Флориана

Около Валлетты, практически сливаясь с ней, находится небольшой, прекрасно сохранившийся городок, — Флориана (Il-Furjana). Обычно он не входит в программу организованного посещения Мальты. Здесь либо останавливаются в гостинице, либо проезжают, направляясь в Валлетту или из нее. А жаль. Ведь здесь тоже есть на что посмотреть.

И мы с вами отправимся на прогулку в место, которое первоначально называлось Борго Вилена в честь Великого магистра Антуана Мануэля де Вилены, которого можно считать основателем Флорианы.

Однако впоследствии городок переименовали, дав ему имя итальянского инженера Пьетро Паоло Флориани, что возвел в 1636 году бастионные стены с целью защиты Валлетты. И в память об этом ему был поставлен памятник.

Затем началась застройка территории, усовершенствование укреплений, где каждый из военных инженеров старался внедрить свою схему. Одним из них был Рене Якоб де Тинье.

В 1716 году он инициировал строительство главных ворот Флорианы — Порте Дес Бомбес (Porte Des Bombes), что стали частью внешних фортификационных сооружений для защиты рыцарей Мальты от возможного османского вторжения.

Законченные в 1720 году, они изначально назывались Porta dei Cannoni (Пушечные ворота) из-за украшавших фасад пилястр, напоминавших очертания пушечных стволов.

Тогда ворота имели одну арку и служили входом на территорию, огражденную защитной стеной.

Когда с обратной стороны появились два столба с каменными шарами в форме бомб, ворота были переименованы и стали называться Порте Дес Бомбес (Porte Des Bombes)

Так как строительство этого сооружения имело место во время правления Великого Магистра Рамона Перельоса и Роккафуля, на нем появился герб 64-го гроссмейстера рыцарского Мальтийского ордена

Изначально барочные ворота имели пышное обрамление, были украшены статуями и барельефами с изображением львов. Перед ними находился подъемный мост, что перекидывался через ров, охранявший Флориану.

Кроме этих ворот в те времена имелись также и двое других — Порта Сант’Анна и Порта-де-Пирри (или Ворота Нотр-Дам) между которыми тянулась бастионная цепочка укреплений.

Во время французского вторжения на Мальту в июне 1798 года Porte des Bombes были захвачены французскими солдатами. И мальтийские повстанцы, встретившие их огнем, оставили на фронтоне ворот отметины своими снарядами.

Когда в XIX веке на Мальту прибыли англичане, они решили переделать их. В 1868 году для увеличения пропускной способности была добавлена вторая арка, спроектированная архитектором полковником Э. У. Данфордом. Некоторые декоративные элементы были заменены, некоторые — добавлены. Этим занимался полковник Кроули, руководивший Королевскими инженерными войсками.

В начале ХХ века ворота отсоединили от валов, а после того, как были проложены трамвайные линии, пришлось удалить некоторые орнаментальные элементы для того, чтобы вагоны могли свободно проходить через ворота.

Сооружение, пострадавшее во время Второй мировой войны, в начале XXI было серьезно отреставрировано. И сегодня мы видим декоративное сооружение, утратившее свои изначальные функции.

По бокам от арок – капители, поддерживающие карниз с изображением резных мальтийских крестов.

Над карнизом — барельефы с гербами Ордена Святого Иоанна, Великого Магистра Переллоса и Соединенного Королевства. А также две мраморные доски с текстом на латыни. На первой, установленной во время первоначального строительства, слова великого магистра: «Пока я воюю с турками я всюду нахожусь на своем месте». Вторая, добавленная англичанами, гласит: «Для большего комфорта населения». А венчают сооружение фигурные композиции, связанные с атрибутами Мальтийского ордена.

Впрочем, знакомство с Флорианой начинается не с ворот, а площади, где находится фонтан «Тритоны» (Funtana «Tritons»), расположенной около Главных ворот в столицу, откуда разъезжаются автобусы, курсирующие по основным маршрутам на Мальте.

Фонтан поставили в том месте, где в XVII веке был люнетт (укрепление) Св. Мадлен, защищавший проход в Валлетту. Но в XIХ веке его демонтировали, прилегающий ров засыпали щебнем. А в начале 50-х годов ХХ века Министерство общественных работ и реконструкции города объявило конкурс на проектирование фонтана.

Победителем стал скульптор Винсент Апап, разработавший проект в сотрудничестве с художником-дизайнером Виктором Анастаси, И в 1959 году появилось сооружение в стиле модерн, название которого соответствует скульптурной группе, состоящей из трех тритонов, поддерживающих большую чашу.

Согласно начальному проекту, чаша фонтана должна была повторять прямоугольную форму римских «Наяд», но потом была принято решение в пользу круглой формы. Материалом стал каррарский мрамор.

Мощные бронзовые фигуры тритонов, отлитые в Неаполе, появились именно в этом месте не случайно. Считается, что в море около Мальты в древности обитали мифические существа как женского, так и мужского пола, у которых голова с туловищем переходила в рыбий хвост. То есть русалки и тритоны, как называли, согласно греческой мифологии, детей Посейдона и Амфитриты. Только фонтанные, в отличие от сказочных персонажей, имеют некое подобие человеческих ног с перепончатыми ступнями.

Тритоны поддерживают огромную мраморную чашу, которая изначально использовалась как как сцена, на которую, по специально построенным пандусам, могли подняться даже мотоциклы.

Такая эксплуатация ослабила структуру, привела к внутренним повреждениям. И однажды, во время национального праздника «Милл-Малтин-галь-Мальтин», проходившего 1 марта 1978 года, произошла авария с падением скульптурной группы.

Тритонов отремонтировали силами мальтийских инженеров, и в 1987 году они вернулись на свое место, а композицию дополнили «выросшие» в центре бронзовые морские водоросли и «прилетевшие» чайки, отлитые в Италии.

В 2017 году пришлось проводить новую реставрацию и фонтан официально открыли публике 12 января 2018 года.

От фонтана отправимся пешком на прогулку по городку, к оформлению которого приложили британцы. Они построили здесь здания, разбили скверы, сады и парки, превратив Флориану в одно из самых зеленых мест на острове.

Первое, что встречается нам по пути – фигурная композиция «Христос Вседержитель» («Krist the King») Монументальная скульптура,  изображающая Иисуса, была установлена в 1913 году в честь 24-го Международного Евхаристического конгресса, на который, согласно традиции, заложенной в Лилле в 1881 году, собрались кардиналы, архиепископы и другие представители духовенства принадлежащие римско-католической церкви, со всего мира.

Известный мальтийский скульптор Антонио Шортино поставил на высокий постамент отлитую в бронзе фигуру Христа.

Перед ним смиренно опустилась на колени женщина, олицетворяющая Мальту. Рядом с ней – символическая емкость с виноградными гроздьями, в которую воткнут меч.

Она стоит напротив отеля Phoenicia

За ней — парковая зона, которую мальтийцам называют Ил-Молл (Il mall). У этого места, протяженностью около 400 метров, имеется официальное название Садов Маглио (Maglio Gardens),. Здесь растет немало интересных, даже редких, деревьев и кустарников. В частности, кактусов и других суккулентов, пальм, олив, дубов… Имеется сандарак (Sandarac Gum) — вечнозеленое хвойное дерево, эндемик западного Средиземноморья.

Сады Маглио протянулись от форта Святого Эльма на вершине Валлетты, вдоль улицы Республики. Они были разбиты в 1656 году гроссмейстером Ласкарисом. Огражденные стеной, служили местом отдыха рыцарей, где они играли в некую разновидность крикета — «паламаглио», где мяч надо протолкнуть через подвешенное железное кольцо.

В таком виде это место пребывало почти 250 лет. Изменения произошли в 1805 году. По приказу сэра Александра Болла, оно получило статус общественного парка. Появились пруды, фонтаны

Есть  памятники, посвященные выдающимся мальтийским деятелям: Джованни ди Николо Паппаффи, сэру Ганнибалу Шиклуна, сэром Филиппо Скеберрасу, маркизу Джозефу Шиклуна, и сэру Адриану Дингли, сэру Уго Мифсуду, маркизу Винченцо Бугедже, сэру Луиджи Прециози и сэру Алоизио Пизани.

А после Второй мировой войны, когда сильно поврежденная стена была убрана, Сады Маглио превратились в открытое пространство.

Вход обрамлен воротами-башенками с фигурным нввершием в виде гербов

Сразу же за ними — Монумент Независимости (Independence Monument), что был поставлен в 1989 году, в честь 25-й годовщины независимости Мальты от английского владычества, хотя республикой она была провозглашена в 1974 году, а последняя английская военно-морская база была ликвидирована только в 1979 году. Ее поставили на месте статуи Великого Магистра Вилены (начало XX века) перенесенной на другое место.

На мраморном постаменте – бронзовая фигура женщины с национальным флагом в руке, олицетворяющая Мальту. Освобождаясь от оков прошлого, она устремляется вперед, в будущее.

Ее автор — мальтийский скульптур Джанни Бонничи, создавший немало композиций, украсивших остров. Эта, высотой в 8,5 м, стала самым монументальным творением скульптора, исключительно значимым для страны. Недаром политические деятели, одерживая свои победы или празднуя торжества, непременно приносят к подножью монумента цветы.

Недалеко отсюда, через улицу Vjal Ir-Re Dwardu VII от можно увидеть Памятник военным летчикам (Commonwealth Air Forces Memorial).

Он представляет собой 15-метровую колонну из травертина, добытого в Тиволи, близ Рима, на вершину которой «взлетел» позолоченный бронзовый беркут (высота фигуры — 2.4 м.)

На круглом пьедестале — бронзовые таблички с именами 2298 летчиков из Британского Содружества, сбитых в воздушных боях во время Второй Мировой войны над Средиземным морем и погребенных в его пучине.  И для увековечивания памяти людей, пропавших без вести, скульптор Карлос Вилер вместе с архитектором Хубертом Уортингтоном создал этот мемориал, на открытии которого в 1954 присутствовала королева Елизавета II.

У основания колонны — бронзовая панель, где выгравированы слова, говорящие о назначении этого сооружения.

А на бульваре Нельсона (Vjal Nelson), расположенному поблизости, еще один Военный мемориал (War Memorial)

Он появился в 1938 году по инициативе британского губернатора Мальты, генерала Бонэма-Картера в память о шестистах мальтийских и около миллиона британских военнослужащих погибших во время Первой Мировой войны. Место, где горит Вечный огонь, является пунктом непременного официального посещения во время национальных торжеств и визитов государственных деятелей.

Памятник «сложен» из 5-ти «слившихся» стелл  из камня, привезенного с острова Гозо, что соединяются в своеобразную колонну высотой 15,25 м. (архитектор Луи Гауди). После Второй мировой войны к имевшимся там именным табличкам добавились новые.

Параллельно Садам проходит центральная улица Флорианы — улица Святой Анны (Triq Sant’ Anna), посреди которой проложена пальмовая аллея, а по бокам в красивых старинных зданиях расположились офисы многих компаний и посольств разных стран.

Здесь тоже можно увидеть интересные памятники. например национальному поэту, автору слов мальтийского гимна Дуну Кару Псаиме.

Или фонтан «Лев»

Этот барочный фонтан, датированный 1728 годом, изображает царя зверей, сидящего на пьедестале, установленном в середине чаши. В правой лапе у него — щит с гербом Антонио Маноэля де Вилены.

Во время войны фигуру льва удалось спасти, замуровав в камень. В 1958 году фонтан был реконструирован и снова стал функционировать.

Далее держим путь на самую большую площадь страны — Площадь Св. Публия (Pjazza San Publiju), где в праздники собирается значительная часть населения Мальты, где проводятся и политические митинги, и музыкальные концерты.

Она носит имя человека, который, будучи управляющим островом, тяжело заболел, но был исцелен появившимся в этих краях в результате кораблекрушения св. Павлом, сумевшим обратить его в христианство и крестить. Впоследствии Публий стал первым епископом Мальты, а после канонизации — ее главным покровителем.

На площади в рыцарские времена были сооружены глубокие подземные глубокие ямы-зернохранилища. Построенные в конце XVII века, они обеспечивали Валлетту продовольствием в военное время. Сверху ямы закрывались круглыми каменными крышками, заливавшимися по контуру цементирующим раствором для того, чтобы зерно не мокло и не сгнило. Эти крышки, в количестве 76 штук, торчащие словно пеньки, являются своеобразной достопримечательностью сего места.

На углу площади, там, где пересекаются улицы Святого Павла (Triq San Publiju) и Святого Томаса (Triq San Tumas), стоит Церковь св. Публия (San Publiju Knisja) построенная в 1733 году архитектором Джузеппе Бонничи и ставшая последним культовым сооружением периода правления рыцарей.

В 1844 году этот храм получил статус официальной приходской церкви Флорианы, где прихожан с распростертыми руками встречает фигура Христа, установленная на пике фронтона.

Портал величественного здания в классическом стиле украшают, стоящие на переднем плане коринфские колонны с резными фигурными капителями. За ними, в нишах, — фигуры святых. Подобные изваяния украшают и боковые стены здания, где по всей длине которых идут навесные резные балкончики.

В конце XIX века архитектор Никола Заммит обновил фасад и пристроил по бокам две высокие башни-колокольни с часами.

Интересна и внутренняя отделка храма со скульптурой, яркими фресками на стенах и потолке, на которых изображены сцены из жизни св. Павла в период его пребывания на Мальте, начиная с кораблекрушения, и сцены жизни св. Публия.

К сожалению, все это – новодел, ибо оригинал был уничтожен во время бомбардировок в 1942 году.

Рядом с площадью расположен ботанический сад Арготти (Botanic Garden Argotti), что был разбит в XVII веке Великим Магистром Пинто как частное владение. Затем он принадлежал судебному приставу Игнатию де Арготте-и-Гусману, который стал его владельцем в середине XVIII века (отсюда и его название). В 1805 году был превращен в ботанический сад, ставший опытной базой кафедры естественной истории Университета Мальты.

Ученые создали живую ботаническую коллекцию растений преимущественно средиземноморского типа. Здесь можно увидеть множество кактусов и других суккулентов.

Имеются фруктовые деревья, клумбы с лечебными травами.

В саду сохранились старинные постройки. Беседка (бельведер) XVII века и старинная вилла, в которой расположена экспозиция музея, рассказывающая об истории сада. Имеется скульптура, небольшие пруды, фонтаны, из которых самым старым является фонтан Виньякура, поставленный еще до образования сада, в начале XVI века.

С садом Арготти соседствует Сад Святого Филипа (St. Philip’s Garden), названный в честь бастиона, на котором он разбит, а потому его ландшафт частично повторяет очертания этого укрепления в форме треугольника.

Его раритет — большой каменный фонтан с тремя чашами, некогда стоявший на Георгиевской площади Валлетты. Построенный по приказу Великого Магистра Алофа де Виньякура в 1615 году, он снабжал жителей столицы водой, поступавшей по акведуку.

Интересное сооружение, состоящее из трех бассейнов, выполненных в виде ракушек. В центре – столб с изваяниями дельфинов. Его переместили в новое место в начале XIХ века из-за того, что мешал проведению военных парадов.

В салу много цитрусовых, кипарисов, разных декоративных деревьев.

А вдоль стен разбит прекрасный розарий.

Рядом с Ботаническим садом имеется здание, которое не может быть не замечено. Оригинальная архитектура строения со сложной резьбой, которую не увидишь на Мальте, ни в каком другом месте, напоминает дворец из сказки. 

Это методистская церковь (Il-Knisja Metodista) что была построена в 1883 году в стиле неоготики для нужд протестантов по проекту архитектора Томаса Маллета Эллиса.

Таким образом англичане решили противопоставить свой храм католическим, имеющимся на Мальте в большом количестве. Il-Knisja Metodista стала на острове первым зданием, куда было проведено электричество, и  молитвенный зал осветили лампы накаливания.

После ухода с острова англичан церковь прекратила свое существование. Строение,  переданное правительству страны в начале 1970-х годов, было переоборудовано, и 4 апреля 1975 года открыто как центр культурной деятельности имени Саммута Роберта Холла (Robert Samut Hall), автора музыки национального гимна. Здесь нередко проходят концерты классической музыки. Порой используется имеющийся  интересный ручной пневматический орган Уиллиса.

В минуте ходьбы отсюда, на Triq Sarria, стоит римско-католическая Церковь Саррия (Sarria Knisja), у которой имеется второе название — церковь Непорочного Зачатия (Knisja tal-Kunċizzjoni..

Это единственное здание спроектированное выдающимся художником Маттио Прети. А построил его знаменитый архитектор Лоренцо Гафа. Сам же Прети написал для нее семь больших полотен, красиво оформил  алтарь.

Небольшая ротонда цилиндрической формы появилось здесь в  1676 году на месте своей предшественницы, возведенной в 1585 году по инициативе португальского рыцаря Саррия Наварро. от которой к ней перешло название.  

Инициатива ее постройки принадлежала гроссмейстер Николасу Котонеру. Это было сделано  в знак благодарности Деве Марии за избавление от эпидемии чумы, вызвашей  в  1675 году колоссапльные опустошения.    

Во время войны, когда храм св. Публия пострадал от бомбардировок,  Сария временно выполняла функции приходской церкови Флорианы

А неподалеку, на E. S. Tonna Square, можно увидеть интересную старинную арку — Congreve-Bernard Memorial Hall, которая посвящена генералу, сэру Уолтеру Норрису Конгреву, офицеру британской армии, отличившемуся  во Второй бурской и Первой мировой войн, за что был удостоен самой высокой и престижной награды страны — Креста Виктории. С 1924-го по 1927-й год занимал должность  губернатора Мальты. 

Арка ведет к штаб-квартире скаутов (Scout Association of Malta)

Справа от церкви Саррия,  на той же улице, стоит своеобразный  памятник эпохе мальтийских рыцарей — водонапорная Башня Виньякура (Ilma Tower Vinyakura), где над входом установлен герб человека сделавшего немало для своих сограждан. Главная  же его заслуга – нормализация снабжения водой Валлетты, испытывавшей в ней недостаток.

Он проложил акведук, начинавшийся в районе Рабата, где в холмах имелось немало ключей. В течение 5-ти лет (1610 – 1615 г.г.) финансировал это строительство из собственных сбережений.

Эта водонапорная башня стала в 1615 году конечным пунктом водовода, солидный отрезок которого сегодня можно увидеть в районе города Аттард.

Тут же стоит и Церковь Капуцинов (Kapuċċini Knisja) или Церковь и Монастырь Святого Креста (Knisja u Monasteru tas-Salib Imqaddes). Что появились в конце XVI  по инициативе магистра Гуго Лубенека де Вердалы. Принадлежат одной из ветвей францисканского Ордена, что была основана в 1525 году миноритом Басси в Урбино.

Эта ветвь ордена имеет чрезвычайно строгий устав, проповедующий бедность, а потому монахи одеваются в хабит бурого цвета с капюшоном, подпоясанный веревкой с узлом, символизирующим нерушимость принятых обетов. На босых ногах  — сандалии. В отличие от собратьев, принадлежащих другим ветвям,  капуцины мало образованы, а потому их шутовские народные проповеди называют  капуцинадами.

Как церковь, так и монастырское здание,   во время Второй мировой войны были  практически разрушены при бомбежке города. Сохранилась лишь колокольня. Но в середине прошлого века все строения были восстановлены. Мы видим здание с плоским фасадом в романском стиле с тремя арочными входами.

На уровне второго этажа, по бокам от главного входа, между вытянутыми решётчатыми окнами, в нишах – фигуры святых. В высоком тимпане – часы. На стене колокольни — символ францисканцев, две скрещенные руки на фоне креста, а рядом со зданием – фигура Франциска  Азизского.

В XVIII веке под церковью было обнаружено своеобразное старинное кладбище, где вдоль стен, в вырубленных в скалистой породе нише вертикально стояли мумифицированные тела усопших монахов. Сохранилась лишь одна из них. Она выставлена на обозрение под стеклом. Говорят, что это останки брата Криспина Заммита, умершего в 1867 году в возрасте 79 лет.

Имеется а этом районе еще один небольшой садик — Са Мезон (Sa Maison), что был разбит  по воле  Великого  Магистра  Антуана де Поля  в 1636 году.

А вот название связано с именем шевалье Кайе Мезона, построившего в  середине XVIII века домик, в котором, ровно столетие спустя, жила леди Джулия Локвуд, писательница, прославившаяся  популярной в те времена в Англии книгой «Инстинкт или разум?  Сказки о животных».  В  память о ней это место называют так же Садом Ее Светлости (Garden of Grace) или Садом леди (Ladies garden). 

После смерти Джулии домик разрушили, сад передали военному ведомству, которое привлекло выгодное расположение места, выходящего к гавани Марсамшетт (Marsamxett Harbour).

В начале ХХ века он перешел в собственность городского  муниципалитета. Но есть нечто, напоминающее о рыцарских временах. Это смотровая башня Гардиола, с которой открывается отличный вид на укрепления и пристань для яхт Ta’ Шбиш.

И заканчивая рассказ о Флориане, хочется привести вас еще в один  сад, находящийся примерно в 10 минутах ходьбы от  Са Мезон. Это Сад Покоя (Garden ta ‘Paċi), что появился как кладбище бастиона Мсида (Msida Bastion Cemetery), где хоронили англичан-протестантов. Когда выделенный им небольшой участок переполнился, захоронения прекратились. Место пришло в запустение. Но в конце 80-х годов прошлого века мальтийские власти, восстановили это место как исторический и архитектурный памятник. В 2002 году  Сад Покоя получил Серебряную медаль международной НКО «Europa Nostra».

Среди могил британцев есть захоронения и людей других национальностей. Это Микель Антон Вассалли (1764 – 1829), «отец» мальтийского языка, бывший в контрах с церковью потому что, что переводил на мальтийский религиозные тексты. Из-за того, что жил в невенчанном браке, не был похоронен на католическом кладбище.

А еще здесь покоится  прах  русского барона  М.Д. Шлиппенбаха,   капитана фрегата «Александра», что умер у берегов Мальты и был похоронен здесь с военными почестями.

Фотографии мои м Валерия Скарбовского

Использованный материал

Independence Monument — Floriana — Wikimapia

Triton Fountain (Malta) — Wikipedia 

Mall Garden, Malta | Gardmed

Floriana — Wikipedia  . 

The Lion Fountain — Floriana, Malta — Fountains on Waymarking.com 

St. Philip’s Garden | MyMalta — Malta islands travel guide 

Argotti Botanic Gardens & Resource Centre — University of Malta

Sarria, Knisja Ta’ — Roman Catholic Churches in Floriana, Malta …

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: