Построенный из серого гранита, что привозился из деревни Olias del Rey, он заслужил титул Dives Toletana («Богатого Толедского»).
Собор выстроен в готическом стиле с явным влиянием французской архитектуры, в которой использовались и мавританские элементы. Это связано с тем, что начинал строительство французский архитектор Мартинер, который построил пятинефное здание, внутри которого 66 колонн, разделяющих приделы, поддерживают 72 свода.
Кафедральный собор Святой Марии Толедской (Catedral de Santa María de Toledo), главный собор страны стоит там, где в VI веке была вестготская церковь, превращенная маврами в мечеть.
После появления в Толедо христиан в XIII веке встал вопрос о строительстве храма.И первый камень в его фундамент был заложен в 1226 году, а продолжалось строительство 267 лет.
В 1285 году руководителем строительства стал Петрус Петри. А потом приложили руку такие мастера как Родриго Альфонсо, Альвар Мартинес. Завершил же строительство во второй половине XV века Педро де Алала. После этого изменения касались лишь интерьера.
У собора несколько порталов. Главный, выходящий на площади Аютамьенто, расположен по середине западного фасада, что был создан в XV веке и незначительно перестроен в XVIII. Он называется «Пуэрта-дель-Пердон» (Ворота Прощения), ибо некогда существовало поверье, что каждый кающийся, прошедший под воротами, получает отпущение грехов.
Ворота имеют форму готической арки, обрамленной архивольтами (дугами над арочным проёмом). В тимпане — сцена вручения Богородицей Своей ризы Святому Ильдефонсу. Открываются лишь в особо важных случаях.
По бокам от него — Ворота страшного суда и Ворота ада.
В северной стене собора находятся «Пуэрта-дель-Релох» (Ворота часов) Это самый старый портал собора (начало XV в) имеет второе название Ярмарочных ворот, потому что находится в конце улицы, на которой в средневековье проводились ярмарки.
На южной стороне можно увидеть «Пуэрта-де-лос-Леонес» (Ворота Львов).
Имеются также небольшие, без ступеней, «Пуэрта-Льяна» (Плоские ворота) и ведущие в клуатр, внутренний двор, — Санта-Каталина и Ворота Введения.
Слева от главного фасада, на северной стороне, возвышается 90-метровая колокольня, состоящая из нижней квадратной части и верхней – восьмиугольной.
В XVIII веке там был установлен колокол Кампанья-Горда весом в 1700 кг.
Изначально планировалось строительство симметричной южной башни, но в XVI веке там была построена мосарабская капелла с куполом.
Внутри Толедский собор, своды которого поддерживаются массивными колоннами, делится на пять нефов, освещаемых как люстрами, так и многочисленными окнами с красочными витражами.
В XVIII веке мастер Нарсисо Томэ включил к комплекс огромное барочное окно, получившее название «транспаренте» («прозрачный»). Вдоль стен – многочисленные часовни.
Осмотр храма начинаем с Главной капеллы, где в глаза бросается удивительное ретабло в алтаре. Но это не картина, не запрестольный образ, а огромная позднеготическая композиция (1540 г) из позолоченного дерева, над созданием которой трудилось немало мастеров.
Ретабло разделено на семь вертикальных частей. В четырех из них – фигурные композиции на евангельские сюжеты, по бокам — статуи святых, а в средней — дарохранительница в в форме пирамиды.
Привлекают внимание боковые стены, украшенные богатой резьбой, расположенная в левой части усыпальница кардинала Педро Мендосы, представляющая собой образец раннего испанского Ренессанса.
В Главной капелле похоронены так же короли Кастилии Санчо III, Санчо IV, Альфонсо VII Император.
Под главным алтарём расположена небольшая крипта с часовней.
К сожалению, попасть вовнутрь невозможно. Вход в капеллу закрывает кованная ажурная решётка работы Франсиско де Вильялпандо.
Рядом с Главной капеллой расположены хоры, место, где заседал епископский Совет. Они закрыты решеткой в стиле платереско (1548 г.), украшены скульптурой, орнаментальными и рельефными деталями.
Здесь, в месте, состоящем из двух ярусов, стоят кресла, украшенные ренессансной резьбой и барельефами. В нижнем ярусе барельефы с эпизодами взятия Гранады (работа Родриго Алемана), а в верхнем — библейских сцен (работа Алонсо Берругете).
В алтаре находится скульптура Девы Марии (XIV век), которую называют «Белой Девой», а по обе стороны хоров – старинные органы.
К Главной капелле примыкает капелла Транспаренте (прозрачная), названная так из-за особого освещения (свет попадает через пробитое в своде круглое окно, расположенное таким образом, чтобы луч падал на центр с дарохранительницей.
Главный элемент капеллы — находящаяся в центре, фигура Девы Марии с Младенцем Иисусом в окружении ангелочков.
Все элементы сделаны из мрамора, украшены позолоченными бронзовыми элементами. Она, созданная известным испанским мастером Нарсисо Томеда в 1732 году, считается шедевром испанского барокко.
Капелла богато украшена скульптурой и фресками на библейские темы.
Кроме вышеописанных капелл интерес представляют следующие.
Капелла Святого Причастия, которую называют также Нуэстра-Сеньора-де-ла-Антигуа (Дева Мария Старинная) из-за деревянной резной статуи Девы Марии (XII в) на позолоченном троне (XVII век) в алтаре. Этот образ весьма почитаем в Толедо.
Капелла Новых Королей, что была построена в 30-х годах XII века в качестве усыпальницы королей династии Трастамара, а потому здесь находятся саркофаги с прахом Энрике II, его жены, Энрике III, Хуана I и его жены Элеоноры Арагонской. В капелле — два старинных органа, а в алтарной части — картина Маэльи.
Капелла Сан-Ильдефонсо под ребристым готическим сводом, посвященная особо почитаемому в Толедо святому. Появилась в XIII веке, вместе с собором, но была расширена за счет ликвидации двух небольших боковых капелл и приобрела восьмиугольную форму.
Здесь погребен архиепископ и кардинал Хиль Альварес де Альборнос, чей резной мраморный саркофаг опирается на фигурах шести львов. Вокруг — двадцать две статуи святых.
На мраморном ретабло (XVIII в.) работы знаменитого Вентуры Родригеса изображен популярный для Толедо сюжет. Богородица вручает Святому Ильдефонсу свою ризу.
Капелла Сантьяго (Святого Иакова), построенная коннетаблем Альваро де Луна в середине XV века, который планировал создать здесь фамильную усыпальницу. Здесь стоят украшенные резьбой мраморные саркофаги этого состоятельного человека, его супруги, других родственников.
Капеллу украшает ретабло из позолоченного дерева с живописными образами святых. В центре — деревянная статуя Иисуса.
Капелла Сан-Блас (Святого Власия), расположенная в северо-восточном углу клуатра, крытой обходной галереи Была построена при архиепископе Педро Тенорио, который планировал создать там свою усыпальницу.
Войдя в капеллу из клуатра через готические ворота, можно увидеть два мраморных саркофага, находящихся в центре. Там покоятся архиепископ и его племянник, епископ Бальбоа.
Капелла интересна фресками, украшающими стены. Это «Символ веры», система основополагающих догматов вероучения, изображение святых, панно «Страшный суд».
А в противоположном, юго-западном углу собора, находится Мосарабская капелла (Капелла Тела Христова) папы Юлия II
В ней, с момента ее появления в 1504 году, идут службы в соответствии с вестготским (мосарабским) ритуалом. Вход преграждает решётка (1524 год), увенчанная гербом кардинала Хименеса де Сиснероса, возродившего этот обряд и добившегося одобрения.
Капелла интересна восьмиугольным куполом, роспись которого относится к XVII веку, когда здесь, до перестройки, находился зал капитулов, а так же фрески, написанные в период 1509—1514 годов и изображающие сцены взятия Орана кардиналом де Сиснеросом. Уникален алтарь из бронзы и мрамора. В его центре — мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Христом (XVIII век).
Зал капитула. Это место можно сравнить с драгоценной шкатулкой, крышкой которой является исключительно красивый вход в основной зал, оформленный в стиле мудехар (начало XVI века).
Под стать и интерьер зала с элементами позолоченного и цветного дерева, удивительным кессонным потолком работы Франсиско де Лара, росписью фриза учеником Эль Греко — Хуаном де Боргонья.
Этот же художник расписал стены зала фресками на сюжеты Нового завета (есть мнение, что две из них принадлежат кисти Гойи), а напротив архиепископского трона — поместил сцену Страшного суда. Вместе с другими мастерами создал галерею портретов толедских архиепископов.
Кроме вышеописанного зала в комплекс входят два боковых помещения и входная комната, оформленная в стиле мудехар с элементами готики. В ней – интересные резные деревянные панели и «пейзажные» фрески.
Гордостью собора является сокровищница, находящаяся в Капелле Святого Хуана, где кардинал Хуан Пардо де Тавера думал разместить фамильную усыпальницу, но капелла стала местом размещения подаренных храму ритуальных предметов
Имеются ювелирные изделия, монаршие короны, усыпанные драгоценными камнями, богатые церковные облачения…
Главный экспонат — дароносица работы Хуана де Арфе (1524 г.) высотой около 3-х метров. На ее изготовление пошло 18 кг золота и 183 кг серебра.
Дароносица, собранная из 5 600 отдельных деталей, скрепленных 12500 винтами, украшена 250 позолоченными и украшенными эмалью серебряными фигурками, увенчана крестом с бриллиантами.
Эта реликвия покидает собор раз в год. Во время праздника Тела и Крови Христовых. Установленная на специальной платформе, она в составе торжественной процессии, проезжает по улицам Толедо.
Любители живописи непременно должны посетить ризницу. Там в нескольких комнатах, под сводом центрального зала, украшаенного фреской Луки Джордано «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу», как в картинной галерее, висят полотна великих мастеров: Эль Греко, Караваджо, Тициана, Ван Дейка, Гойи, Моралеса, Рафаэля, Менгса. Имеется статуя св. Франциска работы Педро де Мены.
И, наконец, клуатр. что в конце XIV-го – начале XV-го веков был пристроен к северной стене, при архиепископе Педро Тенорио.
Квадратный внутренний двор, обрамленный галереей под готическими сводами со стенами, украшенными фрескам, изображающими сцены из жизни святых. Одиннадцать из них написал Франсиско Байеу, а две — Мариано Маэлья.
Построенный из серого гранита, что привозился из деревни Olias del Rey, он заслужил титул Dives Toletana («Богатого Толедского»).
Собор выстроен в готическом стиле с явным влиянием французской архитектуры, в которой использовались и мавританские элементы. Это связано с тем, что начинал строительство французский архитектор Мартинер, который построил пятинефное здание, внутри которого 66 колонн, разделяющих приделы, поддерживают 72 свода.
В 1285 году руководителем строительства стал Петрус Петри. А потом приложили руку такие мастера как Родриго Альфонсо, Альвар Мартинес. Завершил же строительство во второй половине XV века Педро де Алала. После этого изменения касались лишь интерьера.
У собора несколько порталов. Главный, выходящий на площади Аютамьенто, расположен по середине западного фасада, что был создан в XV веке и незначительно перестроен в XVIII. Он называется «Пуэрта-дель-Пердон» (Ворота Прощения), ибо некогда существовало поверье, что каждый кающийся, прошедший под воротами, получает отпущение грехов.
Ворота имеют форму готической арки, обрамленной архивольтами (дугами над арочным проёмом). В тимпане — сцена вручения Богородицей Своей ризы Святому Ильдефонсу. Открываются лишь в особо важных случаях.
По бокам от него — Ворота страшного суда и Ворота ада.
В северной стене собора находятся «Пуэрта-дель-Релох» (Ворота часов) Это самый старый портал собора (начало XV в) имеет второе название Ярмарочных ворот, потому что находится в конце улицы, на которой в средневековье проводились ярмарки.
На южной стороне можно увидеть «Пуэрта-де-лос-Леонес» (Ворота Львов).
Имеются также небольшие, без ступеней, «Пуэрта-Льяна» (Плоские ворота) и ведущие в клуатр, внутренний двор, — Санта-Каталина и Ворота Введения.
Слева от главного фасада, на северной стороне, возвышается 90-метровая колокольня, состоящая из нижней квадратной части и верхней – восьмиугольной.
В XVIII веке там был установлен колокол Кампанья-Горда весом в 1700 кг.
Изначально планировалось строительство симметричной южной башни, но в XVI веке там была построена мосарабская капелла с куполом.
Внутри Толедский собор, своды которого поддерживаются массивными колоннами, делится на пять нефов, освещаемых как люстрами, так и многочисленными окнами с красочными витражами.
В XVIII веке мастер Нарсисо Томэ включил к комплекс огромное барочное окно, получившее название «транспаренте» («прозрачный»). Вдоль стен – многочисленные часовни.
Осмотр храма начинаем с Главной капеллы, где в глаза бросается удивительное ретабло в алтаре. Но это не картина, не запрестольный образ, а огромная позднеготическая композиция (1540 г) из позолоченного дерева, над созданием которой трудилось немало мастеров.
Ретабло разделено на семь вертикальных частей. В четырех из них – фигурные композиции на евангельские сюжеты, по бокам — статуи святых, а в средней — дарохранительница в в форме пирамиды.
Привлекают внимание боковые стены, украшенные богатой резьбой, расположенная в левой части усыпальница кардинала Педро Мендосы, представляющая собой образец раннего испанского Ренессанса.
В Главной капелле похоронены так же короли Кастилии Санчо III, Санчо IV, Альфонсо VII Император.
Под главным алтарём расположена небольшая крипта с часовней.К сожалению, попасть вовнутрь невозможно. Вход в капеллу закрывает кованная ажурная решётка работы Франсиско де Вильялпандо.
Рядом с Главной капеллой расположены хоры, место, где заседал епископский Совет. Они закрыты решеткой в стиле платереско (1548 г.), украшены скульптурой, орнаментальными и рельефными деталями.
Здесь, в месте, состоящем из двух ярусов, стоят кресла, украшенные ренессансной резьбой и барельефами. В нижнем ярусе барельефы с эпизодами взятия Гранады (работа Родриго Алемана), а в верхнем — библейских сцен (работа Алонсо Берругете).
В алтаре находится скульптура Девы Марии (XIV век), которую называют «Белой Девой», а по обе стороны хоров – старинные органы.
К Главной капелле примыкает капелла Транспаренте (прозрачная), названная так из-за особого освещения (свет попадает через пробитое в своде круглое окно, расположенное таким образом, чтобы луч падал на центр с дарохранительницей.
Главный элемент капеллы — находящаяся в центре, фигура Девы Марии с Младенцем Иисусом в окружении ангелочков.
Все элементы сделаны из мрамора, украшены позолоченными бронзовыми элементами. Она, созданная известным испанским мастером Нарсисо Томеда в 1732 году, считается шедевром испанского барокко.
Капелла богато украшена скульптурой и фресками на библейские темы.
Кроме вышеописанных капелл интерес представляют следующие.
Капелла Святого Причастия, которую называют также Нуэстра-Сеньора-де-ла-Антигуа (Дева Мария Старинная) из-за деревянной резной статуи Девы Марии (XII в) на позолоченном троне (XVII век) в алтаре. Этот образ весьма почитаем в Толедо.
Капелла Новых Королей, что была построена в 30-х годах XII века в качестве усыпальницы королей династии Трастамара, а потому здесь находятся саркофаги с прахом Энрике II, его жены, Энрике III, Хуана I и его жены Элеоноры Арагонской. В капелле — два старинных органа, а в алтарной части — картина Маэльи.
Капелла Сан-Ильдефонсо под ребристым готическим сводом, посвященная особо почитаемому в Толедо святому. Появилась в XIII веке, вместе с собором, но была расширена за счет ликвидации двух небольших боковых капелл и приобрела восьмиугольную форму.
Здесь погребен архиепископ и кардинал Хиль Альварес де Альборнос, чей резной мраморный саркофаг опирается на фигурах шести львов. Вокруг — двадцать две статуи святых.
На мраморном ретабло (XVIII в.) работы знаменитого Вентуры Родригеса изображен популярный для Толедо сюжет. Богородица вручает Святому Ильдефонсу свою ризу.
Капелла Сантьяго (Святого Иакова), построенная коннетаблем Альваро де Луна в середине XV века, который планировал создать здесь фамильную усыпальницу. Здесь стоят украшенные резьбой мраморные саркофаги этого состоятельного человека, его супруги, других родственников.
Капеллу украшает ретабло из позолоченного дерева с живописными образами святых. В центре — деревянная статуя Иисуса.
Капелла Сан-Блас (Святого Власия), расположенная в северо-восточном углу клуатра, крытой обходной галереи Была построена при архиепископе Педро Тенорио, который планировал создать там свою усыпальницу.
Войдя в капеллу из клуатра через готические ворота, можно увидеть два мраморных саркофага, находящихся в центре. Там покоятся архиепископ и его племянник, епископ Бальбоа.
Капелла интересна фресками, украшающими стены. Это «Символ веры», система основополагающих догматов вероучения, изображение святых, панно «Страшный суд».
А в противоположном, юго-западном углу собора, находится Мосарабская капелла (Капелла Тела Христова) папы Юлия II
В ней, с момента ее появления в 1504 году, идут службы в соответствии с вестготским (мосарабским) ритуалом. Вход преграждает решётка (1524 год), увенчанная гербом кардинала Хименеса де Сиснероса, возродившего этот обряд и добившегося одобрения.
Капелла интересна восьмиугольным куполом, роспись которого относится к XVII веку, когда здесь, до перестройки, находился зал капитулов, а так же фрески, написанные в период 1509—1514 годов и изображающие сцены взятия Орана кардиналом де Сиснеросом. Уникален алтарь из бронзы и мрамора. В его центре — мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Христом (XVIII век).
Зал капитула. Это место можно сравнить с драгоценной шкатулкой, крышкой которой является исключительно красивый вход в основной зал, оформленный в стиле мудехар (начало XVI века).
Под стать и интерьер зала с элементами позолоченного и цветного дерева, удивительным кессонным потолком работы Франсиско де Лара, росписью фриза учеником Эль Греко — Хуаном де Боргонья.
Этот же художник расписал стены зала фресками на сюжеты Нового завета (есть мнение, что две из них принадлежат кисти Гойи), а напротив архиепископского трона — поместил сцену Страшного суда. Вместе с другими мастерами создал галерею портретов толедских архиепископов.
Кроме вышеописанного зала в комплекс входят два боковых помещения и входная комната, оформленная в стиле мудехар с элементами готики. В ней – интересные резные деревянные панели и «пейзажные» фрески.
Гордостью собора является сокровищница, находящаяся в Капелле Святого Хуана, где кардинал Хуан Пардо де Тавера думал разместить фамильную усыпальницу, но капелла стала местом размещения подаренных храму ритуальных предметов
Имеются ювелирные изделия, монаршие короны, усыпанные драгоценными камнями, богатые церковные облачения…
Главный экспонат — дароносица работы Хуана де Арфе (1524 г.) высотой около 3-х метров. На ее изготовление пошло 18 кг золота и 183 кг серебра.
Дароносица, собранная из 5 600 отдельных деталей, скрепленных 12500 винтами, украшена 250 позолоченными и украшенными эмалью серебряными фигурками, увенчана крестом с бриллиантами.
Эта реликвия покидает собор раз в год. Во время праздника Тела и Крови Христовых. Установленная на специальной платформе, она в составе торжественной процессии, проезжает по улицам Толедо.
Любители живописи непременно должны посетить ризницу. Там в нескольких комнатах, под сводом центрального зала, украшаенного фреской Луки Джордано «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу», как в картинной галерее, висят полотна великих мастеров: Эль Греко, Караваджо, Тициана, Ван Дейка, Гойи, Моралеса, Рафаэля, Менгса. Имеется статуя св. Франциска работы Педро де Мены.
И, наконец, клуатр. что в конце XIV-го – начале XV-го веков был пристроен к северной стене, при архиепископе Педро Тенорио.
Квадратный внутренний двор, обрамленный галереей под готическими сводами со стенами, украшенными фрескам, изображающими сцены из жизни святых. Одиннадцать из них написал Франсиско Байеу, а две — Мариано Маэлья.