В нашей жизни встречается немало случайностей, которые астрологи называют закономерностями. Вот и в это удивительное место меня, как ни парадоксально, привел австралийский приключенческий фильм «Бангкок-Хилтон».
Это из него я узнала о существовании очаровательных кукольных домиков, весьма распространенных в Англии XIX века. А еще о том, что двух — и трехэтажные сооружения, подобные сделанному героиней Николь Кидман, с удивительной точностью воспроизводящие в миниатюре интерьер английских особняков с мебелью, безделушками и прочей мишурой, имеются в Музее Альберта и Виктории.
К сожалению, эти домики, ставшие образцом жилища длинноногой Барби, мне увидеть не довелось. Их вместе с другими подобными экспонатами перевели под крышу Музея Детства (Museum of Childhood), иначе «Bethnal Green», где собраны игрушки разных стран и народов, детская мебель, одежда, посуда, и бесконечное множество кукол. Как уникальных, так и самых примитивных.
Если мне когда-нибудь доведется вновь оказаться в Лондоне, непременно посещу этот музей, о котором я узнала слишком поздно, а потому не сумела включить в нашу программу.
Но я весьма благодарна случаю, указавшему путь ко дворцу Альберта и Виктории (V&A), в этот поистине прекрасный музей (The Victoria and Albert Museum), собравший необыкновенную коллекцию интереснейших экспонатов. Ведь это самый богатый музей декоративно-прикладного искусства в мире.
Протяженность его галерей с экспонатами, расположенными в 150 залах, достигает 11 км. Здесь собраны вещи из разных стран мира. Это образцы прикладного и ювелирного искусства, цветного стекла и витражей, керамики и одежды, музыкальных инструментов, изумительных римских и греческих мраморов, скульптуры эпохи итальянского Возрождения, считающейся самой полной за пределами Италии.
Вот, например, зал буддийского искусства
А это зал европейского искусства
Зал японского искусства
Удтвительна коллекция серебряных изделий, где особое место отводится весьма чтимым в Средневековье столовым приборам из серебра, имеющим интереснейшие формы. Это настоящие произведения ювелирного искусства.
Самым ценным экспонатом считается солонка «Корабль Бергли» в форме плывущей на всех парусах бригантины, сделанная в конце XV века Пьером Фламароном. (Раковина наутилуса, серебро, позолота, драгоценные камни, 1527 год).
Рядом — сосуды для горячительных напитков. Самый знаменитый из них — «Эшли-Купер» из позолоченного серебра. Как на нем самом, так и на прилагающемся подносе, выгравированы сцены охоты на дикого кабана и дикого оленя.
Такими сосудами пользовались для приготовления своеобразного напитка, хорошо восстанавливавшего силы. Для этого в горячее вино или эль добавляли овсянку, яйца, сахар и пряности.
А это честерфилдская крюшонница Пола Креспина, датированная 1728 годом..
Исключительно интересен кувшин для воды в форме грифона (Бронза, серебро, литье, чеканка, чернь, позолота. 1120 год).
Интересна во всех отношениях работа неизвестного норвежского ювелира, изготовившего из позолоченного серебра свадебную корону (Берген, конец XVII — начало XIХ века)
Такая часть костюма норвежской невесты в день бракосочетания, являющаяся копией средневековых королевских оригиналов, исключительно значима.
Исключительно дорогие изделия считались семейными реликвиями, передаваашимися из поколения в поколение.
Скиния из церкви Святого Пантелеона.Была изготовлена в Кельне около 1180 года.
Из ювелирных изделий поистине уникальна подвеска позднего Ренессанса – «Драгоценность Каннинга». Это фигура тритона с торсом из крупной жемчужины на изящной подвеске.
Голова морского чуда-юда сделана из золота, руки покрыты белой, а хвост — цветной эмалью с рубинами и бриллиантами. На ажурном щите, который тритон держит в правой руке, горят самоцветы. С Драгоценности свисают подвески из жемчужин и рубинов.
Считается, что некогда эта вещь была подарена герцогом династии Медичи императору Великих Моголов, но в середине XIX века ее приобрел Чарльз Джон, Второй виконт Каннинг, бывший в ту пору генерал-губернатором Индии. С ним-то подвеска и попала в Англию.
Привлекает внимание и интересная деталь отделки корсета из серебра со стеклянными кристаллами (XVIII в)
А вот пример резьбы по дереву. » Кружевной галстук», выполненный нмдерландским резчиком по дереву Гринлингом Гиббонсом ( 1648 – 1721 год, Роттердам), который примерно в 1667 году переселился в Англию, где при короле Карле II стал главным резчиком Короны. Работал под началом знаменитого архитектора Кристофера Рена.
А это уже металлическое «кружево» экрана из Герефорда, созданного для хоров кафедрального собора из кованого чугуна, латуни, меди с украшениями из полудрагоценных камней и мозаики. (Проект Джорджа Гилберта Скотта.) Был выполнен компанией Coventry для Херефордского собора в Англии в 1862 году.
Много работ Родена
Любители живописи получают удовольствие от собрания работ известных мастеров
Познакомиться со всем, имеющимся здесь, за одно посещение практически невозможно. Да и обстоятельства отпускали нам всего лишь пару часов на беглый осмотр части залов. Решив, что наибольший интерес представляют экспозиции европейских стран, обошли стороной Азию, Африку, Латинскую Америку и … попали во Францию. Изумительная посуда, изящные статуэтки, инкрустированная и резная мебель, многочисленные мраморные и бронзовые бюсты Людовиков под разными номерами да кардиналов, имевших не меньший, а порой и больший, вес в государстве, нежели сам правитель.
Целый отдел предоставлен гобеленам или шпалерам — одному из видов декортивного искусства, представляющего собой стенной односторонний безворсовый ковер с сюжетной или орнаментальной композицией.
Мастерство, известное со времен Древнего Египта, Древнего Рима и Древней Греции, стало особенно популярным в Европе XIII -XVIII веков.
Ткачи переносили на полотно различные картины, в том числе известных художников, узоры, орнаменты, популярные сюжеты.
Одной из таких тем было изображение дикарей, обитателей девственной природы неведомых стран с необычным животным миром.
Любителей животных заинтерсует статуя ньюфаундленда Ба-Шоу, любимой собаки лорда Дадли, привязанность к которой возросла после того, как собака спасла хозяина от нападения змеи. Решив увековечить своего друга, лорд Дадли заказал известному скульптору Мэтью Уайету ее статую.
Изготовленная из различных пород мрамора, топазов и сардоникса, она стоила неимоверно дорого. К сожалению, лорд умер, не успев расплатиться, а наследники решили не тратиться.
После смерти скульптора в 1870 году его сын передал статую в Музей для временной выставки. В 1887 году изваяние было продано с аукциона. Затем многократно меняло хозяев. До тех пор, пока в 1960 году не осело здесь.
В музее имеется копия колонны Траяна, что была изваяна в 113 году Аполлидором Дамасским для форума Траяна в Риме в честь побед над даками.
Триумф императора нашел отражение в скульптурном декоре площади, а также в рельефах колонны высотой 38 м, выполненной из 20 блоков каррарского мрамора.
Ее ствол огибает спиралью 23 раза лента длиной 190 м. На ней — рельефы, изображающими эпизоды двух война Рима с Дакией.
А вот кровать, что является одним из наиболее интересных предметов в обширной коллекции мебели.
Выполненная из дуба нидерландским мастером Гансом Вредеманом де Врисом в стиле резных деревянных кроватей XVI века, она поражает своими размерами..
Во времена Шекспира она стояла на одном из постоялых дворов и настолько впечатлила драматурга, что он упомянул о ней в своей пьесе « Двенадцатая ночь»
Другие же посетители того места оставляли о себе память, вырезаяна кровати свои инициалы или оттички восковых печатей.
Впрочем, здесь каждый может найти для себя нечто занимательное. Именно с этой целью и было построено необычное по тем временам здание, в Южном Кенсингтоне (1857 г.). Инициатором проекта был принц Альберт, решивший разместить здесь экспонаты своей коллекции из Мальборо-Хауса.
А уже в ХХ веке, в 1909 году, появилось новое строение в стиле псевдоренессанса со скульптурными фигурами королевы Виктории и принца Альберта над главным входом. Оно резко отличалось архитектурой от привычных глазу форм. Обилие окон, прозрачного стекла и стальных конструкций не понравилось современникам. И некоторый период времени все то и делали, что занимались критикой.
Прошли десятилетия. Сейчас величественное здание, центральная часть которого, увенчанное двухъярусной башней под ажурной королевской короной смотрится совсем неплохо.
Не знаю, насколько важна эта информация, но во всех справочниках непременно говорится о том, что на строительство музея пошли деньги, вырученные от Всемирной промышленной выставки, проводившейся в 1851 году и имевшей необычайный успех.
Специально для этой выставки архитектор Джозеф Пакстон построил в Гайд-парке из стекла и железа «Хрустальный дворец», где можно было увидеть всевозможные новинки.
Вот как делилась по этому поводу королева Виктория: «Мы видели очень забавную машину для изготовления шоколада. Очень умную машину, которая за невероятно короткий промежуток времени может сделать содовую… Останавливаешься перед чем-то, что напоминает жаровню. Ха! Ха! А это швейная машинка».
Сегодня музей ведет активную жизнь. Здесь проводятся музыкальные вечера, всевозможные выставки, как, например та, что произвела настоящий фурор та, что была посвящена истории и культуре Великобритании, воссоздавшей «живой дух эпохи» и позволившая посетителям окунуться во внутренний мир двора британских монархов прошлых веков и уникальную атмосферу повседневной жизни британцев.
А год назад здесь состоялся показ мод одного из самых скандальных и самых удачливых дизайнеров минувшего столетия – Versace, создававшего так же и посуду, и мебель, и театральные костюмы (в частности для постановки «Каприччио» в Ковен Гардене и «Саломеи» в Ла Скала). Сто работ с фирменным значком – головой медузы Горгоны – были приняты публикой «на ура».
Впрочем, это информация более позднeго периода. А тогда, окончив осмотр, мы вышли на улицу и, обогнув фасад, очутились на Эксбишен-роуд (Exhibition Road), что в переводе означает «Выставочная улица», название которой обуславливается наличием целого музейного комплекса, что был заложен тем же принцем Альбертом, а потому этот квартал иногда называют Альбертополисом (Albertopolis). Здесь есть Музей науки (The Science Museum), где представлены различные модели машин и механизмов и имеется кинотеатр IMAX, в котором показываю фильмы в трехмерном изображении; Геологический (The geological Museum), в котором при желании вас прямиком доставят в угольную шахту. А также Музея естественной истории (The Natural History Museum) с чучелами слонов, динозавров, ископаемых животных.
Другое знаменитое сооружение квартала — концертный зал Альберт-холл (Royal Albert Hall), который называют крышкой от супницы, что построили Френсис Фоук и Генри Дарракотт Скотт. Там проводятся концерты классической музыки высочайшего уровня, которые, почему-то называются Proms, что в переводе означает «балы» или «променады» .
Интересно, что деньги на возведение Альберт-холла собирали весьма своеобразно. Друг принца Генри Кол продал 1 300 мест по 100 $ с правом посещения всех концертов в течение 999 лет. И эти билеты до сих предъявляют при входе потомки тех меломанов, что некогда вложили, не без выгоды, свои средства.
Фотографии Наташи Яровинской