Это самая первая картина, в которую я по-настоящему влюбилась, — говорила мама. — Не поверишь, но она была в книжке, которую я в детстве брала из библиотеки. Я садилась на пол у кровати и часами ее рассматривала, как завороженная — такой кроха! И в общем-то невероятно, сколько всего можно узнать о картине, если долго-долго смотреть на репродукцию, даже если репродукция не лучшего качества. Сначала я полюбила птицу, ну, как домашнее животное, что-то вроде того, а потом влюбилась в то, как она была написана
Донна Тартт. «Щегол»
Пару лет назад я прочитала книгу Донны Тартт «Щегол», получившую Пулитцеровскую премию 2014 года. Книга интересная, достойная внимания. Недаром критики сравнивают «Щегла» с романами Диккенса «по накалу страстей, и по любовно выписанным персонажам, и по счастливой рождественской концовке, и даже по объему».
А вчера посмотрела ее экранизацию. Фильм (режиссер Джон Краули, оператор Роджер Дикинс) оказался неплох, и я снова прониклась теми чувствами, что испытала во время чтения книги, которая открыла для многих имя талантливейшего художника XVII века — Карела Фабрициуса и его небольшую картину, написанную маслом на дереве. Мне же она напомнила то, что впервые было услышано на экскурсии при посещении Дельфта. (см. Делфт. Сохранившийся в веках)
Все, о чем рассказал автор книги относительно картины – вымысел. «Щегла» никогда никто не крал, он прекрасно чувствует себя на родине автора, где сохранил свою историю, о которой можно узнать ниже, и сегодня его можно увидеть в собрании музея Маурицхёйс в Гааге.
Впрочем, литература остается литературой, и никто не отнимает у автора права фантазировать. Вот и получился интересный рассказ о мальчике по имени Теодор Деккер, чья мать погибла во время террористической атаки в Метрополитен-музее Нью-Йорка; о том, как к нему случайно попала в руки работа Фабрициуса, сыгравшая определенную роль в его жизни, в значительной степени определив судьбу.
Небольшая по размеру (34 на 23 сантиметра) картина изображает птичку, сидящую на медной трубке, окружающей небольшую тумбочку с кормушкой – место ее обитания. Чтобы черноголовый щегол не улетел, на его ножку надета цепочка.
Почему именно щегол? Потому что их в XVII веке было модно держать этих маленьких птичек в домах голландцев из-за того, что они подвергаются дрессировке. И хозяев умиляла их способность набирать воду в миниатюрное ведерко и приносить им. Недаром название картины на нидерландском звучит как Het puttertje и дословно переводится как «Маленький водонос».
В этой небольшой вещице есть своя тайна. Она принадлежит к так называемым обманкам с иллюзией объемного изображения (фр. trompe) (Об этом виде искусства см. Жильбер Куден и его обманки)
Ведь Фабрициус, как и многие художники, его современники, увлекались оптическими иллюзиями и эффектами, изучали законы перспективы, работали с телескопом и камерой-обскурой. В «Щегле» объемный эффект достигается ракурсом изображения головы птицы.
А еще она интересна тем, что написана в технике импасто – нанесением толстых слоев краски с помощью мастихина или кисти с последующей растушевкой, дающей эффект расфокуса — некоторой размытости.
В применении этого метода, не имевшего популярности у его современников, он был новатором. Как известно, расфокус был взят на вооружение два века спустя импрессионистами.
Интересно, что мелкие детали, такие как цепочка, выписаны мастером довольно тщательно.
А еще «Щегол» — первая в мире картина, которую подвергли компьютерной томографии, что показала: картина создавалась в два этапа. На втором исчезло ее изначальное обрамление, появилась белая стена, ставшая фоном, добавился нижний обруч.
Теперь же, рассмотрев картину, поговорим о ее создателе — Кареле Питерсе Фабрициусе, что родился в 1622 году в Мидден Бемстере близ Алкмаара, в семье учителя.
В начале 40-х годов он, вместе со своим братом Барентом Фабрициусом был учеником Рембрандта, жил и работал в Амстердаме.
В 1643 году, после смерти двоих детей и жены, вернулся в родной город, а в 1650 году, после повторного брака, поселился в Дельфте и через два года стал членом гильдии Св. Луки.
Прославился как портретист, где мастерски использовал игру светотени, сложные пространственные эффекты а также считался специалистом по росписи стен.
Он успел стать основоположником делфтской школы живописи. И искусствоведы считают, что своим талантом затмил бы своих современников, в том числе Яна Вермеера Дельфтского, не оборвись его жизненный путь в 32-х летнем возрасте.
Произошла трагедия. Около его мастерской, расположенной на окраине города, взорвались пороховые склады, вследствие чего треть города взлетела на воздух.
В огне сгорели почти все работы мастера. И сегодня в мире насчитывается не более 17 работ этого художника. Одна из них находится в постоянной экспозиции московского Пушкинского музея. Она, датированная 1645-1647 годами, называется “Гера, скрывающаяся у Океана и Тефии”.
На ней изображена мифологическая сцена, рассказывающая о том моменте, когда Зевс вступил в борьбу со своим отцом Кроносом за власть над миром, а Гера спряталась у титана по имени Океан и его жены Тефии.
Став самодержцем, Зевс забрал Геру с собой на Олимп, и та, благодарная Океану и Тефии, не упускала их из виду и всячески помогала, считая их своими родными.
Но мы отвлеклись. Вернемся к Фабрициусу. Большинство его работ изначально находилось в частных коллекциях. В том числе и «Щегол», на которого в 1859 году обратил внимание французский искусствовед Теофиль Торе-Бюргер.
Ничего не зная о творчестве Фабрициуса, он отметил картину, находящуюся в одной из частных коллекций в Брюсселе, из-за того, что на ней стояла подпись человека, связанного с Вермеером, и захотел стать ее обладателем.
«Не забывайте, что у меня обязательно должен быть их «Щегол»…», – писал он в 1861 году другу. И, действительно, получил ее в подарок после смерти владельца. А затем выставил ее вместе с работами Вермеера в «Ретроспективной экспозиции».
А в 1896 году «Щегла» на парижском аукционе приобрел директор Королевской галереи Маурицхёйс, и птичка вернулась на родину. И ныне, после проведенной в 2014 году экспертизы, она оценивается в 300 миллионов долларов США.
Интересный момент. В то время, когда роман Донны Тартт увидел свет, «Щегол» находился на временной выставке в нью-йоркском музее Фрика, куда сразу же потянулись люди, захотевшие увидеть картину, ставшую в миг знаменитой.
Мария Рез
Танечка, спасибо, прекрасная ( впрочем, как всегда) статья. Я как раз сейчас читаю «Щегла» ( фильм пока не видела, решила сначала прочитать роман, и Ваш рассказ и о картине, и о её создателе как нельзя кстати. Замечательная публикация.