Недалеко от Львиных ворот в Старом городе Иерусалима
стоит католическая Церковь Святой Анны посвященная матери Девы Марии.
Согласно одной из версий, именно здесь стоял дом, в котором появилась на свет Богородица. Это был долгожданный ребенок супружеской пары Иоахима, потомка царя Давида, и его жены Анны, из рода первосвященника Аарона.
Сначала к нему, предававшемуся страстной уединенной молитве в пустыне, а потом и к его супруге находившейся тогда в Назарете, явился Ангел и сообщил, что у них родится девочка, на которую будет возложена важнейшая миссия.
Когда супруги встретились в Иерусалиме, то дали следующий обет. Если Господь пошлет им дитя, они посвятят его Богу, то есть отдадут в Храм.
И вот на свет появилась малышка, которую нарекли Марией. Это имя предопределило ее судьбу, ибо в переводе с древнееврейского оно одновременно означает и «госпожа», и «горькая».
Исполняя обещанное, трехлетнюю девочку отвели в Храм, где она обучалась вместе с другими еврейскими детьми. Однако, в отличие от них, она постоянно общалась с Ангелами, внушавшими ей необходимость дать обет вечного девства.
В 12 лет (по еврейскому закону год совершеннолетия девочек) Мария вышла из Храма. А через два года была выдана замуж за Иосифа из колена Давидова.
Церковь, посвященная Богородице была возведена в 1142 году на территории женского бенедиктинского монастыря, основанного королевой Ардой, женой короля Балдуина I. Инициировала же строительство королева Мелисанда, которая во времена Иерусалимского королевства правила вместе со своим мужем Фульком Анжуйским.
Это строение эпохи крестоносцев, одно из немногих сохранившихся. Причина же заключается в том что, изгнав рыцарей, Салах ад-Дин превратил его в медресе, а в 1856 году турецкий султан Абдул Маджид, в благодарность за помощь в Крымской войне, подарил это место Наполеону III.
В 1878 году церковь перешла к монашескому братству «Белых отцов», и архитектор М. Маус восстановил церковь в начальном стиле. В память о Салах ад-Дине оставил соответствующую надпись.
В интерьере интересен главный алтарь, сооруженный в 1954 году французским скульптором Филиппом Кеппеленом, где на фронтоне, с обеих сторон, — сюжеты из жизни Марии. Обучение Марии матерью. Благовещение. Рождество. Снятие с креста.
А вот фигура Девы Марии
Из базилики можно спуститься в подземную крипту, на место предполагаемого рождения Девы Марии. Здесь, стоит еще один алтарь.
Иконы на стенах
За скромным фасадом монастырского здания – то, что осталось от водоема Вифезда, название которого переводится с греческого как «место благодати, исцеления».
.Это место прежде называлось Овечью купелью, потому что во времена Второго Храма левиты мыли здесь овец, предназначенных для жертвоприношения, которых приводили с находящегося неподалеку Овечьего рынка.
Рядом с бассейном археологи обнаружили плотину древнего водохранилища, водоёмы, следы пяти арок древней византийской базилики, что воздвигла над купелью царица Елена. Рядом – крутые каменные ступени, по которым спускался Иисус к водоему для исцеления больных.
В Евангелие от Иоанна можно прочитать: «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью».
Перед церковью — симпатичный садик, где стоит памятник кардиналу Лавижри, что с 1878 года курировал базилику.
А в самом начале улицы Виа Долороса на первом этаже современного здания, построенного в 1907 году над пещерой, находится скромная православная церковь Рождества Богородицы, принадлежащая Иерусалимскому патриархату. \
Внутри — много старинных икон византийского письма.
Она, как правило, закрыта. Но, если постучаться, и служительница откроет дверь и разрешит войти вовнутрь.