Столица аистов — Алкала-де-Энарес

Небольшой городок на реке Энарес, входящий в автономное сообщество Мадрид, с первого взгляда напоминает сказку, которую оживляют аисты. Они гнездятся везде, где только возможно: на деревьях, крышах домов, шпилях церквей…. И поэтому Алкала вполне может побороться с Авилой за звание «аистиной столицы». 

Для того чтобы птицам было комфортно, чтобы они возвращались сюда снова и  снова, жители  города порой сами вьют гнезда и устанавливают их в удобных для пернатых местах.

Правда, из-за обилия птиц, по улицам надо ходить осторожно, переодически поглядывая вверх, ибо эти пернатые, весьма солидных размеров, пролетая мимо, могут доставить существенные неприятности, от которых будет сложно отмыться.

Город гордится тем, что здесь произошла первая встреча еще никому не известного мореплавателя Христофора Колумба с католическими королями Изабеллой и Фердинандом. А так же тем, что здесь родился знаменитый писатель Мигель де Сервантес Сааведра.

Визитной карточкой Алкалы является университет с уникальным фасадом в стиле платереско, который мы, непременно, рассмотрим во время прогулки. Но, прежде чем отправиться в путь совершим небольшой экскурс в историю.

Известно, что первые люди селились здесь во времена неолита. Затем жили кельты. В I в. до н.э. появились римляне, которые основали свой город – Комплутум.

Напоминанием о том периоде служит, стоящая на окраине, римская вилла с термами датированная  более II веком нашей эры. В ней — интересный мозаичный пол с морской тематикой.  

Плывущих на лодке рыбаков окружают рыбы и  морские гады, который собрал из  цветных кусочков мастер Ипполит, набравший из камешков свое имя..

До начала IV века об этом месте мало кто знал. Но после того как в 306 году по приказу императора Диоклетиана здесь совершилась публичная казнь двух мальчиков-христиан, город стал притягивать паломников. Особенно их поток увеличился после того, как ребята, принявшие мученическую смерть, через столетие были канонизированы архиепископом города Толедо.

После римлян эту землю завоевали вестготы, а в начале VIII века появились арабы, которые в целях безопасности возвели на высоком холме, расположенном неподалеку от римского поселения,  замок-крепость, которую назвали «Аl-qalat». 

Название сохранилось. А так как в Испании это  место было не единственным с таким именем, для  его идентификации прибавили название местной реки. Вот и получилось Алкала де Энарес.

После того, как при короле Альфонсо VI христиане отвоевали Толедо и он стал частью Кастильской короны, первый архиепископ нового толка, Бернар Клюнийский, стал распространять учение своего ордена, являющегося частью бенедиктинской ветви.

В 1118 году он отвоевал у мусульман  Алкалу.  И город, благодаря удачному расположению, стал развиваться.

20 мая 1293 года король Санчо IV подписал указ об открытии в городе так называемых Генеральных штудий, на базе которых в конце XV века с легкой руки кардинала Сиснероса появился университет.

Уникальные книжные собрания этого учебного заведения ставились в ту пору в один ряд с библиотеками Ватикана, Венеции, Флоренции и Парижа. А ряд выпускников алькальского  университета вошли в мировую историю и литературу.  Достаточно назвать такие имена как Лопе де Вега, Франсиско де Кеведо, Тирсо де Молина, Фрай Луис де Леон, Игнасио де Лойола, Хуан де Мариана Ариас Монтано, Хинес де Сепульведа. 

Случилось так, что в  XVIII—XIX в.в. город пришёл в упадок. Университет перебрался в Мадрид,  монастыри распродали принадлежавшие им земли. Алкала превратилась в небольшой городок,  сохранивший средневековые прелести. А потому центр Алкалы внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Вот по нему-то мы с вами и пройдемся.

От станции, где остановился поезд, движемся по улице Пасио де ла Эстацион. Первой достопримечательностью на нашем пути будет Дворец Ларедо – интереснейший  особняк в эклектическом стиле, сочетающем готику,  ренессанс, помпейский стиль и мудехар с узорчатой кирпичной кладкой, разноцветных плиток, использованием большого количества декоративных  элементов, украшающих крышу с зубцами, крыши, арки, балконы.

Фото из интернета

Оригинально и внутреннее оформление, в которое вписались 15 фрагментов зданий  существовавших в период XIV-XVI веков. В частности, дворца графов Тендилья в Альгамбре, замка  Санторкас близ Мадрида, плитки от дворца Педро I Жестокого из села Куэльяр и др. 

Очень интересен Королевский зал, где стены украшены фресками с изображением королей Кастилии, а потолок разрисован в виде небесной сфере  в том виде, как ее представляли  люди, жившие в Средневековье. 

Этот дом построил для себя реставратор, строитель и художник, Жозе Мануэль Ларедо и Ордоньо —  один из самых известных харизматичных персонажей XIX века, занимавший в течение двух лет пост мэра Алькалы.

Проданный владельцами в 1895 году, особняк был переделан по проекту архитектора Кристофа  Геновева. Сегодня в этом здании музей Чиснереано и  Международный центр исторических наук Сиснерос, где  хранится  коллекция древних документов городского университета.

Идем дальше.  Пройдя несколько улиц, окажемся около конвента Сан Диего

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - %D0%90%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%B4%D0%B5-%D0%AD%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%81-plaza-de-San-Diego-1024x758.jpg

Это Монастырь бедных Кларисс Сан-Диего, где на фасаде видно изображение Сан-Диего-де-Алькала, Над входной дверью — герб кардинала Сиснероса. Этот герб говорит о том, что здесь располагались типографские мастерские Университета, основанного кардиналом.

Перед домом – бронзовая  статуя архиепископа Каррильо, созданная скульптором Сантьяго де Сантьяго в 1987 году.

Монастырь бедных кларис в Сан-Диего был основан в 1671 году доньей Каталиной Гарсия Фернандес. В 1671 году она создала школу для девочек «Бедные девы Санта-Клары». Позже колледж стал бегинажем (поэтому улица и называется Беатас), а затем монастырем, в котором он сейчас находится.

Фишкой монастыря является карамелизированный засахаренный миндаль, который монахини делают уже более двух веков.

Отсюда — на площадь  Сан-Диего, что названа в честь монаха-францисканца,  канонизированного Папой Сикстом V в конце XVI века.

Диего  жил  и умер в старом монастыре Святой Девы Марии, расположенного неподалеку.

Ее можно определить сразу по знаменитому фасаду университета в стиле «платереско», созданного  Родриго Хилемом, архитектором, построившим соборы в Сеговии и Саламанке.

Университет сохранил очаровательные внутренние дворики (самый знаменитый — «дворик трех языков», где учили латыни, греческому и древнееврейскому), средневековые аудитории,  живописные крытые галереи, сад и интересный актовый зал.

Здесь, на площади, в 1459 году, с разрешения Папы Римского, появился первый колледж, из которого впоследствии вырос университет Комплутенсе. Через аудитории этого образовательного центра, известного всей Европе, прошла немалая часть знаменитостей Золотого Века.

Структура университета выглядела так. Головная школа святого Ильдефонсо и зависящая от неё серия школ более низкого уровня. 

Самое старое здание комплекса — капелла святого Ильдефонсо, построенная в 1510 году. За скромными стенами — помещение в стиле мудехар с деревянным наборным кессонным потолком.  Красивая гробница из каррарского мрамора (скульпторы Доменико Фанчелли и Бартоломе Ордоньес) в стиле платереско. В ней покоится прах Великого инквизитора Сиснероса. О том, как он выглядел, можно судить фигуре в кардинальском одеянии, стоящей около капеллы.

Второй памятник ему работы итальянца Фанчелли (XIX век)  расположен у колледжа Сан-Ильдефонсо,

А теперь обойдем Сан-Ильдефонсо слева и пойдем по улице Колледжей, которая прежде называлась Римской из-за того, что в древности в этом месте пересекались важнейшие  римские дороги — Emerita Augusta и Caesar Augusta.

Как следует из названия, на этой улице расположены учебные заведения. Правда, на сегодняшний день из 40 некогда существовавших колледжей сохранилось около половины. Они перемежаются монастырями, в которых жили монахи, преподавали там и державшие студентов под контролем.

Отсюда дорога приведет нас к центральному  месту города — Площади Сервантеса

Здесь стоит памятник писателю работы итальянца Педро Николи поставленный в 1879 году. Так уж случилось, что писатель, умерший в нищете и забвении, со временем стал национальным символом, испанской гордостью. И особенно это чувствуется  в городе, где он родился.

Такова ситуация сейчас, А паньше все было иначе, о чем рассказывает Артуро Перес-Реверте в книге «Кавалер в желтом колете»

«Дабы лишний раз подчеркнуть, сколь мы, испанцы, беспамятны и неблагодарны, упомяну, что … когда бессчастный дон Мигель де Сервантес, ссылаясь на свои военные заслуги, на увечье, полученное при Лепанто, и пять лет алжирского плена, попросил всего лишь о разрешении перебраться в Индии, то оного отнюдь не получил и в шестнадцатом году нового столетия, иными словами — ровно десять лет назад, умер в бедности, всеми покинутый, и о кончине его не было объявлено публично, а гроб везли по этим вот самым улицам к церкви Тринитариев без подобающих почестей и траурного кортежа, и самое имя его, стремительно изгладившись из памяти современников, пребывало в забвении, пока заграница не оценила и не принялась переиздавать «Дон Кихота» — лишь тогда воссияло оно во славе своей. Дивиться ли этому: не такой ли, спрошу я, конец сужден по обыкновению в гнусной нашей отчизне славнейшим ее сынам? Считанные исключения подтверждают правило».

В стародавние времена на этом месте функционировал традиционный рынок, вокруг которого селились лавочники и торговцы, раскладывавшие на рыночных прилавках свой товар. В праздничные же дни  площадь превращалась в место народных гуляний.  

С левой стороны видим  ратушу. Интересно, что изначально  в этом здании располагался  колледж, который в 1870 году был передан муниципалитету.

Внутри имеется коллекция живописи и другие произведения искусства, раритеты, связанные с именем Сервантеса. Особенно ценной реликвией считается оригинал библии, изданной в Комплутенсе.

Около ратуши —  башня.  Это часовня, представляющая собой  небольшую деталь, сохранившаяся от храма св. Марии Великой (XV  век). Помещение, восстановленное в 1982 году, используется для временных выставок.  

В  центре площади стоит отлитая из металла ажурная беседка (1898 г, архитектор Мартин Пастельс), служащая музыкальной сценой.

А с правой стороны площади еще одна работа того же мастера (1893) — «Круг меценатов» из красного кирпича.

В 1901 году интерьер этого здания украсили аллегорические картины местного художника Феликса Юсте. В этом месте расположен официальной штаб общества по охране и защите исторического наследия Алькалы

А это интересное строение каким-то образом связпно с налогообложениями

Рядом с площадью -старинная церковь XV-го века, построенная на месте скита XIII века. Она известна тем, что в ней крестили Сервантеса. Сохранилась древняя купель.

А теперь отправимся в туристический офис, где можно получить любую информацию об интересных достопримечательностей города, особенно связанных с именем великого писателя.

Здесь млжно увидеть скульптурные изваяния писателя, его главного героя и панно, изображающие сцены из жизни города его времени.

туристический офис в Пласа-де-Сервантеса
туристический офис в Пласа-де-Сервантеса

Осмотрим неподалеку стоящие колледжи. Вот известный колледж Малага

А это церковь Св. Марии, ставшая колледжем Босоногого Троицкого монастыря Святой Троицы (.Colegio Convento de Trinitarios Descalzos de la Santísima Trinidad).

Отсюда вернемся к площади Сервантеса. от которой идет главная улица города  — Калле Майор.  Проложенная в XII веке на территории бывшего еврейского квартала, она является одной из  старейших улиц города.

По всей её длине располагались аркады, изначально деревянные, а в XVI  веке заменённые на каменные. Некоторые из них, несмотря на реконструкцию XIX века, дожили до наших дней. В 1986 году Калле Майор была объявлена пешеходной улицей, соединяющей площадь Сервантеса  с  площадью  Сантос Ниньос.

На ней,  представляющей прекрасный образец старинных испанских улочек с магазинами, кафе. ресторанчиками, стоят интересные дома. 

Например, дом, некогда  принадлежавший аристократической  семье  Антесана, который легко узнать по фигуре Богоматери и двойному карнизу в андалузском стиле. В 1483 году был переоборудован под больницу.

Здесь находила врачебную помощь городская беднота и паломники. Это старейшее лечебное заведение функционирует и сегодня.В нем, в свое время,  практиковал в качестве хирурга  Родриго де Сервантес, отец  писателя. А так же работал знаменитый испанский инквизитор, основатель Ордена Иезуитов Игнасио Лойола,  впоследствии канонизированный Католической Церковью.

Увидим мы так же дворец маркиза Лансароте, ставший в 1563 г. кармелитским монастырем, настоятельницей которого  одно время была сестра Сервантеса, Леонор. Он интересен деталями фасада и парадной лестницей, к которым приложил руку   Алонсо  де Коваррубиус,   оформлением  внутреннего дворика

На многих домах — цветы

Вот интересная аптека

На этой улице, в небольшом дворике со скудной зеленью, стоит так же дом, в котором в XV веке родился Сервантес. Вполне возможно, что он появился на свет 29 сентября, в праздник Сан-Мигель. Но этого  никто наверняка не знает. Зато  прекрасно известна дата его крещения — 9 октября 1547 года.  

Мальчик прожил здесь до  4-х лет. Потом семья перебралась в Вальядолид. Тем не менее, дом  превращен в небольшой этнографический музей, где посетители видят интерьеры комнат характерных для небогатой семьи XVI – XVII веков  

С улицы попадаешь в  небольшое патио, где стоит старинный колодец.  

По лестнице можно подняться на второй этаж, где по периметру  идет площадка, на которую выходят двери комнат. Здесь и родительская спальня, и хирургический кабинет отца будущего писателя, и детская.

В них как обстановка, так и атрибутика соответствуют тому периоду и создают соответствующую атмосферу.

Особо интересны предметы, которыми пользовались жильцы дома: мангал для обогрева комнаты в холодную погоду, кровать под одеялом, а под ней – ночной горшок, кувшин для умывания, прялка, хирургические инструменты.

Одна из комнат  превращена в  темный зал с освещенными витринами, за стекла  которых помещены  фигуры героев романа и книги Сервантеса, изданные на разных языках.

А на улице, рядом с домом, – скамейка На  ней сидят, беседуя, бронзовые Дон Кихот и Санчо Панса.  Желающие могут к ним присоединиться. На широкой скамье найдется место и для них.

Продолжаем путь по улице Майор и выходим на Площадь Святых детей, которая  посвящена христианским мальчикам Хусто и Пастору, о которых говорилось в самом начале. На ней стоит  памятник, посвященный первой встречи Христофора Колумба с  королевской четой. Доминантой же площади является Кафедральный собор Святых детей.

На том месте, где в 306 году были казнены дети, сначала появилась часовня, неоднократно перестраивавшаяся, а в 1519 году архитекторы Антон и Мартин Эгасы создали готическое строение, которое мы и видим сегодня.

Здесь в склепе, под плитами XVII века, в серебряном ларце хранятся мощи Хусто и Пастора,  имеются нетленные мощи св. Диего де Алькалы. Того самого, что, согласно легенде, в  1687 году дал городу это имя. В  крипте захоронен архиепископ Гарсия де Лойяса.

При соборе имеется музей с интересными историческими экспонатами.

В Средневековье это место считалось городским центром, от которого во все стороны расходились основные улицы Алкалы. И мы отправимся по одной из небольших  улочек Калле Виктория.

Она приведет к нас к площади Виктории, около которой  сформировались Генеральные Штудии, из которых выпестовались колледжи.

С правой стороны по ходу движения увидим ренессансный дом —  Касса де  Де Лос Лизана. Изначально принадлежавший семье Мендоса, а затем ставший колледжем Хусто и Руфины для студентов из Севильи, он в итоге стал собственностью семьи Лизана. Далее идет Колледж  Лос Минимос де Сант Франсиско с ярко-красным фасадом. Он  примечателен и древней историей (основан при Филиппе II), и трогательным гнездом аиста на его фронтоне. Внутри здание расписано местным уроженцем Феликсом Юсте. 

Отсюда рукой подать до  Архиепископского дворца, который начинался в 1209 году с крепости в стиле мудехар, построенной архиепископом Родриго Хименесом де Рада.

Дворец пережил ряд пожаров и разрушений, восстановлений и реконструкций.  В частности, в XIV веке.  при архиепископе Педро Тенорио, он обзавелся большим прямоугольным двором, «оброс»  по периметру 21 башней, из которых до наших дней дошло 16. Одна из них в память об архиепископе называется башней Тенорио.

Впоследствии, по очереди,  были достроены восточное и западное крылья, появились красивые окна и лестницы. А над входом – герб кардинал-инфанта Луиса де Бурбон у Фарнезе, жившего здесь в XVIII веке.

Бурбоны, сменившие династию Габсбургов, в XIX веке дворец отреставрировали в стиле нео-мудехар и неоготики.

 Долгое время Архиепископский Дворец считался одним из самых роскошных зданий в Испании.  К сожалению, большая часть его безвозвратно погибла во время пожара  1939 года.

Дворец интересен оформлением экстерьера: кирпичной кладкой, башенками, резными ограждениями, изваяниями химер.

Дворец архиепископа

Это здесь,  во дворце,  20 января 1486 года произошла упоминавшаяся выше встреча, ставшая прологом знаменитого путешествия, состоявшегося  спустя 6 лет.

О том, как выглядела тогда королева, можно, пожалуй,  судить по памятнику,  поставленному  у подножия стены, отделяющей город от дворца, в 1994 году.

Рядом — бывший Цистерианский монастырь св. Бернарда, основанный кардиналом Бнрнардо де  Сандоваль у Рохас в 1617 году.

Хуан Гомес де ла Мора создал красивую барочную церковь, которую расписал фресками Анжело Нарди. Сегодня здесь музей, в котором хранятся книги, одеяния, утварь, папские буллы, картины, мебель, средневековая кухня и погребальный катафалк.

Справа от него – бывший доминиканский женский монастырь, что основала семья  Мендоса в XV веке. Он тоже превращен в музей. На этот раз Археологический, экспонатами которого  являются экспонаты и артефакты древнеримского поселения Компулутум.

Напротив, через площадь, стоит оратория св. Филиппа Нери, имя которого носит церковная  конгрегация возникшая в середине XVI века. Ее члены, не принимавшие  монашеских обетов,   занимались   общественно полезной деятельностью и  «прославились своими заслугами в области философии и науки».

В 1694 г. ораторианцы обосновались в Алькале-де-Энарес и построили барочную церковь,  внутри которой можно увидеть настоящие шедевры живописи и скульптуры испанских мастеров: Алонсо Кано, Грегорио Фернандеса, Паломино, Переда, Маэлло.

А неподалеку отсюда, на улице Фелипе Нери 27, стоит  La Casa Vieja — старинный привлекательный особняк XVII  века с приусадебным двориком, который служит террасой. Здесь можно отведать блюда традиционной кастильской кухни

Отсюда идем на Plaza de los Santos Niños, где находится бронзовый медальон с изображением Антонио Солис-и-Рибаденейра (1610–1686), испанского историка, автора книги «Новая Испания» (Мексика)

А за ним – в стиле модерн памятник встречи Колумба с католическими королями Это работа Хуана Антонио Паломо бакалавра изящных искусств Высшей школы изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде, профессора технического рисования. и художества Высшей школе консервации и реставрации культурных ценностей Мадрида.

Здесь видим здание с интнересным графитти

и вот такая «фирменная» урна

Непонятное сооружение в виде пирамиды

А это жители города

Отсюда идем на Calle Tercia, 6, где стоит Эрмита Сан Лусия, что является одним из самых символичных религиозных зданий в городе. Его происхождение восходит к XII веку в романско-мудехарском стиле, хотя нынешнее здание перестроено в XVII веке в стиле барокко.

В средние века, вплоть до 1515 г. здесь заседал городской совет.

,Перестроенное в 1966 г., в 1981 г. Эрмита Сан Лусия был объявлен объектом культуры. фподчиняется епархии Алькала-де-Энарес.

Монастырь закрытый. Зайти в него нельзя. Зато в прилегающей к нему маленькой комнатке можно также купить сделанные вручную засахаренные миндальные орехи.

К слову говоря, будучи здесь, непременно стоит попробовать местную особую сладость — роскильяс-де-Алькала, пончики из слоеного теста с желтковым кремом.

И напоследок о стенах, окружающих город, что появились еще в XIII веке, по инициативе архиепископа Родриго Хименеса де Рада. С ростом города они передвигались, разрушались, возводились заново.

До наших дней дошли лишь фрагменты, находящиеся вокруг архиепископского дворца и возле ворот Мадрида. Зато башен на сохранившемся кусочке стены  — целых три. Две из них —  с гербом  архиепископа Педро Тенорио.

В те далекие времена, когда стена окружала город, в ней было пробито  6 ворот. От пяти остались лишь воспоминания по весьма утилитарной причине. Они просто-напросто мешали движению транспорта.  На их месте — фонтаны да небольшие  площади. Сохранились лишь  одни — Пуэрта Мадрид на юго-западе.

Эти ворота Мадрида  в неоклассическом стиле появились в конце XVIII века по проекту Антонио Джордано при финансовой поддержке кардинала Лоренцаны. От них дорога ведет до ворот  Алькалы, находящихся в Мадриде.

Написано по следам экскурсии с Марией Лопес-Шнайдер

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Столица аистов — Алкала-де-Энарес: 1 комментарий

  1. Танечка, замечательно ,спасибо. Муж Лёва сейчас с группой в Испании, и как раз сегодня у него экскурсия в Алкале, такое вот совпадение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: