В Тверии, в районе Кирьят Шмуель, находится гробница, в которой похоронены праматери еврейского народа: Мириям — сестра Моисея, Ципора — жена Моисея, Йохевет — дочь Леви, мать Моисея, Элишева — жена Аарона, а так же Зильпа и Бильа.
Давайте поговорим о том, кем были эти женщины.
Мариа́м — дочь Амрама и Иохаведы, старшая сестра Моисея была пророчицей, предсказавшей своему отцу Аврааму что у него родится сын, который освободит Израиль от египетского рабства.
Она жила в Египте в то время, когда фараон приказал убивать всех новорождённых еврейских младенцев мужского пола. Мириам положила трехмесячного малыша в корзинку и доверила её водам Нила.
Корзинка вскоре была обнаружена дочерью фараона в прибрежном тростнике и та решила усыновить ребёнка. Не открываясь своей хозяйке, сестра спасенного Моисея предложила царевне найти для него кормилицу и привела во дворец свою мать, которая и вскормила собственного сына.
После исхода евреев из Египта, пела гимн Господу во главе хора из плясавших и игравших на литаврах женщин.
Мириам считается спасительницей народа Израиля, потому что за ее заслуги евреев в пустыне сопровождал чудесный источник (колодец Мириам) из которого непрерывно текла вода. Со смертью Мириам на 40-м году после Исхода из Египта в месте Кадеш, этот источник исчез
Ципора (Сепфора) была женой Моисея. Красавица-эфиопка приходилась дочерью Итро, сановника в стране Мидьян, расположенной к востоку от Земли Израиля
У него в саду находился воткнутый в землю чудесный посох, созданный при Сотворении мира и переданный во владение Адаму. Посох переходил из поколения в поколение, был у Авраама, Ицхака и Яакова, а от Яакова перешел к его сыну Йосефу. После смерти Йосефа (который к тому времени был вторым человеком в Египте) его забрал фараон, а Итро, занимавший должность одного из главных советников, украл его.
В своем имении воткнул посох садовую землю, решил, что отдаст Ципору в жены только тому, кто вытащит этот предмет, крепко сидевший в земле. Это никому не удавалось. Только Моше легко его вытащил.
Но Итро, после многочисленных размышлений о судьбах Египта и Эфиопии в том случае, если Моисей завладеет посохом, решил заключить его в в темницу, где будущий пророк провел пять лет. Но Ципора, влюбившись, носила узнику еду тайком от отца.
Когда Итро решив, наконец, открыть узилище, то увидел, что пленник не умер от голодной смерти, а жив и здоров. Тогда он поверил в то, что Моисея хранит Всевышний, и с радостью отдал ему в жены дочь.
Когда Моисей был призван вывести еврейский народ из Египта, Аарон посоветовал ему оставить жену и двух сыновей Гирсама и Елиезера[ стране Мидьян, где они дождались желанного исхода и присоединились вместе с отцом к Моше уже в пустыне.
Йохевед (означает «Слава Бога»). Мидраш рассказывает, что девочка получила такое имя потому что ее лик был сияющим, вызывающим восхищение и желание сравнивать его с божественным сиянием.
Сестра Леви, она вышла замуж за Амрама, своего внучатого племянника. Они стали родителями Моисеея, Мариам и Аарона. И все дети стали пророками, облегчившими жизнь еврейского народа во время его 40-летнего пребывания в пустыне.
Йохевед выходила замуж за Амрама дважды, потому что он. в свете сурового указа фараона, развелся с ней, дабы не рождались обреченные на смерть дети. Его примеру последовали и другие члены общины. И тогда Мирьям обратилась к отцу, сказав что «он поступает даже хуже, чем злодей фараон: ведь тот хочет уничтожить только еврейских мальчиков, а он своим разводом с женой не дает появиться на свет даже девочкам, из-за чего в конце концов может исчезнуть еврейский народ»
После того как они вновь поженились, на свет появился Моше. Это произошло тогда, когда Йохевед было ужк 130 лет. Но до этого чудесным образом помолодела: ее кожа снова стала гладкой и упругой, лицо лишилось морщин, а репродуктивная система стала работать так же прекрасно, как много лет назад.
Элише́ва (Элише́ба), что в переводе означает «Бог есть клятва её» или «Бог клятвы»), — жена первого еврейского первосвященника Аарона, старшего брата Моисея и его сподвижника при освобождении евреев из египетского рабства. Была дочерью Аминадава (сына Арама) из колена Иудина. У Элишевы было четверо детей: Надав, Авиху (Авиуд) Елеазар и Ифамар.
В христианстве ассоциируется с Елисаве́той, женой священника Захарии, из рода Аарона, матерью Иоанна Крестителя, кузиной Девы Марии, матери Христа.
Била и Зильпа были рабынями жен Яакова Рахели и Леи, которых они получили в приданное, выходя замуж. Когда после нескольких лет замужества у Рахели не появилось детей, она решила поступить по примеру праматери Сары, которая привела к мужу свою рабыню Агарь, и отдала Якову свою рабыню Билу, чтобы та родила от него детей, которые считались бы ее собственными, и Била родила двух сыновей — Дана и Нафтали.
Другая супруга Якова Лея, родив четверых детей, потеряла способность воспроизводства и привела к мужу свою рабыню Зильпу. Та родила Гада и Ашера.
Лея, сумев снова забеременеть, произвела на свет Иссахара и Звулона, а Рахель неожиданно – Йосефа и Биньямина.
Таким образом двенадцать сыновей Якова получили от отца равноценные благословения и стали основателями равноправных колен Израиля.
И сюда приходят люди для того, чтобы помолиться, обратиться к проматерям со своими просьбами.