Тель-Шикмона

Я уже давно хотела попасть в находящееся в Хайфе заповедное место, которое называется Тель-Шикмона. Но никак не получалось.  И вот, наконец, добралась до небольшого холма, расположенного неподалеку от Национального института океанографии Правительственного общества изучения морей и озер Израиля.

Что меня влекло сюда? История. Ведь в стародавние времена здесь стоял древний город. Один из трех, с которых начиналась северная столица Израиля.

Дорога к нему шла по берегу моря от парка Гехта.

И наконец, мы добрались до самого кургана где сейчас имеется всего два небольших огражденных участков.

Площадь кургана составляет около восьми дунамов, а самая высокая точка до начала раскопок находилась на высоте 12,74 метра над уровнем моря.

Происхождение названия кургана точно неизвестно. Одни историки считают, что оно произошло от платана или черного тутового дерева, которое было привезено в этот регион из Ирана и плоды которого по-гречески называются сикамина.

Приверженцы другой версии считают, что здесь не обошлось без бога Шукамуны, которому поклонялись гиксосы, народ, образовавшийся в результате смешения семитских и хурритских племен, что прибыли сюда для завоеваний. Недаром термин «Гиксос» (Hyksos) происходит от египетского выражения heqau khaswet или heqa-khaset («правители чужих земель»).

Считается, что Шикмона появилась в эпоху поздней бронзы, в XV веке до н.э

Некоторые же исследователи утверждают, что она была основана египтянами как тыловая военная база, вспомогательная для их основной в Бейт-Шаане.

О присутствии египтян рассказали многочисленные археологические находки. В частности, здание, служившее складом с большим количеством глиняной посуды и кувшинов сделанных на Кипре, в Греции и Месопотамии; статуэтки богов и музыкальный ударный инструмент, сделанный из слоновой кости с изображением богини Хатор. А так же печать с именем фараона Сети I.

Это дает возможность предположить, что жители сего места занимались морской торговлей, бывшей главной статьей дохода,. Но из-за скалистой береговой линии близ города, порт, вероятно, располагался  в 2 км отсюда, в районе Кармелитского пляжа. К тому же горожане занимались земледелием.

Доктор Йосеф Эльгабиш, принимавший участие в раскопках,  предположил, что большое  количество ритуальных сосудов, найденных на этом месте,  говорит о том, что  в позднем бронзовом веке это место стало  ритуальным из-за его близости к горе Кармель, упоминавшейся в  документах времен Тутмоса III.

Ханаанское поселение было разрушено в конце XIII века до н.э. по неизвестным причинам.

Жизнь возродилась вновь в израильский период, когда здесь поселились финикийцы. Но, примерно через сто лет, населенный пункт тоже был разрушен  после завоеваний царем Давидом области Акры и Дора.

Впрочем, город вскоре был восстановлен и окружен стеной с воротами, обращенными на север. Такое укрепление со строительством ограждающей стены было осуществлено во время правления Соломона после преобразования Шикмоны в поселение Сефер в результате передачи области долины Завулона Хираму, царю Тира

В результате граница между Израильским царством и Тиром была установлена ​​по реке Кишон, а Шикмона стала самым крайним городом в округе Дор, известном как один из 12 округов Соломона

Этому периоду  соответствует наличие текстильных домов,  складов и жилых домов с утварью. Особой находкой того периода является кувшин с надписью на иврите «למלכל» («управлять»), принадлежавший, вероятно, одному из должностных лиц.

Но и это поселение просуществовало недолго. Погибло в жестоком пожаре в Х веке до н. э. во время военной кампании египетского фараона Шишака.

Третье возрождение пришлось на IX век до н. э. и более ста лет служило центром ряда промышленных отраслей региона. Эту гипотезу подтверждает находка комплекса из трех текстильных фабрик, множество складов для хранения кувшинов. Цеха для его отжима оливок.

А еще здесь изготавливали весьма ценившуюся краску пурпур, которую добывали из моллюсков.

О периоде Израильского царства напоминает ряд глиняных фигурок всадников, богини Астарты и женщин, играющих на бубне религиозного назначения  

 В  738 г. до н.э. во время похода Тиглата Пласара III, царя Ассирии,  город вновь был разрушен.

В I веке до н.э. здесь находилось большое еврейское поселение, которое называлось Шикмоной, что переводится «Сикимора», что говорит о том, что некогда здесь росли в обилии растения семейства тутовых с библейской историей под на званием смоковница. (на иврите — .שיקמה, шикма)

О нем упоминает Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские древности», как  о месте с удобной гаванью. И причалив именно здесь, египетский царь Птолемей IХ Лафур вывел свою армию на берег.

Имеются о Шикмоне сведения и в Мишне (189 год н.э.) как известную своим культивируемым разнообразием зизифуса, растение семейства крушиновых, дающих небольшие круглые или яйцевидные, мясистые плоды которого обладают лекарственной и пищевой ценностью. А также в Вавилонском Талмуде

Шикмона снова упоминается и среди христианских путешественников. В этом месте побывал паломник из Бордо, в 333 году н.э. во время путешествия по Святой Земле, и Антонин из Фалькентии (570-560) упоминает Шикмону «как город евреев»

В период середина IV века н.э. VI век н.э. здесь обитали вавилоняне. Они создали дренажную и канализационную системы, мастерские, монастырь и церковь, а в жилых кварталах стояли дома и роскошная вилла с мозаичными полами.

Всего в Шикмоне было обнаружено более 50 мозаичных полов, украшенных инженерными моделями и моделями растений, таких как деревья и клевер, и фруктами, такими как этрог, яблоки и грозди винограда, а также трофеями.

А в начале VII века, еще до мусульманского завоевания город исчез по неизвестной причине. В этот раз окончательно. И о нем никто не вспоминал вплоть до 30-х годов прошлого века, когда в 1939 году Департаментом древностей Британского мандатного правительства начались первые раскопки кургана и вокруг него. В ходе этих работ были обнаружены часовня и мозаичный пол VI века нашей эры.

Очередной сезон раскопок проводился в 1963-1979 годах работниками Хайфского музея древнего искусства во главе с доктором Йосефом Эльгабишем.

Помимо археологических находок, обнаруженных внутри холма, к востоку от него и даже к востоку от шоссе 2, было вскрыто кладбище, на котором находилось 22 погребальных гробницы, вырубленные в склоне горы Кармель.

21 из них относятся к римскому и византийскому периодам, а одна — к эпохе средней бронзы, то есть примерно за 150 лет до начала заселения этого места. Гробница состояла  из двух комнат. В задней был уложен покойник, а в передней, в прихожей и внутренней комнаты. Мертвое тело было помещено во внутреннем помещении. Около него находились разнообразные предметы: тарелки, флаконы для духов, резные костяные пластины, а также  фигурки скарабеев. На одном из них сохранилась надпись иероглифами было написано одного из первых царей династии.

 Многие археологические находки, обнаруженные в Тель-Шикмоне, в том числе мозаичные полы, в настоящее время выставлены на специальной выставке в Национальном морском музее в Хайфе.

Использованный материал

תל שקמונה — ויקיפדיה

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: