым епископом Ческе Будейовице, где улучшил епархию, основал первую чешскую гимназию, способствовал созданию монастырской школы для девочек.
А еще добился того, чтобы стоящая рядом Капелла Страстей Христовых после долгого использования не по назначению, вновь стала богоугодным заведением.
В капелле с конца ХХ века проходят греко-католические службы, а потому убранство храма с красивыми фресками и иконами напоминают в определенной степени православные церкви.
Напротив капеллы, на другой стороне Кановницкой улицы, видим старейший в городе (1557 год ) ренессансный дом Кнейсла расписанный в стиле сграффито. Предполагается, что автором рисунков был итальянский строитель Фогарелли, реконструировавший Черную башню.
Первоначально у дома был ступенчатый фронтон эпохи Возрождения, от которого сохранилась лишь часть, видимая с левого края. Здание было реконструировано в 1971 году.
За свое многовековое существование дом менял не раз хозяев и свое назначение. В начале ХХ века здесь размешался один из филиалов столярно-обивочной фабрики Франтишека Кнайсля, а в конце столетия — магазин деликатесов под названием «Универмаг Максирак» В настоящее время дом используется как кафе «Голодное окно», где продается фаст-фуд.
Идем по улице «У черной башни», что идет вверх от Костела св. Микулаша. Она прежде называлась Жидовской, потому что в Средневековье здесь жила еврейская община.
На ней стоит модный Торговый Дом «У Гайичку», построенный в 1911 году в стиле модерн и Дом Вортнера. Бюргерское здание середины XVI века с характерными зубцами, красивым аттиком и угловыми башнями на чердаке, в котором слились готический и ренессансный стили. В интерьере первого этажа сохранился балочный деревянный потолок. Здесь размещается художественная галерея им. Алеша.
Отсюда дойдем до улицы Градебни, свернем на Крайнску и на первом перекрестке с Грознова увидим видно солидное здание Masné krámy (Мясные лавки), в котором некогда торговали хлебом и мясом. Оно было построено в 1364 году. Нынешний ренессансный облик приобрело в 1554 году, а ампирный фронтон — в начале XIX века.
Сегодня здесь располагается известный ресторан, предлагающий блюда чешской кухни и собственное пиво.
По Грознова выйдем на небольшую улочку Ческа с интересными домами, которых не коснулась перестройка.
Здесь, на перекрестке, можно увидеть позднеготический дом Лубаса с живописным угловым эркером.
Здание датируется началом XVI века. Вход облицован позднеготическим профилем. Неровный угловой эркер, поддерживается стропилами. Частью дома является историческая заборная стена, счиющаяся памятником.
Дойдем до улицы Градебни, свернем на живописную узкую улочку Панска, где на мостовой сохранились полоски старого покрытия, называемого «кошачьими головами». Так в средние века оформляли не только дороги, но и центральную площадь.
В одном из домов (Panská, 14) сохранился на втором этаже деревянный готический сруб. В нем расположился небольшой винный ресторанчик.
Спустимся по Панской до левого нижнего угла Пиастрицкой площади, где находится бывший доминиканский монастырь с костелом Жертвоприношения Девы Марии.
Справа у ворот стоит скульптурная группа «Голгофа», слева – колонна Святой Троицы (мастер И. Дитрих).
Многократные перестройки превратили некогда готическое строение в эклектическое с mix’ом разных стилей.
От первого строения сохранилось семь оригинальных декоративных ниш, характерных для фронтонов церквей ранней готики, на одной из наружных стен — горгулья, а под крышей — застывшая каменная лягушка, что не торопится подняться наверх. Ведь, согласно легенде, когда она достигнет крыши, мир погибнет.
Внутреннее убранство трехнефной базилики во многом сохраняет свой первоначальный раннеготический облик, в который вписываются небольшие барочные аксессуары в западной части. Здесь можно увидеть исключительно ценные фрески XIV века фрески с изображениями святых.
Главной реликвией считается чудотворный лик Девы Марии Защитницы, написанный на доске, что, согласно легенде, спасла в 1713 году город от чумы.
А слева от ниши над боковым алтарем самая большая фреска в Чехии (почти 10 метров).
Имеются и более поздние детали декора. В частности, орган и кафедра в стиле барокко.
А в прилегающем к собору крошечном садике вдоль стены стоят статуи святых: Доминика, Иосифа, Анны с дочерью Марией, Захариаша и Яхима работы И. Дитриха.
C правой стороны Пиаристицкой площади стоит необычное средневековое здание с белым ступенчатым фасадом и зубчатой стеной. Это бывший Арсенал(1531 г.), который был превращен в Сольницу, склад для хранения дорогого редкого товара. На фасаде, в разных местах, видны странные каменные маски. Так увековечена память о людях, строивших это здание.
Сегодня в этом месте находится Музей мотоциклов, а в глубине двора, где сохранился многоугольный бастион, некогда являвшийся частью системой городских укреплений, разместилась художественная галерея «Под каменной жабой».
А теперь пойдем по улице Млинска, где фрагменты городской крепостной стены соединяют древние защитные башни.
Первая, расположенная в месте слияния рек Влтавы и Мальше, призванная охранять подступы к городу с юго-запада, была построена в XIV веке. Это четырехугольная готическая Железная панна.
Толстые стены, смотровая площадка на высоте четвертого уровня, шатровая крыша под красной черепицей, которая появилась после того, как в 1612 году башню сильно повредила молния.
Название башни связано с тем, что, потеряв оборонительное значение, она превратилась в узилище, где людей подвергали пыткам. Одно из самых страшных орудий истязания была Железная панна представляющая собой полый шкаф, напоминающий очертаниями человеческое тело с шипами внутри, куда помещали несчастных.
Сегодня внутри Железной панны разместился ресторан чешской кухни.
Вторая башня, вписавшаяся в крепостную стену, — готический полуцилиндрический бастион Отакарка с высокой черепичной крышей. Название говорит само за себя.
Считается, что была построена в XIII веке, а современный вид приобрела в XVI столетии.
В XIХ веке к ней былоа пристроено помещение для приюта путешественников, о чем также свидетельствует встроенный дымоход. Сохранились входные ворота в стиле позднего барокко, расположенные в стене под оригинальной фортификационной галереей.
Третья башня, Рабенштейнска, находится на перекрестке улиц Панска и Млынска. Кстати, около нее – самый узенький домик в городе, бывший некогда частью городской стены.
Название связано с именем монаха доминиканского монастыря, который, вероятно, финансировал ее строительство.
Четырехэтажное строение высотой 16,6 метра на прямоугольной основе имеет оригинальное оформление готических окон, которые, в отличие от некоторых других башен, где они появились во время переделки под жилые помещения, присутствовали с самого начала.
Высокая вальмовая крыша скрывает оригинальную ферму поздней готики. Интересны эркеры, выступающие из стропильной конструкции.
По улице Жирсикова пройдем мимо здания Южно-Чешского театра, что был построен в стиле ампир в 1819 году и перестроен в конце ХХ века.
Выйдем на Сеноважную площадь, где стоит Южно-чешский музей, построенный в начале ХХ века. Здесь имеется постоянная экспозиция, рассказывающая об истории города, проводятся разные тематические выставки
За ней идет городской сад с фонтаном, подаренном городу бароном Карлом Шварцем и парковая зона с Эггертовой виллой (середина XIX в.), в которой разместилась городская библиотека.
Следующий пункт нашего посещения города — Мариинская площадь с барочной статуей, изображающей Деву Марию.
Статуя была вырезана из песчанника чешским скульптором Йозефом Дитрихом. Установлена в 1716 году в знак благодарности за то, что чума обошла город стороной.
В скульптурную композицию входят стоящие по обе стороны колонны изваяния св. Николая, св. Аурасьана. А внизу — св. Себастьяна, св. Розали и св. Рох.
То что мы видим — копия. Оригинал находятся в лапидарии Борованского монастыря.
Следующий объект нашего внимания — здание на углу улиц Гусова и Пражская. Это Марианская казарма, что было построено в 1844 году Йозефом Сандлером в стиле классицизма.
Знаменательно тем, что в нем во время Первой Мировой войны (с февраля по май 1915 г.), находился военнообязанный Я. Гашек. Здесь он начал писать историю похождений своего бравого солдата Швейка.
Проведя цешлый день в этом городе, полюбуемся вечерним видом площади Пршемысла Отакара II.
Фотографии Алексея Яровинского