Некрополь Бейт-Шеарима

В национальном парке Бейт-Шеарим имеется ряд древних захоронений. Там, в  склоне горы вырыты пещеры на двух уровнях  (некоторые из них закрыты для посещения). Особое же место занимает гробница  рабби Йегуды ха-Наси, самого  почитаемого главы Синедриона.

Он был погребен на собственном участке, полученном ранее в подарок от римского императора Марка Аврелия. И рядом со знаменитым  ученым покоятся члены его семьи.  

Чтобы подойти к ней надо пройти через одну из трех арочных дверей.

В центральной части  на камне, стоящем  в могильной нише,  можно прочесть надпись на иврите: «Рабби Шимон». Это захоронение одного из сыновей Йегуды ха-Наси. 

В боковом отсеке похоронен его второй сын — Рабби Гамлиэль, о чем свидетельствует  надпись при входе на стене уже на двух языках (иврите и греческом).

Рядом с ним – упоминаемый в Талмуде, Ханина (надпись на иврите «Ха-Анина ха-Катан» указывает то, что это глава ешивы, которого  рабби Иегуда ха-Наси упомянул наряду со своими сыновьями) перед кончиной: «Хахамом (мудрецом) будет сын мой Шимон, патриархом — мой сын Гамлиэль, главою академии — Ханина бен-Хама».

А в дальнем отсеке, за каменной стеной, в двухместной усыпальнице —  две могилы. Мужская и женская. По мнению археологов в них покоятся Иегуда ха-Наси и его жена.  Потому что, согласно желанию   мудреца он был предан земле, а не захоронен в саркофаге.  Отсутствие же надписи свидетельствует об одном: этот человек был столь известен, что не нуждался в идентификации.

Захоронение рабби Йегуды ха-Наси  привело к тому, что,
как уже говорилось выше, многие знатные люди хотели «обрести покой» именно здесь. И в III веке Бейт-Шеарим стал центральным местом погребения евреев. Даже из других стран. Бейт Шеарим превратился в «город мертвых» с системой подземных пещер, катакомб с погребальными нишами, буквально забитыми саркофагами.

К местам захоронений  подводят подземные сводчатые галереи

Здесь, в первую очередь, хоронили членов Синедриона. А так же знаменитых раввинов, купцов, врачей и членов их семей. О значимости личностей нам рассказывают высеченные в камни родословные.

Нашли здесь последний приют и те, кто обеспечивал смертным все необходимое для дороги в вечность: каменщики, скульпторы, могильщики, сочинители эпитафий.

Среди множества небольших пещер (вход в некоторые из них украшают каменные арки украшенные резьбой) выделяется самое большое сооружение в Бейт Шеарим — пещера саркофагов. Это высеченные в скале катакомбы с погребальными нишами, некоторые из которых представляют собой семейные захоронения.

В рисунках и надписях, украшающих саркофаги, явное влияние греко-римской культуры. Это изображения животных, цветов, орнаментов, религиозной атрибутики:  Ковчега Завета, минор. Есть даже совсем не еврейская крылатая богиня победы Ника и изображение сцен из греческой мифологии.

На надгробных камнях было найдено около 250 эпитафий.   Большинство из них написано на греческом языке, остальные — на иврите и арамейском.

Надгробные надписи, естественно,  рассказывают о тех, кто был здесь похоронен. В некоторых случаях можно увидеть целую родословную. Есть такие,  в которых указывается профессия  или занимаемая должность. Есть со скорбными словами  по поводу кончины того или иного человека или похвалами в адрес покойного.  Во многих говорится о вере в вечную жизнь. Интересны  две эпитафии  на греческом языке  составленные в стиле Гомера.

Вероятней всего, подготовка к погребению шла загодя. Еще при  жизни люди заботились о приобретении для себя могилы и саркофага, которые заказывали мастерам. А те, выполняя такую  работу, учитывали желания и предпочтения заказчиков.

Известно, что и сам саркофаг, и место в пещере стоили недешево.  Такую роскошь могли позволить себе лишь богатые и состоятельные люди. А потому  подобным образом хоронили всего 5-7 процентов умерших.

Когда в пещерах стало тесно, начали заполнять переходы. А когда уже и те были забиты до отказа, появились надстройки с  небольшими каменными амфитеатрами-площадками, на  которых проводились церемонии поминовения.

В то время уже было принято хоронить в саркофагах, а не в оссуариях как в Иудее во времена Второго Храма. Там, из-за увеличения народонаселения, а вследствие этого дефицита места в семейных склепах, похороны проходили дважды. Сначала тело умершего помещали в нишу погребальной пещеры.

Затем, примерно через год, когда плоть истлевала, оставшиеся кости (а они были необходимы для того, чтобы все умершие могли  восстать, когда придет Мессия), доставали, перемывали (вот откуда-то пошло  известное выражение «Перемывать косточки») и складывали в короб, имевший форму прямоугольного ящика из иерусалимского известняка или глины. 

Его размеры по длине соответствовали бедренной кости покойного, по ширине — тазу, по высоте — общему объёму костей, включая череп.

Оссуарии украшали  резными узорами, религиозными символами, на них наносили надписи, идентифицировавшие покойного. Порой, экономя место в погребальных пещерах, в такую «коробку» помещали кости сразу нескольких человек. Кстати, такие погребальные пещеры можно сегодня увидеть в парке «Канада» («Парк долины Аялон»).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: