![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/IMG_1304-1024x539.jpg)
В центре Брюсселя, на Королевской площади, находятся четыре из шести музеев, входящих в комплекс Королевских музеев изящных искусств. В них собрана интересная коллекция произведений искусства, живописи и скульптуры.
А самый интересный, на мой взгляд, Музей старинного искусства, история которого началась во время оккупации Австрийских Нидерландов французскими войсками.
14 Фрюктидора 1799 года Наполеоном Бонапартом был издан декрет о создании коллекций в пятнадцати столицах департаментов Республики, в том числе и в Брюсселе.
Началась конфискация произведений искусства. Часть их, бесцеремонно присвоенных, отправлялась во Францию, часть – складировалась, а потом стала основой Брюссельского музея, учреждённого в 1801 году. Двумя годами позже во дворце австрийского наместника — штатгальтера открылись двери для публики..
Но еще раньше, в 1797 году, бельгийцы стали думать о том, как вернуть награбленное, ставшее частью коллекции Лувра. Главным подвижником в борьбе за национальное достояние стал Гильом Жак-Жозеф Босхарт, директор Академии живописи, скульптуры и архитектуры в Брюсселе.
Его усилия по поводу возвращения картин из Франции (поездки в Париж, переписка с Наполеоном) в итоге дали свои результаты. В 1801 году на родину вернулась часть вывезенных полотен. Среди них были четыре работы Рубенса («Поклонение волхвов», «Св. Франциск Ксаверий», «Коронование богоматери», «Смерть св. Ливина»).
А в следующем году возвратилась еще 31 картина кисти известных мастеров. Четыре года спустя Людовик XVIII отправил в Брюссель сотню шедевров. Среди них — «Аллегория плодородия» Я. Иорданса. «Оплакивание Христа» Петруса Кристуса, «Битва восставших ангелов» П. Брейгеля.
Босхарт мечтал о создании картинной галереи при Академии. Для создания фонда этот человек везде, где мог, разыскивал ценные произведения искусства: в церквях, монастырях, у частных владельцев. И в 1798 году в бывшей церкви иезуитов появилась первая экспозиция, которая потом переместилась во дворец Старого двора, стал в 1803 году доступной для публики.
Сыграл свою роль и Шарль де ла Серна Сантандер, директор Ecole Centrale, основанной в 1797 году, который придумал план развития музея, где должно было разместиться около 1500 произведений искусства.
В 1811 году музей поступил в собственность города Брюсселя. С возникновением при короле Вильгельме I Объединённого Королевства Нидерландов фонды музея значительно расширились.
В 1835 году король Леопольд I принял решение о создании Брюсселе национального музея бельгийских художников. Семью годами позже городская и королевская коллекции были объединены.
В 1834 году Министерство внутренних дел передало музею на хранение свою коллекцию современной живописи. Таким образом городская коллекция была соединена с государственным художественным собранием.
В 1842 году, оцененная в миллион шестьсот сорок четыре тысячи франков, коллекция музея стала государственной собственностью, и была названа Королевским музеем живописи и скульптуры, ныне измененным на Королевский музей изящных искусств.
Разросшейся коллекции стало тесно во дворце Старого двора, и в 1882 году было принято решение о разделении коллекций: перевод работ старых мастеров и скульптуры во Дворец изящных искусств, предназначенный для выставок, концертов, конкурсов, что было построено в духе классицизма. Из представленных на конкурс работ был выбран проект двух молодых антверпенских архитекторов Дж. Виндерса и Ф. Ван Дейка .
Образцом стала монументальная эклектичная архитектурная форма с просторным интерьером и непрямым освещением.
В 1944 году во время Второй мировой войны в музей попала бомба, уничтожившая интерьер и световые люки; а попавшая в пробоины вода сделала ситуацию критической.
Толчком для полной реставрации и переоборудования полуразрушенного музея стало в 1976 г. планирование проведения серьезной выставки Рубенса. Ее осуществил архитектор В. Вансингхель.
Он очистил и укрепил фасады, полностью обновил мозаичный пол и кровлю, установил температурный контроль, искусственное освещение и пожарную сигнализацию, а также скорректировал дизайн интерьера.
Мы видим фасад, который обрамляет широкий выступающий, приподнятый портиком .карниз. Четыре колоссальные коринфские колонны с пилястрами. Их венчают площадки, на которых установлены бронзовые аллегорические фигуры Это Архитектура (Л. Дюпюи), Живопись (Э. де Плин), Скульптура (Дукаху), Графика (Р. Фабри) .
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Брюссель-Музей-искусств-1024x812.jpg)
На промежуточном аттике семь барельефных медальонов с бюстами: слева направо Болсверта (А. Петерса), Флориса (Дювертса), Ван Эйка (Дукаху), Рубенса (Дж. Дюпона), Мецийса (Дукажу), Квеллена (Ф. Флорис) и Аппельманс (Ф. Флорис),
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Брюссель-Музей-искусств-Медальон-1024x483.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Брюссель-Музей-искусств-Медальон-1-1024x579.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Брюссель-Музей-искусств-Медальон-2-1024x453.jpg)
По углам здания — монументальные скульптурные группы «Аллегория славы», посвященные пяти повстанцам Национального роялистического движения.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/IMG_1262-937x1024.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/IMG_1260-496x1024.jpg)
В этом музее хранится обширная коллекция картин, скульптур и рисунков с XV по XVII века, состоящая из более 20 000 единиц. В основном — работы нидерландских мастеров.
Входим вовнутрь. Видим красивый интерьер с арочной балюстрадой на втором этаже. Между колоннами ограждение в виде ажурных решеток. Карнизы и своды арок украшены кессонами. А освещает помещения свет, льющийся из стеклянного потолка.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/IMG_1299-768x1024.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/IMG_1290-1024x768.jpg)
В нишах — декоративная скульптура
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/IMG_1291-1024x768.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/IMG_1292-1024x768.jpg)
На первом этаже, в основном, скульптура
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Статуя-первого-короля-Бельгии-Леопольда-I-работы-бельгийского-скульптора-Гийома-Гефса-нидерл.-Guillaume-Geefs.-1853-год.-768x1024.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Виктор-Руссо-нидерл.-Victor-Rousseau.-Сестры-иллюзии-1901-1907-1024x768.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Скульптурный-фонтан-Габриэля-Групелло-1644-1730-под-названием-Fontaine-Murale-aux-Dieux-Marins-167576.-768x1024.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/IMG_1308-2-922x1024.jpg)
На верхних этажах живопись. Художественные полотна распределены по залам соответственно времени их создания. Залы расположены справа налево.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/IMG_1295-1024x768.jpg)
В этом небольшом обзоре, естественно, невозможно познакомить со всеми выдающимися творениями. А потому остановимся на самых, на мой взгляд, интересных.
Больше всего мне понравилась картина «Пьющий король», Якоба Йорданса, которая напомнила «Бобового короля», хранящегося в петербургском Эрмитаже.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Пьющий-король-Якоб-Йорданс.jpg)
А вот другие работы этого мастера. Библейский сюжет на тему как похотливые старцы подглядывали за купающейся женщиной, а затем угрожая обвинить её в прелюбодеянии с незнакомцем, попытались добиться от неё благосклонности
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/ЯкобИорданес-Сусанна-и-старцы-1653-1024x770.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Якоб-Йорданес-Сатир-и-крестьяне-1620.jpg)
Картина иллюстрирует басню Эзопа «Человек и сатир», где рассказывается об их несостоявшейся дружбе. Сатир, удивлённый тем, что человек дует на свои руки, когда они мёрзнут, но в то же время дует на кашу, когда та горяча, отказывается иметь с ним дело, посчитав того двуличным
Современник Йорданса — Адриан Брауэр ( 1605 -1638), южнонидерландский (фламандский) художник. Писал жанровые сцены из крестьянской жизни. Его герои — участники праздников, игроки в карты, курильщики, бражники, драчуны…
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Adriaen_Brouwer_-_Seated_Drinkers_-_WGA03314.jpg)
Пи́тер Бре́йгель Ста́рший, известный под прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и график. Мастер пейзажа и жанровых сцен.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Питер-Брейгель-Старший.-Перепись-в-Вифлееме.-1566-1024x732.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Питер-Брейгель-Старший.-Зимний-пейзаж-с-конькобежцами-и-ловушкой-для-птиц.-1565-1024x676.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Питер-Брейгель-Старший.-Зимний-пейзаж-с-ловушкой-для-птиц.-Фрагмент.-Королевские-музеи-изящных-искусств-Бельгии-Брюссель.-1024x801.jpg)
А это картина, написанная в необычной для этоого мастера манере. Брейгель использует библейский сюжет как предлог для изображения демонов и чертей, которых его современники считали реальными существами. Чем-то напоминает Босха.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Pieter_Bruegel_the_Elder_-_The_Fall_of_the_Rebel_Angels_-_RMFAB_584_derivative_work-1024x739.jpg)
Питер Брейгель Младший (1564-1638), сын Питера Брейгеля Старшего. Так же как и отец изображал жизнь деревенских и городских мастеров, природу своей страны.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Питер-Брейгель-Младший.-Битва-Масленицы-и-Поста.-Фрагмент.-Королевские-музеи-изящных-искусств-Бельгии-Брюссель..jpg)
В основе сюжета этой картины лежит праздник, проводившийся в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом и заключавшийся в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста.
Давид Те́нирс Младший — один из наиболее значимых художников и гравёров фламандской школы, наряду со своими соотечественниками Рубенсом и ван Дейком. Писал, в основном, жанровые сцены, Это нехарактерный для его творчества натюрморт.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Давид-Тенерс-Младший-Натюрморт-1650-1024x761.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Ганс-Мемлинг-Мученичество-Св.-Себастьяна-1480.jpg)
Весьма чтимый в Нидерландах и плохо знакомый в других странах Ганс Ме́млинг — фламандский живописец немецкого происхождения. Один из наиболее значительных художников Фландрии эпохи Северного Возрождения. Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг писал картины преимущественно на духовные сюжеты
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Ганс-Мемлинг-Портрет-Барбары-ван-Вандерберг-1480-743x1024.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Босх-Распятие-с-донатором-1485.jpg)
Франс Снейдерс — фламандский живописец, мастер крупномасштабных натюрмортов и анималистических композиций, так называемых «лавок» в стиле барокко.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Снейдерс-Охота-на-оленя-17-век-1024x539.jpg)
Самый известный из нидерландских живописцев -Пи́тер Па́уль Ру́бенс, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Творческое наследие Рубенса насчитывает около 3000 картин, значительная часть которых выполнена в сотрудничестве с учениками и коллегами, крупнейшим из которых был Антонис ван Дейк.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Рубенс-мудрость-победоносной-войны-и-раздоры-1633-1024x849.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Питер-Пауль-Рубенс.-Коронование-девы-Марии.-1-я-половина-XVII-в..jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Питер-Пауль-Рубенс.-Избиение-младенцев.-1611-1612-1024x760.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Питер-Пауль-Рубенс-–-Христос-и-грешница.jpg)
Сэр Антонис ван Дейк (1599 —1641) — южнонидерландский (фламандский) живописец, рисовальщик и гравёр, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко. Создатель нового типа декоративного портрета
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Ван-Дейк-Портрет-Франсуа-Дюкенуа-17-век.jpg)
21.03.2022
А это Франс Хальс (1582 -1666) — голландский художник, работавший в эпоху так называемого Золотого века. Писал, в основном, индивидуальные и групповые портреты знати и разных корпораций.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Франс-Гальс-Трое-детей-с-козлом-и-тележкой-1620-728x1024.jpg)
Французкая живопись представлена несколькими авторами. Один из них — Жак Луи́ Дави́д (1748-1825) — живописец и педагог, один из создателей четырёх исторических стилей французского искусства: революционного неоклассицизма, стиля Директории, Консульства и стиля Империи, или ампира.
Здесь экспонируется самая известная его картина «Смерть Марата».
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Жак-Луи-Давид-Смерть-Марата-1793-г-796x1024.jpg)
Картина запечатлела смерть Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Заболев кожной болезнью, он для облегчения страданий, часто принимал ванну. И 13 июля 1793 года именно там был заколот ножом роялисткой Шарлоттой Корде.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Жак-Луи-Давид-Марс-обезоружен-Венерой-182-г..jpg)
И последняя картина, на которую обратим внимание. Ее написал Э́двард Ко́ли Бёрн-Джонс, (1833 -1898) близкий по духу к прерафаэлитам английский живописец и иллюстратор, один из наиболее видных представителей движения искусств и ремёсел.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/Эдвард-Бёрн-Джонс-Свадебное-шествие-Психеи-1895-г.-1024x597.webp)
В момент моего посещения музея в 2015 году в нем проходила интересная выставка Яна Фабра, одного из самых универсальных художников на международной художественной арене. Она называлась «Le review en dedans» («Взгляд изнутри»)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2022/03/IMG_1303-1024x564.jpg)
Изображения мифических существ напомнили мне работы пражского художника Риона Аргодиана (см. Ирреальный мир Реона Аргодиана)