На улице Ха- Мекубалим (Ha-Мekubalim) стоит комплекс старинных восточных (сефардских) синагог. Каждая из них имеет своё название: «Йоханан Бен Заккай», «Элияху ха-Нави», «Срединная» и «Истамбульская».
Все они строились независимо друг от друга (вторая половина XVI в.) и лишь в 1835 году по специальному разрешению египетского паши Мухаммеда Али, были объединены в единый комплекс, получивший имя Йоханана Бен Заккая.
Йоханан Бен Заккай (1 в. н. э.) – известный ученый, сумевший воссоздать еврейские религиозные учреждения после разрушения Второго Храма, сыгравший решающую роль в сохранении иудаизма как основы самобытности еврейского народа.
Главный вход в этот комплекс с улицы Ха-Кехуна ( Ha-Kehuna), к которому надо спускаться по ступеням. Так как во время строительства этих зданий евреям было запрещено возводить культовые постройки выше мечетей, их опустили на 3 метра ниже уровня имевшейся улицы.
Эти синагоги в течение ряда веков бывшие центром еврейской жизни сефардов Иерусалима, после Войны за Независимость, попав под власть Иордании, сильно пострадали. Их помещения, использовавшиеся как склады и овчарни, были разрушены и захламлены. О том, как они выглядели, а так же о реставрации рассказывает выставка в одной из комнат. Там же представлены экспонаты, обнаруженные во время реставрационных работ. В некоторых помещениях этого комплекса можно видеть старинную синагогальную утварь, что была привезена из Италии, где еврейские общины были уничтожены во время Второй мировой войны.
Первая от лестницы — синагога посвященная Йоханану бен Заккаю (Yohanan Ben Zakkay). Это просторное помещение с высокими сводчатыми потолками и двенадцатью (соответственно числа колен Израилевых) большими, закругленными сверху окнами. При ее постройке за образец была взята более древняя синагога Рамбана удлиненной формы.
В ней интересны размещенные на восточной стороне два трехстворчатых шкафа . Это вместилище для свитков Торы (Aron Ha-Kodesh) XVII века, привезенных уже в наше время из Ливорно вместе со скульптурным изображением скрижалей Завета. А так же стоящие на подоконнике верхнего окна южной стороны шофар (рог) и кувшин для масла — копия тех предметов, что некогда находились в Храме и были предназначены для возвещения о его приходе Мессии и его помазания.
Восточная дверь ведет в следующую синагогу — Eliyahu ha-Navi (Пророка Ильи). Название ее связано со следующей легендой.
Собрались однажды евреи помолиться и увидели, что их всего девять. Одного человека для миньяна (необходимое число для молитвы – 10 мужчин) не хватает. И тогда неожиданно для всех в комнате появился образ пророка Ильи, который тотчас исчез с концом молитвы.
В синагоге стояло кресло, в котором якобы сидел Пророк во время той молитвы. Но в 1948 году оно было украдено арабами, а потому его заменяет копия, которую можно видеть под белой аркой.
Считалось, что эта часть комплекса – самая старая. Но потом выяснилось, что в ней просто раньше находилась школа («бейт мидраш» или «талмуд-тора») при синагоге Бен Заккая. Когда школа перебралась в другое место, здесь открыли синагогу, которая в 1893 году и получила это название.
В ней тоже интересный шкаф для Свитков Торы (XVII в, Ливорно) из черного дерева с затейливой резьбой, мебель, привезенная из Италии. А так же витражи.
Другая дверь из синагоги Йоханана Бен Заккая ведет в Центральную (Merkazi) синагогу, самую маленькую из всех. Когда-то на ее месте был двор, по которому протекал ручей. Около него в праздник Рош-ха-Шана евреи молились, надев белые одежды, и «сбрасывали» свои грехи. Затем ручей высох, и двор потерял актуальность. Потом на нем поставили синагогу, под которой, согласно преданию, имелся подземный ход, ведущий к могиле царя Давида. И отсюда раз в несколько лет шла торжественная процессия, осуществлявшая церемонию «гниза» — захоронения отслуживших свой век святых книг.
Сегодня это место выглядит исключительно симпатично. Свет, льющийся из 12 окон, освещает цитаты из Торы, высеченные на стенах, небольшой Арон-ха-Кодеш, закрытый красной бархатной занавеской с вышитыми золотом словами пророка Иешаяху: «От Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима«. Из Центральной синагоги можно попасть в последнюю, четвертую, что называется Истамбульской (Istanbuli), потому что была построена в 1764 году эмигрантами из Турции. В ней – шкаф для Свитков Торы из Анконы, цитатники Псалмов и Притч — из Пезаро
Использованный материал Путеводитель «Израиль» Автор Т. Яровинская