Мир глазами детства

«Его картины наполнены жизнью и напоминают традиционные армянские рисунки из манускриптов»

Др. Ануш Накашян

Однажды неожиданно для себя я попала совершенно на необычную выставку. Это хайфское управление абсорбции выделило в  Бейт-Оле зал народным умельцам армянской диаспоры.

Здесь было много интересных людей приехавших из Иерусалима, Тель-Авива, Бат-Яма, Яффо, Акко и других городов, много интересных работ тех, для кого творчество не профессия, а состояние души, самовыражение. Резьба по дереву, чеканка по стеклу, ювелирные изделия, керамика, рисунки выполненные в необычной технике и, конечно, живописные полотна, запечатлевшие пейзажи, пртреты, жанровые сцены. Особое внимание привлекли наполненные легкой грустью работы маслом Эндзы Бабаханяна.

Вот он  мальчишкой в полосатой тельняшке запускает бумажный кораблик, воображая себя капитаном

А это семейные портреты с отцом и матерью, с братьями… Разные ракурсы, разные композиции.

Но тема одна. Детство, увиденное сквозь призму воспоминаний зрелого человека. Да, именно детским годам, проведенным  в кругу семьи, и посвящены все вещи, написанные с наивностью и непосредственностью присущей лишь ребенку. Удивительное восприятие мира душой распахнутой навстречу воспоминаниям.

Главный герой всех его произведений — Армения. («Езжу туда каждый год. Это завет. Если не поеду — умру».)

На холст выливаются эмоции, придавая краскам ясность, отражая глубину его души, внутренний мир, чувства, настроение.

Индивидуальный стиль, по мнению доктора Ануш Накашян, напоминающий традиционные армянские картинки из древних манускриптов. И то, что предлагается на суд зрителю, несомненно, располагает к себе, вызывая неизменно  добрую улыбку.

Здесь же мне довелось познакомиться с автором этих картин симпатичным молодым мужчиной в черной цивильной одежде (необычной была лишь белая полоска, выглядывающая из-под воротника рубашки), который  представился как отец Эндза, настоятель армянской апостольской церкви находящейся в Хайфе на улице Хури.

Сначала речь шла о его творчестве, потому что священник, держащий в руках кисть и рисующий не образы, не иконы, а вещи исключительно светского содержания, явление не совсем обычное. А на  сегодняшний день Эндза Бабвкханян — признанный художник, чьи работы имеются в частных коллекциях и неоднократно выставлялись в Израиле, США (Лос-Анджелес, Калифорния), Армении, Иордании.

«Наступает время,  — гоыорит он, — когда любой человек сознательно или подсознательно руководствуется в своих действиях прошлым. Потому что от него никуда не уйти. Оно в нас. То, что было заложено в начале жизненного пути, играет колоссальную роль во всей последующей жизни. И самое главное — не потерять своего детства, питающего нас до конца дней. Именно поэтому меня постоянно влечет в ту далекую замечательную пору. Сюжеты всех моих картин из прошлого. Это его глазами я смотрю на сегодняшнюю жизнь. И каждый взмах кисти — моя молитва.»

Незаметно разговор перешел от живописи к религии. Меня весьма  заинтересовало: «Как, каким образом мальчик из далекого армянского села Гай, родители которого не были религиозными людьми (мать — учительница истории, отец — инженер), вдруг оказался в Израиле в сане священника?»

Ни в детстве, ни в юности я и впрямь не задумывался о религиозных догматах, несмотря на то, что жил неподалеку от Эчмиадзина, храма и монастыря, где располагается резиденция католикоса, — самого святого места для всех армян.

После окончания школы с золотой медалью, поступил в ереванский институт Театра и Кинематографии, потом играл в театре «Норк». Но однажды, когда мне было 24 года, словно прозрел. Решил полностью изменить свою жизнь, уйдя в религию, о которой практически ничего не знал, которую представлял себе просто другим, загадочным миром, непохожим на тот, в котором жил я.

Узнав, что в Иерусалиме есть духовная семинария, отправился туда учиться. Так я стал священником, и уже восемь лет живу на Святой Земле.

Моя обитель находится в иерусалимском монастыре. Это прекрасное место, занимающее четверть армянского квартала. Там я пребываю большую часть недели. А в четверг и пятницу приезжаю в Хайфу, где веду богослужение в приходе, который принял около двух лет назад после смерти прежнего настоятеля отца Анушвана. На каком языке читаю проповеди ? Естественно, на армянском.

Христианская армянская апостольская церковь распространена во всем мире, в том числе и в Израиле, где кроме хайфской церкови имеется еще девять, оставшихся от 74, ныне разрушенных и в большинстве своем неподлежащих восстановлению. Главный же наш храм находится в Иерусалиме.

. Чем наша религия отличается от других христианских течений? В основном теологическими понятиями. А еще своей демократичностью. Она не запрещает ничего из того, что не наносит никому вреда.

Кроме того ее отличает простота. Скромное убранство самого здания без пышности, без позолоты. Лишь несколько икон и картин на религиозные темы. Основная отделка стен — камень, на котором выбиты фрески. Интерьер дополняют различные вещи ручной работы, изящные, выточенные из дерева и того же камня светильники. Это все создает особую ауру, располагая к размышлениям. Даже одежда священнослужителя весьма проста: черное одеяние с капюшоном (бегаром) в виде горы Арарат.

Я считаю нашеучение исключительно мудрым. А мудрость его — в древности. Ведь Армения — первое государство, принявшее христианство в 301 году и сделавшее его своей национальной религией.

В нынешнем году отмечается 1700-летие этого события. Чтобы подойти к этому армяне прошли долгий и трудный путь. История нашего народа — история мученичества и страданий. Но, вероятно, так было задумано свыше. Потому что нелегкая жизнь делает человека ( да и весь народ) лучше и чище.

Как отношусь к другим религиям? Исключительно хорошо. Потому что ни в одной из них изначально не заложено ничего дурного, потому что Бог един. Разнятся лишь способы поклонения ему. Отсюда и разные обряды, разная вера.

Кстати, вера и религия — понятия вовсе не однородные. Поэтому могу сказать: плохих религий нет. Есть плохие люди, извращающие религиозные догматы, культивируют фанатизм. Это-то и страшно.

Очень больно видеть то, что сегодня происходит на нашей Земле. Земле, где мир установить чрезвычайно сложно. Его просто не может быть до того момента, пока люди не станут выполнять исключительно простую заповедь, данную свыше: «Полюби ближнего своего как самого себя». Это главное. Все остальное второстепенно. К сожалению, многие этого не понимают. Вот и творятся вокруг такие страшные вещи.

Много ли проживает здесь армян? Немало. До алии было около 4-5 тысяч. Примерно столько же приехало в последние годы. И как всем репатриантам им очень трудно. Трудно потому, что поменяв образ жизни, приходится привыкать ко всему новому. Особенно это касается тех, кто жил в Советском Союзе, стране, абсолютно непохожей ни на какую другую, и создавшей тип человека с определенной ментальностью.

Кстати, говоря о Союзе, принято, как правило, хаять все, что там было. Считаю, что это в корне не верно. Не закрывая глаза на плохое, нельзя забывать и о хорошем, которое важно сохранить. А еще важно сделать так, чтобы не были потеряны ни язык, ни культура, ни вера.

И он длает это для своих бывших сограждан. У него, молодого человека, находят утешение и поддержку люди самого разного возраста. Недаром они величаю его отцом.

2003

P. S. С момента той встречи прошло немало лет, за которые Эндза Бабаханян написал множество новых работ, стал участником многочисленных выставок в разных городах мира. О них можно узнать, прочитав ряд статей, появмвшихся в интернете.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: