Хофбург

Одна из главных достопримечательностей Вены, стоящий в центре города — дворец Хофбург, представляющий собой сложный комплекс зданий, площадей, дворов и садов.

Это место было вотчиной династии Габсбургов, мощной  императорской династии, которая просуществовала 693 года, будучи одной из  самых влиятельных в истории Европы.

Императорская резиденция, впитавшая в себя всю историю Австрийского государства, расположилась на колоссальной территории, объединившей девятнадцать дворцов, два десятка различных зданий.

«Лего» складывалось в течение ряда веков, ибо каждый правитель строил что-то новое, соответствующее своему вкусу, при этом расширяя и перестраивая городскую резиденцию. И это имело место вплоть до последних дней существования Империи в 1818 году.

Экскурсия по Хофбургу, представляющего собой комплекс из 2600 залов и комнат –  возможность знакомства с историей искусства разных эпох. От готики Средневековья до эпохи Возрождения, от барокко до классицизма, до художественных направлений  XIX века и современной внутренней отделки XX и XXI-го веков.

Как и все в мире, это место имеет свою историю, начинавшуюся со стоявшего здесь в стародавние времена средневекового замка, который построил Прже́мысл Отакар II, женившись в 1252 году на немолодой Маргарите фон Бабенберг, старшей сестре последнего австрийского герцога.

Замок стал частью городских укреплений с оборонительными башнями и рвами.

На протяжении 600 лет он служил настоящей крепостью для династии Габсбургов: сначала суверенным князьям, затем императорам Священной Римской империи, а с 1806 года – австрийским императорам

Преобразование замка, получившего название Хофбург, началось в  середине XVI века, когда император Фердинанд I перенес свою резиденцию в Вену.

Его  примеру следовали и другие правители. Они выкупали у владельцев соседних зданий землю, сносили строения и на освободившихся участках возводили новые корпуса дворцового комплекса.

Территория, которая выросла за семь веков, занимает площадь около 240 000 квадратных  метров, делая Хофбург крупнейшим строительным комплексом в Европе нерелигиозного плана.

 Мы подходим к Хофбургу со стороны площади Архангела Михаила (Michaelerplatz).

Фотография из Википедии

Эта площадь получила своё название около 1850 года в честь приходской церкви, что еще в 1221 году герцог Леопольд VI из рода Бабенбергов подарил придворным и гражданам, жившим в непосредственной близости от его дворца.

Начала же формироваться она около 1725 года по проекту архитектора Йозефа Эмануэля Фишера фон Эрлаха, когда было решено возвести северный фасад Хофбурга.

Хофбург Крыло Императорской канцелярии

Строительные работы были начаты в 1729 году, но потом все замерло на долгое время. На целых полтора века. Возобновилось лишь в 1889 году, после сноса старого здания Бургтеатра, стоявшего посреди площади. Реконструкцией площади занялся австрийский архитектор Фердинанд Киршнер.

Михаэлерплац знаменит тем, что именно здесь в 1838 году появилась первый в Вене уличный газовый канделябр, имевший шесть свечей. Его установил на площади основатель и директор «Австрийского общества по освещению газом» предприниматель Георг Пфендлер.

Кроме фасада Михайловского крыла Хофбурга (Michaeiertrakt) о котором речь пойдет ниже, на площади имеется несколько интересных строений. Это, прежде всего, церковь Святого Михаила, имеющая культурно-историческое значение.

Здесь же стоит интересный образец венского модернизма, который заказал  банкир Леопольд Гольдштейн у архитектора Адольфа Лооса как офисное здание.

Появившееся в 1911 году строение с простым фасадом без привычных венцам элементов: (лепнины, карнизов, балконов) вызвало у жителей австрийской столицы недоумение, которое переросло в скандал с требованиями его снести. Они окрестили его «Домом без бровей». Даже сам император отказался входить во дворец со стороны Михаэлерплац.

Фото с сайта «Дом без бровей» в Вене

Но автор проекта, считая, что дом должен соответствовать своей функциональности, что ему совсем не нужны «архитектурные излишества», сумел отстоять свое детище, пойдя на уступки в виде ящиков с цветами на ряде окон.

Но в 1947 году «Дом без бровей» был признан архитектурным памятником. В 1987 году его приобрел «Райффайзен банк», а в 2002 году к нему присоединилось культурное общество Паоло Пива «Зона дизайна Адольфа Лооса»,занимающееся вопросами архитектуры и дизайна.

А вот дворец Херберштайн архитектора Карла Кёнига (1897 г) в необарочном стиле для аристократической семьи Херберштайн, вполне соответствует величественному Хофбургу.

В 1951 году постройка была продана семьей Херберштайн кооперативному центробанку, ставшему Райффайзен Центральбанком.

Фото с сайта  Palais Herberstein

С 1991 года в центре площади Михаэлерплац находится оформленный архитектором Хансом Холляйном филиал Музея Вены под открытым небом с постоянной археологической экспозицией.

Доминантой площади, естественно, является подковообразный фасад  Michaeiertrakt, строительство которого завершил в 1893 году Фердинанд Киршнер, переделав проект Й. Э. Фишера фон Эрлаха.

Высокий цоколь из рустированого камня, четыре двойных пилястра c фигурными капителями…

В центр вписан выступающий вперед  корпус с большим вестибюлем под медным куполом, в который ведет полукруглая арка, увенчанная внушительной кованой решеткой, украшенная многофигурным лепным навершием.

На фасаде, над аркой, — красивый барельеф с короной и трубящими ангелами, восхваляющими Франца Иосифа, о чем говорят позолоченные буквы соответствующего текста.

Рядом — четыре мраморные статуи, вызывающие ассоциацию с воротами в Пражский град. Они посвяшены четырем из двеннадцати подвигов античного героя Геракла..

Подвиги Герекла Он ловит адского пса Цербера (Антон Пол Вагнер).
Геракл убивает многоголовую гидру (Эдмунд фон Хофманн)
Геракл отнимает пояс Амазонки Ипполиты (Ганс Шерп)
Геракл освобождает Прометея (Джозеф Лакс)

Они изваяны в 1893 году в одном стиле разными скульпторами.

На  углах здания — два фонтана. Левый носит название «Владычество Австрии на море» (Рудольф Вейр, 1895), правый — «Владычество Австрии на суше» (Эдмунт Хеллмер, 1897).

Владычество Австрии на суше
Владычество Австрии на море

По сторонам арки Михаэлертор, расположены два малых входа. Одно ведет в помещения так называемого Крыла Императорской канцелярии Хофбурга (Reichskanzleitrakt). Оно было построено  Й. Э. Фишером фон Эрлахом в 1730-м году по заказу императора Карла VI.

Поначалу крыло использовалось как место размещения именитых гостей, а с 1806 года сюда перебралась Государственная канцелярия, давшая нынешнее название.

Побывав в нем, можно увидеть императорские апартаменты. Всего 19 комнат: кабинеты, спальни, гостиные. Интересны спальня Франца-Иосифа I в спартанском стиле, его рабочий кабинет, Красный зал в стиле рококо с гобеленами выполненными по картонам Франсуа Буше, что подарила своим родственникам Мария Антуанетта; Серебряная палата с богатейшей коллекцией посуды из фарфора, серебра и стекла, кухонной утвари, скатертей, салфеток,  фарфоровых сервизов, изготовленных по спецзаказам на известнейших мануфактурах Европы.

Конечно, представляет интерес Музей Сисси, любимицы австрийцев. В нем — портреты и личные вещи императрицы Елизаветы Баварской.

Оставив их посещение на следующий раз, проходим вовнутрь через главной вход и попадаем в зал под круглым куполом.

Все его стены облицованы мрамором

В нишах — аллегорические фигуры

Отсюда туристы расходятся в разные стороны с целью знакомства с дворами, дворцами, экспозициями…

Наш путь лежит во внутренний двор прямоугольной формы — Ин дер Бург, взятый в каре ренессансными и барочными зданиями Старого Дворца. Здесь вершился публичный суд, проходили турниры и военные парады.

Вход-выход с тыльной стороны дворца украшен короной, лепниной, теламонами (кариатидами мужского пола), поддерживающими рондо с изображением бога войны Ареса.

Над входом, на фоне купола, — изваяние имперского орла, сидящего на поверженных вражеских знаменах. По бокам — изображкние бога войны Марса

А обрамляют вход фигурные композиции, продолжающие рассказывать о подвигах Геракла.

Через эти ворота проезжают на территорию туристические повозки, запряженные лошадками.

Отсюда же и выезжают…

В углу даора — памятник австрийскому императору Францу I (1846. Миланский скульптор Помпео Маркези изобразил его в античной одежде, а у постамента расположил аллегорические фигуры Мира, Силы, Веры и Справедливости.

За памятником видно Крыло Леопольда (Leopoldinischertrakt), получившее название в честь построившего его в 1670 году  императора Леопольда I. Ныне здесь размещается официальная резиденция президента Республики, а потому оно закрыто для посещения.

А жаль. Ведь здесь имеются интересные парадные залы для приёмов, комнаты великой императрицы Марии Терезии. В частности, ее спальня.

Рядом с Леопольдовым крылом, в северо-восточной части находится Крыло Амалии — Амалиентракт (Amalientrakt),  получившее название в честь императрицы Амалии Вильгельмины — жены Иосифа I, что жила здесь во время продолжительного вдовства с 1711- по 1742 г.)

.Его можно определить по штукатурке цвета топленного молока и часам на стене под восьмиугольной зеленой башенкой. Под обычными часами — солнечные.

Знаменателен тем, по окончании наполеоновских войн именно в этой части дворца останавливался, бывая в Вене, росийский император Александр I.

А теперь  подойдем к интересным Швейцарским воротам в ренессансном стиле по проекту архитектора Пьетро Феррабоско, что появились при Фердинанде I

Яркие, кирпично-коричневые, они украшены золоченными гербами, фресками на своде арки и стенах проема, надписями.

Надпись над порталом, датированная 1552 годом, посвящена императору Фердинанду,.

Название ворот связано с тем, что во дворе, куда они ведут, жили швейцарские гвардейцы — личная охрана Марии Терезии.  

До XIX века в этом месте размещалась резиденция  членов императорской фамилии. Слева от Швейцарских ворот на фасаде укреплена мемориальная доска (1536 г.) с двумя грифонами, поддерживающими герб Леопольда I.

Справа от входа во двор расположена лестница, ведущая в императорскую капеллу, экстерьер которой сочетает элементы готики и барокко. Здесь, с конца XV века, когда на троне сидел Максимилиан I, функционирует знаменитый венский хор мальчиков.

Под самой капеллой расположена императорская сокровищница, в которой хранятся регалии Священной Римской империи. В частности, короны австрийских императоров, одна из которых датирована 962 годом, фамильные драгоценности императорской династии.

По своей значимости и ценности эта сокровищница может равняться с сокровищницей Османских султанов дворца Топкапы в Стамбуле или Тауэра в Лондоне

Идем на площадь Святого Иосифа (Йозефплац), находящуюся там, где в стародавние времена размещалось августинское кладбище. Площадь окружают здания XVIII века.

Со вступлением на престол Иосифа II, старшего сына Марии-Терезии, старая городская стена была снесена, площадь открылась для публики.

После установки конной статуи императора (автор Франц Антон Цаунер взял за образец римское изваяние Марка Аврелия) в 1807 г., площадь была переименована

В глубине площади — Дворцовая библиотека в стиле барокко, построенная по приказу императора Карла VI.  Крупнейшая в Австрии, она является самой большой барочной библиотекой Европы. На какое-то время она дала этому месту название Библиотексплатц.

Это здание построил в  1726 году Иосиф Эмануэль Фишер фон Эрлах  по проекту отца Иоганна Бернхарда.

Оно состоит из трех частей: ротонды и отходящих от нее  крыльев,  украшенных, как и центральная часть, позолоченными аллегорическими фигурами, прославляющими величие Габсбургов. 

Лоренцо Маттиелли поместил над средним ризалитом квадригу с Минервой,  древнеримской богиней мудрости и войны, что входила в триаду наиболее важных богов Древнего Рима вместе со своим отцом Юпитером и его женой Юноной.

На боковых крыльях строения видны два глобуса — Земли и Неба..

В основу книжного собрания легла средневековая императорская придворная библиотека, датированная 1368 годом, собранная герцогом Альбрехтом III. 

Особенно хорош Парадный зал протянувшийся по всей длине здания в два этажа. Его параметры:  длина 77,7 м,  а ширина — 14,2 м.

Свод его ротонды расписан фресками, прославляющими Карла VI (работа   Даниэля Грана), а в центре находится статуя императора в римской тоге. У колонн, украшающих интерьер — шестнадцать статуй императоров из рода Габсбургов (работы скульпторов Пауля и Петера Штрудель)

В Австрийской национальной библиотеке (в 1920 году она была переименована), собрано свыше 7,5 млн. книг, а  также немало документов, рукописей, первопечатных изданий, папирусов.

Интересно собрание глобусов и карт, коллекция портретов, архив фотодокументов, музыкальная и театральная коллекции. Имеется отдел литературы на искусственных языках.

Напротив библиотеки стоит Дворец Паллавичини построенный в 1784 году по проекту архитектора Иоганна Фердинанда Хетцендорфа фон Хоэнберга  в классическом стиле. Примечателен портал с кариатидами работы скульптора Франца Антона фон Цаунера. памятник.

Изначально был частью императорского монастыря, но уже с давних пор находится в частной собственности знатной итало-австрийской семьи Паллавичино. Именно здесь поселил героя своего фильма-нуар «Третий человек» (1949). американский кинорежиссёр Джордж О́рсон Уэ́ллс

Фото из Википедии

С восточной стороны площади стоит Дворец Пальфи. Построенный в  XIV веке, три века спустя стал фамильным особняком знатной семьи Палфи. Именно в нем давал один из первых своих концертов маленький Моцарт вместе со своей сестрой Наннерль.

Сегодня здание используется для музыкальных представлений и различных видов общественных мероприятий. В нем  расположен музей Phantasten

В комплекс Хофбурга входит и помпезный Новый дворец с вогнутым фасадом в необарочном стиле, ставший последним  свидетельством власти Габсбургов.

Возвышающийся на постаменте из арочных пролетов-окон, он обильно украшен лепниной и  скульптурой.

Фотография с сайта «Хофбург»

Это место печально знаменито тем, что с его балкона 15 марта 1938 года Гитлер провозгласил об аншлюсе Австрии и Третьего рейха.

А в 2008 году перед ним была проведена церемония памяти жертв фашистского режима и зажжено 80 тысяч свечей.

Дворец стоит на площади Героев —   Хельденплац, где изначально планировалось создание колоссального Императорского форума на манер древнеримского.

Идея создания нового дворца появилась в середине 1860-х годов с целью решения  «квартирной проблемы», ибо в старом Хофбурге не хватало больших представительных квартир для соответствующего размещения государственных гостей, членов императорской семьи и ближайших к ней дворов.

В здании, состоящем из двух крыльев, должны были, конечно, размещаться апартаменты Франца Иосифа и Елизаветы. Соответствуя обычаю Габсбургов иметь общую комнату и  отдельные спальни, они оснащенались также  современными ванными комнатами.  

А  еще в Императорском крыле планировались учебные комнаты, банкетные залы, приемные императора и императрицы, залы для камерных торжественных мероприятий и частных торжеств для небольшого элитного общества.

Строительство началось в 1881 году. К этому времени, создавший план дворца Земпер, покинул Вену, и  ответственным за строительство был назначен Хазенауэр.

После смерти последнего в 1894 году управление возведением объекта было передано его сотрудникам Бруно Груберу и Отто Хоферу. После них этим вопросом занимались Эмиль фон Фёрстер, Фридрих Оманн, Людвиг Бауманн, который нес ответственность за Новый замок и в первые годы Первой Республики.

Несмотря на десятилетия строительных работ, Новый Замок так и не был закончен. Значительная часть внутреннего пространства представляла собой полое помещение.

Сегодня большая часть Нового Хофбурга, приведеного в порядок уже силами Республики, используется Австрийской национальной библиотекой.

А еще здесь  разместилось несколько интересных музеев: Охотничья и Оружейная палаты; Коллекция старинных музыкальных инструментов; Музей папирусов с самым большим в мире собранием древнеегипетских папирусов; Музей глобусов и Этнологический музей, демонстрирующий антропологические и этнографические экспонаты, собранные по всему миру;. Эфесский музей с экспонатами античной Малой Азии.  

10 ноября 2018 года в здании Нового замка был открыт Дом истории Австрии.

В центре площади установлены бронзовые памятники двум известным полководцам: принцу Евгению Савойскому (1860 г), и эрцгерцогу Карлу Тешенскому (1865 г) работы Антона Доминика Фернкорна.

Памятник принцу Евгению Савойскому
Памятник эрцгерцогу Карлу Тешенскому

Вход на площадь охраняют крепостные ворота Хельдентор (Heldentor) или Арка Героев (Людовик Каньола, Пьетро Нобиле, 1821-24г г.) — мемориал австрийским воинам павшим в Первой Мировой Войне.

Говоря о Хофбурге нельзя обойти вниманием Зимний манеж Венской школы Испанской Верховой Езды, самой старой в Европе, не имеющей аналогов в мире, что была основана в 1572 году.

Сначала, в 1565 году, появилась деревянная арена, потом площадка, которая используется сегодня,  что была построена по приказу императора Карла VI в 1681 году.

 А уж потом, в 1735 году на месте площади Бабенбергерплатц появился Зимний манеж. С его внешним видом квадратной конфигурации, имеющим фасад в стиле классического Ренессанса, без декоративных элементов, контрастирует внутренний двор с тремя рядами красивых арок, формленных в стиле итальянского Возрождения, с колоннами коринфского ордена.

Напротив центрального входа в манеж. висит портрет монарха Карла VI. И до сих пор берейторы при выходе на манеж отдают честь императору.

Манеж  связывает в архитектурном плане Швейцарский двор с Штальбургом, дворцом  в стиле австрийского Возрождения,  построенном в 1558 году императором Фердинандом I для своего сына будущего императора Максимилиана II.

Когда Максимилиан II, после коронации обосновался в Хофбурге, его бывшая резиденция превратилась в придворные конюшни.

В 1725 г. лошадок перевели в новое здание на Музеумсплатц. В Шталлбурге остались лишь самые отменные лошади, используемые в Школе испанской верховой езды Здесь же и Музей липицианских лошадей.

Спрашивается, откуда в центре Австрии испанская школа? Из Испании, вестимо. Ведь именно оттуда и привез красивых, грациозных животных выросший в там будущий император Священной Римской империи Фердинанд I, потомков которых скрестили с другими породами и получили знаменитых Липпицианских лошадей.

Липицианская порода была выведена на конном заводе эрцгерцога Карла Штирийского,  который основал в 1580 году в деревне Липица недалеко от Триеста.

Доя улучшения породы сначала шло скрещивание с другими «испанцами», берберийцами и андалузцами. Впоследствии генетику улучшили кладрубские и арабские лошади.

Сегодня липицанеров выращивают на коневодческой ферме Пибер в Штирии расположенный в 40 км от Граца.

Во время Второй мировой войны хозяйство было сильно разрушено, а порода была на грани исчезновения, но лошадей  удалось спасти благодаря усилиям  директора школы Алоиса Подгайского.

Липицианы – исключительно красивые животные белой масти с пышным хвостом и гривой, с сильными крепкими ногами.. Интересно, что  жеребята рождаются темными и  светлеют лишь с возрастом.  Это исключительно дружелюбные и легко обучаемые животные, чья «карьера» начинается с 4-х лет.

Обучение проходит в манеже, где лошадок приучают к седлу, затем учат держать равновесие, правильно выполнять галоп, смену шага, аллюр, прыжки и другие хореографические композиции.

За тренировками можно наблюдать а любой день недели. А во представление происходит в воскресенье. Это замечательный Царственно-красивый Гала-концерт. Невозможно оторвать глаз от красивых лошадок под красными с золотом седлами и всадниками, облаченными в в белые бриджи, коричневые фраки, шляпы, высокие сапоги.

Под звуки классической музыки липиццанеры не только демонстрируют классическую выездку, но и танцуют, выполняя  хореаграфические элементы «конного балета» под музыку Моцарта, Штрауса и Шопена.

Они могут гарцевать под польку, вальс, полонез и кадриль.  ов с наездниками  устраивают балет белых жеребцов.

2019-2020

Написано по следам экскурсии с Татьяной Пятковой

Использованный материал

 Дворец Херберштайн (нем. Palais Herberstein) в Вене. Фото

Лоос-хаус (Вена, Австрия) | Деловой квартал | Деловой …

Австрия, Вена.Часть 1.: ariananadia — LiveJournal

Hofburg – Wikipedia

«Дом без бровей» в Вене — фото, описание, как добраться.

Neue Burg – Wikipedia

Деловой …

Австрия, Вена.Часть 1.: ariananadia — LiveJournal

«Дом без бровей» в Вене — фото, описание, как добраться

Neue Burg – Wikipedia

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: