В центре Мадрида находится знаменитый музей Прадо (Museo Nacional del Prado), занимающий в реестре музеев мира 16-е место. В нем собрана прекрасная коллекция живописных полотен периода XII –XX веков, включающая наиболее полное собрание работ испанских мастеров.
В настоящее время фонд музея насчитывает около 8 200 рисунков, 7 600 картин, 4 800 гравюр и 1 000 скульптур, а также множество других произведений искусства и исторических документов.
Название «Prado» переводится с испанского как «луг», на котором в начале XV века по приказу короля Энрике III был построен охотничий домик.
А через столетие Карл I ( Карл V Габсбургский) решил возвести на его месте дворец для своего сына Филиппа II, который разместил там художественную галерею. К сожалению,во время правления Филиппа III все строение полностью сгорело..
На месте пепелища был поставлен новый дворец, который долгое время не раз менял свой облик. А потом, по заказу короля Карла III, известный архитектор Хуан де Вильянуэва в 1785 году спроектировал здание в неоклассическом стиле для Кабинета национальной истории. Оно должно было входить в комплекс вместе с Королевским ботаническим садом и Королевской астрономической обсерваторией.
Но внук Карла — Фердинанд VII под влиянием своей супруги Марии Изабель де Браганса, решил использовать его иначе – превратить в новый Королевский музей с экспозицией картин и скульптуры. Он хотел выставить на обозрение великолепную коллекцию предметов искусства, собранную королевской семьей, которая начала формироваться в XVI веке, во время правления императора Карла V.
Правящие после него монархи: Габсбурги и Бурбоны дополняли и обогащали сокровищницу.. Число раритетных предметов резко увеличилось при Фелипе IV за счет покупок, дипломатических подарков, приобретений работ, украшавших другие дворцы.
И вот, в ноябре 1819 года, музей распахнул свои двери для первых посетителей.
На момент открытия музей был посвящен исключительно испанской живописи, каталог которой включал немногим более 300 картин. Но со временем музей обогатился полотнами фламандских, итальянских, немецких и французских художников.
Его коллекции были расширены также за счет работ, привезенных из бывшего Museo de la Trinidad и Museo de Arte Moderno, а также за счет пожертвований. Среди последних — «Черные картины» Гойи, которые попали в музей благодаря барону Эмилю Д. Эрлангеру.
Всего с момента основания музея в него поступило более двух тысяч трехсот картин, большое количество скульптур, гравюр и рисунков.
Чтобы разместить такое богатство здание пришлось расширить пристройками. А после 2001 года, согласно плану архитектора Рафаэля Монео в комплекс вошли, наряду со старым монастырем Лос-Херонимос. другие здания. В частности, Касон-дель-Буэн-Ретиро и Салон-де-Рейнос.
Итак, отправляемся на осмотр музейных экспонатов. А начнем с работ испанских мастеров. И первым из них будет Дие́го Родри́гес де Си́льва-и-Вела́скес (1599-1880), крупнейший представитель мадридской школы времён Золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV.
В начале творческой жизни он работал в стиле «бодегонес» (в переводе с испанского «трактир», «дешёвая столовая»), изображая ремесленников, поваров и других мастеров во время работы.
Затем настало время для античных и библейских сюжетов,
И, наконец, став придворным живописцем, Веласкес стал писать портреты членов королевской семьи и высокопоставленных особ.
Одним из учеников Веласкеса был Бартоломе́ Эстеба́н Мури́льо (1617 — 1682) — ведущий испанский живописец Золотого века, глава севильской школы.
Писал картины для монастырей и соборов. Его произведения (более 450 ), в основном, носят религиозный характер. Значительную часть составляют изображения особого, созданного им типа, посвящённые прославлению Богоматери и известные под названием «Непорочное зачатие» («La Inmaculada Concepción») и «Вознесение» («La Asunción»)
Но есть у него и произведения реалистического жанра, что изображают простой севильский люд. Наиболее известны композиции с названием «Уличные ребятишки» — мальчики и девочки занятые едой, игрой в кости, счётом мелких монет, продажей фруктов и т. п. Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Эрмитаже, в Будапештской и других галереях.
Франси́ско де Сурбара́н (1598 -1664) — испанский художник, представитель севильской школы живописи.
Взяв себе за правило, писать исключительно с натуры, не отступал отнего в течение всей своей жизни. Композиция его картин по большей части несложная, состоящая из небольшого числа фигур в естественном интерьере.
В его картинах, интересных игрой светотени видно явное подражание Микеланджело да Караваджо (недаром его прозвали «испанским Караваджо»), видна поразительная рельефность переднего плана и глубокие тени заднего.
А вот из работ итальянского мастера Микела́нджело Меризи да Карава́джо (1571 – 1610), основателя реализма в живописи, одного из крупнейших мастеров барокко, имеется всего одно полотно.
Но вернемся к испанским художникам. Следующим будет Хосе или Хусепе де Рибе́ра Спаньолетто — «Маленький испанец» ( 1591 — 1652) тоже был караваджистом эпохи барокко, живший и работавший в итальянском Неаполе.
Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях (в частности, в соборе св. Януария).
Натуралистичность полотен Риберы повлекла за собой многочисленные легенды и сплетни. Ведь для того, что все выглядело естественно он делал зарисовки во время допросов и пыток в тюрьмах. Использовал их при создании полотен на мифологические и религиозные темы. Одним из лучших произведений художника считается картина «Св. Инесса» (1641; Дрезден, Картинная галерея)
Анто́нио Пере́да-и-Сальга́до (1611 — 1678) — испанский художник, представитель испанского барокко.
Его семья: отец, мать и два брата были художниками. Сначала занимался копиями полотен венецианских художников в мадридском королевском дворце, затем под покровительством влиятельного Джованни Баттисты Крешенци. писал картины религиозного и исторического содержания.
Самое же интересное в его творчестве — натюрморты, в которых тщательно выписаны все детали..
В Прадо имеется около 30 работ весьма своеобразного художника Доме́никоса Теотоко́пулоса, более известного как Эль Греко (1541 – 1614), представителя эпохи Испанского Ренессанса. Прозвище отражает его греческое происхождение и испанское подданство.
Его исключительно индивидуальная манера говорит о том, что художник не принадлежит ни к одной традиционной школе. Его работы узнаваемы по фантасмагоричности палитры и удлинёнными фигурами.
Его работы искусствоведы считают основой экспрессионизма и кубизма.
Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (746 — 1828) — испанский художник, один из наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма, прекрасный график и гравер.
Его работы отмечаются художественным новаторством, юмором, переходящим в гротеск.
Любил рисовать людей из народа, обличать социальные пороки. За талант был признан в высшем свете, пользовался покровительством знатных испанских семей и королевской фамилии.
История его жизни и творчества хорошо знакома многом по роману Леона Фейхтвангера «Гойя. Тяжкой путь познания».
Самыми известными его полотнами считаются «Махи»
В любимом ею образе махи изображена его долголетняя любовница Мария Каэтана де Сильва Альба.
А это очень понравившийся мне «Пес» из цикла Черные картины», написанные абсолютно глухим мастером.
Хуан Баутиста де Эспиноса (1590–1641) был испанским художником. Большая часть его работ, в том числе религиозные картины и портреты, в настоящее время не обнаружена, а немногие из сохранившихся картин представляют собой натюрморты.
.Хуан Фернандес по прозвищу Эль-Лабрадор был испанским художником в стиле барокко, работавшим между 1629 и 1636 годами и специализировавшимся на натюрмортах. Фернандес считался караваджистом, использовал его приемы светотени.
Помещал свои объекты на черный фон, направлял свет на эти объекты выписанные с исключительной тщательностью.
Фернандес жил вдали от двора и рисовал цветы и фрукты. Особенно любим им был виноград, Его работы были столь хороши, что секретарю сэра Фрэнсиса Коттингтона, британского дипломата при мадридском дворе было предложено приобрести работы художника.
Его работы попали к Карлу I Английскому, Анне Австрийской , сестре Филиппа IV Испанского, жене Людовика XIII Франции. .
Антонио Понсе (ок. 1608-1677 ) — испанский художник стиля барокко, специализировавшийся на натюрмортах и гирляндах
Занимался оформление торжеств по случаю прибытия в Мадрид царственных особ.
Переходим к живописи мастеров других европейских стран
Еру́н Анто́нисон ван А́кен более известный как Иерони́м Босх (около 1450—1516) — нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения.
Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства, и трактовать содержание его работ – нелегкая задача, потому что там много скрытого, непонятного смысла и мистических образов..
В значительной степени от других работ отличается триптих «Поклонение волхвов», названный по сюжету центральной части.
Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (1606 — 1669) — голландский художник, гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель Золотого века голландской живописи.
Сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работал во многих жанрах, открывая духовный мир людей разных социальных слоев.
К сожалению, в Прадо я нашла лишь одну картину этого мастера, работы которого можно найти в Амстердаме, Петербурге, Париже, Нью-Йорке.
Рафаэ́ль Са́нти (1483 -1520) — итальянский живописец, представитель умбрийской, флорентийской, римской школ. Один из самых ярких представителей искусства эпохи Высокого Возрождения, называемого «римским классицизмом».
За свои тридцать семь лет (он умер в день своего рождения) стал одним из самых прославленных художников Италии.
Его самая известная работа — «Сикстинская Мадонна», хранящаяся в Дрезденской галереи.
Пи́тер Па́уль Ру́бенс (1577-1640) — фламандский живописец, один из основоположников искусства барокко. Занимался также дипломатической деятельностью. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV и пожалован рыцарством английским королём Карлом I с включением геральдического льва в личный герб
Рубенс писал на религиозные, аллегорические, мифологические и исторические темы; портреты, пейзажи. Его творческое наследие насчитывает около 3000 картин, значительная часть которых выполнена частично учениками и коллегами, одним из которых был Антонис ван Дейк.
Давид Те́нирс Младший (1610 -1690) — один из наиболее значимых художников и гравёров фламандской школы, старший из четырех сыновей художника Тенирса Старшего
Писал картины на религиозные темы, жанровые сцены, сцены деревенской жизни, интерьеры, портреты, пейзажи. Особенно интересны его полотна с изображением обезьян.
А́льбрехт Дю́рер (1471 — 1528) — немецкий живописец, гравёр и график, представитель западноевропейского Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников. Автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке. Первый из европейских художников, написавший автобиографию. Признанный мастер гравюр.
Габриель Метсю (1629-1667) — голландский художник, мастер жанровой, портретной и исторической живописи. Основатель лейденской гильдии Святого Луки.
В его первых работах чувствуется влияние школы Рембрандта. Затем приобрел собственный стиль в изображении городских и жанровых сцен. В конце жизни, находясь под влиянием лейденской школы живописи, большое значение придавал деталировке, особенно в изображении роскошных тканей с передачей их фактуры..
Его работы находятся в Лувре, Эрмитаже, Лондонском и других музеях мира. Здесь же имеется лишь одна, совсем иного плана.
Франс Снейдерс (1579-1657) — фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко.
Способности к рисованию обнаружились у Франса очень рано, и уже в 13-14 лет он стал учиться живописи у знаменитого Питера Брейгеля Младшего и Хендрика ван Балена (первого учителя ван Дейка). Был главным художником герцога Альберта, губернатора Нидерландов.
Поначалу основной темой творчества Снейдерса были натюрморты. В дальнейшем он стал проявлять интерес к анималистическим сюжетам и сценам охоты. Не любил изображать людей. Считается, что человеческие фигуры на его полотнах писали Якоб Йорданс, Абрахам Янсенс и другие мастера.
Согласно БСЭ, «произведения Снейдерса отличаются монументальностью и декоративным размахом композиций, виртуозностью в передаче фактуры предметов, жизнеутверждающей силой образного строя»
Для позднего периода его творчества характерны монументальные полотна, некоторые из которых можно увидеть в петербургском Эрмитаже.
Это лишь краткий обзор, беглое знакомство с этим замечательным музеем. Ведь каждый художник, каждая картина имеют свою интерсную историю.
А еще здесь имеется хорошее собрание скульптуры разных времен., о которых мы поговорим в другой раз.
Итак, выходим из Прадо, у которого имеется три входа-выхода. Пред главным стоит бронзовая статуя Диего Веласкеса 1899 года работы Анисето Маринас.
У второго, с северной стороны, посетителей встречает памятник Франсиско Гойи с «Обнаженной махой» в основании постамента.
Неподалеку видим памятник неизвестному художнику.
А с противоположной стороны галереи — монумент Мурильо.