Творенье может пережить творца
Творец уйдёт, природой побеждённый
Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца
Микеланджело Буонарроти
Как уже говорилось, природный процесс смены времен года, занимал людей уже в глубокой древности и возникали вопросы. Почему сие происходит? Почему весна сменяет зиму, а за летом приходит осень? Почему человек рождается, взрослеет, старится и умирает?
Представления об устройстве мира и его изменениях, бренности и вечности, естественно, находили отражение в мифах и легендах, работах ученых,. Так древнегреческий поэт Гесиод в своем трактате «Труды и дни», датированной VIII–VII вв. до н.э. , говорит о том, что год состоит из четырех сезонов.
Эту теорию развили римляне, введя в обиход такие представления о мироздании как четыре стороны света, четыре направления движения ветра, четыре времени суток, четыре возрастных этапа в жизни человека.
Свои взгляды они выражали не только в литературе и науке, но и в художественных образах. До нас дошли мозаики с аллегорическими изображениями времен года в человеческом обличье.
А в одной из интернетовских статей я нашла следующий интересный фрагмент:
«В знаменитом Золотом доме — римском дворце Нерона — в главном круглом обеденном зале потолок и стены были сделаны подвижными: вращаясь во время пиршества при помощи особого механизма, они являли попеременно картины четырех времен года.
Можно предположить, что образцом для такой декорации послужило описание дворца бога cолнца (Гелиоса) в «Метаморфозах» Овидия.
В главном зале дворца Гелиоса, своего отца, юный Феб видит:
Знаков небесных по шесть на правых дверях и на левых…
С правой и левой руки там Дни стояли, за ними
Месяцы, Годы, Века и Часы в расстояниях равных;
И молодая Весна, венком цветущим венчана;
Голое Лето за ней в повязке из спелых колосьев;
Тут же стояла, грязна от раздавленных гроздьев, и Осень;
И ледяная Зима с взлохмаченным волосом белым.»
Много веков спустя, в XVIII веке, опыт своих предшественников повторил итальянский художник Франческо Соцци (1690-1765), представитель стиля рококо в Палермо, чьи работы, отличающиеся изящным, элегантным стилем, украшали дома и храмы Палермо, Катании и Агридженто..
Среди них четыре фрески, считающиеся одними из лучших — «Четыре сезона» в Палаццо Иснелло, где времена года олицетворяют фигуры римской мифологии.
Что касается картин на холсте, рисунков на бумаге и пергаменте, то в течение столетий, эта тема не находила отражения в искусстве.
Возродили ее братья Поль, Жан (Ян, Иоанн) и Эрман (Херман) Лимбурги, известные мастера средневековой книжной миниатюры, создававшие часословы — рукописные книги в красивых переплетах, украшавшиеся миниатюрами. В них содержались сведения самого разного плана на бытовые, светские и религиозные темы.
Такие книги служили своеобразной домашней энциклопедией. Начинались же они с календаря.
И самым ценным считается «Роскошный часослов герцога Беррийского» работы Лимбургов, который был завершен уже после смерти художников другими мастерами.
В иллюстрированной рукописи XV века можно увидеть цикл «Времена года» из 12-ти миниатюр с изображением сцен развлечений знати и крестьянского труда на фоне средневековых замков, большей частью принадлежащих заказчику.
В 1856 году часослов приобрел герцог Омальский, который завещал свой замок Шантийи (в настоящее время — Музей Конде) вместе с поместьем и находящимся в нём собранием произведений искусства, французскому государству с одним условием: экспонаты, никогда не должны покидать пределов Шантийи.. И знаментый часослов можно увидеть именно там.
Эстафету приняли фламандские мастера XV–XVI. И первым был Питер Брейгель Старший (1525-1569), создавший для загородного дома знаменитый цикл «Сезоны».
Имеется соответствующий цикл и у последователя этого мастера — Себастьяна Бастьена Франча (1573 -1647), фламандского живописца, пмсавшего в основном, жанровые и батальные картины. (Местоположение этих работ мне установить не удалось)
В той же, характерной для Нидерландов манере, но уже с элементами барокко, писал его современник Абель Гриммер (ок. 1570 -ок. 1620 г.), что был известен своими картинами жизни крестьян и библейскими темами, которые порой «складывались» в серии, посвященные временам года или конкретным месяцам.
А это Хендрик Гольциус, нидерландский живописец и гравер-виртуоз, создавший свою школу, ведущий представитель нидерландского маньеризма.
А вот другой, самый яркий представитель маньеризма — итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо, что в 1562 году был приглашён ко двору императора Священной Римской империи Максимилиана II в Вене, а далее служил его преемнику Рудольфу II в Праге.
Это был уникальный, неповторимый мастер, «складовавший» портреты из овощей, фруктов, растений…
А вот его современник, Франческо Альбани (1578 -1660), итальянский живописец болонской школы, создаввший свои произведения в стиле классицизма. Это его «Времена года» с мифологическими персонажами.
Следующий объект внимания — испанский мастер Мариано Сальвадор Маэлья (1739 -1819), яркий представитель эпохи Просвещения, представитель стиля позднего барокко, ставший приверженцем строгого неоклассицизма.
Был придворным художником короля Фернандо VII, главным директором Академии, в 1799 году вместе с Гойей получил звание первого живописца короля.
Интересен его цикл «Аллегории времен года» (картины не датированы).
А теперь перенесемся во Францию, где в XVII веке жил и творил замечательный мастер пейзажа — Клод Лоррен (1600 – 1682).
Он чувствовал природу, ее «настроение», любовался ею при разном освещении, в разное время суток, в разное время года. А потому его картины нередко составляют опрелеленные циклы.
Один из них называется «Времена суток» и состоит из четырёх картин: «Утро», «Полдень», «Вечер», и «Ночь», где каждое время связывается с библейским сюжетом. Написанный в 1672 году, был приобретён русским царём Александром Первым.
Также трактует эту тему представитель французского классицизма, знаменитый Никола Пуссен (1594 – 1665) , что рассматривает времена года в контексте наиболее значимых библейских событий, которые ассоциирует с зарождением, взрослением, старением и гибелью человечества.
Этот художник бзировавшийся в своем творчестве на античные идеалы, создавал картины на исторические, мифологические, библейские сюжеты. Пейзажи стал писать в последний период своего творчества.
Продолжаем говорить о художниках Франции. Объект нашего внимания — художник Никола Ланкре, представитель стиля рококо, исключительно любимого знатью.
У него тоже есть цикл «Времена года», написанный в 1738 году
Интересно сравнивать вышеупомянутые работы с картинами Франсуа Буше (1703 – 1770), придворного художника французского короля Людовика XV, что писал пасторальные вещи с пастухамии, пастушками, мифическими персонажами…
Тема времён года нашла воплощение в цикле его картин «Четыре сезона»-, что была написана по заказу фаворитки Людовика XV маркизы Помпадур.
В конце XIX века в искусстве появился новый интересный стиль «ар нуво» или модерн. И ярчайшим представителем его был чешский живописец Альфонс Муха. Среди прочих интереснейших его работ — интерпретация времен года в женских образах.
В этом же стиле работала и его современница французская художница Элизабет Сонрель (1874-1953), что писала портреты, натюрморты, жанровые картины из жизни средневековья. в стиле символической живописи, акварели, изображающие фантастические, чудесные женские образы
Одна из наиболее известных ее работ «Времена года» (Время создания и местонахождение определить не удалось)
Интересны созданные в этом де жанре картоны французского художника Жюля Шере (1910 г) выполненные для шпалер – стенных панно в стиле модерн.
И, напоследок, работы совершенно иного толка, принадлежащие кисти Михаи́ла Ларио́нова (1881-1964), одного из основоположников русского авангарда, создавашего картины в стиле примитивизм.
На этом, пожалуй, и закончим, ибо тема «Времен года» отраженная в живописи, практически, неисчерпаема.
Используемый материал
Времена года (Арчимбольдо) — Википедия.
Шере, Жюль — Википедия
The Four Seasons (Sozzi) — Wikipedia.