На улице Тиферет Исраэль стоит арочный фасад, сохранившийся от одноименной синагоги, одной из самых легендарных в Иерусалиме.
Он украшенный фресками, за которым находится яма. На ее дне — фрагменты миквы. А на полуразрушенной стене фотографии, рассказывающие о том, каким было здание, носившее имя знаменитого хасидского цаддика рабби Исраэля Фридмана из Ружина, финансировавшего постройку.
Название «Великолепие Израиля» (Tiferet Israel) было дано раввином Исроэлем из Ружина, взяв за основу из Пяти свитков ТаНаХа,., который сослался при этом на стих из свитка Эйха (Плача Иеремии) — третьего состоящего из пяти поэтических глав, в которых оплакивается разрушение Иерусалима в 586 г. до н. э.: «С неба на землю низринуло великолепие Израиля».
Надо сказать, что до середины XIX века в Иерусалиме хасидов практически не было. Ситуация стала меняться тогда, когда другие ашкеназские общины стали покидать территорию Старого города, а в их квартиры поселились хасиды.
Среди них был и рабби Исроэль из Ружина, что вынужден бежать из Российской империи из-за преследования царскими властями. Он-то и предложил построить здесь хасидскую синагогу. Мотивировал это тем, что «Когда был Храм, он служил вратами для молитв Израиля. В наше время врата молитв Израиля находятся в синагоге Тиферет Исраэль».
Когда участок для строительства был куплен, выяснилось, что на нём расположена могила арабского шейха Абушоша.
Пришлось добиваться разрешения на перенос могилы. И только после этого, в 1857 году, начались строительные работы, которыми руководил рабби Нисан Бек из Бердичева. Он же занимался сбором средств, решал организационные, административные и технические вопросы. Он привлек к работе Асафа Эфенди. Того, что возводил Хурву.
Надо сказать, что деньги собирали всем миром. Из России от соплеменников шли посылки с дорогой синагогальной утварью Многие хасиды были заинтересованы в таком строительстве, и наиболее состоятельные заранее приобретали в будущем строении личное место. Тем не менее, денег не хватало.
К 1870 году трёхэтажное двадцатиметровое здание было практически готово. Не хватало лишь крыши, на возведение которой не было средств.
И вот однажды в Иерусалиме оказался австрийский император Франц Иосиф I, который направлялся на церемонию открытия Суэцкого канала. Гуляя по Старому городу, он захотел увидеть легендарную синагогу, и обратил внимание на отсутствие крыши.
Рабби Бек, к которому император обратился с соответствующим вопросом, не растерялся и сказал: : «Синагога сняла свой „головной убор“ в знак почтения к Вам, Ваше Величество!».
«Сколько мне будет стоить убедить её покрыть голову снова?» — поинтересовался в ответ Франц-Иосиф.
Получив в ответ сведения о конкретной сумме, он прислал деньги, и в 1872 году строительство завершилось. Синагога сразу же стала столь популярной, сто порой молящимся не хватало места внутри, и люди совершали молитвы снаружи.
Так как купол синагоги возвышался над всеми строениями в городе, да к тому же имел зеленый цвет, Это вызвало ярость у мусульман, считавших зелёный цвет священным для них. Это могло перерасти в серьезный конфликт, барон Ротшильд финансировал перекраску купола в другой цвет.
В 1948 году, во время Войны За Независимость, в синагоге располагался один из опорных пунктов отрядов еврейской самообороны. А когда Старый город попал под юрисдикцию Иордании, «Великолепие Израиля», как и другие синагоги вокруг была разграблена и разрушена. И вот что от нее осталось.
Отыскались деньги и на ее восстановление. Те же самые люди, что помогли с восстановлением «Хурвы», решили продолжить доброе дело, которое на иврите называется «мицва». И думается, что через некоторое время мы увидим четырехэтажное здание кубической формы под плоским куполом.
Использованный материал
Википедия «Тиферет Исроэль»
Путеводитель «Израиль» Автор Т. Яровинская