![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/82e9a6cf-1267-41b8-bd44-970582582201-725x1024.jpg)
В нашей жизни встречается немало случайностей, которые астрологи называют закономерностями. Вот и в это удивительное место меня, как ни парадоксально, привел австралийский приключенческий фильм «Бангкок-Хилтон».
Это из него я узнала о существовании очаровательных кукольных домиков, весьма распространенных в Англии XIX века. А еще о том, что двух — и трехэтажные сооружения, подобные сделанному героиней Николь Кидман, с удивительной точностью воспроизводящие в миниатюре интерьер английских особняков с мебелью, безделушками и прочей мишурой, имеются в Музее Альберта и Виктории.
К сожалению, эти домики, ставшие образцом жилища длинноногой Барби, мне увидеть не довелось. Их вместе с другими подобными экспонатами перевели под крышу Музея Детства (Museum of Childhood), иначе «Bethnal Green», где собраны игрушки разных стран и народов, детская мебель, одежда, посуда, и бесконечное множество кукол. Как уникальных, так и самых примитивных.
Если мне когда-нибудь доведется вновь оказаться в Лондоне, непременно посещу этот музей, о котором я узнала слишком поздно, а потому не сумела включить в нашу программу.
Но я весьма благодарна случаю, указавшему путь ко дворцу Альберта и Виктории (V&A), в этот поистине прекрасный музей (The Victoria and Albert Museum), собравший необыкновенную коллекцию интереснейших экспонатов. Ведь это самый богатый музей декоративно-прикладного искусства в мире.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/512px-Victoria_and_Albert_Museum_Logo.svg_.png)
Протяженность его галерей с экспонатами, расположенными в 150 залах, достигает 11 км. Здесь собраны вещи из разных стран мира. Это образцы прикладного и ювелирного искусства, цветного стекла и витражей, керамики и одежды, музыкальных инструментов, изумительных римских и греческих мраморов, скульптуры эпохи итальянского Возрождения, считающейся самой полной за пределами Италии.
Вот, например, зал буддийского искусства
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Зал-буддийского-искусства-620x1024.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Буддийское-искусство-576x1024.jpg)
А это зал европейского искусства
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Зал-европейского-искусства-576x1024.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Витраж-Германия-1520-30г.jpg)
Зал японского искусства
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/зал-японского-искусствае-815x1024.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Зал-японского-искусства-1024x972.jpg)
Удтвительна коллекция серебряных изделий, где особое место отводится весьма чтимым в Средневековье столовым приборам из серебра, имеющим интереснейшие формы. Это настоящие произведения ювелирного искусства.
Самым ценным экспонатом считается солонка «Корабль Бергли» в форме плывущей на всех парусах бригантины, сделанная в конце XV века Пьером Фламароном. (Раковина наутилуса, серебро, позолота, драгоценные камни, 1527 год).
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Серебрянная-солонка-1527-год-ФранцияСолонка-в-виде-корабля-1527–1528.-Раковина-наутилуса-серебро-позолота-драгоценные-камни.jpg)
Рядом — сосуды для горячительных напитков. Самый знаменитый из них — «Эшли-Купер» из позолоченного серебра. Как на нем самом, так и на прилагающемся подносе, выгравированы сцены охоты на дикого кабана и дикого оленя.
Такими сосудами пользовались для приготовления своеобразного напитка, хорошо восстанавливавшего силы. Для этого в горячее вино или эль добавляли овсянку, яйца, сахар и пряности.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Крюшонница.jpg)
А это честерфилдская крюшонница Пола Креспина, датированная 1728 годом..
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/chesterfield_wine_cooler.jpg)
Исключительно интересен кувшин для воды в форме грифона (Бронза, серебро, литье, чеканка, чернь, позолота. 1120 год).
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Водолейв-формк-грифона-1.jpg)
Интересна во всех отношениях работа неизвестного норвежского ювелира, изготовившего из позолоченного серебра свадебную корону (Берген, конец XVII — начало XIХ века)
Такая часть костюма норвежской невесты в день бракосочетания, являющаяся копией средневековых королевских оригиналов, исключительно значима.
Исключительно дорогие изделия считались семейными реликвиями, передаваашимися из поколения в поколение.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/%D0%A1%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B2-%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%BC-XVII-%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC-19-%D0%B3%D0%BE-%D0%B2%D0%B5%D0%BA.jpg)
Скиния из церкви Святого Пантелеона.Была изготовлена в Кельне около 1180 года.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/%D0%A1%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%B8%D0%B7-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8-%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B0-%D0%B8%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%B2-%D0%9A%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B5-%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE-1180-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.-1.jpg)
Из ювелирных изделий поистине уникальна подвеска позднего Ренессанса – «Драгоценность Каннинга». Это фигура тритона с торсом из крупной жемчужины на изящной подвеске.
Голова морского чуда-юда сделана из золота, руки покрыты белой, а хвост — цветной эмалью с рубинами и бриллиантами. На ажурном щите, который тритон держит в правой руке, горят самоцветы. С Драгоценности свисают подвески из жемчужин и рубинов.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/The-Canning-The-Canning-Jewel-1.jpg)
Считается, что некогда эта вещь была подарена герцогом династии Медичи императору Великих Моголов, но в середине XIX века ее приобрел Чарльз Джон, Второй виконт Каннинг, бывший в ту пору генерал-губернатором Индии. С ним-то подвеска и попала в Англию.
Привлекает внимание и интересная деталь отделки корсета из серебра со стеклянными кристаллами (XVIII в)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Victoria_and_Albert_Museum_Jewellery_11042019_Bodice_ornament_Silver_Rock_crystal_Glass_18th_century_3141-1-707x1024.jpg)
А вот пример резьбы по дереву. » Кружевной галстук», выполненный нмдерландским резчиком по дереву Гринлингом Гиббонсом ( 1648 – 1721 год, Роттердам), который примерно в 1667 году переселился в Англию, где при короле Карле II стал главным резчиком Короны. Работал под началом знаменитого архитектора Кристофера Рена.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D1%81%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%B2-1648-%E2%80%93-1721-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83-%D0%B2-%D0%A0%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B5-%D0%9D%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%8B..jpg)
А это уже металлическое «кружево» экрана из Герефорда, созданного для хоров кафедрального собора из кованого чугуна, латуни, меди с украшениями из полудрагоценных камней и мозаики. (Проект Джорджа Гилберта Скотта.) Был выполнен компанией Coventry для Херефордского собора в Англии в 1862 году.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/%D0%A7%D1%83%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/скульптура-1.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/АнтониоКорадини-Зефир-и-Флора-1719-433x1024.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Амур-и-Венера-1003x1024.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Арес.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Фетида-с-ладенцем-Ахиллом.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Венера-с-Амуром.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Три-грации.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Мадонна-с-младенцем-Франция-1320-1330-1-653x1024.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Афина-2-540x1024.jpg)
Много работ Родена
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Роден-428x1024.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Роден-Растяжка-1024x576.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Роден-Музв-конец-19-в-554x1024.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/роден-Падший-Ангел-1024x765.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Роден-3-572x1024.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/роден-2-1-790x1024.jpg)
Любители живописи получают удовольствие от собрания работ известных мастеров
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Рафаэль-Чудесный-улов-1.gif)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/николас-Хиллард-Портрет-неизвестного-1588-Ппергамент-акварельт-1.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Гейнсборо-Дочери-художника-1758-1.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Констебль-Строительство-лодки-во-Флэефорте-1815-1.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/known-as-smeralda-bandinelly-Sandro-Botticelli-1-601x1024.jpg)
Познакомиться со всем, имеющимся здесь, за одно посещение практически невозможно. Да и обстоятельства отпускали нам всего лишь пару часов на беглый осмотр части залов. Решив, что наибольший интерес представляют экспозиции европейских стран, обошли стороной Азию, Африку, Латинскую Америку и … попали во Францию. Изумительная посуда, изящные статуэтки, инкрустированная и резная мебель, многочисленные мраморные и бронзовые бюсты Людовиков под разными номерами да кардиналов, имевших не меньший, а порой и больший, вес в государстве, нежели сам правитель.
Целый отдел предоставлен гобеленам или шпалерам — одному из видов декортивного искусства, представляющего собой стенной односторонний безворсовый ковер с сюжетной или орнаментальной композицией.
Мастерство, известное со времен Древнего Египта, Древнего Рима и Древней Греции, стало особенно популярным в Европе XIII -XVIII веков.
Ткачи переносили на полотно различные картины, в том числе известных художников, узоры, орнаменты, популярные сюжеты.
Одной из таких тем было изображение дикарей, обитателей девственной природы неведомых стран с необычным животным миром.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/шерстяная-шпалера-15-век.jpg)
Любителей животных заинтерсует статуя ньюфаундленда Ба-Шоу, любимой собаки лорда Дадли, привязанность к которой возросла после того, как собака спасла хозяина от нападения змеи. Решив увековечить своего друга, лорд Дадли заказал известному скульптору Мэтью Уайету ее статую.
Изготовленная из различных пород мрамора, топазов и сардоникса, она стоила неимоверно дорого. К сожалению, лорд умер, не успев расплатиться, а наследники решили не тратиться.
После смерти скульптора в 1870 году его сын передал статую в Музей для временной выставки. В 1887 году изваяние было продано с аукциона. Затем многократно меняло хозяев. До тех пор, пока в 1960 году не осело здесь.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Собака-Ба-Шоу-1.jpg)
В музее имеется копия колонны Траяна, что была изваяна в 113 году Аполлидором Дамасским для форума Траяна в Риме в честь побед над даками.
Триумф императора нашел отражение в скульптурном декоре площади, а также в рельефах колонны высотой 38 м, выполненной из 20 блоков каррарского мрамора.
Ее ствол огибает спиралью 23 раза лента длиной 190 м. На ней — рельефы, изображающими эпизоды двух война Рима с Дакией.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Троянская-колонна-1-567x1024.jpg)
А вот кровать, что является одним из наиболее интересных предметов в обширной коллекции мебели.
Выполненная из дуба нидерландским мастером Гансом Вредеманом де Врисом в стиле резных деревянных кроватей XVI века, она поражает своими размерами..
Во времена Шекспира она стояла на одном из постоялых дворов и настолько впечатлила драматурга, что он упомянул о ней в своей пьесе « Двенадцатая ночь»
Другие же посетители того места оставляли о себе память, вырезаяна кровати свои инициалы или оттички восковых печатей.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Vredeman-de-Vries.-Материал-—-дуб.jpg)
Впрочем, здесь каждый может найти для себя нечто занимательное. Именно с этой целью и было построено необычное по тем временам здание, в Южном Кенсингтоне (1857 г.). Инициатором проекта был принц Альберт, решивший разместить здесь экспонаты своей коллекции из Мальборо-Хауса.
А уже в ХХ веке, в 1909 году, появилось новое строение в стиле псевдоренессанса со скульптурными фигурами королевы Виктории и принца Альберта над главным входом. Оно резко отличалось архитектурой от привычных глазу форм. Обилие окон, прозрачного стекла и стальных конструкций не понравилось современникам. И некоторый период времени все то и делали, что занимались критикой.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Вход-в-музей-577x1024.jpg)
Прошли десятилетия. Сейчас величественное здание, центральная часть которого, увенчанное двухъярусной башней под ажурной королевской короной смотрится совсем неплохо.
Не знаю, насколько важна эта информация, но во всех справочниках непременно говорится о том, что на строительство музея пошли деньги, вырученные от Всемирной промышленной выставки, проводившейся в 1851 году и имевшей необычайный успех.
Специально для этой выставки архитектор Джозеф Пакстон построил в Гайд-парке из стекла и железа «Хрустальный дворец», где можно было увидеть всевозможные новинки.
Вот как делилась по этому поводу королева Виктория: «Мы видели очень забавную машину для изготовления шоколада. Очень умную машину, которая за невероятно короткий промежуток времени может сделать содовую… Останавливаешься перед чем-то, что напоминает жаровню. Ха! Ха! А это швейная машинка».
Сегодня музей ведет активную жизнь. Здесь проводятся музыкальные вечера, всевозможные выставки, как, например та, что произвела настоящий фурор та, что была посвящена истории и культуре Великобритании, воссоздавшей «живой дух эпохи» и позволившая посетителям окунуться во внутренний мир двора британских монархов прошлых веков и уникальную атмосферу повседневной жизни британцев.
А год назад здесь состоялся показ мод одного из самых скандальных и самых удачливых дизайнеров минувшего столетия – Versace, создававшего так же и посуду, и мебель, и театральные костюмы (в частности для постановки «Каприччио» в Ковен Гардене и «Саломеи» в Ла Скала). Сто работ с фирменным значком – головой медузы Горгоны – были приняты публикой «на ура».
Впрочем, это информация более позднeго периода. А тогда, окончив осмотр, мы вышли на улицу и, обогнув фасад, очутились на Эксбишен-роуд (Exhibition Road), что в переводе означает «Выставочная улица», название которой обуславливается наличием целого музейного комплекса, что был заложен тем же принцем Альбертом, а потому этот квартал иногда называют Альбертополисом (Albertopolis). Здесь есть Музей науки (The Science Museum), где представлены различные модели машин и механизмов и имеется кинотеатр IMAX, в котором показываю фильмы в трехмерном изображении; Геологический (The geological Museum), в котором при желании вас прямиком доставят в угольную шахту. А также Музея естественной истории (The Natural History Museum) с чучелами слонов, динозавров, ископаемых животных.
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Это-крупнейший-в-мире-музей-декоративно-прикладного-искусства-и-дизайна.-Основан-в-1852-году.-742x1024.jpg)
![](https://trampic.com/wp-content/uploads/2020/02/Natural-History-Museum-726x1024.jpg)
Другое знаменитое сооружение квартала — концертный зал Альберт-холл (Royal Albert Hall), который называют крышкой от супницы, что построили Френсис Фоук и Генри Дарракотт Скотт. Там проводятся концерты классической музыки высочайшего уровня, которые, почему-то называются Proms, что в переводе означает «балы» или «променады» .
Интересно, что деньги на возведение Альберт-холла собирали весьма своеобразно. Друг принца Генри Кол продал 1 300 мест по 100 $ с правом посещения всех концертов в течение 999 лет. И эти билеты до сих предъявляют при входе потомки тех меломанов, что некогда вложили, не без выгоды, свои средства.
Фотографии Наташи Яровинской