Увидеть Италию, не увидев Сицилии, — это вовсе не видеть Италии, ибо Сицилия — это ключ ко всему»
Иоганн Вольфганг Гете «Итальянское путешествие»
Несмотря на то, что Сицилия является частью Италии, она резко отличается от других ее регионов. Расположенная же на северо-востоке Месси́на (Messina), — третий по величине город острова, занимает особое положение.
Как и с самой Сицилией, с ним связано огромное количество легенд и мистических тайн. В частности, общеизвестных, хорошо знакомых нам из «Легенд и мифов Древней Греции» Куна, «Метаморфоз» Овидия…
Согласно мнению древних римлян, Сицилия некогда являлась частью Апеннинского полуострова. Но Нептун ударом трезубца, отделил ее от материка, превратив в остров. Так возник Мессинский пролив, который в самой узкой части имеет ширину всего 3 км.
Есть и другая легенда, повествующая о том, как образовался этот остров. Сицилийский писатель Паоло Фьорентино рассказал, что в стародавние времена жили три прелестные мудрые нимфы, у которых было своеобразное хобби. Они посещали самые чудесные сады мира, унося оттуда лучшие плоды, благоухающие цветы и горстки плодородной земли. Всего понемногу.
И как-то раз они оказались в месте, поразимвшем нимф красотой лазурно-бирюзово моря, сливающегося с синью неба.
Закружившись в танце, красавицы разошлись в разные стороны и, произнеся заклинание, бросили собранные ими богатства в воду. Так образовался треугольный остров Сицилия с плодородной землей, дарующей вкуснейшие фрукты.
Древние греки называли это место, описание которого встречается у Гомера, называли Тринакрией, то есть, состоящей из трех мысов. У римлян встречается латинское название Трикветра, то есть имеющая три угла. А в местном диалекте фигурирует слово «тринакрия».
Им принято называть своеобразный символ, изображаемый на флаге острова, – голову Медузы, с тремя бегущими ногами. А также либо трёх змей, либо трёх колосьев пшеницы, также выходящих из центра изображения.
Медуза (это слово переводится с древнегреческого как «защитница, страж») — талисман-оберег, украшавший щиты воинов, карнизы крыш, двери, предметы обихода, одежду, ювелирные украшения.
Истоки этого кроются в мифе о трех сестрах – Эвриале, Стейно
и Медузе, из которых последняя была красивой смертной девушкой с роскошными волосами. Прельстившийся ею Посейдон, подстерег Медузу и овладел ею в храме Афины, чем оскорбил богиню.
Та же наказала не своего брата, а жертву, превратив ее мерзкое чудовище, чей взгляд обращал все живое в камень. Голову вместо кудрей украсили змеи. Зубцы заменили клыки, руки — лапы с крыльями. От стыда и горя она сбежала на далекий остров Сицилию, где и погибла от меча Персея.
Со временем ее лицо приобрело более приятные черты. Крылья стали означать быстротечность времени, змеи – мудрость, а колосья – плодородие.
Странно, что эта интерпретация мифа, услышанного мной на Сицилии, не совпадает с тем, что трактует большинство словарей, где говорится о том, что все три сестры изначально были горгонами, страшные существами преисподней, со змеями вместо волос, огромными зубами и медными копытами. Но не будем спорить. Прием это как данность, и продолжим свой рассказ.
Пo одну сторону пролива лежат земли Калабрии, a пo дpyгую – цепь Пелоританских гор, обрамляющих пролив со стороны Сицилии. Именно там олимпийские боги поселили двух ужасных чудовищ, представляющий собой смертельную опасность для моряков.
Под утесом, на «сапожке», гостей подстерегала Сцилла, дочь Форкиса и Гекаты, страшилище с двенадцатью щупальцами, змеиным хвостом, шестью собачьими головами да тремя рядами зубов.
О том, кто она такая, тоже рассказывает миф. Прелестную Сциллу из нежной нимфы в безобразного монстра превратила вероломная волшебница Цирцея, приревновав, влюбившегося в красавицу рыбака по имени Главк, что, однажды, попробовав необычную траву, превратился в обитателя морей с синими волосами, хвостом вместо ног и плавниками вместо рук.
Увидев себя в новом обличье, Сцилла испугалась и спряталась в гроте. Разозлившись навесь мир, стала мстить людям. Это она, напав на корабль древнегреческого героя Одиссея, утащила шесть моряков.
А по другую сторону пролива, со стороны Сицилии, жила Харибда, дочь Посейдона и Геи, олицетворение всепоглощающей морской пучины.
Отличаясь, особой прожорливостью, она однажды украла нескольких волшебных красных быков из стада, которое провозил через это место, совершая десятый подвиг, Геракл.
Его отец, Зевс, возмутился этим и превратил наяду в чудовище, в свирепого монстра с воронкой рта, поглощавшей проплывающие мимо корабли.
Миф о Харибде связан с течениями в Мессинском проливе, образующими водовороты, что могут достигать скорость до девяти километров/час и менять направление четыре раза в сутки с интервалом в шесть часов.
Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что город Мессина
имеет серпообразную форму. Это связано с мифом об Уране и его супруге , богини земли Геи.
Эта пара породила трех Киклопов, сторуких Гекатонхейров и Титанов. Уран ненавидел свое потомство, а потому запихивал их обратно в лоно жены, доставляя той сильные страдания.
В конце концов, она предложила титанам восстать против отца. Согласился лишь самый младший Кронос. И ночью, когда пылающий желанием Уран пришел к Гее, сын острым серпом отсек его детородный орган.
Упавший в море серп образовал бухту, а излившееся в море семя породило много рыбы, что водится в водах залива, где и сегодня можно найти около 140 видов рыб.
Из-за формы естественной гавани город получил имя Занкла (в переводе с древнегреческого «серп»). А один из небожителей Олимпа, — Сатурн, увидев остров, проникся его красотой и основал на нем город, который с севера омывают воды Тирренского моря, a с вocтока – Ионического.
Если же говорить серьезно, то этот населенный пункт был основан около 730 года до н. э. греческими колонистами на месте поселения племени сикулов, и сразу же получил название «ворот Сицилии». Этот статус он сoxpaнил до наших дней.
Через три столетия Занкла стала принадлежать Афинам. К тому периоду превратилась в солидный торговый город, который около 493 года до н. э. был переименован в Мессену в честь греческого города юге Пелопоннеса.
Греческая Мессена была основана в 369 году. до н.э. после того, как фиванцы во главе с Эпаминондом, военным и политическим деятелем Древней Греции, главой Фив и Беотийского союза, внёсшем большой вклад в развитие военного дела, победили в битве при Левктрах и освободили Мессинию от власти Спарты. Именно тогда и было решено строить город, названный в честь мифической королевы Мессены, дочери короля Аргоса Триопы.
Но вернемся на Сицилию, где после Первой Пунической войны Мессина оказалась в руках Рима. После крушения Западной Римской империи не раз переходила из рук в руки. Ее захватывали готы, византийцы, сарацины, норманны…
Расцветший во время крестовых походов, город в XVII столетии стал приходить в упадок из-за эпидемий (чума, холера), природных катаклизмов (наводнения. землетрясения). А еще ее напрягала многократно менявшаяся власть. Королевские династии Анжуйского, Арагонского, Савойского, Австрийского Домов… В 1734 их место заняла династия Бурбонов, правящая до присоединения Сицилии к королевству Италия в 1860 году.
Несколько десятилетий прошли без особо волнующих событий. А утром 28 декабря 1908 года пришла беда. Землетрясение с цунами практически стерли город с лица земли. Сохранилось совсем немного построек. В частности, по иронии Судьбы, тюрьма и психиатрическая больница.
За год город был практически отстроен, но в 1943 году снова пострадал. В этот раз от бомбардировки американской авиацией. Однако снова возродился, как Феникс из пепла, и встречает гостей, прибывающих с моря Статуей Мадонны дела Леттера, которую местные жители ласково зовут маленькой Мадонной – Madonnina.
Она венчает огромную восьмиугольную 60-метровую колонну, возведенную в 1934 году у входа в мессинскую гавань на узком полуострове Св.Раньери (San Ranieri), где стоит средневековый форт построенный по приказу Карла V на месте древнего монастыря Святого Сальваторе, по названию которого и получил своё имя.
На постаменте статуи крупными буквами выгравирована надпись: «Благословляем вас и ваш город».
Считается, что эти слова принадлежат Богородице, ибо, согласно легенде, жители города, в котором появился св. Павел, обратились к нему с просьбой взять их с собой на Святую землю для того, чтобы повидать Деву Марию.
Богородица прекрасно отнеслась к прибывшим и не только благословила их, но и подарила письмо, написанное на иврите, с прикрепленной к нему прядью своих волос, которая бережно хранится в городском соборе.
Гости, прибывающие с моря, оказываются в порту, расположенном в самом центре города.
А потому, отправляясь на экскурсию, туристы, как правило, первым делом идут к Церкви Благовещения каталонцев (Chiesa SS. Annunziata dei Catalani), что находится на Via Garibaldi Giuseppe.
Эта церковь считается одной из старейших в Мессине, так как строилась с XII по XIII век во время правления Арагонской династии для сановников на месте византийского храма, построенного там, где некогда стоял языческий храм, посвященный Нептуну.
Это интересный образец норманского стиля в сицилийском варианте с сочетанием элементов арабской, византийской и римской архитектуры.
Так, апсида представляет собой типичный образец норманнской архитектуры. А неф и два боковых придела увенчанных тяжелым кирпичным куполом, — уже мавританский вариант. В мавританском стиле с римскими элементами (колонны и капители) выполнен и декор фасада, украшенный фигурной каменной кладкой в виде геометрических фигур.
Интересна выступающая центральная часть фасада округлой формы с неглубокими арочными нишами на первом этаже и вдоль всей стены на втором.
Над церковью возвышается цилиндрический купол со слепыми арками и узкими вытянутыми окнами, базирующийся на колоннах.
Церковь начала функционировать в 1271 году, когда в ней стали служить прибывшие на Сицилию, монахи-доминиканцы.
Что касается названия, то оно появилось позже, в XVI веке. А происходит оно от торговцев из Каталонии, что обосновавшись здесь, выбрали уже имевшуюся церковь. Они поместили над главным входом каталонский герб.
В тот период был поставлен новый алтарь, построен склеп. А прихожане, дворяне и рыцари, одарили его произведениями искусства. Правда, впоследствии ряд ценных полотен переместилось в целях сохранности в музеи, да там и остались. Лишь картина Томаса Монтеллы «Непорочное Зачатие» (1606 г) уже в ХХI веке была возвращена на место, а в центральной апсиде появилось распятие XVI века из монастыря Эрлен.
После ущерба, причиненного городу землетрясением, сотрясшем южную Калабрию в 1783 году, уцелевшая церковь Благовещения каталонцев стала приходской вместо разрушенной церкви Сан-Николо.
В 1908 году произошло новое страшное стихийное бедствие, стершее с лица земли множество домов, оно коснулось и этого здания. Но при этом рухнули лишь пристройки, сделанные в более поздние времена, а оригинальное строение XII – XIII века осталось нетронутым. Правда, из-за оседания грунта, церковь слегка «утонула».
Совсем рядом, на Пьяцца Каталани (Piazza Catalani) стоит памятник дoну Хуану Австрийскому (1547—1578), испанскому полководцу.
Это работа Андреа Каламека, скульптора и архитектора из Каррары (1573 год) — заказ Сената Мессины по случаю победы в битве при Лепанто, где был разгромлен турецкий флот.
Внебрачный сын императора Священной Римской империи Карла V, он, получив военное образование и в возрасте 24 года. В чине адмирала был назначен командующим объединенным флотом «Священной лиги», куда входили военно-морские силы Испании, Генуи, Венеции, Папы Римского.
Участвовал в течение многих лет в операциях по вытеснению турок из Средиземного моря, и в 1571 году флот под его командованием одержал историческую победу при Лепанто.
В этом бою принимал участие и М. Сервантес, ставший впоследствии знаменитым писателем. Автор «Дона Кихота» получил тяжелое ранение в руку, доставлявшее ему всю жизнь серьезные проблемы.
Возвращаясь домой, после лечения в Мессине, он попал в плен к алжирцам, которые продали его в рабство, из которого писателя выкупили миссионеры.
Впрочем, мы отвлеклись и вернемся к памятнику с бронзовой фигурой героя, облаченного в костюм испанских грандов, попирающего ногой голову командовавшего турецким флотом Муэдзинзаде Али-паши. В правой у него — командирский жезл. В левой – меч.
Статуя установлена на четырехгранном мраморном пьедестале, где с четырех сторон можно увидеть бронзовые таблички. На передней – текст фрагмента конституции антитурецкой Священной лиги, дата отплытия эскадры из Мессины, дата битвы и дата возвращения в город. А также количество кораблей, участвовавших в битве, и имена сенаторов того времени.
На трех других рельефных изображениях — флот во главе с кораблем под управлением дона Хуана; сцена битвы; победоносное возвращение флота в Мессину.
Via I Settembre ведет к главной достопримечательности Мессины — Соборной площади (Piazza del Duomo), где стоит главный храм города — Кафедральный собор (Duomo di Messina)
Как и многие подобные сооружения, он стоит на «намоленном» месте. Сначала здесь был языческий храм. В византйискую эпоху, в 530 году, появилась первая церковь, которая при арабах на два столетия стала мечетью.
После того, как в 1061 году Мессину отвоевали норманны, и она вернулась к христианам, граф Рожер I решил строить кафедральный собор, что возводился с 1072 года по 1197 год.
Здание, сгоревшее через полвека во время пожара, фактически пришлось строить заново. А потом, в течение XIV — XVI веков, собор приобрел романские, готические и ренессансные черты.
Если в 1783 году землетрясение лишь повредило строение, то в подземные толчки 1908 года его полностью разрушили, и восстановление имело место уже в 20-х годах ХХ века.
А 13 июня 1943 года в здание попали две бомбы, после чего целыми остались лишь стены. Весь интерьер (скульптуру, византийские мозаики) пришлось восстанавливать. Снова мессинский собор начал функционировать 13 августа 1947 года.
Сегодня мы видим здание, построенное в арабо-норманском эклектическом стиле, вобравшем в себя арабские, романские, византийские и нормандские черты.
Фасад церкви состоит из двух частей. Нижняя, «полосатая», облицована мрамором. Верхняя сложена из песчаника.
Сохранившийся вход в романском стиле (XIV-XV в. в.), украшен зубчатым навершием. По бокам – статуи ангелов и святых. В тимпане — фигура Богородицы с младенцем Христом (XVI в.).
По бокам от главного входа – арочные двери в норманском стиле с иконами над ними.
Западный фacaд yкpашен скульптурой XIV века.
В архитектурном плане собор представляет собой тpexнефную базилику c тремя полукруглыми aпсидами. Нефы отделены друг от друга двумя рядами колонн с разными капителями, поддерживающих стрельчатые арки..
Непременно обратите внимание на красивые кесонные потолки
По обе стороны от центрального прохода — двенадцать ниш, в которых размещены статуи апостолов.
Чтобы узнать who is who читайте надпись на пьедестале.
Имеется множество интересных деталей
А это один из алтарей
В соборе в 1948 году был установлен орган, вторым по величине в Италии и третий в Европе, созданный мастерами знаменитой семьи Тамбурини.
При соборе имеется склеп, где в прежние времена хоронили архиепископов и королей.
А также сокровищница, где собрано немало интересных дорогих серебряных и золотых вещей из церковной утвари, что собирались со времен Средневековья.
Среди демонстрирующихся экспонатов самым ценным считается Золотая мантия изготовленная для патриарха из серебра и золота, украшенная драгоценными камнями: алмазами, рубинами и сапфирами.
А также лампа, вырезанная изцельного кристалла горного хрусталя (X-XII в.в.), мощи св. Марчиано в золотом футляре в форме руки (XII в.)
Войти в Сокровищницу Кафедрального собора (Museo Tesoro del Duomo) можно со стороны улицы Via S. Giacomo.
Мы оказались около собора в воскресенье и увидели интересное явление: девушки, изображающие мертвых невест неподвижно лежали на паперти… Что это означает, узнать не удалось.
Любопытные туристы, не стесняясь, их фотографируют.
Рядом с собором — колокольня высотой в 60 метров из песчаника, меняющего цвет в зависимости от освещения. Ее венчает пирамида с крестом, по углам которой, повторяя ее форму, — маленькие башенки.
Колокольня знаменита огромными астрономическими курантами, мелодично бьющими каждые четверть часа.
Они были разработаны Франческо Валенти по заказу архиепископа Анджело Паино, изготовлены в 1933 году страсбургской фирмой Ungerer.
Один циферблат часов находится на стене, обращенной к храму.
В его центре изображено Солнце с планетами. Вместо цифр – знаки зодиака. Ниже расположен календарь, который «курирует» Ангел, стоящий на небольшом фигурном выступе. В руках у него — указка, конец которой направлен на конкретную дату.
На ним — в два яруса, арочные окна, в которые видны колокола.
Стена, обращенная к площади, выглядит иначе. На ней циферблат расположен в самом верху.
Ниже – галерея с зубчатой оградой, с которой открывается прекрасная панорама на город.
Ниже, на двух ярусах, в арочных нишах — колокола. На выступе фасада, на уровне верхнего яруса, — фигура золотого льва со штандартом в лапах. Когда часы бьют 12 раз, лев начинает рычать, размахивая им.
Именно в это время разворачивается настоящее пpeдcтавление. Позолоченный петух, находящийся на резном балконе нижнего яруса, в унисон льву кукарекает и машет крыльями. Стоящие по обе стороны от него женщины. Это Дина и Кларенца, спасшие Мессину, предупредив защитников о приближении французов с неожиданной стороны во время осады Карла Анжуйского в 1282 году. Дергая за веревки, они «приводят в действие» колокола.
Ярусом ниже — карусель, что, вращаясь, демонстрирует святых, поочередно «проплывающих» мимо Богородицы с младенцем Христом на коленях.
Под этой каруселью еще одна. Она указывает на ближайший христианский праздник, выставляя на обозрение мессинцев соответствующую фигурную композицию
А еще ниже, в нише, виднеется скелет, символизирующий смерть. Каждые четверть часа перед ним появляется одна из фигур изображающих четыре периода человеческой жизни: детство, юность, зрелость или старость.
И завершает оформление колокольни самое нижнее окно, где композиции, посвященные римским богам, соответствуют определенному дню недели.
С высоты колокольни хорошо видны две церкви. Впрочем, они хорошо смотрятся и со стороны моря, и с других концов города, так, как обе стоят на холмах.
Храм Царя Небесного (Tempio Votivo di Cristo Re) представляет собой базилику в стиле барокко неправильной восьмиугольной формы, где у основания ребер — восемь бронзовых статуй работы Теофило Раджо. Они изображают три богословских достоинства: Веру, Надежду и Милосердие; четыре основные добродетели: Благоразумие, Справедливость, Стойкость и Умеренность. А также аллегорию Религии.
Купол увенчан шестиметровым фонарем с крестом.
На лестнице, ведущей ко входу, — статуя Христа (работа Торе Эдмондо Калабро), а на портале — аллегорические изображения Европы и Мессины.
Храм двухэтажный. На втором этаже имеется алтарь в стиле барокко, часовня, посвященная Богородице и восьмиугольный балкон.
На первом этаже, украшенном дорическими колоннами с коринфскими капителями, в центре зала стоит мраморный
саркофаг, с изображением фигуры солдата Антонио Бонфиглио.
В стенах — множество ниш, где покоятся останки 1288 солдат, погибших во Второй мировой войны, 161 человек, имена которых
неизвестны (большинство было убито во время обороны Сицилии), и 110 людей, погибших в Первой мировой войне.
Мемориальная доска напоминает о моряках, сгинувших в морском сражении при Пунта-Стило 9 июля 1940 года.
Храм построенным в 1937 году, не является действующим культовым объектом. Представляет собой мемориал, созданный Джованни Баттиста Милани, что вписал строение в имеющийся ландшафт.
Собор стоит на руинах замка Матагрифоне, история которого началась в XII веке, когда король Ричард Львиное Сердце заложил здесь крепость. Позже появился замок, от которого до наших дней дошла лишь одна из башен.
В 1935 году, за два года до завершения строения собора, возле него появился солидный колокол весом в 130 кг, что был отлит из пушек, захваченных у врагов в Первую мировою войну.
С момента его появления каждый вечер над Мессиной разливается звон, напоминая о погибших итальянцах.
Второй храм о котором пойдет речь, легко определить по двум ярким остроконечным башням-колокольням, которые обрамляют фасад. Это Святилище Мадонны-ди-Монтальто (Santuario della Madonna di Montalto).
У этой церкви тоже имеются глубокие исторические корни. Согласно
преданию, во время осады Мессины Карлом Анжуйским 1282 году,
людям защищавшим город, явилась Богородица и сразу же на помощь пришел арагонский король Педро III. Завоевателям пришлось снять осаду.
А потом Богоматерь отправила голубя, который указал место
возведения нового храма на холме Каперрина. И в 1295 году Королева Констанция II Сицилийская, вдова Педро III, заложила
первый камень в его фундамент.
Храм, несколько раз перестаивался. А в 30-х годах, после
того, как был разрушен землетрясением, выстроен заново в неоготическом стиле
Перед храмом — терраса с панорамными видами на город и пролив. там установлена статуя Иоанна Павла II в натуральную величину в память о его визите в город в 1988 году.
Но вернемся на Соборную площадь, где стоит фонтан «Орион», посвященный мифическому древнегреческому герою, о происхождении которого существуют разные сведения. По одной из них – это сын бога морей Посейдона и дочери Миноса нимфы Эвриалы. По другим — отцовство приписывается Юпитеру или Меркурию.
И снова миф. В этот раз об Орионе, что был очень высоким красивым человеком, прекрасным охотником, которого отец наделил даром ходить под водой, держа голову над ней. И не случайно рыбаки объясняли приливы и течения в Мессинском проливе заплывами великана.
Однажды он посватался к красавице Меропе, но, не получив согласия ее отца, украл девушку и обесчестил, за что был ослеплен несостоявшимся тестем.
Согласно предсказанию оракула зрение ему мог помочь вернуть бог солнца Гелиос. А для этого надо было плыть на восток для того, чтобы «поймать» первые лучи солнца.
Чтобы Орион не сбился с пути, Гефест дал ему в поводыри карлика Кедалиона, которого герой посадил себе на плечи, и все произошло должным образом.
Но этому человеку, несомненно, был осуждено погибнуть от женщины. В этот раз причиной несчатья стала богиня охоты Артемида, к которой он воспылал страстью. Это не понравилось ее брату Аполлону и тот послал скорпиона убить охотника.
Орион, испугавшись, бросился со скалы в море и уплыл далеко в море, превратившись в точку на горизонте
Тогда коварный бог Солнца подначил сестру. И та, доказывая свою меткость, выстрелила из лука, не имея представления, в кого целится.
Поняв, что наделала, богиня сильно опечалилась м вознесла охотника на ночное небо вместе с преданным псом Сириусом, превратив в созвездие.
С именем Ориона, как и других греческих героев, связано немало легенд и подвигов. В частности, касающийся Сицилии, где для царя Занкла он насыпал мыс Пелор (Пелориаду), что является одной из трех оконечностей острова. А потом построил порт, превратившийся с течением времени в Мессину.
Что касается фонтана, то он, охарактеризованный искусствоведом Бернардом Беренсоном, как «самый красивый фонтан XVI века в Европе», был в 1547 году заказан Сенатом Мессины по поводу появления в городе водопровода, вода в который поступала из небольшой речки Камаро.
Для воплощения идеи в жизнь был приглашен флорентийский скульптор Джованни Анджело Монторзоли, ученик Микеланджело, который прибыл в Мессину вместе со своим учеником Мартино Монтанини. Завершен же проект был в 1547 году Франческо Ла Камеола из Таормины.
Для реализации своего замысла архитектор заказал мрамор из Каррары и привлек к работе множество местных скульпторов.
Фонтан имеет пирамидальную структуру, которая состоит из фигурного додекагонального бассейна, на бортике которого сидят четыре фигуры, изображающие реки Нил, Тибр, Эбро и Камаро. Стенки бассейна украшает восемь барельефов с изображением фрагментов из мифов, отраженных в «Метаморфозах» Овидия, в которых фигурирует водная стихия. Под статуями речных божеств – посвященный им текст на латыни.
Ниже, на постаментах, восемь вырезанных из темного камня фигур мифических существ, напоминающих морских коней.
В центре бассейна – столп с двумя чашами. Нижнюю поддерживают тритоны. Вторую – наяды. А над ними — путти на дельфинах, что подставляют пухлые ручки под круглую площадку где стоит в облачении средневекового рыцаря Орион. У его ног лежит любимый Сириус.
Работа так понравилась мессинцам, что они заказали мастеру еще один фонтан — «Нептун», до которого мы еще дойдем.
К северу от собора на Пьяцца-дель-Иммаколата (Piazza del Immacolata), стоит статуя Непорочного зачатия (XVIII в.).
Беломраморная фигура работы Джузеппе Бучети была завершена в 1758 году. Ее поставили в знак благодарности города Богородице за окончание эпидемии чумы.
Во время землетрясения 1783 года была сильно повреждена, потом — реставрирована. В 1908 году ей удалось устоять перед стихией, но пострадала во время Второй мировой войны и была подвергнута капитальной реставрации.
Барочная композиция представляет собой сооружение в несколько ярусов на квадратной основе, где угловые контрфорсы по углам украшают четыре массивных завитка. А на гранях, в обрамлении фигурных рамок, — имена людей, имевших отношение к созданию этого сооружения.
На площадке второго уровня — четыре крылатых херувима. В руках у них — бронзовые цветы и символы Марии.
Выше, в обрамлении волют – Земной шар со знаками зодиака, на котором установлена фигура Девы Марии, попирающей левой ногой дракона. Правой же она опирается на полумесяц. Руки сложены в молитвенном жесте. На голове – корона. Позади – гало.
8 декабря, начиная с 1647 года, по воле сената Мессины, ежегодно, после проведения торжественной мессы в соборе в присутствии архиепископа, представителей духовенства, главы собора, религиозных институтов и муниципальных властей, сюда направляется делегация, возлагающая у подножья скульптуры и у основания памятника цветы, а с помощью пожарных на голову статуи водружается венок.
От собора идем в сторону Via Pozzo Leone, где стоит Галерея Витторио-Эмануэле III (Galleria Vittorio Emanuele III), что была спроектирована Камилло Пуглиси Аллегрой и построена между 1924 и 1929 годами. Оформлением занимались скульпторы Антонио Бонфильо и Этторе Ловетти.
Это здание – одно из немногих в южной Италии, в архитектуре которого использовались металлоконструкции.
Строение в стиле Либерти, итальянского модерна, получило имя Витторио Эмануэле III, короля единой Италии нового времени.
Войдя во внутрь через главный вход, украшенный белоснежной аркой с лепниной, видим «шестигранник», к которому подходят три «рукава» галереи. Над зданием – стеклянная крыша, мозаичные полы выложены чёрно-белым мрамором.
На уровне второго этажа – огражденные балкончики с фигурными балясинами. Все карнизы, оконные и дверные проемы обрамлены красивой лепниной. Над ними – маскароны.
В 2000 году галерея была объявлена объектом историко-художественного наследия.
Сегодня этот пассаж находится в стадии реконструкции, где планируется разместить магазины, рестораны, кафе, офисы. И тогда, возможно, он сможет соперничать со своими «родственниками» в Неаполе и Милане.
Далее идем по Corso Cavour. На нашем пути встретится церковь Сант Антонио Абате (Chiesa di Sant’Antonio Abate) в неоклассическом стиле, что была спроектирована Франческо Барбаро, а построена братьями Кардильо в 1930-м году на том месте, где до землетрясения 1908 года стояла церковь Благовещения деи Театини (XVII век, архитектор Моденезе Гуарино Гуарини).
Сант Антонио Абате внешним видом напоминает туринскую базилику Суперга. Мы видим вход, обрамленный 4-мя колоннами (по две с каждой стороны), которые придают строению строгую сдержанность, характерную для римских церквей.
Купол центральной части круглой формы, завершающийся «фонарем», покоится на восьми колоннах. Своды апсиды украшены фресками Де Паскуале с сюжетами «Замужество Девы Марии», «Благовещение», «Рождество».
Раритетами являются, находящийся в небольшой часовне деревянный крест XIX века, статуя «Мадонны с Иисусом-юношей», приписываемая школе Монторсоли; мраморная статуя «Богоматери скорби» и исключительно ценная купель для крещения.
В это место многие приходят просить о помощи, обращаясь к заключенной в стеклянную раку мумии святого. И он, согласно мнению местных жителей, помогает в житейских делах, особенно женщинам.
Идем дальше, проходим мимо Piazza Seguenza, что названа по имени владельцев старинной аптеки, существующей с 1779 года, около которой стоит фонтан «Артишок».
Улица выводит нас к небольшому общественному саду, что был разбит в первой половине XIX века по проекту швейцарского архитектора Энрико Фера. К тому месту, где сначала находился древнеримский некрополь, а потом площадь «Пьяно-ди-Сан-Джованни».
Сад изначально планировался как ботанический, с экзотическими деревьями, а потому получил название «La Flora». Но за 185 лет своего существования большинство растений не сохранилось. Впрочем, имеются ветераны. Например, вот этот фикус.
В 1872 году, через несколько лет после смерти Джузеппе Мадзини, политика, журналиста, итальянского патриота, с именем которого связан период Рисорджименто (этот термин обозначает национально-освободительное движение итальянского народа против иноземного господства, борьбу за объединение раздробленной Италии, завершившееся в 1870-м году присоединением Рима к Итальянскому королевству), это место назвали «Villa Giuseppe Mazzini» и установили его бюст работы Лио Ганджери.
Этот же скульптор изваял и другой бюст, стоящий неподалеку, — Джузеппе Бонфильо
Вилла Мадзини представляет собой сад в «итальянском стиле» с цветочными клумбами, скамейками, проложенными дорожками, площадками для детей.
В центре – искусственный грот с водоемом, где плавают золотые рыбки, обитают симпатичные черепашки.
Порой они вылезают из воды чтобы погреться на солнышке
Над гротом – концертная площадка.
Около одного из входов-выходов стоит интересный домик. Рядом — вольер с птицами.
Примыкая к парку, на Piazza Unita’ d’Italia, находится городской аквариум (Acquario comunale), появившийся в 50-х — 60-х годах прошлого века по инициативе Океонографического института Мессины (Istituto Talassografico di Messina) при финансировании кредитного общества Сицилии. В нем — рыбы, моллюски, ракообразные и рептилии, обитающие в районе Средиземного моря.
Выйдя из парка через другой вход, пойдем по Corso Cavour и Viale della Libertà и окажемся около Real Convitto Dante Alighieri, где располагается художественная средняя школа Ernesto Basile
Продолжение следует… см. Мессина (продолжение)
Использованный материал
Досторимечательности Мессины, Сицилия: что посмотреть за …
Изображение символа острова взято с сайта «Сицилия — Википедия»