Летят перелетные птицы….

В течение всего ноября в Израиле проходит фестиваль птиц. И множество посетителей отправляются в, Хулу, Эйн-Афек, Эйнот Цуким, а также другие природные заповедники для того, чтобы полюбоваться на пернатых, мигрирующих осенью через нашу страну.

Считается что Израиль занимает второе в мире место после Канады по количеству птиц, пролетающих над его территорией. Кто-то из них делает здесь остановку-передышку, кто-то, соблазнившись мягким зимним климатом, остается до весны. И, согласно статистике, в прошлом году было зарегистрировано более 540 различных видов, 400 из которых прилетает сюда ежегодно. Чтобы поближе познакомиться с пернатыми гостями, отправимся в Верхнюю Галилею, где недалеко от Кирьят-Шмона собирается самое большое «птичье общество».

Это долина Хула, где разделенные дорогой и лесополосой располагаются «Шмурат Хула» и «Агамон Хула» с озером, образовавшимся около 25 000 лет назад в результате вулканической деятельности.  Потоки лавы, застыв, преградили путь ручьям, стекавшим с ливанских гор и Голанских высот, и образовавшаяся впадина наполнилась водой.

Во времена Иешуа, сына Нуна, северная часть долины, принадлежала колену Дан, а южная — колену Нафтали. Имелись здесь еврейские поселения так же периодов Талмуда и Мишны. Но в более поздние времена из-за непрерывных войн между христианами и мусульманами, а также расплодившегося малярийного комара, укусы которого несли смертельную угрозу, к концу XIX века Хула превратилась в заболоченную территорию, где проживало лишь несколько бедуинских кланов.

Но именно тогда началось новое заселение этих мест евреями. Первым поселением стало Йесуд ха-Маала, основанное в 1883 году.  Интенсивное же заселение района началось лишь спустя 60 лет, когда в середине 30-х годов Еврейский национальный фонд купил южную часть долины.

В связи с этим встал вопрос об осушении болот. И вскоре после образования государства Израиль, была разработана специальная программа мелиорации. Ее целью было   превращение бросовых земель в пахотные. В 1951 году началась работа по осушению местности. Более 3700 га превратились в сельскохозяйственные угодья, а ирригационная система подключилась к водопроводной сети. Опасность малярии исчезла. Зато вскоре возникли другие проблемы из-за нарушения   природной   экологической   системы. Озеро, площадь которого до того составляла 15 квадратных километров, стало сокращаться, сильно пострадали животный и растительный мир. Исчезли многие виды рыб, в том числе местные эндемики, а также птиц, гнездившиеся на болотах.  Изменили свой маршрут и пернатые гости…

Зимой долина страдала от наводнений, а летом от пожаров пересыхавших торфяников, под которыми   проседала почва. Настоящим бичом стали пылевые бури, из-за которых уносился верхний плодородный слой земли и пахотные угодья истощались. Это требовало внесения химических удобрений, что, проникая в грунтовые воды, загрязняли Кинерет. Ситуация приобрела катастрофические масштабы. Необходимо было восстановить хотя бы часть прежнего ландшафта.

И началась реализация проекта по восстановлению природной структуры. В 1964 году было решено образовать в Хуле первый в Израиле природный заповедник. Но это оказалось делом непростым. Для того чтобы вода из озера не «уходила», для поддержания постоянного уровня, пришлось создать специальную оросительную систему с каналами и шлюзами…

Наконец, в 1978 году появился «Шмурат Хула».  Для посетителей были проложены дорожки и тропинки, над открытым водоемом и болотами повис деревянный настил на сваях, позволяющий проходить над разными участками. Построена вышка, с которой открывается изумительный вид на Хулу.

Полностью восстановление региона завершилось в 90-х годах прошлого века. На это ушло целых семь лет. Мероприятия по подъёму уровня вод в долине принесло свои плоды. Уменьшилось число зимних наводнений, полностью прекратились возгорания торфяников и проседание почвы, сократился ущерб от пылевых бурь. Правда, восстановить до конца то, что было испорчено, не удалось.

Тем не менее, здесь снова появились гости. Долина Эмек ха-Хула сегодня — один из основных пунктов остановки и отдыха перелётных птиц. Подсчитано, что за сезон над долиной пролетает около полумиллиарда пернатых.

Итак, отправляемся в заповедник, посещение которого, обычно, начинается с небольшого музея, экспонаты которого рассказывают о первых поселенцах и животном мире этого края. Около него нас встречает местный житель — рыжий кот

При музее – кинозал, где демонстрируется короткометражный фильм, посвященный истории долина Хула и посещающих его птиц.

А затем ты проходишь непосредственно на территорию заповедника. Можно гулять пешком, а можно взять на прокат «самоход».

Или электромобиль.

Для посетителей разработано несколько маршрутов. Самый популярный —  круговой длиной в 1,5 км.  Двигаясь по стрелкам-указателям, можно дойти до смотровой вышки, о которой говорилось выше и, сев на скамейку, удобно устроиться с биноклем для наблюдения за птицами, которые не подпускают к себе на близкое расстояние. Прежде всего, пеликанами и фламинго.  Впрочем, любоваться пернатыми можно и других площадок, разбросанных по территории.

И кого здесь только нет!  Можно увидеть орлов, зимородков, цапель, аистов, фламинго, бакланов, морских орлов, караваек и других птиц.  Более 250 видов.

Хорошо просматриваются мелкие птицы, например, ибисы, которые ходят по мелководью, или плавающие по небольшим озерам и каналам разного рода уточки.

Много бедых цапель

Вот ходуличник, получивший свое название из-за длинных красных ног…

А это шилоклювка  (обратите внимание на ее клюв)

Держатся вместе щеголи

А помните детскую песенку «У дороги чибис?» Так это о них

Самая же большая популяция — серых журавлей. Более 100,000 этих особей, значительная часть которых прилетает из Эстонии и Архангельска. Это известно из маркировки на специальном кольце, надетом на лапку и позволяющем проследить миграционный путь

Часть этих птиц, около 40,000, остается зимовать в долине. А потому им необходим соответствующий корм. В прошлом они, опустошая окрестные поля, наносили огромный ущерб местным фермерам. И те боролись с «мародерами», отстреливая птиц. Сегодня эта проблема в значительной степени решена. Чтобы птицы не разбойничали, в заповеднике их хорошо кормят кукурузой, арахисом, турецким горохом. В день уходит около 8 тонн зерна, орехов, бобовых.

Так как этот корм тяжело перевариваривается, птицы вытаскивают из земли и проглатывают камушки, которые в желудке играет роль жерновов. Приученные к такому рациону, журавли, являясь чрезвычайно умными птицами, привыкают к тракторам, разбрасывающим корм, и поэтому подпускают крытые повозки с туристами на довольно близкое расстояние.

По оперению можно определить возраст птиц. С годами оно темнеет. А у взрослых  особей мужского пола на темени перья почти отсутствуют, а участок голой кожи выглядит красной шапочкой.

Прокормить такую ораву — дело весьма накладное. А потому руководство заповедника включило в стоимость входного билета несколько дополнительных шекелей. Так называемый «журавлиный налог». Делают свой вклад и фермеры, обрадованные тем, что избавились от незваных гостей, и немецкая авиакомпания «Lufthansa», выбравшая журавля, изображение которого красуется на хвосте самолетов, своим символом.

Кого еще можно здесь увидеть? Сов, что днем спят в специально поставленных для них домиках, по ночам охотятся, отлавливая грызунов и вредителей полей.

Кроме птиц здесь немало болотных черепах, крупных сомов, множество нутрий, с которыми связана интересная история. Некие предприниматели, решив заработать на меховых шапках, стали разводить этих грызунов с целью получения пушистых шкурок. Но оказалось, что в израильский климат, в котором они прекрасно адаптировались, резко изменил их «покрытие». Мягкую шерстку заменили «колючки». Не оправдавшие надежд, никому ненужные грызуны были выпущены на волю, и разбрелись по израильским водоемам.

А еще имеются черные азиатские буйволы, джамусы, что прежние времена в больших количествах водились в долине Хула, а в первой половине ХХ века покинули эти места. Они тоже любят воду, особенно стоячую. По утрам и вечерам буйволы пасутся, а в жаркое время дня погружаются в воду или жидкую грязь.

Встречаются и дикие кабанчики

В заповеднике, являющемся флагманом экологического туризма в Израиле, наглядно представлена модель взаимодействия природы, туристической и сельскохозяйственной отрасли. Здесь, усилиями Ноами Марголит из кибуца Кфар Блюм, восстановлена растительность болот долины Хула, образцы которых она собирает в разных местах мира. Появился здесь вновь и «агмон» специальное растение, давшее название озеру и вымершее с осушением болот.

А в центре озера, на острове, куда можно попасть лишь на пароме с ручной тягой в рамках специальной экскурсии, находится станция кольцевания. Там работа начинается в четыре часа утра с расставления специальных сетей и тончайшего нейлона невидимого птичкой.  Попав в эту, безопасную ловушку, она «падает»  в специальный карман, откуда ее вынимают, помещают в очень мягкие, мешочки и доставляют орнитологам. Те осматривают гостью на предмет внешних повреждений, определяют пол, измеряют хвост и «размах крыла» определяют наличие кольца. Если оно отсутствует, то одевают новенькое, с надписью «Israel. Tel Aviv university» и уникальным номером. Закрепляют GPS-передатчик, с помощью которого отслеживают пути перемещения пернатых и заносят данные в специальную регистрационную книгу.

2014

Написано по следам экскурсии с Инной Чернявской

Использован материал

שמורת החולה – ויקיפדיה

שמורת החולה – iNatur

אגמון חולה – ויקיפדיה

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: