Наша поездка выпала на сентябрь, один из двух месяцев, когда королевская семья переезжает в загородную резиденцию в Hollyroad, и часть дворцовой территории открывается для посетителей. Понятно, что стоило воспользоваться этим моментом для того, чтобы посмотреть на обитель ныне здравствующих монархов. А так как эта мудрая мысль пришла в голову не только нам, пришлось выстоять, ставшую уже привычной, солидную очередь за билетами, в которых был указан конкретный час посещения.
Имевшиеся два часа мы использовали на прогулки по прилегающим улицам. Прошлись вдоль Сент-Джемс Парка (St. Jamest’s Park), расположенного вдоль левой стороны Мэллa (The Mall), являющегося образцом типично английского, так называемого «пейзажного» парка, полюбовались прудом, в котором плавали, кувыркаясь и резвясь, несмотря на хмурую погоду, очаровательные уточки. В глубине виднелась свободная, приближенная к натуральной, природная планировка, в которой холмы и лужайки чередуются с кустарниками и купами деревьев.
Рассчитав время прогулки так, чтобы к нужному моменту оказаться у ворот дворца, влились в одну из групп и через систему временных построек вошли во двор. Дружно пересекли его территорию и оказались в Букингемском дворце (Buckingham Palace) – официальной лондонской резиденции, увенчанной королевским стягом в тот период, когда Елизавета Вторая живет во дворце.
Здесь её дом и её рабочее место. Здесь проходят официальные приемы, парадные церемонии. Отсюда отправляется торжественный кортеж в момент открытия парламентской сессии, начинается церемония «Тrapping-dе-Colour» – «Парад всех британских парадов» – в честь дня рождения царствующей особы, когда под звуки британского гимна гвардейцы проходят особым, так называемым, гусиным шагом, перед импровизированной трибуной, с которой их приветствует королева.
300 лет назад Георг II принял решение официально праздновать день рождения монарха, назависимо от календарной даты в теплое время года, потому что в холодное дождливое время года проведение зрелищных мероприятий становилось проблемным.
И первый раз два дня рождения короля отпраздновали в 1748 году. Начиная с ХХ века сохраняется традиция проводить торжественную церемонию отмечается в июне для того, чтобы коварная лондонская погода не помешала осуществлению сего мероприятия. Однако и в таком случае этот день отнюдь не всегда бывает безоблачным. Порой природа все равно преподносит сюрпризы.
Все, что касается жизни царствующей фамилии, по возможности скрывается от посторонних глаз. И ещё недавно обозрение королевских покоев сочли бы нонсенсом. Да и кому пришла бы в голову мысль открыть святое святых для простого люда? Но… Жизнь диктует свои условия, и с 1993 года дворец на время стал доступен для широкой публики в связи с пожаром в Виндзорском (Windsor) замке, понесшим колоссальный ущерб.
Для возмещения его, по самым скромным подсчетам, нужны немалые деньги: минимум 40 миллионов фунтов стерлингов. Выискать же такую сумму оказалось делом совсем непростым даже для королей, которые, как поется в песне, могут всё. Вот и пришлось пойти на демонстрацию своих апартаментов, сочтя такой шаг одним из реальных способов пополнения казны.
Естественно, в личные покои, как королевы, так и герцога Филиппа Эдинбургского, с которым Елизавета прожила более полувека, отпраздновав золотую свадьбу, не пускают. Лишь в путеводителе можно прочесть об этих комнатах, расположенных в северном крыле и выходящих окнами на Грин-парк (Green Park) с озером, водопадами и гуляющими на просторе фламинго.
Но ряд других комнат, из 600 имеющихся, в которых по возможности стараются сохранить все в обычном виде, том, что имеет место и тогда, когда здесь живет королевская семья, открыт любопытному взору.
В Англии любят своих монархов, а если и не любят, то, по крайней мере, весьма уважают, чтя длинный список царственных особ, стоявших некогда у власти. И в нем, этом списке, особое место отводится королеве Виктории – последнему представителю Ганноверской династии. Недаром известный английский путешественник, исследователь Африки Давид Ливингстон, первым из белых людей увидевший в Замбези гигантский водопад, окрестил его именно Викторией. А что уж говорить о столичных объектах! Это победоносное имя носит и центральный вокзал, и одна из башен Вестминстерского дворца, и улица, и набережная, и станция метро, первая линия которого, кстати, была открыта в период её правления.
Ясно, что это не случайно. Ведь именно середина прошлого века – одна из самых ярких страниц в истории Великобритании. Королева Виктория полностью изменила не только внутреннюю, но и внешнюю политику. Благодаря ей развилась промышленность, создав мировую монополиею ряда производств; британская корона присоединила к своим владениям массу земель, завоеванных в разных частях света.
Интересны предпринимаемые с первых дней правления королевы попытки сблизиться с русским императорским двором и оказание, в связи с этим, знаков внимания императору Николаю Первому. И не ее вина, что разразилась Крымская война – самое значительное военное столкновение Великобритании и России, где последняя понесла тяжелое поражение, практически лишившись Черноморского флота и Севастополя, который, кстати, именно по настоянию Виктории, несмотря на протесты Турции, был возвращен России.
Надо сказать, что к русским у английской королевы было особое отношение, сохранившееся с тех пор, когда она, встретившись в 1839 году на балу с цесаревичем Александром, будущим русским императором Александром Вторым, влюбилась и всерьез задумалась о браке. Но это оказалось невозможным как по династическим, так и по политическим соображениям, тем более, что сердце ее избранника принадлежало Марии Гессенской. Виктории была столь разочарована, что заявила, будто бы больше не хочет думать о замужестве.
Однако прошло совсем немного времени, и другой бал преподнес ей настоящий подарок в лице Альберта, князя Кобургского. Ставшая легендой, история рассказывает о том, что она подарила этому человеку в знак расположения розу. Так как на фраке не было петлицы, Альберт сделал ножом надрез прямо против сердца, куда и вставил цветок. Поступок пленил юную леди, и в феврале 1840 года была сыграна пышная свадьба.
Брак, давший 9 детей и 34 внука, оказался на редкость удачным и самым счастливым за всю историю британской короны. После правления безнравственных Георгов авторитет королевского дома в глазах подданных поднялся на должную высоту.
Стараниями принца Альберта к середине XIX века Великобритания стала центром научной и технической мысли. Он построил Хрустальный Дворец, организовал Первую Всемирную выставку научных достижений, покровительствовал литератором, художникам, композиторам. Недаром это время называют золотым веком английской культуры, в частности литературы (достаточно вспомнить такие имена как Ч. Диккенс, У. Теккерей, Дж. Элиот.)
Только все это было потом. Поначалу, взойдя на престол, Виктория избрала своей резиденцией дворец, служивший некогда загородным домом герцога Бакингема, и приобретенный в 1762 году Георгом III
От него строение по наследству перешло к Георгу IV, решившему в нем официально обосноваться.
Этот монарх, известный своим распутным образом жизни, обожал роскошь. А потому решил сделать свою резиденцию непохожей на те, в которых привыкли жить его родственники — более пышной и великолепной. С этой целью он поручил Джону Нашу провести капитальную реконструкцию. И сегодня мы видим именно то, что было сделано архитектором, ибо впоследствии дворец не перестраивался. Он лишь обрастал новыми деталями: боковыми крыльями, бальным залом, большим парком на внешнем дворе.
Но дождаться воплощения своей мечты Георгу не довелось. Он умер до того, как были закончены отделочные работы. И дворец остался в непригодном для жилья виде: с нераскрывающимися дверьми и окнами. Так он простоял, разрушаясь, три года. Вплоть до того момента, как в 1837 году на престол вступила, достигшая девятнадцатилетия Виктория.
Она привела все в порядок и перебралась в новые апартаменты, оставив Кенсингтон. И с тех пор Букингемский дворец – неизменная резиденция царствующих особ в период их пребывания в Лондоне.
Королевское семейство занимает относительно немногие из имеющихся 600 комнат. Остальное — офисы (в частности Принца Уэльского) и комнаты для приближенных.
Перед дворцом, на круглой площади, за мраморно-золотым памятником этой королеве, установленным в 1911 году Броком, летом ежедневно, а в другие времена года через день, происходит смена караула – весьма яркая церемония с развивающимся флагом и военным оркестром.
Гвардейцы одного из пяти полков, состоящих при королеве, выглядят весьма экзотически и торжественно. Облаченные в красные мундиры и медвежьи шапки, они проходят, чеканя шаг и не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Если же, волей случая, удастся увидеть еще и конных всадников в блестящих касках восседающих на холеных крупах лошадей, зрелище станет и вовсе незабываемым.
Дворец интересен и архитектурой, и интерьером, напоминающим резиденции русских царей в Ораниенбауме, Петергофе, Павловске или Пушкине, не говоря уже о более пышном Зимнем.
Здесь все выглядит несколько скромнее. И отделка стен, и паркет — примитивный, местами щербатый, кое-где просто прибитый гвоздями.
Для посетителей открыто несколько комнат. Голубая и Зеленая гостиные.
В них собирают собирают людей перед официальными приемами
А это Тронный зал, где стоят кресла для королевы и ее супруга
Музыкальный салон
Здесь много антиквариата. Вот, например, каминные часы.
Интересна большая ароматница в виде корабля, герб города Парижа, принадлежавший маркизе де Помпадур, коллекция севрского фарфора, считающаяся лучшей в мире, старинная мебель, инкрустированная позолоченной бронзой и полудрагоценными камнями, мраморная скульптура.
Вот обожаемый мной Канова, представленный «Марсом и Венерой» да «Речной нимфой с Амуром»
Из гостиной через Тронный зал попадаешь в Картинную галерею – самое большое помещение Букингемского дворца, где на четырех каминах изваяны барельефы с профилями Леонардо да Винчи, Тициана, Дюрера, Ван Дейка, а по стенам – живописные полотна представителей итальянской, фламандской и голландской школ.
Хранителем и оценщиком картин королевы с 1945-го по 1972 год был агент советской разведки Энтони Блант, из так называемой кембриджской пятерки.
Экспозиция Галереи постоянно меняется, но там, как правило, всегда можно увидеть работы Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Вермеера…
Парадные же портреты кисти А. Рамзея, И. Зоффани, Т. Генсборо, Б.Уэста, Ж-Д. Ванлоо украшают Парадную столовую или Государственную Столовую в бордовых тонах, где за длинным столом красного дерева одновременно могут разместиться до 600 человек.
Картины, которые можно видеть в залах для официальных приемов, — лишь малая толика королевской коллекции старых мастеров, одной из самых крупных в мире.
И вот такой интересный факт. Хранителем картин с 1945-го по 1972 год служил агент советской разведки Энтони Блант, из так называемой кембриджской пятерки.
Скульптурой оформлено даже караульное помещение
На выходе из дворца в специальной палатке продаются сувениры, помогающие простым смертным благоговейно прикоснуться к монаршей жизни, приобретя дубликаты отдельных вещей принадлежащих царской фамилии: чашки и бокалы, подушки, бижутерию, галстуки.
Продаются коробки с конфетами в форме короны, наборы шоколадок с портретами лиц королевской фамилии или видами дворцов на обертке, музыкальная шкатулка, играющая мелодию из «Женитьбы Фигаро» Моцарта, любимой оперы королевы Виктории и принца Альберта.
Рядом с дворцом располагаются Королевские конюшни. И, надо сказать, знакомство с ними доставило мне истинное наслаждение.
Породистые выхоленные лошади, выставка карет и экипажей, небольшой музей конской сбруи и одежды для верховой езды, кубки и призы, завоеванные на самых разнообразных состязаниях…
Конюшни содержатся в прекрасном состоянии и соответствуют самым высоким стандартам. Построенные в 1760 году, они были восстановлены Джоном Нешем при перепланировке дворца в 1820-м, и в таком виде сохранились до наших дней.
Обычно конюшня бывает полной. В каждом стойле, снабженном табличкой, характеризующей ее обитателя, стоят удивительные лошади. Однако в момент нашего посещения этого места скакунов было немного. Часть их принимала участие в каких-то скачках, а часть сопровождала королевскую семью в загородную резиденцию.
Впрочем, для общего впечатления вполне достаточно было и тех, что находились в стойлах (Их было запрещено фотографировать). На них, стройных, с высоким крупом, без единого пятнышка, коричневой или белой масти, можно было любоваться и любоваться, что мы и делали, обмениваясь впечатлениями.
Заслышав русскую речь, к нам подошла симпатичная девушка, представившаяся Наташей. Она оказалась москвичкой, живущей в Англии и занимающейся в Кембридже. Как и многие другие студенты, устроилась на «жаркий» период работать во дворец, где с открытием сезона публичных посещений ощущается нехватка обслуживающего персонала.
Вдоволь наглядевшись на четвероногих красавцев, мы обогнули манеж и оказались в выставочном павильоне карет, где собраны разнообразные экипажи всевозможных возрастов и назначений, на все случаи жизни, начиная с весьма древних и кончая последними образцами начала века с кожаной отделкой и электрическими фонарями. Громадные и совсем маленькие, словно повозочки для детских прогулок.
Однако самое интересное почему-то было выставлено во дворе под открытым небом. Здесь стояли совершенно уникальные экземпляры, подобные тем, что встречаются лишь в сказках.
Самая красивая из них, она же самая богатая, она же самая старая, украшенная резьбой и инкрустациями – Золотая карета, построенная в 1762 году для коронации Георга Третьего.
Трудно оторвать взгляд от этого сооружения, оббитого изнутри красным бархатом, украшенного удивительными резными фигурами, точеными колесами и прекрасно сохранившими красочными сценками, выписанными знаменитым Джованни Батистом Чиприани. Тем самым, что был привезен в Англию архитектором У.Чемберсом и скульптором Д. Уилтоном, что создал свое самое знаменитое произведение — росписи Сомерсет-Хауса (Somerset- House) и стал одним из основателей Королевской Академии искусств. Недаром и сегодня эта карета – неизменный участник всех торжественных и коронационных процессов.
Рядом – Ирландский экипаж, купленный королевой Викторией в Дублине, который запрягают во время открытия парламента, и Стеклянная карета, в которой ехали под венец принц Уэлский и Диана.
Здесь же находится королевский автопарк с множеством интереснейших машин старых марок, начиная с первых моделей.
1996-2929
Спасибо за такой интересный рассказ! Многое мне впервые.