После того, как артефакты, найденные в Акрополе стоит выставить на обозрение публики, к юго-востоку от Парфенона в 1865 году был построен первый музей Акрополя. Но уже через год его помещение оказалось недостаточным для всех находок. И тогда, в 1888 году, появился второй музей. В 1947 году он был разрушен с целью расширения первого. Но и он оказался слишком мал для обнаруженных экспонатов. Вновь возникла необходимость построить новый, уже современный музей.
В 1989 году с надеждой на возвращение из Британского музея скульптур и фриз Парфенона на родину, министр культуры Мелина Меркури объявила о конкурсе на архитектурный проект нового музея.
Но прежде чем говорить о нем, давайте перелистаем страницы истории и познакомимся с теми событиями, что имели место более двух веков назпд
Дело в том, что в конце XVIII века графу Элгину, британскому посланнику в Стамбуле, вместе с помощниками, архитектором Т. Гаррисоном и священником Ф. Хантом, пришла мысль о возможности заполучить «греческие древности» в рамках усиления влияния Англии на политику Османской империи.
В результате переговоров с турками Элгин получил в 1801 году фирман от афинского коменданта, в котором говорилось, что граф имеет право на зарисовки и обмеры древностей, проведение раскопок, снятие слепков, а также возможности «брать какие-либо скульптуры, рельефы и перемещать камни» с Акрополя, который в то время использовался турками как крепость.
С историческим наследием османы поступали поистине варварски. Парфенон превратился в мечеть; Эрехтейон — в пороховой склад; в Пропилеях разместилась пушечная батарея.
Колонны и статуи пережигалиcь на известь, а стены разбирались с целью извлечения свинца из креплений.Металл шел на отливку пуль.
Многие фрагменты скульптур с фронтонов Парфенона лежали на земле после взрыва здания в 1687 году. Их растаскивали коллекционеры, путешественники, торговцы древностями.
На фоне этого Элгин решил присвоить наиболее ценные фрагменты фронтона и фриза Парфенона.. Он сумел снять 12 скульптур с фронтона, 15 метоп, 56 плит фриза с изображением «Панафинейского шествия», и множество архитектурных деталей.
А еще «изъял» ряд других раритетов в разных местах Эллады. Часть этого богатства упаковали в 200 ящиков и погрузили на бриг «Ментор», который в сентябре 1802 года вышел из афинского порта Пирей. Это была первая ласточка. Элтону удалось собрать такое количество антиков, что их вывозили в течение 10 лет.
Тем временем произошел разрыв дипломатических отношений между Францией и Великобританией. И Элгин, возвращаясь домой по суше, в 1803 году был задержан на территории Франции в качестве военнопленного. Получил свободу только в 1806 году.
Спустя год после его возвращения домой состоялась первая выставка «мраморов Элгина» в Лондоне. Она произвела двоякое впечатление. У одних вызвала эйфорию, другие утверждали, что античные мраморы не представляют собой никакой ценности. Эти толки в итоге вызвали скандал.
Когда лорд Элгин, затративший огромные личные средства, решил продать свою коллекцию правительству Великобритании, конфликт, связанный с коллекцией усилился..
Лорда обвинили в незаконных действиях, ибо, будучи дипломатом, он не имел права осуществлять коммерческие сделки и предлагать собственному правительству купить украденные им произведения искусства.
С целью разрешения инцидента парламент создал специальный комитет, который постановил, что «лорд Элгин, приобретая произведения искусства, действовал в рамках закона, имея официальное разрешение турецкого правительства; он не нарушал ни этических, ни юридических норм; привезённые им произведения обладают наивысшей ценностью и их значение для мировой культуры трудно переоценить»
В итого коллекция была приобретена правительством за 35 тысяч фунтов стерлингов и размещена в специальном павильоне Британского музея.
Но с момента возрождения национального греческого государства в 1830 году Греция стала требовать от Британии возвращения мраморов Элгина как неотъемлемой части национального достояния. Не признавая легитимности разрешения турецких властей на вывоз сокровищ из чужой страны.
Британская сторона, в свою очередь, указывала на то, что лордом Элгином двигали благие побуждения, и отказывалась вернуть перемещённые ценности на землю древней Эллады.
Этот вопрос был вновь поднят в связи с с открытием музея Акрополя уже в ХХI веке. В итоге фрагмент мрамора Парфенона работы скульптора Фидия с учениками (438—431 гг. до н.э.),вернулся домой и был встречен в рамках специальной церемонии, в которой принял участие премьер-министр Кириакос Мицотакис.
По словам премьера, возвращение 10 фрагментов одновременно является первым, но очень важным шагом в попытке собрать здесь, в Музее Акрополя, все небольшие и крупные части украшения Парфенона, которые в настоящее время разбросаны по различным музеям мира.
Олимпийских игр 2004 года, но по ряду причин строительство затянулось, и открытие состоялось в июне 2009 года.
Появилось ультра-современное здание, куда перенесли экспонаты из старого музея и разместили на трех наземных этажах, опирающихся на сто с лишним колонн, поставленных над раскопками, которые превратили в артефакты подземного этажа.
Подходя к дверям музея, ты наступаешь на настил из толстого стекла, через которое прекрасно видны улицы древнего города и фрагменты строений (жилищ и бань, мастерских и кладбищ) IV-XII веков.
Начинается экскурсия с пандуса на первом этаже, который называется «Склоны Акрополя» и символизирует подъем на Холм.
В этом отделе находятся самые древние экспонаты, относящиеся к эпохе до возведения Парфенона, к периоду архаики.
По обе стороны от пандуса — объекты, что использовались в повседневной жизни (бутылочки из-под духов, сосуды разного назначения, баночки для косметики, шкатулки для украшений), а также и скульптура, найденная у подножья священного холма.
Здесь же макеты строений на холме Акрополя
Словно поднимаясь по склону, гости музея попадают в Галерею архаичного периода. На этом уровне хранятся находки времён, когда Греция достигла расцвета в интеллектуальной сфере и экономике.
Интересны фрагменты Святилища, посвященного Пану и нимфам
А это «Мальчик Крития», один из величайших шедевров греческой скульптуры и один из самых значимых экспонатов Музея. Эта статуя – образец перехода от искусства эпохи архаики к строгому стилю близкого в реализму.
Бюст, высеченный из мрамора, высотой 86 сантиметров; был создан примерно в 480 году до н.э. Это юноша одет. В большинстве же молодые люди изображались обнаженными, и назывались «курос», то есть «юноша». В Древней Элладе мужская нагота считалась естественной, ведь и даже спортсмены соревновались без одежды.
А вот девушкам требовалась непременная одежда и их статуи, которые назывались «корами», облачены в национальную одежду. И пример тому «Кора в пеплосе», то есть облаченная в одежду, характерную для греческих женщин того времени.
Если приглядеться, то можно увидеть следы оригинальной яркой раскраски.
Одна из самых значимых статуй Музея — «Всадник Рампина» (550 годм до н. э.), являющаясяединственным сохранившимся образцом конной статуи из числа произведений греческого искусства эпохи архаики.
Одна из самых значимых статуй Музея — «Всадник Рампина» (550 годм до н. э.), являющаясяединственным сохранившимся образцом конной статуи из числа произведений греческого искусства эпохи архаики.
Скульптура выполнена из известняка, на котором сохранились остатки красной и черной красок, потому что древние скульптуры, как правило, раскрашивали. Просто время стерло краску, оставив лишь следы..
Интересно наличие так называемой «архаической улыбки», что получается в результате самого простого метода высечения рта из камня.
И вот такой любопытный факт. Юноша, утративший некогда свою голову, получил взамен гипсовую копию. Подлинник же, найденный в 1877 году, приобрел французский дипломат Рампин (отсюда и название изваяния) и подарил Лувру, где к ее приставили к копии статуи из гипса.
Подходим к изваянию Афины в плаще из змей
т
Эта мифологическая греческая богиня, входившая в число двенадцати великих олимпийских богов, являлась олицетворением мудрости и справедливой войны.
Она так же покровительствовала ремеслам и искусству, научила людей прясть, ткать, строить корабли, строить и колесницы, управлять ими.
Одним прикосновением могла сделать человека прекрасным. Так Одиссея наделила стройностью, кудрявыми волосами, силой и привлекательностью, а его жену Пенелопу накануне встречи с супругом – красотой, о чем можно прочесть в «Одиссее» Гомера:
Мысль другая меж тем пришла совоокой Афине.
Сладкий сон излила на веки она Пенелопы,
Все ее члены расслабли, склонилась она и заснула
Там же на кресле. Тогда излила на царицу богиня
Божеских много даров, чтоб пришли в изумленье ахейцы.
Сделала прежде всего лицо ей прекрасным, помазав
Той амвросийною мазью, какою себе Афродита
Мажет лицо, в хоровод прелестный харит отправляясь.
Сделала выше ее и полнее на вид, все же тело
Стало белей у нее полированной кости слоновой.
Все это сделавши так, богиня богинь удалилась.
Вы спросите: «А при чем здесь змеи?» А при том, что они вместе с совой являются ее атрибутами. И в афинском храме, по мнению Геродота, жила огромная змея, сторожившая Акрополь.
Здесь же «Фронтон с быком и львицами»,датированый 570 годом до н.э. Он украшал храм Гекатомпедон («стофутовый»), что стоял на месте возведенного позднее Парфенона. Древнейший храм Афинского акрополя посвящался богине Афине.
На нем изображен бьющийся в агонии бык, на которого напали две львицы.
А слева – герой Эллады Геракл. Он борется с Тритоном, древнегреческим богом, вестником глубин, сыном Посейдона и Амфитриты. Человеческий торс у этого мифического существа переходил в змеиное тело, которое заканчивалось ластами дельфина.
И третий фрагмент – торсы трех улыбающихся бородатых мужчин, чьи тела сливаются в змеиный клубок. Это трехглавый демон, каждая человеческая часть которого держит в руках символы стихий: воды, огня , воздуха
Здесь представлены рельефы парфенонского фриза длиной 160 метров, на котором было изображено более шести сотен фигур во время Панафинейского фестиваля, что . устраивался каждые четыре года в честь богини Афины. Плиты рельефа, созданного Фидием с учениками, расположены в том же порядке, что и на здании Парфенона
Демонстрируется также множество метопов (в античной, а затем архитектуре элемент фриза дорического ордера), некоторые элементы фронтона , части Пропилеи (парадного прохода, образованного портиками и колоннами), множество скульптур (оригиналов и копий),
Демонстрируется также множество метопов (в античной, архитектуре элемент фриза дорического ордера), некоторые элементы фронтона , части Пропилеи (парадного прохода, образованного портиками и колоннами), множество скульптур (оригиналов и копий),
Здесь также представлена в уменьшенном масштабе репродукция храма Ники Аптерос и Эрехтейона, включая знаменитых кариатид, женских фигур, поддерживавших южную секцию храма посвященного Афине. Их тела представляют собой колонны. А корзины, установленные на головы – капители.
А напоследок хочется сказать, что залы окружаеет галерея, с которой открываются панорамные виды на Афины
P…S.
Экспонаты, о которых рассказано здесь — лишь мизерная часть уникальной замечательной коллекции
Использованный материал
Αρχική | Μουσείο Ακρόπολης | Επίσημος ιστοχώρος
Μάρμαρα του Παρθενώνα — Βικιπαίδεια
Познакомьтесь с сокровищами Музея Акрополя |
Аполлодор. Мифологическая библиотека. Ленинград, Издательство «Наука», Ленинградское отделение, 1972.
Очень интересно, спасибо.