Баден-Баден. Город, воспетый поэтами

«Словно лучшая награда
За лишенья, за труды,
Перед вами Баден-Баден,
Как глоток живой воды»

Василий Жуковский

Симпатичный город, совершенно непохожий на своих соседей, уютно расположившийся в лесистой долине Шварцвальда, что получила свое название из-за густых зарослей хвойных деревьев на верхних склонах, которые, по мере спуска вниз, сменяются дубовыми и буковыми рощами.

Зарекомендовавший себя в стародавние времена как лучший фешенебельный немецкий курорт, Баден-Баден сумел сохранить свою репутацию и неповторимую атмосферу. И как сказал сопровождавший нас гид Игорь Хенкин, «по-прежнему остается одной из последних цитаделей belle epoque (прекрасной эпохи)»

Здесь, как и в стародавние времена, неторопливо катит свои воды по вымощенному камнем руслу небольшая речушка Оос, стоят барочные и ампирные здания, бьют из-под земли источники с целебной водой, а по городским улицам прогуливаются отдыхающие. Давайте отправимся вслед за ними. Но прежде познакомимся с историей города.

Начнем с необычного названия. В период римских завоеваний это место называлось Civitas Aqua Aurelius в честь римского цезаря Марка Аврелия Антония Каракаллы. После исчезновения из этого региона римлян германцы стали именовать сие место «Бадоном».

В начале XII века, во времена царствования маркграфа Германа I, оно превратилось в «Бадин», трансформировавшееся впоследствии в «Баден», ставшее одновременно и названием государства. А для того, чтобы избежать путаницы (города с названием Баден имеются и в немецкоязычных регионах Австрии и Швейцарии), в 1931 году добавили название земли, в которой находится этот город. Вот и получился Баден-Баден.

Курортом это место стало более двух тысячелетий тому назад, с момента появления вышеупомянутого Каракаллы, когда его легионеры. одержав победу над германцами в 213 году, неожиданно наткнулись на уникальные источники. Император повелел незамедлительно строить термы, в которых римские солдаты могли бы восстанавливать свое здоровье. Подтверждением тому развалины, находящиеся в пределах города, ниже Римской площади, где стоял беспрецедентный по своим масштабам купальный комплекс «Царских бань» отделанный белым мрамором и отличавшийся исключительной роскошью.

Особую популярность курорт приобрел в 220-м году, когда комфортабельный отдых стал доступен всем слоям общества. И элите, и среднему сословию, и солдатам. Разные термы были оборудованы по-разному, соответственно социальному статусу посетителей. Но во всех, непременно, имелись бассейны с горячей, холодной и тёплой водой, парильня, массажные кабинеты, места для отдыха.

Впрочем, такая благодать продолжалась недолго. В середине Ш века, после завоевания этой территории алеманами, а затем франками, большая часть римских сооружений была разрушена. Местное же население просто боялось приближаться к местам, которые считало входом в ад.

Новая история Баден-Бадена началась с появлением представителей рода Церингер из Швабии. Они построили в XI веке Хоэнбаден (Старый замок) на горе Баттерд и с 1112 года, со  времени правления Херманна II, стали величать себя маркграфами фон Баден. Руины этого готического замка сохранились до наших дней и являются одной из баденских достопримечательностей.

Что касается источников, то отношение к ним изменилось во время чумы, косившей в средневековье всех подряд без разбора. Помогла маркграфиня Катарина, которой было явление Девы Марии.

Богоматерь сказала, что для спасения города необходимо открыть все источники и пустить воду по улицам. Маркграфиня вняла гласу свыше, и эпидемия была побеждена.  А когда жизнь вошла в прежнее русло, жители Бадена нашли источникам утилитарное применение. В них стирали бельё и обваривали забитых свиней и кур.

Колесо истории вновь повернулось. Настала эпоха ренессанса. А с ней —  новое отношение к человеческому телу. На горячие воды посмотрели по-новому после того, как маркграф Кристоф I перенес свою резиденцию в Новый замок на гору Флорентин, обнес город стеной.

В 1507 году  он издал указ о запрещении использования источников в бытовых целях и ввел налог «купального пфеннига», ибо к тому времени сюда стали стекаться аристократы со всей Европы. Особенно много гостей прибывало из Франции.  Началась продажа лицензий на аренду терм, появились многочисленные купальни. Некоторые размещались на открытом воздухе.

Далее, как и прочие города этого региона, Баден пережил непростые периоды Реформации и Тридцатилетней войны (середина XVII века). А во время Пфальцкой войны солдаты Людовика XIV просто сожгли город. После этого маркграф Вильгельм в 1705 году перенес столицу в Раштатт.  Со смертью его сына Августа Георга в 1771 году род баденских маркграфов и вовсе прекратился. Согласно завещанию, их земли перешли к Карлу Фридриху фон Баден-Дурлаху, ставшему в 1806 году правителем герцогства Баден.

В начале XIX века Баден вновь обрёл славу Города Целебных Вод и стал называться летней столицей Европы. И в 1850 — 1860-х годах это место было самым модным среди европейской знати.

После немецко-французской войны, в 1870 году, поток приезжающих в Баден-Баден резко сократился. Городские власти стали думать о том, как вновь привлечь гостей. Были построены pимско-ирландские бани «Фридрихсбах», шикарные бани для знати «Августабад», общедоступные недорогие бани для простого люда.

Немаловажную роль в процветании и популярности курорта сыграло и российское общество, дорогу которому проторил русский император Александр I. Преследуя Наполеона, в 1813 году он заехал в Баден-Баден по дороге в Париж вместе со своим военным штабом и громадной армией. Сам император остановился в Карлсруэ у своей тещи, баденской маркграфини Амалии, а армию вместе с командной частью расквартировал в Бадене.

Кстати, несколько слов об уроженке этих мест баденской принцессе Луизе, ставшей императрицей Елизаветой Алексеевной, которую обожали лицеисты Царского Села, а Пушкин просто боготворил. Недаром в левую руку романтической фигурки женщины в летящем платье, что была отлита из бронзы и поставлена в 2008 году в небольшом садике около городской ратуши по инициативе Тургеневского общества (автор скульптуры Салават Щербаков) «вложен» поэтический томик стихов, раскрытый на страничке со стихами великого поэта посвященными его кумиру.

Но вернемся к временам минувшим, когда 16 генералов, среди которых находился знаменитый главнокомандующий М. Б. Барклай де Толли, с интересом открыли для себя удивительные минеральные воды.

И потянулись в немецкую землю представители русских аристократических фамилий — Гагарины, Волконские, Вяземские, Меньшиковы, Трубецкие… А также известные литераторы. Здесь отметились Н.В. Гоголь, Ал. Толстой, Ф. М Достоевский, И. С. Тургенев, А. П. Чехов…

Одним из первых российских посетителей Бадена был Василий Жуковский. Это было в 1827 году. А через двадцать лет он поселился здесь и жил, плодотворно работая, вплоть до своей смерти в 1852 году. Именно в Бадене был сделан знаменитый перевод «Одиссеи» Гомера.

К середине XIX века российские гости образовали в Бадене самую большую в городе иностранную общину. Это о них писала местная газета «Badenblatt»: «Ни одна нация не может сравниться с ними касательно вежливости, хорошего вкуса, элегантности и либеральных взглядов…»

Здесь же в течение семи лет длился загадочный роман И. Тургенева с певицей Полиной Виардо. Напоминание тому — «вилла Тургенева» на Фремергсбергштрассе. построенная по соседству с домом любимой. Сегодня вилла принадлежит одному из местных миллионеров, доктору Шнеллю, а потому закрыта для посетителей. Но это ничуть не умаляет ее значения как мемориала, в котором были написана повесть «Призраки» и роман «Дым», увековечивший этот город.

Из других завсегдатаев этого места можно назвать Виктора Гюго и Иоганнеса Брамса, Шарля де Голля и Валери Жискар ‘Эстена, Далай Ламу, Генри Форда, Дэвида Копперфильда… А Марк Твен, вспоминая о своем посещении курорта, писал: «Я твердо верю, что оставил там свой ревматизм навсегда».

А теперь в путь. Отправная  точка — Площадь Августа (Augustaplatz), где стоит двуглавая протестантская церковь в неоготическом стиле с двумя могучими башнями и красивыми витражами.

Отсюда идем по Лихтенталер-штрассе (Lichtentaler Straße), отметившей в 2005 году свое 350-летие. Она начинается около площади Гете (Goethe-Platz ), а заканчивается около площади Клоштерплатц (Klöchterplatzes), где стоит монастырь Лихтенталь (Lichtental).

Улица, изначально, представлявшая собой дорогу от монастыря до городского рынка, в 1655 году, по приказу камергера Морица фон Лассолея, была украшена дубами, высаженными по обе стороны. А когда появилось казино, то на средства его арендаторов Лихтенталерштрассе превратилась в большой красивый парк, где сегодня растет более 300 видов деревьев.

Пронесшийся в этих краях, а 1999 году страшный шторм, вырывал ряд вековых растений с корнем. Но их незамедлительно заменили новыми, восстановив ландшафтный вид.

Гуляя здесь, стоит обратить внимание на самую старую гостиницу Бадена, где на балу, в 1812 году, согласно легенде, встретились и рассорились российский император Александр I и французский император Наполеон Бонапарт.

Меж деревьев виднеется бюст И. Тургенева, который любил прогуливаться в этом месте, о котором писал в письме к Г. Флоберу в 1865 году: «Приезжайте же в Баден-Баден! Здесь растут самые чудесные деревья, которые я, когда — либо видел… Это такая отрада для глаз и души».

В парке встречаются  стринные статуи

Вдоль парка течет река Оос

Через нее перекинутыкрасивые мостики, украшенные цветами

Подходим к отелю Atlantic. Это бывший «Английский двор», в котором во время своего пребывания в Бадене останавливался будущий царь Александр II.

Напротив, отеля, по другую сторону реки, – известный театр Фестшпильхаус. построенный в 1862 году в стиле необарокко. У него интересный фасад и прекрасный интерьер в стиле Парижской оперы.

Недаром Фестшпильхаус. считается одним из красивейших в мире.  Концертный зал с уникальной акустикой, вмещающий 2500 зрителей и считающийся вторым по размеру в Европе, был построен сравнительно недавно, в 1998 году. При этом был реализован интересный проект, когда позади отреставрированного здания старого вокзала вырос гигантский куб из светлого мрамора и стекла.

Вот так выглядит этот комплекс с обратной стороны, поставленный так, чтобы не нарушать гармонию городской архитектуры.

От театра  идем по направлению к Курортному Дому (Kurhaus), построенному в 1824 году известным архитектором Фридрихом Вайнбреннером и сразу же ставшим одним из центров культурной жизни города. В нем устраивались балы, проходили концерты Паганини, Шумана, Брамса, Штрауса, Листа и других знаменитостей.

Впрочем, он не утратил своей значимости и сегодня.

А для широкой публики в летнее время в ракушке, поставленной напротив него, по вечерам играет духовой оркестр.

Внутри Курхауса размещается поражающее красотой и роскошью знаменитое баденское казино, которое актриса Марлен Дитрих, знавшая толк в этом деле, назвала самым красивым в мире. Считается, что именно после его открытия Баден и стали называть «летней столицей Европы».

Внутренние помещения, согласно желанию основателя казино Жака Беназье, были оформлены в стиле французских королевских замков времени Людовика XVI. Белый мрамор, золото, яркие шелка, потолки украшенные расписными плафонами, многоярусные бронзовые люстры, прекрасные живописные полотна…

В игровых залах можно попытать удачи во французской, американской или европейской рулетке, блэк-джеке и покере.

И, надо сказать, игорные столы приводили сюда немало знаменитых людей.  Так, находившийся в Карлсруэ с дипломатической миссией поэт Петр Вяземский, так увлекся рулеткой, что был отозван со своего поста.

Но удивительный город влек его неведомой силой.  А потому последние годы своей жизни он провел в Бадене и вместе с супругой был похоронен на здешнем кладбище.

Трудно поверить в то, что исключительно азартным игроком оказался Лев Толстой, попавший сюда в молодые годы. Все время своего непродолжительного пребывания в июне 1857 года писатель провел за игорным столом. Проигравшись, занял денег у писателей Полонского и Боткина. Но и те ушли в чужие руки. Это вызвало у него бурную гневную реакцию: «Окружен негодяями! А самый большой негодяй – это я!»

Недобрым словом вспоминал Баден и Федор Достоевский, который посещал это место дважды, и дважды проигрывался в пух и прах. После первого раза в 1863 году, он, вернувшись в Россию, написал знаменитый роман «Игрок». А попав в «злачное место» во второй раз в 1867 году вместе с молодой супругой Анной Сниткиной, просадил в казино все имевшиеся деньги, свой костюм, обручальные кольца и платья жены.

Кстати, в память об этом писателе на фасаде дома,   где жил Достоевский в доме на Гернсбахерштрассе (Gernsbacherstrasse, 31) установлен его бюст, опорой для которого служит книга «Игрок».

Бюст писателя

Но вернемся на Лихтенталер-штрассе и обратим внимание на исключительно красивое здание Тринкхалле (Питьевого зала) или Павильона минеральных вод, построенного в 1842 году рядом с  Курхаусом.

Внутри —  колонки с термальной водой из натурального источника с большой концентрацией минералов.

Исключительно хороша галерея длиною в 90 метров, где крышу поддерживает 16 колонн. Ее  заднюю стены украшают 14 изумительных фресок, на которых художник Якоб Готценбергер по эскизам другого художника — Морица фон Швинда запечатлел шварцвальдовские легенды. Те самые, по мотивам которых братья Гримм, собиравшие местные легенды именно в Шварцвальде, писали сказки, знакомые нам с детства.

Вход в Тринкенхалле

Над ним — исключительно красивая «лента»  росписи карниза

В том же стиле оформлены и внутренние помещения

А рядом, в цветнике, стоит памятник кайзеру Вильгельму.

Продолжаем движение в северном направлении

По дороге встретим множество красивых зданий, в которых  размещаются гостиницы, магазины, кафе и рестораны

Барочные строения с множеством декоративных  деталей встречаются здесь не часто

В основном видишь дома  более легкой изящной конструкциии построенные позже

Большинство фасадов окрашено в яркие цвета, украшены изящными кружевными балкончиками

На ряде строение  встречаются интересные вывески. Подобные тем,что в изобилии украшают  французский Кольмар

То там, то здесь встречаются часы интересной конструкции

Как и  во всех европейских городах, здесь можно встретить живую скульптуру

В центре города, затесавшись между домами находится ратуша, которую можно определить лишь по табличкам на воротах, закрывающих проход к лестнице, ведущей ко входу в Ratchaus, что укрылась под навесом,  лежащем на столбах, стоящих  около двух прилегающих домов.

Слева —  старейший  оттель «Zur Altstadt».

А справа дом, где жил Н.В. Гоголь

Об этом свидетельствует мемориальная доска на стене.

Рядом с ним — странная каменная фигура. Вероятней всего, это древний воин, опирающийся на меч.

В центральной части старого города стоят знаменитые бани. Это, прежде всего, Римско-ирландские бани – Фридсбах, построенные в 1877 году и являющиеся старейшими и одними из самых красивых в Европе. Своим названием они обязаны ирландскому врачу Бартеру, который объединил римские и ирландские банные традиции.

Здесь можно увидеть не только уникальные бассейны, выложенные каррарским мрамором и Круглый зал высотой 17,5 м, построенный по образцу римской термальной бани, но и красивые фрески, великолепные изразцы.

Это барочное здание с интересными барельефами и статуями в нишах не перепутаешь ни с каким другим

Рядом – термы Каракаллы, но уже в современном варианте. Это уникальный, не имеющий аналогов в Европе, термальный комплекс.  На его площади в 900 квадратных метров, находятся закрытые и открытые бассейны, нескольких саун (сухая, мокрая, с аметистом, с подсветкой, меняющей цвет, птичьим пением и пр), гроты с горячей и холодной водой, водопадами, ароматизированные паровые ванны, массажные души.

Рядом с этим комплексом — сквер, около которого стоит интересное культовое сооружение

Это Спиталкирхе (Spitalkirche), построенная в стиле поздней готики. Она принадлежит старокатоликам, особому направлению, которое объединяет часть немецких и  швейцарских христиан.

Часовня была построена между 1468 и 1478 годами для обслуживания стоящей рядом больницы.  Разрушенная пожаром в  1689 году, она в  XVIII веке была восстановлена и увенчана барочной башней.

При строительстве нового термального комплекса больницу снесли, а церковь уменьшили в размере, перестроили портал. В 1963-1966 годах была проведена серьезная реставрация, в ходе которой были «открыты» фрагменты средневековой росписи.

Интересны резные кресла, перенесенные сюда из другой церкви, витражные окна.  

Неподалеку отсюда находится другое культовое сооружние придлежащее кармелитам. Это Klosterschule vom Hl. Grab  (Монастырская школа имени Гроба Господня) по адресу  Römerpl, 9

Монастырь Гроба Господня был основан в 1670 году Марией Франциской фон Баден и Леопольдом Вильгельмом фон Баден.

В 1689 году для него были построены  помещения, которые сразу же пострадали от появившихся в городе французских солдат. Монахиням пришлось бежать сначала в Форбах, а оттуда в Роттенбург.

К счастью, разрушения оказались незначительными,  и к  1700 году жизнь в обители возродилась.

В 1740 году монастырь был перестроен, в 1744 году появилось второе крыло.

С XVII по XVIII век при монастыре, где жили сепулькринки, представительницы одного из ответвлений францисканцев, функционировала школа-интернат для девочек. В конце XIX она превратилась в колледж.

Именно тогда фасад был перестроен в стиле необарокко, украшен барельефом с сюжетом «Вознесение», фигурами святых и ангелов.

С 1926 по 1940 год школа девочек так и называлась Mädchenrealschule. После 1937 года ее было запрещено посещать детям из семей членов партии НСДАП, а в 1940-м году католическое учебное заведение было закрыто.

Вновь она начала работать после войны. С 1968 года школа превратилась в гимназию с математическим уклоном, которую в 1982 году стали посещать и мальчики. А в 1999 году она вообще прекратила свое существование.

Мне хочется упомянуть еще об одном культовом объекте. Это коллегиальная церковь Stiftskirche, стоящая на Marktplatz.  Ее яркая колокольня хорошо видна из любой точки центра города.

Штифтскирхе (ее название в переводе с немецкого означает «Монастырская церковь») начиналась с небольшой романской часовни IX века при дворце Людвига II, а потому порой ее называют Старой капеллой.

В ту эпоху Германия территориально делилась на маркграфства, которыми управляли маркграфы — знатные рыцари, получавшие этот титул вместе с землей от короля, которому и подчинялись.

Многие из них имели семейные склепы. Вот и Штифтскирхе был была построена как семейный собор с целью захоронения представителей династии. И, действительно, там нашли последний приют 14 членов этой семьи. Имеются и другие захоронения. Всего насчитывается 20 надгробий.

В 1002 году появилась церковная колокольня, а строение, неоднократно повреждавшееся в результате многочисленных городских пожаров, было отстроено 1321 году в готическом стиле и освящено в честь святых апостолов Петра и Павла.

Затем его перепроектировали в XV веке в модном на то время стиле поздней готики. А в 1747 году реконструировали в стиле баварского рококо. Исчезли средневековые архитектурные элементы. Но на южной стороне здания оставили фрагменты романского стиля. При этом сохранили барочный интерьер.

Новая перестройка, придавшая собору современный вид, когда была поставлена новая крыша, пробиты новые окна в нефе, установлены новые куранты, отреставрирован орган, имела место в 1867 году.

Тогда же  была установлена ​​первая система отопления,  проработавшая вплоть до 50-х годов ХХ века. В ней использовалась горячая термальная вода.

Во время войны церковь серьезно пострадала. Но первый послевоенный ремонт был проведен только в 1952-1953 годах с целью  изменения системы отопления, так как природная горячая вода нанесла зданию серьезный ущерб. Появились и новые витражные окна, спроектированные Вилли Озером.

Затем последовал солидный ремонт в 1966-67 годах. Воссозданы скамьи с барочными боковыми панелями. Сделан  новый  алтарь на базе старого, неоготического. Удалены боковые алтари и кафедры.

Реликвиями этого места являются  Распятие высотой в 5,6 метра, высеченное в 1467 году Николаусом Герхартом фон Ляйденом, что установлено  над хорами и своеобразные надгробные памятники как баденских маркграфов, среди которых самым старым является тот, под которым покоится победитель в войне с турками знаменитый  Луи Туреций, маркграф Людвиг-Вильгельм (1677-1707).

Далее наш путь лежит в интересный Музей искусства Карла Фаберже, что был открыт в 2009 году россиянином Ал. Ивановым, обладателем самой дорогой частной коллекцией русского искусства в мире.

В нем, насчитывающем более 700 экспонатов, можно увидеть самые разнообразные произведения фирмы из серебра, золота, драгоценных и полудрагоценных камней. Это и знаменитые императорские пасхальные яйца, одно из которых, приобретенное на аукционе Кристис, принадлежало семье Ротшильдов, было подарено барону Эдуарду в честь его помолвки в 1902 году. А также подготовленное к Пасхе 1917 года яйцо, выточенное из карельской березы инкрустированное золотом и бриллиантами, которое Николай II не успел подарить своей матери.

Здесь демонстрируются и портсигары, и миниатюрные фигурки зверей, и вырезанные из камней цветы.

Любителей исторических раритетов ожидает встреча с предметы повседневного быта времен Первой мировой войны, архив личных фотографий и документов семьи Фаберже.

Через некоторое время музей откроет экспозицию в новом крыле, где будут экспонироваться работы старых европейских мастеров и доколумбовые ювелирные изделия из Перу.

Уже имеющееся помещение для хранения раритетных автомобилей будет расширено более чем на 2 000 квадратных метров. Впрочем, и этот музей, и история интереснейшей жизни семьи известных ювелиров, — тема отдельного рассказа.

Для любителей искусства предлагается посетить расположенный неподалёку от Лихтентальской аллеи музей Фидера Бурды, в котором экспонируются картины современных авторов. Он был открыт 22 октября 2004 года сыном основателей издательского дома Burda Moden для демонстрации собственной коллекции предметов искусства.

Это около 500 шедевров, включающих картины, графику, скульптуру. Значительную часть коллекции составляют полотна немецких художников Макса Бекмана, Георга Базелица, Зигмара Польке, Герхарда Рихтера, Эрнста Кирхнера и других представителей модернистов и постмодернистов.

В коллекцию Бурды входят также   работы мастеров мирового уровня: Пабло Пикассо, Марка Ротко, Джексона Поллока.

За пределами нашего внимания осталось еще два важных места. Чтобы попасть туда, надо   оказаться в исходной точке прогулки и пойти по Лихтенталер-штрассе в противоположном направлении.

Перейдя украшенный ангелочками мостик, можно оказаться в необыкновенном месте —  Геннеранлаге (Genneranlage), где на площади в 1,6 га раскинулся замечательный Сад Роз с фонтанами, скульптурами, беседками и многочисленными клумбами, на которых растут уникальные цветы.

Он создавался на протяжении трех лет (1909-1912) силами немецкого ландшафтного архитектора Макса Лайгера. Финансированием проекта занимался  кофейный магнат Герман Зильхен.

Инициатива же принадлежала бывшему мэру Баден-Бадена Альберту Геннеру, который и дал этому месту чвое имя. Но вскоре, в связи с историческими обстоятельствами, все пришло в запустение.

Вторую жизнь и современный вид парк стал приобретать в 50-х годах ХХ века, когда бургомистр Баден-Бадена  при поддержке тогдашнего канцлера ФРГ Конрада Аденауэра (страстного любителя роз и селекционера роз) поручил Вальтеру Ригеру, директору садов города, создать розарий для проведения ежегодных конкурсов.

Выбрали запущенный участок в задней части курортного парка на берегу речки Оос, где от былого великолепия сохранились лишь монументальный фонтан «Жозефина» и подстриженные буки, образовывавшие зеленые «стенки» делящие весь сад на пять участков, и провели генеральную реконструкцию, на которую ушло два года. Вскоре после реконструкции прошел   первый конкурс   на звание «Золотая Роза Баден-Бадена»!

Со временем конкурсная площадь перебралась в другой розарий, на гору Бойтиг, а этот сад стал одним из прелестных уголков с удивительным ландшафтом, где прекрасно сочетается современность с барочной стариной.

В нем растет около 20 000 кустов роз более 400 сортов, информацию о которых можно получить на стенде, где указаны их наименования, год создания и номер, под которым цветок находится в саду.

А в самом конце аллеи, у подножья горы Целилиенберг, стоит женский монастырь Лихтенталь (Lichtental), упоминание о котором встречается в 1234 году в рассказе о «богобоязненных девах Дихтенталя».

Он был построен на пожертвования маркграфини Ирменгард фон Баден, вдовы маркграфа Германа V, а потому стал последним приютом как для нее, так и для нескольких поколений баденских графов, ушедших в лучший мир с XIII по XVIII век.

Пройдя через величественные ворота, построенные в 1781 году, посетители попадают в аббатство, территория которого имеет треугольную форму. На ней можно увидеть готическую церковь XIV века, где хранится множество произведений искусства — старинной мебели, посуды, живописи, часов и фарфора; фонтан Пресвятой Девы Марии монастырскую школу и часовню, возведенную в честь маркграфов.

Первые шесть столетий монастырь страдал от войн, завоевателей и разгулов стихии. Но сегодня это одно из самых тихих и спокойных мест во всей Германии. Живущие здесь монахини занимаются садоводством и вышиванием. Да столь искусно, что вещи, вышедшие из их рук, ценятся исключительно высоко. Недаром именно здесь расшиваются одежды для Папы Римского.

Использованы материалы

Баден-Баден — Википедия
Доказательство звания «курорт-легенда». История курорта Баден …
СКВОЗЬ «ДЫМ». РУССКИЙ ВЗГЛЯД НА БАДЕН-БАДЕН. | Наука и …
Музей Фаберже в Баден-Бадене — Википедия
Баден-Баден Павильон минеральных вод Тринкхалле

Геннеранлаге | Места | Баден-Баден | Германия — Enjourney

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: