На юго-восточном склоне горы Блаженств, противоположном тому, где стоит удивительная церковь Барлуцци, римские католики в 2000 году построили интереснейшее здание «Domus Galilaeae», то есть «Дом Галилейский», воплотив в нем мечту папы Иоанна Павла II по созданию в Израиле религиозного центра, где лучшие семинаристы, «следуя по стопам ранних христианских святых». могли бы завершать свое образование перед получением духовного сана. Понтифик считал, что только на Святой Земле имеется непосредственная возможность теснейшим образом соприкоснуться с еврейскими традициями и таким образом лучше понять тексты Ветхого завета. А еще он считал, что, лишь выучив иврит, можно до конца разобраться в содержании «молитв, праздников, еврейской литургии», заглянуть в корень еврейской веры, оценить и понять ее сущность и жизнеспособность, нащупать объективную связь между иудаизмом и христианством, ведь согласно крылатой фразе Августина Блаженного: «Ветхий Завет в Новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается».
И вот в 1999 году на пожертвования кардиналов началось строительство такого центра. 15 января 1999 года, был заложен «краеугольный камень» взятый с могилы св. Петра и благословлённый Папой Римским. А 24 марта 2000 года состоялась торжественная церемония открытия интернационального центра «Domus Galilaeae» с участием главы католической церкви. Окончательный же вид строение приняло в 2005 году.
Руководителем и вдохновителем проекта стал испанский художник и архитектор Кико Аргуэльо — талантливый человек, основатель нового течения в католицизме называемого неокатехуменатом, которое возникло в 1964 году, когда этому человеку было 25 лет.
Выходец из состоятельной семьи, ученик Пабло Пикассо, изначально был убеждённым коммунистом. Но неожиданно резко изменил свои взгляды и стал проповедовать консервативные католические идеи, считая, что в современном обществе наблюдается резкое снижение роли религии в сознании людей. А это ведет к деградации человечества, а потому, для изменения положения, надо что-то предпринимать.
Для начала решил понять, что представляет собой мир «сирых и убогих». Взяв Библию и гитару, отправился в пригород Мадрида — Пальмерас Алтас, где в бараках жили цыгане. Он пытался говорить с ними о самом сокровенном для себя – Христе, но встретил вместо понимания агрессию. Его это поразило и привело к «работе над ошибками».
По возвращении домой для ответа на возникшие вопросы начал штудировать Библию. В «Апостольских Деяниях» нашел фрагмент, который, по собственному признанию, открыл ему истину.
Новый этап в его жизни — «работа» с нищими, проститутками, ворами и бандитами по собственной методике. Стараясь вернуть их на путь истинный, организовал сообщество, в котором не читались нравоучительные морали, а произносились слова из Евангелия, молитвы, пелись псалмы. И, как показал опыт, это действовало. Западая в душу людей, меняло их сознание.
В бараках Кико познакомился с Кармен Эрнандес, которая стала его соратницей и помогала в работе неокатехумената (производное от катехумената, который в первых веках прошлого века был эффективным путем подготовки язычников к принятию крещения) в течение многих лет, практически до смерти, последовавшей летом 2016 года.
В 1968 году Аргуэльо по поручению архиепископа Мадрида отправился в Рим, где начал изучать катехизисы. Там появилась первая неокатехуменальная община, которая за тридцать лет многократно умножилась и дублировалась в разных странах мира.
Для распространения течения родилась идея создания семинарии, в который готовились бы соответствующие кадры. Ведь сегодня это религиозное течение признано римской католической церковью «эффективным средством образования населения».
А Кико Аргуэльо, почувствовав эстетическое обновление, стал писать церковную музыку. Сочинил более ста восьмидесяти песен религиозного характера. А еще вернулся к архитектуре и живописи. Человек необыкновенно талантливый, он создал фрески в нескольких церквях и соборах. По его проектам построены неокатехуменальные центры. Плоды его деятельности можно увидеть в Риме, Мачерате, Ньюарке, Денвере, Флоренции, Пьяченце, Мадриде, Оулу и около Кинерета.
Он самолично руководил строительством Дома Галилейского, где трудились архитекторы, дизайнеры и инженеры из разных стран: итальянцы, испанцы, аргентинцы, колумбийцы. В его команду входили так же израильские мастера. И получилось величественное здание Центра библейского образования и места приема паломников на Святую Землю. Облицованное . необычным для нашей страны так называемым «прозрачным» камнем сероватого оттенка, что был специально привезен для этого проекта из каменоломен Фьюоренцуола под Флоренцией, оно прекрасно смотрится на фоне голубого неба, вписываясь в окружающий пейзаж.
В нем, построенном в современном модерновом стиле, каждая деталь имеет особое значение. Так, например, двери, выполненной из матового стекла, придана форма замочной скважины.
А на ее поверхность методом травления нанесено изображение сцены Благовещения, когда Архангел Гавриил является Деве Марии для того, чтобы сообщить о грядущем событии. О том, что ей выпала честь стать матерью Мессии.
В круглой фрамуге — символ раннего христианства: рыбы по бокам якоря.
Подобное изображение встречается и на полу, у входа в просторный холл, в центре которого бьют струи фонтана, а вокруг расположены кожаные диванчики.
Из окон в задней стене виднеются прелестные дворики-патио с яркими цветными клумбами. с оливковыми деревьями.
А это патио с фонтаном
Из холла – вход в учебное помещение, где стоят «парты», за которыми обычно сидят семинаристы во время занятий.
Напротив, двери – небольшое возвышение, обрамленное колоннадой. На стене — икона Божьей матери, написанная в духе православных образов; в центре стены — шкаф (самый настоящий синагогальный арон кодеш для хранения Торы), в котором хранятся книги. Новый Завет и Ветхий Завет. Кстати, элементы иудаизма встречаются в этом необычном месте многократно.
Сандаловое дерево наполняет помещение приятным ароматом, а лампады заливают его мягким, словно волшебным, светом. Здесь все необычно.
Вот своеобразная кафедра, с которой читаются лекции наставником.
А это яркие красивые витражи, что в абстрактной форме иллюстрируют библейские сюжеты, начиная с момента сотворения мира.
На боковых стенах, как и полагается в католическом храме, — Станции Крестного пути.
Каждый из эпизодов – отлит в металле.
Заалтарное пространство украшает огромная фреска со множеством фигур. Авторская работа самого Кико Аргуэльо изображает сцену ну Страшного суда. В центральной части, сверху, изображены Бог — Отец, Бог — Сын, Бог -Дух Святой. По бокам — апостолы, святые. Мы видим праведников и грешников, наблюдаем за процессом «оценивания» душ умерших, которые затем отправляются в Рай или Ад.
В боковом приделе стоит большая менора, украшенная шипами от тернового венца.
Интересен конференц-зал, оборудованный стеклянными кабинами для переводчиков. Он напоминает формой летающую тарелку в том виде, как ее изображают уфологи, имеет неземной, космический вид.
Это место выполняет функции международного центра встреч христиан различных конфессий, а также представителей других религий, проведения теологических конференций и семинаров.
А теперь отправимся в библиотеку. Перед входом, по обе стороны двери, — гранитные стенки, изображающие Скрижали Завета. На них, на латинском и иврите, — Десять Заповедей, десять основных законов, положения которых, согласно Пятикнижию, были выбиты на полученных Моисеем от Господа на горе Синай в пятидесятый день после Исхода из Египта.
Вкратце напомним о том, как это происходило на горе Синай, окутанной густым дымом. Гремел гром, дрожала земля, небо рассекали молнии…А на фоне разбушевавшейся стихии был слышен голос, произносивший текст заповедей.
Как известно, эти скрижали постигла плачевная участь. Когда Моисей через сорок дней, проведенных на священной горе, спустился вниз и увидел вакханалию, происходившую вокруг Золотого тельца, то в гневе разбил пластины о скалу. Правда, после последовавшего раскаяния всего народа, Господь повелел Моисею уже самому вытесать новые каменные пластины и принести на гору. На них и были написаны Божьи заветы во второй раз. Передача скрижалей — знаковый момент в истории еврейского народа, ибо они свидетельствуют о Завете, заключенном Господа с народом Израиля. Отсюда их второе название — Скрижали Свидетельства.
Под влиянием христианского искусства периода итальянского Возрождения, эти знаковые детали стали изображать в форме страниц раскрытой книги, закругленной сверху. Здесь же, установленные в небольших бассейнах, постоянно омываемых струящейся сверху водой, они имеют форму, описанную в Талмуде и нашедшую отражение в старых изданиях еврейских книг.
Сама же библиотека выглядит как галактика со звездным небом.
На всех стенах, как и полагается, стеллажи с книгами. Всего 13 000 томов, собранных всего за 10 лет. А в центре под стеклянным шатром, на столе, – свиток древней Торы, привезенной из Марокко. Она была использована по назначению лишь раз. Когда во время визита папы Иоанна-Павла II группа раввинов провела в этом месте богослужение.
Справа от входа, на пюпитре, установлена большая разноцветная старинная «музыкальная» библия.
Прямо в «небо» устремлены расположенные высоко три балкончика, назначение которых непонятно. Вероятно, просто для красоты интерьера.
Недалеко от библиотеки — просторная столовая с видом на Кинерет и ручками двери в форме кубков. А внутренние и внешние галереи ведут на открытое пространство, где высится стела, на которой ивритскими буквами выбиты слова «Нагорной проповеди», где каждая фраза начинается словом «Блаженны»
С галереи, окружающей основные фрагменты комплекса, видна уникальная часовня Вечного Поклонения. Строение круглой формы обрамлено 12-ю арками, между которыми — стилизованные изображения ангелов (головки с крылышками). Как и везде, стеклянные двери. Ручки в форме крестов.
Особенно хорошо здание смотрится в сумерки, когда через стекла окон виден горящий в ней огонь. Этой маленькой молельней, предназначенной для индивидуального уединенного общения с Всевышним, семинаристы пользуются по очереди. Каждому отводится определенное время.
На крыше часовни расположена интересная скульптурная композиция, отлитая в бронзе по проекту Кико Аргуэльо в Неаполе. Она изображает Христа, произносящего знаменитую Нагорную проповедь. Окружившие его 12 апостолов внимательно слушают то, что говорит Учитель.
С трех сторон стоят «кельи», напоминающие по форме палатки, а с четвертой – открывается вид на галилейские просторы. В каждой из таких «келий», в современных условиях, оборудованных всем необходимым для проживания, отведено место для двух семинаристов.
И накнец, хочется отметить тот факт, что одним из элементов, создающих особую ауру этого места, является обилие цветов. И живых (на клумбах, в вазонах) и собранных в прекрасно подобранные букеты, что украшают помещения.
2015
Написанопоследам экскурсии Лены Кижнер
Использованный материал
Почему я люблю Неокатехуменат? | Terra Mariana
Domus Galilaeae International Center
Domus Galilaeae — Wikipedia
Аргуэльо, Кико — Википедия
Неокатехуменат — Википедия