Похищение Европы

Франческо Дзукарелли.1740-1750

Как известно, самый главный бог древнегреческого пантеона был весьма любвеобилен. Он не пропускал ни красивой девушки, ни женщины. Не избежала его внимания и Европа, дочь финикийского царя. Имея способность приобретать самые разные обличья, он похитил девушку, превратившись в быка.

Вот как рассказал об этом Публий Овидий Назон, автор знаменитых «Метаморфоз», о котором упоминал А. С. Пушкин в «Евгении Онегине»

Там же, на побережье имеет обычай резвиться дочь государя великого в компании тирских девиц.
Между собою не дружат они — всегда уживаются скверно величье и страсть.
Сам Отец всех богов, быка белоснежного обличье приняв, вклинился в стадо, но ярости не проявляет.
Европа, дочь царя финикийского удивлена: до чего же красив и ладен новый бычок.
Да и нравом вроде бы кроток, бодаться совсем не намерен.
Сначала касаться скотины страшилась, но, когда протянула цветы полевые, тот руки поцеловал.
Резвится скотинка в зеленой траве и осторожно спину свою подставляет.
Царевна белую шею погладила… и вскочила на спину громадине, крутые рога обхватив.
Бык же с лужайки повез осторожно добычу на берег песчаный, и уже скоро могучие ноги коснулись соленой воды.
Миг — и коварный властитель небесный с желанной уж в море взволнованном, а берега и не видно.
Царевна испуганно правой рукой схватилась за рог, левой на шею она оперлась — волосы вьются от ветра, трепещут одежды…
Бог уже сбросил ложный облик быка, далее — все как полагается божественном мире.
 Ну, а отец же Европы похищенной повелевает деву искать отважному Кадму, грозя наказать того вечным изгнаньем за неудачу.
 Да кто ж в этом мире уловки Юпитера разгадает…

А теперь об этом мифе, более понятно, в прозе.

Итак, у Агенора, царя финикийского города Сидона, было три сына и красавица-дочь по имени Европа. Однажды она отправилась со своими подругами на прогулку. Девушки резвились на зеленом лугу, расположенном на берегу моря. Там и увидел красавицу всемогущий Громовержец. Тотчас решил ее похитить.

Чтобы очаровать Европу он превратился в быка с белоснежной шелковистой шерстью с изогнутыми золотыми рогами и медленными шагами направился к девушкам. Дыхание быка благоухало амброзией, воздух  вокруг был наполнен этим ароматом

Бык был так хорош, что девы не испугались животного. Они окружили его, стали гладить, перебирая пальцами шерсть. Особенно понравился он принцессе которая стала обнимать и  целовать  голову животного. Тот улегся около ее ног, приглашая сесть на спину. Не успела она это сделать, как бык вскочил и помчался к морю. Громко закричали сидонянки, но ничем не могли помочь принцессе, которая протягивала к ним руки.

А  златорогий мчался по волнам, сопровождаемый нереидами. А перед ним — владыка  моря Посейдон в окружении , морских божеств на своей колеснице усмирял волны, помогая великому у Зевсу.

Европа же, дрожа, пыталась удержаться на спине быка, уцепившись  одной рукой за золотые рога, а другой поддерживая подол платья. А тем временем морской ветер перебирал ласково ее  кудри и развевал легкое покрывало.

Вот вдали показались очертания Крита. Зевс вышел на берег и поселил на этом острове Европу, сделав ее одной из своих жен. Там она родила трех сыновей:  Миноса, Радаманфа и Сарпедона.

И эта тема на протяжении многих веков, начиеая с древних веков, интересовала художников и мастеров. При этом каждый из них изображал персонажей в характерной именно ему манере, свойственной эпохе. Оттого образы Европы имеют античный, классический, барочный, ренессансный или модернистский вид,

Итак, рассмотрим эти изображения, начиная с тех, что имели место на древних красноглиняных кувшинах

Красноыфигурный кратер. Ок. 450 г до н.э. Национальный музей Тарквиния. 
Кратер  в Национальном археологическом музее дель Саннио Каудино
  Саилко — Opera propria
Фреска из Помпеи. Дом Ясона.  Неаполь, Museo Archeologico Nazionale
Паоло Веронезе. 1578 1578. Палаццо Дукале, Венеция
Жан Кузен Старший (1526— ок.1593), Музей Изящных Искусств Шато, Блуа. 
Тициан «Похищение Европы» 1662 Музей Изабеллы Стюарт Гарднер Бостон
Рубенс Копия с картины Тициана 1629 Прадо Мадрид
Гвидо Рени. 1639 Лондонская национальная галерея,
Рембрандт.1632 Музей ГеттиЛос-Анджелес
Симон Вуэ. 1640 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид
Франческо Альбани. 1645 Эрмитаж Петербург
Лука Джордано. 1676  Эрмитаж Петербург
Шарль-Жозеф Натуар. 1731 г., Санкт-Петербург , Эрмитаж .
Антонио Караччи XVI в. Академия Национальных искусств Болонья
Франсуа Буше 1747 Собрание Уоллес, Лондон

Жан Батист Мари Пьер. 1750  Музей искусств, Даллас
Джованни Баттиста Тьеполо. 1725 Галерея Академии Венеция
Джованни Баттиста Тьеполо 1721 г. Галерея Академии в Венеции.


Гюстав Моро. 1869 Иллюстрация «Гюстав Моро. Европа и Бык. Бумага, акварель. 1869.

В. Серов. 1910 Третьяковская галерея Москва
Александра Нез авицкая 1981

Использованный материал

Публий Овидий Назон «Метаморфозы»

Кун «Оегенды и мифы Древней Греции»

Ευρώπη (μυθολογία) — Βικιπαίδεια

Αρπαγή της Ευρώπης — Βικιπαίδεια

Η αρπαγή της Ευρώπης στην εικονογραφία από το … — CORE

Иллюстрации из Google

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: