Конгенс-Нюторв (Новая Королевская площадь) – главная, самая большая площадь Копенгагена, появившаяся более трёхсот лет назад.
В начале XVII века эта территория находилась за пределами укреплений Копенгагена. Восточная часть валов, Остервольд с восточными городскими воротами Остерпорт, расположенных в конце улицы Остергаде, проходила вдоль западного края нынешней площади
За ней был пустырь, на котором стояли фрагменты старых валов, валялись груды мусора, а дожди и туманы превратила его в грязное болото.
Но Кристиан IV, решивший удвоить территорию города, в 1606 году приобрел 200 гектаров земли за пределами Остерпорта и занялся ее очисткой и преобразованием.
Новый городской округ получил название Нового Копенгагена (Ny København) или Города Святой Анны ( Sankt Annæ By).
Началось строительство редута, который впоследствии превратился в Кастеллетм. В 1647 году было определено место новой Королевской площади, которая появилась в 1670 году благодаря уже другому королю — Кристиану V.
Это решение было принято по военным соображениям. Стратегическое расположение площади, с примерно одинаковым расстоянием до всех городских валов, делало ее подходящим местом в оборонительных целя.
А кроме того, король решил возвести здесь королевскую резиденцию, наподобие той, что увидел во Франции.
Королевским советом земля вокруг Новой площади была распределена между состоятельными горожанами, пожелавшими вложить деньги в этот проект. При этом они должны были придерживаться определенных стандартов. Главным условием было то, что здания, стоящие вокруг площади, должны были иметь не менее двух этажей.
И вот, в середине XVII века появились следующие строения: особняк Гюльденлове, принадлежавший Ульрику Фредерику Гюльденлове, сводному брату Кристиана V; особняк адмирала Хенрик Бьелке, что приобрел потом Ульрик Адольф фон Гольштейн, и с тех пор известен как Особняк Гольштейна; особняки морского офицера Нильса Юэля и Карла Кристиана фон Грама.
В 1688 году был открыт садовый комплекс в стиле барокко с деревьями вокруг партера и позолоченной конной статуей Кристиана V в центре.
Фото из Википедии
Статуя Кристиана V была отлита французским скульптором Абрахамом-Сезаром Ламуре в 1688 году, и является старейшей конной статуей в Скандинавии.
Взяв за образец изваяние Людовика XIII на площади Вогезов в Париже в 1639 году, он изобразил короля в одежде римского императора со шлемом, увенчанным лавровым венком. В руках у него свиток, символизирующий кодекс законов налогообложения, принятый при этом монархе.
У подножия постамента автор поместил четыре аллегорические фигуры: Минервы и Александра Великого как олицетворение Благоразумия и Стойкости; Геркулеса и Артемизии как воплощение Силы и Чести.
Так как при отливке был использован мягкий металл, конструкцию пришлось усилить, и Ламуре поместил внизу, у копыта лошади, фигуру обнаженного человека, символизирующего Зависть. Это обеспечивало поддержку туловища лошади как самого слабого места статуи.
Но со временем проблемы со статуей увеличивались. И тогда профессору Эйнару Утцон-Франку из Датской академии изящных искусств было поручено отлить новую из бронзы, которая была водружена на пьедестал 22 мая 1946 года.
В 1747 году вся площадь была перестроена Фридрихом V. Она стала площадкой для военных учений и церемоний королевских войск.
И так выглядело это место до 1908 года, когда изменила свою первоначальную форму, приобретя вид неправильного пятигранника.
На Нюторв сходятся 13 улиц города, одна из которых —Стрёгет. А окружают ее интересные здания, которые мы и рассмотрим.
Одним из таких строений является здание Датского королевского театра появившееся в 1874 году (архитектор Вильгельм Далеруп), а пристройка Stærekasseннлеn в стиле модерн, которая простирается до улицы Торденскьолдсгаде, стала продолжение театраи домом Датского радио. (1931 год)
А началось все с того, что в 1720 году французский инженер и виноторговец Этьен Капион открыл «Дом Театра». Спектакли шли на немецком и французском языках, так как на сцене выступали иностранцы. Это не понравилось королю Фрерику IV, и тот «прикрыл лавочку», потому что считал, что сие не годится для датчан.
Желая исправить положение, Капион пригласил французского театрального постановщика Рене Монтегю, который должен был создать труппу из датчан.
И 23 сентября 1722 года состоялась премьера комедии Мольера «Скупой, или Школа лжи» на датском языке Затем последовали комедии Хольберга, высмеивающие дворянство и бюргерство, вызвавшие негативную реакцию.
И в 1728 году король издал указ о закрытии театра. А вскоре по непонятной причине от театрального здания после пожара остался лишь пепел…
Вопрос о возрождении театра возник почти через двадцать лет во время правления Фредерика V. 11 ноября 1747 года король подписал указ о выделении средств на строительство Национального театра по проекту придворного архитектора Николая Эйгтведа, и через год театр начал функционировать под руководством Капиона и Хольберга, сумевших собрать членов старой труппы.
Во время кризиса, имевшего место в конце 60-х годов XVIII века Кристиан VII, будучи поклонником Мельпомены, взял театр под эгиду Министерства двора. После этого театр стал называться Королевским.
В 1772-м году возникла необходимость реконструкции. После этого здание еще не раз перестраивалось. Но это лишь ухудшило его состояние, и в 1871 году был объявлен конкурс на проект нового здания. Победителем вышел архитектор Вильгельм Далеруп.
И 15 октября 1874 года театр c 1600 местами для зрителей и королевской ложей распахнул свои двери.
В 1883 году фонд концерна «Карлсберг» профинансировал украшение фасада здания, которое и приобрело нынешний вид.
По бокам — статуи знаменитостей. Справа — фигура Людвига Хольберга, норвежско-датского писателя, драматурга, философа, историка, деятеля Просвещения, основоположника новой датской и норвежской литератур
Слева —основоположнику датской поэзии Адаму Эленшлегеру
А на крыше — композиция из Муз и крылатого коня Пегаса
За театром видно белое здание Дома Харсдорфа, что был построен в 1780 году по проекту Каспара Фредерика Харсдорфа. Фасад здания должен был служить образцом для многих мастеров-строителей того времени, которые не имели академического образования.
На площади стоит старый киоск с телефонной стойкой 1913 года под медной крышей и отделкой ручной работы в стиле барокко.
Здесь находился первый пункт общественной телефонной связи в Копенгагене, откуда можно было звонить каждый день с 10:00 до 20:00, кроме воскресенья.
А сегодня здесь небольшое кафе с обслуживанием на открытом воздухе.
Справа от Королевского тетра, находится главный универмаг датской торговой сети Magasin — Магазин du Nord .
История компании началась в городе Орхус с небольшой мануфактуры Emil Vett & Co, которую открыли в 1868 году Теодор Вессель и Эмиль Вет. Кроме тканей, со временем, стали продавать одежду и мебель.
Спустя два года был открыт магазин в Копенгагене, в здании отеля «Дю Норд». В 1879 году появилось название по имени отеля «Magasin du Nord», а в 1889 году компаньоны выкупили весь отель.
В 1893 году хозяева решили построить новое, современное здание универмага, и их мечту в «парижском стиле» осуществили французские архитекторы Анри Глесел и Альберт Дженсен. На месте снесенного отеля вырос современный торговый комплекс в стиле французского неоренессанса.
На фронтоне здания — имена основателей «Wessel & Vett», а двумя этажами ниже, в память о старом здании, — «Hotel Du Nord»
Фото из статьи Neo-Renaissance Architecture
D’Angleterre — один из старейших и престижнейших отелей Копенгагена.
История пятизвездочной гостиницы, где останавливаются самые именитые гости страны, берет начало с 1755 года, когда молодой слуга из дворца влюбился в дочь лорда — гофмейстера. Эта пара покинула двор и открыла таверну, а через несколько лет — постоялый двор.
В 1791 году, когда хозяев не было уже в живых, это место превратилось в гостиницу с названием ”Hotel D’Angleterre” по имени разместившегося в ней англофильского клуба.
”Hotel D’ Angleterre” дважды горел. Но был отстроен заново. D’Angleterre — один из старейших и престижнейших отелей Копенгагена. Нынешнее здание датировано 1874 годом.
Во время Второй мировой войны в роскошном здании обосновался штаб гитлеровских оккупационных войск, что нанесло ей большой урон.
Но сегодня откль полностью восстановлен и считается одним из самых фешенебельных в столице Дании.
Фоо с сайта Hotel d’Angleterre
Это здание Great Nordic Telegraph Company (Великой Северной телеграфной компании) было построено в 1894 году архитектором Эмилем Блихфельдтом
Фото из статьи Ugens skulptur
Эта организация была основана на концессионном соглашении, заключенном Титгеном с российским царем. Оно давало компании исключительное право устанавливать и эксплуатировать телеграфные линии в России для связи от Европы до Дальнего Востока.
Войны и конфликты ХХ века сказались на деятельности компании. Российская революция изменила границы страны и региона, административные структуры и привела к увеличению потребности в телеграфии. Компания продлила в 1921 году концессионное соглашение, подписанное Лениным.
20-е -30-е годы стали временем расцвета компании, вышедшей на мировой уровень. Но во время Второй мировой войны все рухнуло, эпоха компании закончилась.
На крыше находится скульптура Электры – персонажа греческой мифологии, которая помогла своему брату отомстить за отца, убитого их матерью и ее любовником.
Базируясь лишь на имени, создавший ее Стефан Синдинг, изобразил Эдектрукак символ электричества.
Вполне возможно, что на композицию ( Электра стоит с поднятой правой рукой, в которой держит фонарь) , автора вдохновила Статуея Свободы работы Фредерика Огюста Бартольди, что была установлена в гавани Нью-Йорка восемью годами ранее.
Синдинг был норвежским художником, представителем нового французского натурализма который поселился в Копенгагене после знакомства с пивоваром Карлом Якобсеном
Одним из достопримечательных зданий на плозади является дворец Шарлотенборг.
Фото с сайта Charlottenborg Palace. Википедия
Дворец Шарлоттенборг — особняк, построенный в 1683 (архитектор Эверт Янссен) на земле, подаренной королем Кристианом V своему сводному брату Ульрику Фредерику Гюльденлове. И дворец стал первым зданием на Конгенс-Нюторв.
Когда Гильденлёв постарел, продал его в 1700 году вдовствующей королеве Шарлотте Амалии, и дворец был переименован в Шарлоттенборг.
После смерти королевы в 1714 году это место перешло королю Кристиану VI, который провел реконструкцию. Был построен небольшой театр, который использовался для проведения различных концертов, опер и театральных представлений. В дворцовом саду с 1778 по 1872 год находился Ботанический сад.
В 1701 году во дворце обосновалась старая Академия художеств. Она со временем разрослась и была официально открыта 31 марта 1754 года.
В 1787 году дворец перешел в собственность Датской королевской академии художеств, которая и сегодня занимает дворец. Расположенная здесь художественная галерея периодически проводит интересные выставки произведений искусства.
Четырехкрылое трехэтажное здание было построено в стиле голландского барокко с элементами итальянской архитектуры. Главное крыло, обращенное к площади, имеет центральный ризалит с коринфскими пилястрами, декором из песчаника, оконными фронтонами, тосканско-дорическим порталом с балконом. Их дополняют двухпролетные угловые ризалиты. Все крылья увенчаны балюстрадами.
Нижнее заднее крыло состоит из трех павильонов. Центральный павильон имеет тосканскую аркаду внизу, ниши с бюстами вверху и фонарь на крытой медью крыше.
Внутренняя планировка и интерьер напоминают французские замки. В нем есть фортепианный дворик с выходом на балкон с банкетным залом над главным входом.
В заднем крыле, над аркадой, находится хорошо сохранившаяся купольная комната в стиле барокко с великолепным лепным потолком.
Впрочем, это далеко не все. Здесь можно увидеть еще много интересного.
Использованный материал
Kongens Nytorv
Июль, 2023