Фландрия. Таинственная и незнакомая, заинтересовавшая меня много-много лет тому назад, когда, впервые попав в ленинградский Эрмитаж, я увидела покрытые патиной картины великих мастеров. Прекрасной музыкой звучали имена: Питер Пауль Рубенс, Якоб Иорданс, Франс Снейдерс… Воображение рисовало сказочное место, где позировали пышно разодетые дамы и кавалеры, где в тавернах пили вино простолюдины, где «лавки» ломились от снеди, а потрясающие натюрморты безупречно передавали фактуру стекла и серебра посуды, бархат скатерти, оживляли фрукты, ягоды, цветы…
И вот недавно судьба привела меня в то место, где в XVII веке, в результате революции, разделившей Нидерланды на две части «родилась» новая страна. Семь северных провинций, высвободившихся из-под власти Испании, стали называть Голландией, а южная часть — Фландрией.
Сегодня это Фламандский регион Бельгии, состоящий из пяти северных провинций, где говорят на нидерландском языке, где находится один из городов – Гент, название которого происходит от кельтского слова «ganda», обозначающего «слияние». Это связано с его местоположением в точке слияния двух рек — Лейе и Шельды. Есть и другой, вполне подходящий вариант, — от латинского слова «ганта» («пристань»).
Хотя в районе Гента люди жили ещё в каменном веке (за 70 тысяч лет до нашей эры), самые ранние постройки относятся к 2 000 — 1 800 годам до н.э. В 1 тысячелетии до н. э. здесь поселились кельты, назвавших это место Гондом. Потом римляне (1 век) превратили его в Гандавум, а германское племя франков, захватившее регион в 406–407 годах, в Ганда.
Впоследствии город с окрестностями входил поочередно во франкское королевство Меровингов, королевство Каролингов, в Западно-франкское королевство… А потом Балдуин (Бодуэн) Железная Рука превратил регион в вассально зависимое от Франции графство Фландрию. Дважды (в 851–852 и 879–883 г.г.) норманны оккупировали эту территорию и разрушали Гент. Но он, восстановленный, с 1000 года в течение сотен лет (примерно до 1550 года) оставался крупным городом. Больше Лондона и Кёльна.
Здесь размещался один из центров суконного производства, получивший в 1178 году от графов налоговые льготы, а в последствии и привилегии в делах самоуправления. Управляли городом сорок патрицианских семей. Это не устраивало ремесленников, которые, подняв восстание, в конце XIII века свергли власть патрициата. Но вскоре с помощью войск короля Филиппа IV Красивого все вернулось на круги своя.
Гент, как и другие города Фландрии, был тесно связан торговыми узами с Англией, оттуда прибывала необходимая для текстильного производства шерсть, а поэтому оказался втянутым в XIV веке в англо-французское противостояние, и в 20-х годах ХIV века превратился в один из центров Фландрского восстания против графа Людовика I Неверского, закончившегося поражением при Касселе в 1328 году. А потом, в 1337 году, началась Столетняя война между Францией и Англией, повлекшая запрет на ввоз шерсти. Это сказалось на экономике, и стало одной из причин восстания против графа, бывшего сторонником Франции.
Возглавил движение пивовар Яков ван Артевельде, сумевший заключить торговый, а затем и военный договор с Англией. Гентцы стали помогать англичанам, но вскоре популярность этого человека стала падать, демократический режим вызывал ненависть, и все закончилось весьма плачевно. В ходе восстания 1345 года Артевельде был убит, а городские порядки были реформированы в результате компромисса между патрициями и ремесленниками.
В 1384 году Гент вместе с Фландрией унаследовал бургундский герцог Филипп Смелый, а в 1477 году в результате брака герцогини Марии Бургундской с наследником императора Священной Римской империи Максимилианом I перешёл к Габсбургам.
Следующее значимое событие имело место в 1539 году, когда город, ссылаясь на свои привилегии, отказался платить налог, наложенный Габсбургами на Фландрское графство. Во главе большого войска в непокорную вотчину прибыл сам император Карл V Габсбург. Он подавил восстание и ликвидировал привилегии. А в качестве наказания заставил знатных горожан пройти перед ним босыми и с веревкой на шее. С тех пор жителей Гента получили прозвище «петельников» (Stroppendragers).
Во время Нидерландской буржуазной революции ХVI века Гент стал одним из крупных центров движения против испанского господства, и в 1576 году Генеральные штаты Нидерландов приняли так называемое «Гентское умиротворение» — мирный договор между восставшими северными областями и южными, остававшимися под властью испанцев. Но, в ходе вновь разгоревшейся борьбы, Генту, принимавшему в ней активное участие, пришлось сдаться на тяжёлых условиях войскам испанского наместника Алессандро Фарнезе. Это было в 1584 году.
Во второй половине ХVI века из-за упадка цехового ремесла, бедствий войны, эпидемий и пожаров город окончательно потерял статус экономического центра региона, которым стал Антверпен. А потом была война за испанское наследство, и 11 мая 1708 года сюда вошли войска английского герцога Мальборо и австрийского принца Евгения Савойского.
Новый период благоденствия Гента пришелся на 1740 год в эпоху правления императрицы Австрии Марии Терезии. Благодаря промышленной революции опять расцвела текстильная промышленность, город вернул себе статус центра текстильного производства. Гентские купцы снова стали торговать по всему миру, отправляя корабли даже в Индию и Китай.
Но в 1794 году вновь пришла беда. В этот раз из революционной Франции. В империи Наполеона Бонапарта Гент стал главным городом французского департамента Шельда. Именно здесь 24 декабря 1814 года был подписан Гентский договор, завершивший войну между Великобританией и США. Потом события развивались так. Во время вторичного правления Наполеона I (с 20 марта по 22 июня 1815 года), в Генте укрывался король Людовик XVIII. А потом, когда с его территории ушел последний иноземец, город вошёл в состав объединенного Королевства Нидерланды и тот период охарактеризовался открытием Гентского университета (9 октября 1817 года), строительством канала Гент-Тернёзен (1823–1827), превратившего это место в морской порт. После Бельгийской революции 1830 года город оказался в составе независимого Королевства Бельгия.
Туристы, попадая в Гент, знакомятся с исторической частью по-разному. Одни предпочитают кораблик, плывущий по каналам, другие арендуют повозку, запряженную резвой лошадкой. Третьи, как говорится, берут ноги в руки. Отправимся вслед за ними и мы, начав прогулку с того места, где Шельда, подойдя к мосту, уходит под свод. Над перекрытой рекой находится площадь Ливенса Баувенса (Livens Bauwens Plain) с памятником Франсуа Лорану, поставленным в 1908 году. Этот человек был известным юристом, автором многотомного труда по международному праву. Он занимался вопросами улучшения жизни рабочих, ратовал за получение ими образования. Там же видим еще один памятник — любимому бургомистру Гента Ливенсу Баувенсу (1769 – 1822) У его ног – прикрытая тканью станина привезенной им из Англии прядильной машины «Мюле Дженни», что дала огромный для того времени экономический резонанс. А еще площадь интересна своими домами в модных стилях XIХ века — необарокко, неоренессанс, неоготика.
Отсюда движемся в сторону собора св. Бавона, где по дороге встречаем многофигурную композицию, что появилась здесь в 1913 году в связи с проведением в Генте Всемирной выставки. В центре скульптуры — два немолодых человека в традиционной одежде. Это братья Хуберт и Ян Ван Эйки, создавшие главную реликвию собора — алтарь «Поклонение агнцу». Около них –люди, выражающие благодарность за уникальный труд.
Недалеко отсюда, на улице, названия которой, к сожалению, не помню, в асфальт тротуара «вкраплены» металлические кружки с надписями и картинками, выглядевшие весьма забавно. Что это такое — выяснить не удалось.
Еще немного – и мы на площади Св. Бавона (Sint-Baafsplein), где возвышается грандиозное здание, что носит имя местного землевладельца, отдавшего свое состояние бедным, а жизнь — служению церкви, за что после смерти был канонизирован. У собора — непростая история. Сначала его разрушали люди во время иконоборческого восстания (1566 и 1578 гг.), затем нанесла урон молния, что в 1602 году уничтожила башню над седокрестием, а пожар 1640 года, полностью разрушил крышу. А потому в последующие века строение восстанавливали, тщательно реставрировали.
Собор интересен тем, что в нем слились разные готические направления (высокого французского, шельдского, поздней брабантской). Интерес представляют красивые витражи. Большинство витражей в соборе датировано XIX веком, потому что более старые XV -XVI веков не сохранились.
Интересна кафедра в стиле рококо из дуба и мрамора (1745 г, фламандский скульптор Лоран Дельво). Композиция, венчающая балдахин символизирует торжество Истины над Ложью.
Внизу, под амвоном, — скульптурная группа, изображающая Время. и Истину, в облике красивой молодой женщины, с книгой в руках, где выбита фраза из речи Павла, обращенной к жителям Эфеса: «Пробудись, спящий; восстаньте из мертвых, и Христос даст вам свет». Глобус под ее правой ногой означает, что истина выше и достойнее всех других благ. Ее венчает лавровый венок — знак победы.
Рядом – крылатый человек, аллегория летящего Времени. Дополняют композицию еще ряд значимых фигур. Это работа итальянского скульптора Бернини,.
Кафедра украшена лепными элементами в стиле рококо и четырьмя рельефными медальонами. Три из них являются пояснительными репрезентациями победы Истины над временем и поэтому тесно связаны с группой статуй внизу.
На балдахине, поддерживаемом ангелами, один из которых держит крест, а другой – яблоки, а третий ангел вынимает яблоко из пасти змеи, сворачивающейся на дереве.
Старинный орган на хорах (один из 4-х, имеющихся в соборе)
В храме имеется еще немало интересного. Вот фрагмент старинного изображения станций Крестного пути.
Фрагменты интерьера
Здесь можно увидеть картины таких мастеров как Франс Пурбус Младший и Гаспар де Крайер. Изюминкой же является работа Питера Пауля Рубенса «Обращение святого Бавона».
Главная же ценность — всемирно известный Гентский алтарь высотой в 3,5 м, а шириной в – 5 м. на создание которого у Эйков ушло, в общей сложности, десять лет. Начинал работу старший брат, заканчивал младший. (К сожалению, делать фотографии в пределе, где он размещен, запрещено). Это фото из Википедии
Складной алтарь состоит из 24 панелей с 258 изображениями людей. На внешних створках, что закрывающих внутреннюю картину, можно рассмотреть донатора, человека, заказавшего это произведение. Они с женой молятся статуям Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Здесь же — образы пророков и сивилл, предсказавших появление Христа, а также сцена Благовещения
В открытом варианте изображение делится на три части. В центре — главнейшие фигуры в жизни Христа: Бог-Отец, (ряд исследователей считает, что сам Иисус). Богоматерь и Иоанн Креститель. Здесь же ангелы, Адам и Ева, сцены убийства Авеля, жертвоприношения Каина и Авеля, поклонения жертвенному агнцу, группа ветхозаветных праведников, апостолы, папы и епископы, монахи и миряне. На правой боковой створке — шествия отшельников и пилигримов. На левой — воинство Христово и Праведные Судьи.
С алтарем связана увлекательнейшая, по истине, детективная история, которую, к сожалению, в рамках небольшого рассказа передать невозможно. Скажем только, что вокруг него кипели недюжинные страсти. Его переносили, разбирали, похищали по частям. Алтарь даже попал в лапы фашистов и едва не погиб. Тот, кого она заинтересует, может найти соответствующую информацию в интернете. (Гентское чудо | Публикации | Вокруг Света)
Нам повезло. В момент нашего посещения собора прекрасно звучал один из органов, заполняя огромное пространство торженственными мелодииями Баха.
Недалеко от собора (с той стороны, где находится вышеупомянутая скульптурная группа, стоит, отражаясь в водной глади, Замок Джеральда Дьявола (Geeraard de Duivel Steen). Строение XIII века из триайского гранита дошло до наших дней значительно изменившим строгий средневековый стиль. Об изначальной архитектуре напоминают стрельчатые окна, арки на фасаде, находящиеся в подвале колонны, разделяющие его на несколько отсеков, высокие сводчатые потолки.
До XIV века замок принадлежал знатному роду Зегер, затем перешел в собственность города. И тот использовал помещения под оружейный склад, монастырь, школу, тюрьму, психиатрическую лечебницу, пожарную станцию. А потом к нему, выкупленному в конце XIХ века государством, было пристроено новое крыло. Теперь здесь размещается соответствующий архив.
Людей сюда влечет прежде всего название, напоминающее о первом хозяине, рыцаре Джеральде Великане, сыне графа Гента Загара III по прозвищу Дьявол. По поводу того, как оно произошло, существует несколько версий. Согласно одной, перед очередным вступлением в очередной брак (он женился пять раз) убивал предыдущую жену. Согласно второй, Джеральд убил свою жену после того как она родила мальчика с темным цветом кожи, а сын, став взрослым убил своего отца. Третий же вариант в корне отличается от двух предыдущих и говорит о том, что он был благородным и набожным человеком, а прозвище получил за смуглый цвет лица и черные волосы.
А рядом с собором. на той же площади высится 91-метровая дозорная башня Башня Беффруа (Белфорт), что была построена в XIV веке. Ее, самую высокую в Бельгии, венчал медный дракон-флюгер, который сегодня перекочевал на уровень второго этажа.
Белфорт, считавшийся символом свободы и независимости средневекового города, изначально планировался как сокровищница, в которой должны были храниться в неприкосновенности казна, хартии городских вольностей, документы, подтверждающие налоговые и торговые привилегии местных гильдий, средневековые уставы и законы. Все бумаги складывались в большой дубовый сундук, что в период 1402-1539 гг. стоял в тайной комнате, вход в которую охраняли три массивные дубовые двери, закрытые на замки, ключи от которых хранились у трех глав важнейших гильдий города.
На башню были возложены также дозорные функции, а потому на верхних этажах с 1442-го по 1869 год находились охранники. А вместе с ними – звонари. Вместе с шестью городскими трубачами они составляли «войско мужчин, охраняющих город» как от внезапных нападений неприятеля, так и от бича средневековых городов – пожаров. О форс-мажорных обстоятельствах горожан извещал огромный колокол по имени Роланд, что был отлит в 1325 году
Говорят, что в старину гонцу, принесшему дурные вести рубили голову. Вот и Роланд поплатился за то, становился вестником несчастья. Из мистических соображений в 1659 году он был расплавлен. Из получившегося металла Петер Хемо отлил карильон из 37 колоколов. А место ветерана заняли три новых колокола, самый массивный из которых стал тезкой предшественника. Когда в 1914 году он треснул, то был снят с колокольни, а в 1950 году обосновался в близлежащем сквере.
Как говорится, свято место не бывает пусто. И в 1958 году на колокольню взобрался новый Роланд, вес которого составляет 5000 кг. Был усилен и карильон, который сейчас включает 54 колокола, самым молодым из которых является колокол Роберт, установленный в 1993 году. Чем еще интересен Белфорд? Тем, что его фасад украшают старинные бельгийские часы, сделанные в 1670 году.
Попав сюда, стоит подняться на смотровую площадку для того, чтобы увидеть захватывающую панораму. А опустив глаза вниз, можно увидеть пристроенные в XV веке к подножию башни суконные ряды, что на протяжении веков были местом заседания синдиков, старейшин суконного цеха, а также важнейших представителей Гентской торговли. Сегодня там — служба туристической информации города.
С северной стороны к башне примыкает здание бывшей тюрьмы. Небольшое строение в стиле рококо, появившееся в 1742 году, представляло собой жилое помещение и предназначалось для работников тюрьмы.
Ее название Mammelokker (буквально «сосущий грудь») связано с занятным барельефом, который напоминает сюжет эрмитажной картины Рубенса «Отцелюбие римлянки», когда к узнику, обреченному на голодную смерть проникала дочь, кормившая его грудью.
Сравните с картиной из Эрмитажа
На площади Св. Бавона стоит и Королевский нидерландский театр (XIX в).
На фасаде – мозаичное полотно с изображением муз, сидящих в колеснице, управляемой Аполлоном. Четыре скульптурных фигуры символизирует четыре гентских театральных объединения, члены которых сочиняли пьесы и поэмы на родном фламандском языке.
Напротив театра — фонтан и памятник фламандскому писателю и поэту Яну-Франсу Виллемсу (1793-1846).
Идем на Каталонскую улицу (Cataloniëstraat), где стоит церковь св. Николая, покровителя моряков, торговцев и пекарей, что была построена в середине XIII века на месте сгоревшей романской церквушки.
Солидный храм, сложенный из сине-серого камня в стиле шельдской готики с мощной башней, которая до постройки Белфорта выполняла функции дозорной. Ее окружает венец из десяти небольших башенок.
Изначально церковь была красиво декорирована в готическом стиле, но в 1566 году протестанты уничтожили все «излишки». А потом, появившиеся здесь солдаты французской революционной армии, надругались над зданием, устроив конюшню. Сильно пострадавшее и разрушенное строение после долгих споров решили восстановить. И это восстановление продолжается с XIX века до сих пор. Напротив церкви св. Николая — Дом масонов (XVI в) с шестью вращающимися флюгерами, вырезанными в форме танцоров.
В двух минутах ходьбы от собора Бавона, на площади Ботермаркт (Botermarkt), стоит городская ратуша, состоящая из двух частей. Более старая, построенная в 1519-1539 годах, выполнена в стиле поздней готики, украшена арками и ажурной каменной кладкой. В нишах — статуи графов Фландрии.
Вторая — в традициях ренессанса (1595 -1618 годы), выглядит как классический итальянский палаццо. Внутри — зал городского совета, где регулярно проходят заседания местного парламента. На первом этаже ратуши расположена оружейная палата. Особо интересен дворец бракосочетания со старинными витражами
Далее наш путь лежит на набережную, где через реку Лейе переброшен мост св. Михаила.
Его «охраняет» фигура этого святого.
А за мостом, на противоположной стороне видно массивное здание римско-католического храма Михаила-Архангела. Его тоже строили в два этапа с большим перерывом. В XV-XVI веке появилось западное крыло здания и часть башни. Но из-за религиозных конфликтов строительство было прекращено, а то, что уже было создано, частично разрушено и разграблено кальвинистами. Возобновилось строительство в XVII веке. Башня же обрела законченный вид под крышей лишь в 1828 году.
Привлекает внимание, стоящий рядом с мостом, неоготическое здание главного почтамта Гента, построенное в начале ХХ века.
Если идти вдоль берега в левую сторону, то можно увидеть разноцветные дома, отражающиеся в реке.
Если идти от него по тому же берегу реки вправо, то можно прийти в самую старую частью города – Коренлей (Korenlei), где стоят овеянные стариной аутентичные дома гильдий со ступенчатыми фасадами, украшенными причудливой резьбой. Место начиналось в XI веке с причала для судов, привозящих из Франции зерно (в основном кукурузу). В XVIII -XIX веках большинство складов было преобразовано, а для проведения в 1913 году Всемирной выставки тщательно восстановлено.
За ними, на улице Яна Брейделя (Jan Breydelstraat), находится Музей дизайна, что был образован на базе Общества промышленного и декоративного искусства, появившегося в 1903 году. Сюда, в прекрасный дворянский особняк Конинк, выстроенный в середине XVIII века во фламандском стиле из балегемского камня, коллекция перебралась из Академии изящных искусств Гента в 1920, а в 1960-х гг. после масштабной реставрации, занявшей около 15 лет, часть экспозиции перебралась в соседнее с особняком здание XVI века постройки.
Сегодня коллекция музея условно разделяется на «старую» и «новую». «Старая» включает предметы интерьера и дизайнерские изделия от начала романского периода и до современности. Здесь можно увидеть поистине уникальные вещи разных эпох нашлось место и для современных дизайнеров, создающих ювелирные изделия, мебель, посуду, декоративные предметы из различных материалов. Наиболее авангардные шедевры выставлены в зале с разноцветной подсветкой пола и светомузыкой. А во дворе стоит самая большая в мире ваза работы итальянского мастера Андрее Брани.
На соседней улице Бургштрат (Burgstraat) стоит интересный Дом коронованных голов, где на арочных полях окон установлены скульптурные изображения 14 графов Фландрии и других коронованных особ.
Отсюда – рукой подать до «Замка Графов» (Gravensteen), что был построен в 1180 году и является единственным средневековым замком во Фландрии с полностью сохранившейся оборонительной системой. Начинался он с укрепления построенного при графе Бодуэне I Железной Руке в IX веке для отражения набегов викингов.
В начале X века граф Арнульф перестроил крепость, а потом деревянное строение перестроил в каменное граф Роберт I Фризский. Это было в середине XII века. Именно тогда появилась центральная трехэтажная башня высотой в 33 метра с тремя парадными залами и монументальной каменной лестницей В ней интересные образцы тогдашней инженерной мысли: печи особой конструкции подвесные туалеты. С тех пор строение претерпело немало изменений. Его восстанавливали после пожара, перестраивали…
То, что мы видим сегодня, плоды реконструкции, имевшие место при графе Филиппе Эльзаском в 1180 году. Был расширен главный зал. А вокруг был прорыт ров, а перед ним – возведена стена с 24 башенками. Замок символизировал могущество графов Фландрии, противопоставляя себя более скромным домам знати, расположенным на другом берегу реки Лейе.
В XIV веке Гравенстейн перестал существовать как резиденция. Здесь разместили монетный двор, Верховный суд графства, Совет Фландрии, а также тюрьму. Но со временем по каким-то причинам комплекс стали распродавать по частям. С 1807 года главную башню превратили в текстильную фабрику, а в постройках поселили ее рабочих с их семьями. Но, в конце XIX века власти города схватились за голову, увидев удручающее состояние исторического объекта. С финансовой помощью местной знати выкупили Гравенстейн и провели реставрационные работы под руководством архитектора Йозефа де Вале, вернув объекту вид времен Филиппа Эльзаского. Только в течение долгого времени он мало кого интересовал.
А в 1980 году, когда Гравенстейн отмечал своё 800-летие, замком заинтересовались по-настоящему. После проведения многоступенчатой программы реставрации и укрепления строений здесь разместили музей правосудия и оружия, где экспонируются орудия пыток, применявшиеся при отправлении правосудия, а также коллекция исторического оружия, большую часть которой собрал промышленник XIX века Адольф Нейт.
Перед замком, на площади Санкт-Веерплейн (Sint-Veerleplein), где до XVIII века исполнялись приговоры суда, можно увидеть барочные ворота бывшего Рыбного рынка, увенчанные символическим изображение рек Лейе и Шельды. За ними — здание старого рынка с фигурой Нептуна (1689 г). А еще колонну с гентским львом, золотой коронной и цепью.
Далее наш путь лежит в Патерсхол (Рatershol) – квартал, считающийся средневековым сердцем Гента. В переводе название означает «Нора священников», так как здесь в XIV веке находился мужской монастырь, который в наше время восстановили и превратили в музей. У этого места с непрезентабельной историей (до середины ХХ века здесь жила беднота, а во время Второй Мировой войны он превратился в «квартал красных фонарей», сегодня новая жизнь. После того, как его очистили и привели в порядок, сюда потянулась местная элита и Патерсхол стал популярнейшим районом города, привлекающим улицами и переулками застроенными средневековыми домами. Многие здания стали использоваться в качестве ресторанов и кафе, которые славятся отличной кухней.
По ходу часовой стрелки лежит от него так называемый Пятничный рынок (Vrijdagmarkt), ибо в этот день здесь, как правило разворачивается красочный рынок эта старейшая площадь Гента играла особую роль в общественной жизни города. Здесь народ присягал своим властителям, проводились городские празднества. исполнялись судебные приговоры В частности, казни. Последняя состоялась в 1822 году, когда некоему отцеубийце сначала отрубили руку, а потом гильотинировали.
В центре площади находится памятник Якобу ван Артевельде (1290-1345), лидеру восстания против графа Фландрии, поддержавший во время Столетней войны Англию, и приведший в 1340 году к королевской короне Франции Эдуарда II Английского. Но, как это бывает порой, через несколько лет был убит теми же людьми, чьи интересы пытался защитить.
Площадь окружают старинные средневековые дома. Самый старый — дом Торе в неоготическом стиле со ступенчатым фронтоном и круглой башней. Построенный во второй половине XV века, он принадлежал гильдии кожевников. При Карле V перешел в частную собственность. В 1883 году его выкупила городская администрация и стала сдавать в аренду. Ровно через сто лет обветшавшее строение было отреставрировано. Сейчас в нем находится Поэтический центр Гента. Но сохранившийся в нем рыночный колокол, по-прежнему оповещающий об открытии рынка. Еще одно примечательное здание на площади – здание социальной службы Het Bond Moyson, построенное в 1902 году.
Здесь немало кафе и ресторанчиков. Самое известное «Безумная Грета», название которого связано с народной фламандской легендой про сварливую, шумную и неадекватную женщину, что, собрав вооруженную сковородками «армию» товарок, пошла войной на самого Сатану.
К слову говоря, «так называют тяжёлую бомбарду XIV века, один из немногих сохранившихся экземпляров средневековых кованых орудий.
Что касается воинствующей женщины, то ее запечатлел Брейгель Старший в картине, экспонирующейся в одном из музеев Амстердама
. Тот факт, что это место посещают, в основном, местные жители, говорит о том, что кормят здесь совсем неплохо. А потому задержимся здесь для того, чтобы, как Винни Пух, подкрепиться, и на этом закончим наше знакомство с этим замечательным городом.
Написано по следам поездки с Марией Рез
Использован материал путеводителя «Гент»