В гости к бедуинам.

 

Один из многочисленный народов, населяющих Израиль – бедуины, представители арабского мира. Эти люди ведут кочевой образ жизни, о чем говорит уже название их национальности.  «Бадауин», трансформировавшееся в «бедуин», — ни что иное как «обитатель пустыни, странник, кочевник». А происходит оно от слова «бадия» («пустыня»), что в течение 4000-5000 лет была этим людям родным домом.

Сначала представители ханаанско-семитских племен были язычниками. В IV веке стали исповедовать христианство, а два века спустя приняли ислам и стали говорить на арабском. Израильские бедуины являются выходцами из современной Саудовской Аравии, что оказались здесь в VII веке на волне мусульманских завоеваний в Негеве. Этот народ — один из самых древних на земле, и один из самых чистых этнически, ибо долгое время практически ни с кем не смешивался. Лишь в ХVI веке они стали родниться с арабами.

Ответить на вопрос: сколько бедуинов живет сегодня не только в мире, но даже в Израиле, практически невозможно. Это объясняется как кочевым образом жизни большей части этого этноса, так и нежеланием принимать участие в переписях населения. По неточным данным в нашей стране их численность равна 200.000 — 300.000 человек, что, составляет, примерно, четвертую-пятую часть мирового сообщества.

Израильские бедуины, согласно месту проживания, делятся на «южных» и «северных», которые отличаются друг от друга как образом жизни, так и культурой. Если северные в течение последних ста лет, осев и образовав стационарные поселения Аль Гейб и Заразир, занимаются земледелием, то южные так и остались скотоводами.

Северяне, как и обитатели Негева, являются гражданами государства. Они служат на добровольной основе в израильской армии. Большинство – в боевых и элитных подразделениях, в пограничной охране и полиции, а также в особом Бедуинском батальоне ГАДСАР (Батальон бедуинских следопытов), входящем в состав Южного военного округа. Знание местности, острое зрение и прирождённые свойства воина делают бедуинов незаменимыми в разведке и в патрулировании пустынной местности.

А вот жители Иудеи, оказавшиеся на нашей территории после Шестидневной войны, стоят особняком. Живя на нашей территории, не имеют израильского гражданства, стараются сохранить патриархальный образ жизни в неприкосновенности. Подобно своим предками, занимаются кочевым животноводством, главным образом, разведение верблюдов и овец. Большие семьи-племена, объединены в кланы (хамулы).

Домом им служат шатры или шалаши. Каждым племенем традиционно руководит шейх, звание которого передается от отца к сыну. Особо важную роль играет кади. Он и судья, и военачальник, и лицо духовного сана, осуществляющее акты гражданского состояния.

На протяжении всего периода своего существования государство Израиль проводит политику расселения бедуинов с целью прекращения кочевого образа жизни. Тем, кто идет на этот шаг, предоставляется ряд льгот и привилегий. Так, в 1974 году, была образована деревня Тель-Шева, а за ней — ряд других (Сегев Шалом, Лакия, Хура, Арроэр) в Негеве с многотысячным населением. Имеется в стране и бедуинский город Рахат, расположенный недалеко от Беэр-Шевы, где в настоящее время, проживает 45.000 людей.

В последние годы среди бедуинов растет число людей, получающих высшее образование, а также занимающихся бизнесом. В том числе – туристическим.

Чтобы с процессом ассимиляции не исчезла навсегда этническая культура, богатая древними языческими обрядами, связанными с семейными традициями, в 1985 году на территории кибуца «Лахав», расположенном в 20 км от Беэр-Шевы, был создан «Музей бедуинской культуры Негева и Синая».

Изначально этот музей с функциями научно-исследовательского института по изучению культуры бедуинов находился в Южном Синае, в районе монастыря Санта-Катарина. Но после передачи Синайского полуострова Египту в 1979 году согласно условиям кемп-дэвидского соглашения, музей был перенесен в Негев.

Интересная деталь. Это место называют так же «Центром полковника Джо Алона». Что это значит? Откуда взялось имя человека, не имеющего ничего общего с бедуинами в этническом плане?  Оказывается, таким образом было решено увековечить память легендарного боевого пилота, одного из основателей базы ВВС в израильской пустыне. Живя в этих краях, он дружил с бедуинами, интересовался их бытом и обычаями.

Алон был человеком неординарным, с интересной биографией, а потому стоит рассказать о нем подробнее. Мысленно отправляемся в один из кибуцев на Голанах, где в 1929 году в семье репатриантов по фамилии Плачек родился малыш, получивший имя Иосеф. Когда мальчику исполнилось два года его родители решили вернуться в Чехию, потому что Палестина, сотрясавшаяся от арабских выступлений, казалась им слишком неспокойным местом. И кто тогда мог предположить, что через некоторое время в Европе станет еще опаснее?

В 1939 году, когда стало ясно, что там евреев не ждет ничего хорошего, десятилетнего Иосефа, в рамках операции «Киндертранспорт», переправили в Англию. Это произошло за девять месяцев до начала Второй мировой войны.  Таким образом спасали еврейских детей из нацистской Германии, Австрии, Чехословакии, Польши и вольного города Данцига.

Их, попавших на территорию Великобритании, расселили по приёмным семьям, хостелям, фермам…  Многие, выжив, остались единственными представителями семей, уничтоженных в Холокосте. В память об этом событии на железнодорожных вокзалах Берлина, Вены, Лондона, Гданьска установлены трогательные памятники. Два из них (на лондонской станции Ливерпуль-стрит и на железнодорожной станции в Гданске) изваяны знаменитым израильским скульптором Франком Майслером.

По окончании войны Иозеф вернулся в Брно и начал осваивать ювелирное дело, бывшее наследственной профессией. Только судьба не дала ему возможности стать золотых дел мастером. Она привела его на летные курсы, организованные чехословацкой армией для военных летчиков будущего Израиля. Ведь, как известно, эта страна, в момент становления Еврейского государства, помогала поставками оружия, военной техники, подготовкой военных кадров.

Осенью 1948 года 19-летний парень попал в Израиль, где поменял фамилию и имя. Став боевым пилотом Джозефом Алоном, принимавшим участие в боях Войны за Независимость. В тот период он познакомился с медсестрой Дорой, которая вскоре стала его женой. В 1960 году Алан принял командование «Эскадрой 100» («Эскадрой летающих верблюдов»), что осуществляла авиаперевозки в рамках израильских ВВС.  Затем возглавил первую эскадру израильских «Миражей». Позже стал командиром основанной им авиабазы «Хацерим», первой «народной», состоящей из машин, самостоятельно спланированных и построенных Израилем.

В 1970 году, в чине полковника ВВС, стал помощником военного атташе по вопросам ВВС и ВМФ при израильском посольстве в Вашингтоне. Вместе с семьей, состоявшей из жены и трех дочерей, жил в штате Мэриленд, недалеко от американской столицы. Его миссия подходила к концу, когда 30 июня 1973 года разыгралась жуткая трагедия. Поздним вечером, в момент возвращения Джозефа и Дворы с посольского банкета, он был смертельно ранен. Из пяти револьверных пуль одна угодила прямо в сердце, и через час он скончался в больнице.

После военной церемонии прощания самолет с гробом, накрытом израильским флагом, в сопровождении семьи и нескольких представителей посольства и Пентагона поднявшись в воздух с авиабазы Эндрюс, взял курс на Израиль. Когда лайнер вошел в воздушное пространство нашей страны, к нему с двух сторон присоединилось два боевых самолета, составивших почетный эскорт.

Похороны состоялись на кладбище в Кирьят-Шауле. Присутствовавший на церемонии Моше Даян пообещал, что убийцы Джо будут найдены и наказаны. Но до сих пор не известно, что же произошло на самом деле. Масса догадок и предположений, значительная часть которых нашла отражение в монографии: “Погоня за тенями» Фреда Бэртона, одного из ведущих мировых экспертов по вопросам безопасности, вице-президента Стратфора по вопросам борьбы с террористическими организациями.

В этой книге он дал прекрасную характеристику человеку, двадцать лет безупречно служившему своей стране. Бэртон писал: «Он был выпускником самого первого в стране летного класса, воевал в двух войнах, дважды помогал модернизации израильских ВВС, командовал двумя элитными эскадрильями и сыграл важную роль в создании суперскоростной системы перезаправки самолетов, которая позволила израильтянам проводить больше боевых вылетов, чем любая другая авиация в мире. Он был легендой ВВС Израиля и национальным героем, человеком, воплощавшим в себе решимость и мужество, которые выручали Израиль из каждого кризиса с самого его зарождения».
Познакомившись с этой легендарной личностью, вернемся в музей, где у входа симпатичный молодой человек в национальной одежде обучает желающих игре на дарбуке – специфическом барабане, распространенном на Ближнем Востоке.

Первым делом направляемся в зал, где демонстрируется фильм, посвященный истории и жизни бедуинов. Затем входим в музей. Там собраны предметы культуры, оружия, быта, одежды и украшения бедуинов. Многое из того, что выставлено здесь, уже не используется в повседневной жизни. Оттого этот музей исключительно важен. И с информационной точки зрения, и как центр, пытающейся сохранить для человечества исчезающую культуру бедуинов.

Мы видим интерьер жилой палатки

Предметы, использующиеся в быту.

Как мужчины, так и женщины, выполняют характерную для них работу.

Показана совершенно неизвестная сторона жизни бедуинов, обитающих на морском побережье Синая и  занимающихся рыбной ловлей, для чего они изготавливают сети, гарпуны и другие необходимые приспособления.

Или бедуинов-охотников, из-за которых в ряде мест их обитания не осталось ланей.

Жизнь заставляет заниматься их животноводством, разведением не только парнокопытных, но и кур, индюшек. Самым же главным и дорогим (в прямом и переносном смысле слова) животным является верблюд. Он выполняет функции транспортного средства, а также является источником получения шерсти. Из грубых волокон плетутся веревки, из более мягких — ковры, ткани для одежды…

К слову говоря, именно одежда является визитной карточкой, способной рассказать о многом. По цвету длинного женского платья – мадраги, можно определить как возраст, так и социальный статус владелицы. Голубой цвет характерен для девушек, красный или коричневый — для замужних женщин. Перешагнувшие определенный возрастной рубеж, облачаются в черную или темно-синюю одежду. То же самое касается и рисунка вышивки ручной работы, украшающей рукава и перед платья.

Непременная деталь наряда – украшения. Чеканные мониста, подвески из серебра и камней, которые нередко нашивают на головной платок —  бурку. Кстати, насколько она закрывает лицо, тоже говорит о многом. Чем выше поднят платок, тем больше лет женщина замужем.

Имеется особая одежда и для мужчин. Они носят длинную тунику – галабею. На голову надевают куфию, головной убор из ткани перехваченный двумя хлопчатобумажными обручами. Большинство мужчин Негева одевается в черные цвета — по цвету козлиной шерсти из которой изготавливается ткань. Правда, в тех местах, где разводят белых коз, галабеи белые.

Во дворе музея стоит настоящая бедуинская палатка, в которой гостей встречает экскурсовод Али. На чистейшем иврите он знакомит посетителей музея с обычаями своего племени.

В частности, рассказывает о кофейной церемонии, играющей не последнюю роль в жизни бедуинов.

Али демонстрирует солидную ступку, которая используется не только для дробления кофейных зерен, но и играет роль колокола. Ударом палки-пестика о стенки, издаются своеобразные звуки, которые созывают чад и домочадцев на трапезу. Непременным элементом которой является ароматнейший кофе, сваренный в особом сосуде – финджане.

Кофейный ритуал состоит из ряда действий, выполняемых в строго определенной последовательности: После того, как кофе сварен, хозяин выливает каплю на землю, потом пробует напиток, а уж, потом предлагает гостям. В том числе нам, прослушавшим его лекцию. Тех, кто не любит кофе, угощает ароматным травяным чаем.

Надо сказать, что гостеприимство является одной из главнейших жизненных принципов этого народа. Тот, кто хочет зайти к бедуину в гости, должен подать сигнал с северной стороны палатки и дождаться, приглашения. Потом можно зайти внутрь. Там его угостят сначала кофе, потом чаем. Если гость хочет есть и желает задержаться, то должен подать знак, сняв обувь.

В каждой палатке проживает одна семья. Основная нагрузка по ведению хозяйства, как правило, лежит на женщинах, которые делают всю домашнюю работу (заботятся о детях, ткут материал для палаток и одежды, занимаются кухней), иногда ухаживают за овцами и козами.

Даже те бедуины, что   стали вести оседлый образ жизни, сохранили и атмосферу быта, и вид питания, и способы приготовления пищи, основными критериями которой являются простота и сытность. Тем не менее, еда не примитивна. В нее входят и мясо, и молочные продукты, и овощи с фруктами и, конечно, пряности.

Интересно, что в традиции бедуинов совсем немного праздников. Даже обрезание, котором подвергаются как мальчики, так и девочки, не входит в разряд особых событий. Эту процедуру проводят раз в году для всех, достигших определенного возраста.

Единственный всеобщий праздник общины – свадьба, которая обставляется исключительно торжественно. Звучат музыкальные инструменты, где главную партию ведет однострунная ребаба. Один из непременных атрибутов —  свадебный верблюд, украшенный специальными покрывалами. В настоящее время порой верблюда заменяет автомобиль престижной марки в обрамлении тех же покрывал. И как в старые времена, жених порой похищает невесту. И сегодня, несмотря на изменение социального статуса и материального положения брачный обряд непременно проводится в палатке.

Интересно, что жениться бедуин может несколько раз. Не воспрещается иметь двух, а то и трех жен.  Главное, чтобы супруг мог их содержать. В случае развода, выглядящего исключительно просто (муж выставляет неугодную ему супругу за дверь), та возвращается к родителям или живет со своими взрослыми детьми. Разведенная женщина может снова выйти замуж. Но при этом стать лишь женой номер три.

В центре Джо Алона можно не только угоститься бедуинскими вкусностями, но и прокатиться на ослике или верблюде.

А также заглянуть в место, где находится ряд искусственных пещер. Для этого надо попасть на нижний этаж здания, в котором размещается дирекция. Там представлено шесть пещер, выполненных из глины в натуральную их величину. Они копируют, с большой степенью точности, природные образования, встречающиеся в южной части прибрежной долины.

Здесь можно увидеть погребальную пещеру, пещеру-лабиринт времен восстания Бар Кохбы, а также колумбарий, что являлся местом хранения урн с прахом усопших после кремации.

Такое название связано с тем, что в первоначальном варианте колумбарий представлял собой голубятню, где в стене выдалбливались места для гнездовья разводимых птиц (в дословном переводе с латинского columbarium происходит от слова columba —голубь).

А на последнем этаже этого же здания находиться смотровая площадка, с которой открывается прекрасная панорама на окрестности.

2016

Написано по следам экскурсии с Леной Кижнер

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: