Врбов

Этот небольшой городок, название которого переводится со словацкого как «ива», расположен в Трнавском крае.

Подобно другим населенным пунктам региона, он вырос на месте старинного поселения.

Первое упоминание об этом месте, как о деревне Почковец,  встречается в Зборском списке 1113 года. Затем — в уставе от 1251 года, когда были определены его границы.

В 1271 году он слился с немецкой деревней Villa menhardi, образовав небольшой городок с  немецким характером, сохранявшимся до 1945 года.

Что касается первого упоминания названия близкого к нынешнему (Ворбоу), то оно относится к 1347 году, фигурируя как часть территории замка Чахтице.

В 1437 году Врбов приобрел городские права, и уже в этом статусе не раз подвергался разграблению и сожжению турками. В 1599 году был полностью опустошен. Но сумел не только восстановиться, но и расцвести.

Процветание началось после того, как в 1696 году Леопольд I распространил на Врбов привилегию проведения торговых ярмарок. Ведь город славился виноградарством и продажей зерновых, рынком которых, в основном, занимались евреи, составлявшие большую часть городского населения.

Еврейская община во Врбово стала формироваться в конце ХVll века. В 1683 году прибыло около 200 евреев из Моравии и, с согласия врбовского помещика, поселилось в городе. Их число постепенно росло. А это требовало наличия синагоги, которая была построена в 1731 году. Затем появилась новая, находившаяся на нынешней площади Свободы, во дворе, принадлежащем помещикам Незбудовце и Лизе.

Именно здесь в 1843 году родился Давид Цви Хоффман — раввин, доктор философии, второй глава Берлинской раввинской семинарии, известный специалист по еврейской Библии, автор комментариев к Торе. А в 1848 году — Йосеф Хаим Сонненфельд, знаменитый главный раввин Иерусалима.

К концу XIX века евреи во Врбове составляли треть населения. И, вероятно, поэтому сие место приобрело печальную известность  еврейского гетто, в которое превратилось во время Второй мировой войны. Сюда были согнаны люди из близлежащих населенных пунктов. В основном, из провинции Пьештяны.

Гетто было ликвидировано Глинкской гвардией, состоящей из словацких нацистов и немецких отрядов СС. Людей депортировали в лагерь смерти Освенцим, где большинство закончило жизнь в газовых камерах. Среди них — самый известный раввин Врбова Ицхак Вайс.

Один из немногих, кому удалось пережить Холокост и репатриироваться в Израиль, был главный раввин Врбова Самуил Райх, сын знаменитого раввина Коппеля Райха.

В 1944 году Врбов был освобожден Советской армией. Но евреев здесь не осталось, Сумевшие остаться в живых перебрались в крупные города, уехали в Палестину и США. А дома, некогда принадлежавшие состоятельным людям, так и стоят в центре  города.

О некогда существовавшей общине напоминает разрушающаяся синагога на  улице М. А. Бежовского.

Она была построена в 1883 году в мавританском стиле с прхитектурными лементами Востока и культовых национальных зданий последней четверти XIX века.

Рядом с ней — памятная плита, на которой указана дата постройки и информация о том, что на тот момент община состояла примерно из 1000 человек.

Если войти вовнутрь, то можно увидеть высеченные на каменной доске, расположенной на самом верху стены, 10 главных библейских заповедей.

До 1942 года здание использовалось в религиозных целях. Потом оно стало помещением сначала для зернового, а потом текстильного склада.

В 2006 году его купил американский предприниматель Майкл Джозеф Карбан, решивший восстановить сакральное строение. Но в силу каких-то причин не сумел этого сделать.

В настоящее время городские власти  планируют превратить одну из самых красивых синагог в Словакии  в культурный и социальный центр.

Визитной карточкой городка является наклонная колокольня  церкви Святого Мартина высотой 38,16 метра, включая крест, которую построил в 1835 году мастер Й. Вернер из Чахтице в классическом стиле

Почти столетие спустя, в октябре 1930 года, из-за проливных дождей башня стала крениться, так как проникшие в почву воды подмыли фундамент.

Зафиксированное в конце ХХ века отклонение от вертикальной оси  на 99 см в юго-западном направлении, привело к тому, что колокольню стали называть маленькой словацкой Пизой.

К слову говоря, знаменитая пятидесятиметровая итальянская башня, строившаяся в течение более двух столетий и завершенная только в середине XIV в,  имеет отклонение от вертикали 4,42 м.

За башней расположена церковь Св. Мартина. Она стоит там, где, по предположениям историков, в XII  веке находилось сакральное строение, несмотря на то, что первое письменное упоминание о нем относится к 1332 году. 

В конце XIV века в Врбове была построена новая каменная однонефная готическая церковь. В 1452 году она был повреждена пожаром, а также пострадала во время турецко-татарского вторжения в 1599 году.

В XV веке здание было расширено. Появился северный неф. В XVIII веке был достроен южный. Таким образом, в настоящее время церковь представляет собой трехнефное здание со сводчатым потолком, украшенным лепным орнаментом.

Интересна кафедра в стиле барокко конца XVII века со скульптурами евангелистов. На своде центрального нефа видна старинная роспись, изображающая Святую Троицу.

Непременно стоит обратить внимание на помещенный в северный неф механический  вертеп с подвижными фигурками.

Перед колокольней в 1929 году был  установлен монумент в память о погибших в Первой мировой войне с бюстом генерала Милана Растислава Штефаника, известного политического и военного деятеля Словакии, занимавшегося созданием чехословацких легионов в Сербии, Румынии, России, Италии.

В 1969 году монумент посвятили жертвам Второй мировой войны и Словацкого Народного Восстания.

Неподалеку, на площади Свободы, стоит колонна, посвященная Деве Марии. с композицией Пьета. К сожалению, ее удалось сфотографировать лишь с тыльной стороны.

Сбоку от столпа — старинный мраморный фонтан

Тут же своеобразный памятник Морицу Бенёвскому

На кованной ленте, опоясывающей Земной шар, — детали, связанные с его жизнью, и портрет этого человека похожего то ли на Суворова, то ли на Мюнхаузена…

Мориц Бенёвский родился в 1746 году в Вербо (современный Врбове, Словакия), территория которого принадлежала Австро-Венгрии.

Жажда приключений заставила его «сделать себя старше» на пять лет, и таким образом в документах датой его рождения стал 1741 год,  что позволило участвовать в Семилетней войне в звании лейтенанта.

Cын Самуэля Бенёвского, гусарского полковника австрийской армии, и Розалии Ревай, дочери барона из знатной венгерской семьи, вдовы генерала армии Йозефа Пествармегея, был крещен под латинскими именами Матфей Маврикий Михаил Франциск Серафин Август.

Он был старшим из общих четырех детей. Кроме него в семье росли братья Ференц  и Эмануэль и сестра Марта. А еще имелись три сводные сестры Терезия, Анна, Борбаль со стороны отца и один сводный брат Питер, родившиеся у Розалии в предыдущем браке.

Его детство прошло в родительском особняке.

Здесь с одной стороны от арочного входа находится памятная доска, посвященная Морицу Бенёвскому

А с другой — весьма интересный герб

Выпорхнув из родного гнезда, Мориц начал учиться в Колледже пиаристов в Сентгьорге (современный Свет Юр), а окончил в пригороде Пресбурга (современная Братислава).

После смерти обоих родителей в 1760 году наследственная тяжба с родными привела к ссоре с австрийской императрицей Марией-Терезией. Ему пришлось бежать в Польшу.

В июле 1768 года Бенёвский присоединился к патриотическим силам, которые выступали против российского ставленника, польского короля Станислава Августа Понятовского.

В 1769 году он попал в плен под Тернополем и был заключен в тюрьму в городе Полонном, а затем переведен в Киев, а оттуда в Казань.

После побега он оказался в Санкт-Петербурге, где был пойман и отправлен под конвоем на Дальний Восток.

Здесь, в небольшом городке Большерецке, граф, поразил местное общество своими изысканными манерами, и начальник камчатского округа, капитан Нилов, пригласил его в качестве домашнего учителя. Очаровав всех, этот человек вскоре стал женихом младшей дочери Нилова, Афанасии, влюбившейся без памяти.

Только у Бенёвского были другие планы. Он мечтал бежать из убогого места. Вместе с ссыльным Хрущевым, в прошлом гвардейским капитаном, подготовил восстание, в котором приняли участие сотни людей. В том числе команда 400-тонного судна «Святые апостолы Петр и Павел», принадлежащего купцу Холодилову.

Гром грянул 25 апреля 1771 года. Когда Нилову стало известно о восстании, а также о том, что во главе его стоит будущий зять. После бесплодных уговоров начальник Камчатки направил против бунтовщиков несколько десятков солдат, которых восставшие без труда разгромили.

Затем убив нилова,, они захватили Большерецк, разрешив его жене с детьми, уехать на материк. Анастасия же осталась с Бенёвским, несмотря на признание в том, что её жених не свободен.

12 мая 1771 года в 4 часа утра корабль, вооруженный восьмью пушками, загруженный мехами и продовольствием, с 96 людьми на борту (из них было 9 женщин), вышел из устья реки Большой и направился на юг.

Вопреки желаю большинства высадиться на необитаемом тропическом острове, Бенёвский довел его до Формозы (старое название острова Тайвань).

Задумав сделать это место центром будущих владений, командир решил сначала заручиться поддержкой какой-нибудь европейской державы. Корабль отправился в Индию, а оттуда — во Францию. Историки и сегодня ломают голову по поводу того, как этот человек, не имея ни малейшего опыта в судоходстве, без карт и лоцманов, сумел обогнуть три континента — Азию, Африку и Европу

Получив документ для въезда на материк, Бенёвский сразу же отправился в Париж, оставив своих компаньонов.

Поначалу ему не удавалось заинтересовать кого-либо своими планами. Зато министр иностранных дел Франции д’Эгюйона и министр флота Бойнс согласились финансировать экспедицию Бенёвского вместе с солидной группой добровольцев для основания французской колонии на Мадагаскаре.

И вот, весной 1773 года экспедиция отправился в путь. К концу марта прибыла в порт назначения. Там пришельцы создали торговый пост на восточном побережье в Антонгиле и начали переговоры с островитянами о поставках скота и прочих товаров…

Но что-то не сложилось. Прибывший в эти места в июле 1774 года исследователь Кергелен, узнал, что, по утверждениям  мадагаскарцев Беньевский нахится с ними во враждебных отношениях..

К тому времени значительная часть  прибывших на остров погибла или умерла, а из горстки оставшихся многие были больны.

Несмотря на эти неудачи, в течение двух следующих лет Бенёвский отправлял в Париж сообщения о своих достижениях. Просил  дополнительного финансирования и людей.

В то же время французские власти получали жалобы на него от торговцев Маврикии, которым он мешал торговать Мадагаскаром.

Поэтому в сентябре 1776 года Париж отправил на остров двух правительственных инспекторов, которые прдоставили жуткий отчет. Они не нашли практически ничего, чем хвастался Бенёвский относительно дорог, больниц, торговых постов…  Сам же он, самовольно провозгласив себя верховным вождем всех племен, королем Мариусом I, чувствовал себя весьма комфортно.

Но это продолжалось лишь до тех пор, пока не был рассмотрен доклад, представленный комиссией французскому правительству, и в декабре 1776 года, самозванцу пришлось покинуть Мадагаскар. Колония была расформирована, торговый пост демонтирован.

Появившись во Франции ​​в апреле 1777 года, он пытался возродить свою деятельность на Мадагаскаре, представив новый план развития острова. А когда тот был отклонен, обратился к императрице Австрии Марии Терезии с просьбой о помиловании (ведь от был заочно осужден из-за того, что бежал из Венгрии в Польшу в 1768 году).

Получив положительный ответ, отправился в Венгрию, где был удостоен вожделенного титула графа. В 1778 году присоединился к австрийским войскам, сражавшимся за Баварское наследство.

В начале 1780 года разработал план развития Фиуме (современный Риека) в Хорватии в качестве крупного торгового порта для Венгрии. Снова не получив поддержки, в конце 1781 года, оставив после себя несколько крупных долгов, отправился в Соединенные Штаты.

Заручившись рекомендацией Бенджамина Франклина, которого он встретил в Париже, попытался убедить Джорджа Вашингтона финансировать участие ополченцев под его руководством в Американской войне за Независимость.

Новый отказ вернул его в Европу, и в конце 1783 года граф оказался в Великобритании с навязчивой мыслью о возвращении на остров. Теперь уже британскому правительству предложил создать колонию на Мадагаскаре. Но и здесь потерпел фиаско.

Продав Жану Гиацинту де Магеллану, члену Лондонского королевского общества, право на публикацию своих «Мемуаров», а также став «Европейским полномочным представителем»  новой торговой компании. Бенёвский, в сентябре 1783 года, получил  документ, подписанный австрийским императором Иосифом II, который предоставил ему австрийскую защиту на период эксплуатации Мадагаскара и управления им.

В апреле 1784 года Бенёвский с торговыми партнерами отправились в Америку, где заключил контракт с двумя балтиморскими трейдерами, Золлихофером и Мейсонье, обязывавшимися платить хорошие деньги за регулярную поставку рабов.

И вот в  июне 1785 года  корабль «Бесстрашный» причалил  к мысу Сен-Себастьян в северо-западной части острова, где был встречен агрессией со стороны народа сакалава.

По тогдашним сводкам выходило, что Бенёвский и ряд  его спутников  были схвачены и  предположительно убиты. Оставшиеся в живых члены экспедиции отплыли в Мозамбик, продали корабль и разошлись.

Но сообщение оказалось ложным. Бенёвский, возродившись словно феникс из пепла, оказался в Ангонсти (около современной Амбохитралананы). Это не понравилось французскому губернатору Маврикии Франсуа де Суйяку, который в мае 1786 года, дождавшись попутного ветра, направил на Мадагаскар военных для того, чтобы разобраться со своим врагом.

Французская эскадра подошла к Мадагаскару. Солдаты, выгрузившись на сушу, начали осаду форта, в котором находился Мориц. В результате противостояния, самопровозглашенный король был убит пулей в глаз в тот момент, когда хотел запалить заряженную пушку. Был похоронен на месте лагеря.

После его смерти сопровождавшая своего предводителя бывшая с ним до конца горстка храбрецов из числа иркутских повстанцев в числе 18 человек обратились к Хотинскому, российскому послу в Париже, с просьбой разрешить им вернуться на родину. Екатерина II дала милостивое разрешение. «Видно, что русак любит свою Русь, а надежда их на меня и милосердие мое не может сердцу моему не быть чувствительно».

Дело Бенёвского отправилось в архив. А читателям в 1790 году был представлен посмертный, во многом вымышленный рассказ «Воспоминания и путешествия на Маврикий Августа графа де Бенёвского», который критики сочли во многом ложным, во многом — сомнительными.

Тем не менее, в Венгрии, Словакии и Польше этот человек считается национальным героем. А организация дружбы между Венгрией и Мадагаскаром организует конференции и встречи, а также поддерживает веб-сайт, посвященный жизни Бенёвского.

 Польский писатель Аркадий Фидлер посетил Мадагаскар в 1937 году, провел несколько месяцев в городе Амбинанитело, а затем написал популярную книгу путешествий, описывающую его переживания. В ней он дает романтическую версию карьеры Бенёвского. Похоже, что Фидлер попытался выяснить, запомнили ли жители острова этого человека. Результаты были неоднозначными.

И все же это имя на острове сохранилось. В столице Антананариву одна из улиц называется «Лалана Бенёвски».

Кстати этому неординарному человеку посвятил и свой роман «Последний франк короля» и Валентин Пикуль.

Но, вернувшись из далекого прошлого в современность, войдем во двор усадьбы, где прошло детство Морица.

Слева — старинный колодец

Справа — центр флористики «Цветочная радуга»

Сбоку -каменный старинный фонтан

А впереди виден фасад гимназии

Говоря о Врбове, можно назвать еще несколько сакральных объектов, на которые стоит обратить внимание. Только мы до них не добрались. А потому говорить о них не буду.

2019

Написано по следам экскурсии с Таней Прядковой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: