Прекрасны наши города, где мощь искусства
Воспитывает ум и восхищает чувства…
Пьер де Ронсар
На Мальте, где каждый город, каждый уголок вызывает истинное восхищение, Мдина занимает особое место. Кажется, что здесь время остановилось, и, бродя по узким кривым улочкам, любуясь храмами и дворцами, ты испытываешь очарование Средневековья, сохранившееся до наших дней.
Впрочем, уходящая корнями в бронзовый век, история этого места намного древнее. Считается, что первое укрепленное поселение на плоской вершине холма высотой немногим более 200 метров, возникло около 4000 лет назад, в раннем бронзовом веке.
Далее раскопки показали, что в VIII столетии до н.э. здесь жили финикийцы, построившие первое оборонительное сооружение, которое они назвали Малетом, что в переводе означает «Защищенное место». Потом здесь были римляне, на период которых пришелся первый расцвет города, ставшего Мелистой.
Прошло несколько веков, и в 870 году здесь появились захватившие остров сарацины. Для того чтобы хорошо укрепиться, они прорыли между городом и пригородом, ставшим впоследствии Рабатом, ров, а в верхней части возвели мощные стены с бастионами. Отсюда и пошло название Мдина, означающее в переводе с арабского «город, окруженный стенами».
Эти стены вместе с оборонительными сооружениями, надежно защищавшими город и в более поздние времена, способствовали созданию аристократического облика, ибо именно здесь строила свои дворцы и особняки в средневековые времена мальтийская знать. Недаром в XV веке это место носило название «Citta Notabile» («Замечательный город»), а также «Citta–Aristocrat» («Город–аристократ»).
После появления в 1530-м году на Мальте рыцарей Ордена св. Иоанна, коренным жителям пришлось признать новую власть, пойти с ней на соглашение. Правда, с условием сохранения автономии своего города, полученного некогда от императорского наместника в Сицилии.
Когда выросла Валлетта, ставшая столицей государства, Мдина утратила как стратегическое, так и политическое значение. Превратилась в «Citta Vecchia» («Старый город»), брошенный многими жителями, перебравшимися в новый перспективный район. Спасло Мдину, как это ни парадоксально звучит, землетрясение, произошедшее в 1693 году, от которого многие дома ее сильно пострадали. Увидев это, Великий магистр Ордена, Адриен де Виньакур направил сюда рыцарей, которые привели все в порядок. И с тех пор город-музей, расположенный внутри крепости, словно законсервировался.
Правда, ему пришлось пережить потрясение во время появления на Мальте Наполеона, которого, в отличие от кавалеров Валлетты, принявших французского императора весьма радушно, мдинская знать отвергла, хотя пошла на сдачу города мирным путем.
Когда же французы начали грабить дома, на город накатила волна поистине народного гнева, ставшего причиной убийства генерала Массона, назначенного комендантом. Увидев такое дело. наполеоновские солдаты бежали из взбунтовавшегося города в Валлетту, оставив аристократов в покое. И их потомки, представители древнейших представителей островной аристократии, ведущей свою родословную от финикийцев, живут здесь поныне, составляя большую часть нынешних жителей Мдины, насчитывающей менее 400 человек.
Приятно бродить по кривым, петляющим узким улочкам Города Тишины, построенным, как говорится, «на ширину копья», согласно оборонными целям.
Ты ощущать дыхание величественной старины, окутывающей дома с резными фасадами и узорными яркими балконами.
Каса Кастеллетти
Casa Beaulieu на Tas-Sur
Вилла Тесорьер на Pjazza Tas-Sur
На дверях — вычурные бронзовые дверные молотки и приспособления для факелов, освещавших город по ночам.
Около входа во многие дома- небольшие «иконки», изображающие святых покровителей данной семьи.
А еще здесь встречаются, так называемые, «беременные окна»
В Мдину, которую несложно за небольшой отрезок времени пройти из конца в конец, можно войти через несколько ворот. Мы пройдем через Главные или Триумфальные, что были построены в 1724 году при Великом Магистре Ордена Антонио Мануэле де Вильэне.
Его герб можно увидеть прямо над проемом мощного сооружения в стиле барокко с множеством украшающих деталей.
По обе стороны от ворот, на стене и на пьедесталах сидят, охраняя вход в город, львы с необычным выражением морды.
Их изображение имеется и на гербе
С обратной стороны ворот, в тимпане, видим барельефные фигуры трех святых покровителей Мальты.
Это первый епископ св. Публий, крестивший его апостол Павел, а также св. Агата, которая бежала с Сицилии и нашла убежище на острове. В руках у них символ мученичества – пальмовые ветви. Ниже, справа, — герб местного аристократа Ингуанеза.
Около ворот — превращенная в музей, Мдинская Темница, в которой некогда изощренно пытали людей. О том, какие орудия истязания и казни использовались, можно узнать, заглянув вовнутрь. Здесь и «маски стыда», и «испанские сапоги», и «железная дева», и прочие приспособления в натуральном виде. С помощью современной электроники, звуковых и световых эффектов, воспроизводятся целые сцены из жуткой истории эпохи инквизиции, периодов римского и арабского владычества. Непосредственно у входа стоят пыточные колодки, в которые желающие могут просунуть голову и получить фотографию на память.
А еще здесь стоит Сторожевая башня (Торре делло Стандарто), что была построена в 1750 году в стратегических целях для наблюдения за окрестностями. Если дежурный видел надвигающуюся опасность, он разводил на плоской крыше костер, и его пламя предупреждало местных жителей.
Миновав узкий каменный мост, пролегающий надо рвом, вырытым еще арабами, окажемся внутри города.
Прогулку по Мдине совершают либо пешком, либо пользуются услугами повозок «кароццини», запряженных симпатичными лошадками, что ожидают гостей около Городских ворот.
Первое здание, встретившееся нам по пути на Площади св. Публия, будет Дворец Великого магистра Антонио Вильэны, возведенный в XVIII веке на останках серьезно разрушенного землетрясением здания Дворца Городского Правосудия.
Над воротами во внутренний двор такой же герб, что и на Главных воротах города.
Дворец, построен в стиле барокко. К центральной части с обеих сторон примыкает два крыла. До 1908 года он служил летней резиденции магистра. Затем здесь, в течение сорока 40 лет, находился госпиталь.
Сейчас здесь разместил свои экспонаты Музей краеведения
Обширные коллекции рассказывают об истории Мальты, образцах флоры и фауны, предметах старины. В экспозиции — археологические и палеонтологические находки разных эпох.
В подвальных помещениях сохранились тюремные камеры, где весьма реалистично воспроизведена атмосфера средневекового узилища с восковыми фигурами и орудиями пыток.
От Площади пойдем по главной улице города Вилегейнон, которая названа в честь рыцаря, защищавшего город от турок в 1551 году.
Справа, в Квартале тишины, увидим Женский монастырь с Часовней Святого Бенедикта. В здании, построенном в 1450 году как больница и перестроенном в 1625 году, живут, вдали от мирской суеты, монахини. До недавнего времени они не имели права покидать обитель даже после смерти, а потому вплоть до 1974 года, их хоронили исключительно за оградой монастыря.
Сегодня положение несколько изменилось. Монахиням разрешается раз в пять лет выйти «на люди» для участия в выборах, а в особых случаях навестить родственников. Аббатисой монастыря является представительница древней аристократической фамилии Тестаферрата, что обладает стоящим на этой же улице особняком, который мы увидим немного позже.
В монастыре имеется исключительно приятная небольшая часовенка, в алтарной части находится истинный шедевр Маттиа Прети (XVII в.). Это изображение Мадонны с младенцем, св. Петра, св. Бенедикта и св. Схоластика.
Слева к зданию монастыря примыкает Часовня св. Агаты. Построенная в 1417 году, она была реконструирована в 1694 году (архитектор Лоренцо Гафа).
Отношение к этой святой, являющейся покровительницы Катании, Сицилии и Мальты, в Мдине особенное. Это связано с двумя моментами.
Во-первых, девушка, родившаяся на Сицилии и принявшая христианство, оказалась преследуемой по распоряжению императора Деция и вынуждена была бежать из родных мест. Судьба привела ее в катакомбы на территории Рабата, недалеко от Мдины.
Во-вторых, много лет спустя, после мученической смерти и канонизации в 1551 году, святая неожиданно предстала перед одной из монахинь доминиканского монастыря, предупреждая о приближении неприятеля, и посоветовала вывести людей на бастионы с ликом святой.
Увидев шествие, освещенное факелами, мусульмане посчитали его столь массовым, что испугались и исчезли с горизонта.
Идем по улице Вилегейнон
Обращаем внимание на фасад дворца Каса Ингуанез, принадлежащего знаменитой мальтийской семье, члены которой являются прямыми потомками Гатто, известного подавлением восстания на острове Гозо в 1350 году, и гордятся своим родством с испанскими королями.
Средневековый дворец с фамильным гербом над входом, что был построен в 1370-м году, а затем неоднократно частично перестраивался, занимает целый квартал. В особняке имеется немало ценнейших предметов искусства, в том числе картин знаменитых мастеров, исторических документов, интереснейшая коллекция паланкинов. Только увидеть все это невозможно. Обитатели дворца не открывают дверей для публики.
Проходим мимо особняка Каса Виани, интересного тем, что в стародавние времена принадлежал семье, владевшей полуостровом, выкупленным рыцарями для создания Валлетты.
Напротив него, на углу с улицей Мескита, там, где при римлянах стоял храм, посвященный Аполлону, еще одно интересное частное владение.
Это Каса Тестаферрата, в которой до сих пор живут мальтийские аристократы. В настоящее время он принадлежит маркизу де Сан Винчензо Феррери, что получил этот титул в наследство от своего предка, удостоенного им в 1716 году королем Испании Филиппом.
Это строение, характерного для Мальты цвета, легко узнать по яркой красной двери. По обе стороны от нее — две внушительные колонны, напоминающие строением стволы пальм. Они поддерживают крохотный балкончик. На дверях – колотушки с изображением ангелов и фамильный герб.
Далее на нашем пути встретится Дворец Гатто Мурина — старейший норманнский дом с характерными для этих строений сицилийско-норманнскими окнами.
Вход в него «охраняют» рыцари в боевой амуниции
Дом был построен в 1350 году Франческо Гатто, чей фамильный герб виден на уровне второго этажа. Здесь в шести залах верхнего этажа расположена аудиовизуальная композиция «Сказки Молчаливого Города». Благодаря наушникам 25-минутное шоу можно услышать на 25 языках. В том числе и на русском.
Другое, подобное этому шоу «Жизненный путь Мдины» демонстрируется в другом старинном средневековом особняке, находящемся неподалеку отсюда в глубине квартала, на площади Мескита.
Оно рассказывает об истории и культуре Мдины за 3000-летний период. Интересные световые и звуковые эффекты, обеспечиваемые проекционной системой высокого разрешения.
Продолжаем двигать по улице Виллигайгнон до Дворца Святой Софии. Здание, построенное в 1495 году в романско-готическом стиле, прекрасно сохранилось.
Его даже не портит верхний этаж, достроенный в 1938 году. Оно интересно тем, что одним из первых обзавелось окнами, выходящими на улицу (до этого всегда строили с проемами, глядящими во внутренний двор), а также «пронизывающей» здание узкой улочкой-аркой Холли-Кросс.
Следующим объектом нашего внимания станет здание Городского (Муниципального) Дворца построенное в стиле пышного мальтийского барокко, о чем свидетельствуют изваяния на углах, интересная лепнина над дверью в тимпане фронтона, обрамление окон. Оно появилось в 1730 году по указу Великого Магистра Антонио Маноэля Де Вильены для нужд горожан. Во время британского правления использовалось как штаб-квартира Мальтийской Национальной Ассамблеи. Ныне там хранятся архивные документы
.
Далее улица приводит нас к Церкви и монастырю кармелиток, что были переведены сюда из Рабата в 1659 году. Здания для этого Ордена были возведены в период 1660 -1675 годов в стиле барокко. Храм, сильно пострадавший во время войны, был восстановлено в 60-х годах ХХ века и является истинной архитектурной жемчужиной Мдины.
Его богатое убранство, представляющее собой немалую художественную ценность, не раз попадало в поле зрения грабителей. В частности, в 1798 году французы вытащили отсюда солидную часть серебряной церковной утвари. Но этого им показалось мало. Грабители вновь вернулись сюда для того, чтобы прибрать к рукам поистине бесценные драпировки. Но мальтийцы заперли солдат снаружи, а мальчик-служка, забравшись на колокольню, забил тревогу. Так было спровоцировано восстание возглавленное представитель рода Ингуанез, о котором говорилось выше.
Сегодня это единственный на Мальте монастырь, открывающий двери для посетителей. И непременно стоит заглянуть сюда для того, чтобы полюбоваться интерьером от узорного мраморного пола до купольного свода, имитирующего небо.
Необыкновенно хорошо пышно оформленное алтарное пространство, в котором находится картина «Благовещение» Стефано Эрарди (1677). В храме имеются работы таких мастеров как Джузеппе Кали, Микеле Биллланти, Маттиа Прети. Особенно ценной считается титульная картина с изображением Богоматери Кармелитской (работа Пьетро Паоло Тройзи) в резной позолоченной деревянной раме, которая сама по себе представляет немалую ценность. А еще статуя Богоматери Кармельской, созданная мальтийским скульптором Андреа Имброллом, что, несмотря на свой почтенный возраст (более двухсот лет) непременно принимает участие в торжественном шествии – фесте, проходящей в июне.
Еще одна статуя Мадонны разместилась под синим сводом балдахина на внешнем углу здания.
Посетителям храма разрешается заглянуть в барочную трапезную, где тоже имеются интересные картины и скульптура. Здесь даются так же концерты, доход от которых идет на поддержание храма. По обе стороны от трапезной — подсобные помещения: кладовая и кухня с оригинальной каменной печью и старинной утварью (XVIII –XIX в.в). Открыт для просмотра и вариант монашеской кельи со всей ее атрибутикой. Попав сюда, непременно стоит посетить прекрасно зарекомендовавшее себя Старое Монастырское Кафе, где готовятся вкусные блюда, подаются хорошие вина, чай и кофе с вкусными сладостями.
А вот и монашенка…
Так, не спеша, шаг за шагом, мы дошли до конца улицы, что привела нас к Бастионной площади, около которой проходит городская стена.
Над городскими строениями поднимается Часовая башня.С нее прекрасно видны и Мдина, и соседняя Мтарфа, и деревушка мастеров — стеклодувов и камнерезов Та-Али. Несколько хуже просматриваются близлежащие городки Биркиркара, Лия и Аттард. У самого же горизонта проступают очертания Валлетты. В прилегающем к этому месту сквере имеется приятное кафе «Фонтанелла», где можно отведать исключительно вкусные сладости. Да и другие кафе в этом месте славятся своими тортами. А в одной из старинных башен, находится отличная чайная.
К слову говоря, в городе немало симпатичных ресторанчиков, где тоже можно вкусно пообедать. Например, вот такой.
Исключительно вкусная мальтийская кухня требует особого разговора, к которому я, непременно, когда-нибудь вернусь, а сейчас хочу порекомендовать замечательные мдинские супы.
Томатный
Тыквенный
После небольшого отдыха двинемся по этой же улице в обратном направлении и дойдем до Норманского дома (он же Дворец Фальцон), одного из старейших зданий на Мальте, ибо первый этаж его был построен то ли в XIII, то ли в XI веке. Второй был достроен в 1495-м. Мы видим огромные, словно ведущие в средневековую крепость, мощные ворота.
Стоит обратить внимание на характерные для нормано-сицилийского стиля высокие двойные окна сводчатой формы с коваными решётками.
Их особенность – колонка, делящая окно надвое и наличие пышной резьбы
В строгом аристократичном доме все просто и прочно: деревянные скамьи, длинный стол, выложенные изразцами печь и камин. Имеющиеся здесь коллекции поистине бесценны. Это самые разные предметы искусства и антиквариата: картины, серебро, оружие, керамика. К особо ценным экспонатам относятся персидские шлем и щит, часы конца XVIII работы Роберта Робина Фоба, любимого часовщика короля Людовика XVI, одни из немногих сохранившихся; медаль 1607 года принадлежавшая Великому магистру Алофу де Вигнакоурту (тому самому, чьи доспехи, специально сделанные для портрета, который писал Караваджо, хранятся в Оружейной палате Дворца Великих Магистров); картина Маттиа Прети «Лукреция, закалывающая себя кинжалом», старинный образ Мадонны, преподнесенный гроссмейстеру фельдмаршалом Шереметевым в день получения Большого креста, мраморный бюст Наполеона работы Кановы.
В 1530 году в этом месте жил Великий Магистр Мальты Л’Иль Адам, один из первых рыцарей, появившихся на острове. Сегодня гостей, переступающих порог апартаментов, отреставрированных в 2007 году и превращенных в музей, встречает живущий в Норманнском доме Жозеф Галеа, один из немногих истинных потомков рыцарей. Уважаемый специалист по истории Ордена, он долгое время служил в музее главного городского храма. А потом превратил в музей свой дом, где продолжает работать в старинном кабинете, заставленным стеллажами с книгами по истории Мальты.
С этим особняком соседствует палаццо Костанцо, представляющее собой элегантное барочное строение, принадлежавшее в конце XVII аристократической семье Костанцо. Здесь размещается еще одна городская аттракция — «Средневековье», переносящая зрителей в XIV – XV в.в. Вниманию посетителей предлагается пятнадцать сцен из жизни и быта людей того времени. Интересный эффект достигается использованием последних достижений электроники, звуковых и световых эффектов, а также … запаха. Мы видим людей разных сословий и профессий: строителя, возводящего средневековые дома, солдата, охраняющего городские стены, мясника, штукатура… Таблички с текстом на нескольких языках объясняют происходящее.
Идем дальше. На углу с улицей Св. Роха видим часовню св. Роха в стиле барокко, что была поставлена в 1798 году на месте разрушенной церквушки. У нее высокая колокольня, увенчанная своеобразной резной «луковкой», арочные окна и двери. Это действующая римско-католическая церковь посвященная святому, считающемуся у католиков защитником от эпидемий, в частности от бушевавшей в средние века в Европе чумы.
Отсюда по улице Св. Роха и доходим до самой большой площади города — площади Св. Павла, где стоит католический кафедральный собор архиепархии Мальты, о чем свидетельствует крест с двумя перекладинами на крыше здания.
Создатель собора св. Павла – один из самых знаменитых архитекторов Мальты Лоренцо Гафа. Верный себе, он применил характерный своеобразный элегантный стиль, ставший символом мальтийского барокко.
Когда-то на этом месте стоял храм богини Астарты, в котором проходили финикийские мистерии. Затем небольшой кафедральный собор, посвященный Богоматери. Разрушенный арабами, он был восстановлен в XI веке норманнами и освящен в честь св. Павла. Древняя церковь неоднократно достраивалась и обустраивалась до тех пор, пока ее не разрушило сильное землетрясение 1693 года. Сохранились лишь хоры и сакристия, которые проектировал за несколько лет до этого тот самый Лоренцо Гафа, которому было поручено строительство нового здания. Интересно, что строительство этого объекта в значительной мере финансировалось золотом, найденным при разборке старого фундамента.
Новый собор был освещен в 1702 году епископом Коко Пальмиери. А потому его герб вместе с гербом тогдашнего Великого магистра Фра Рамона Переллоса и гербом города красуется над главным входом в храм.
Вознесшийся над всеми городскими строениями высокий восьмигранный купол, венчающий здание с характерным фасадом, поражает красотой и величием. Недаром оно считается одним из лучших творений этого архитектора. По обе стороны от главного входа — две башни-колокольни. На них – часы. Одни из них показывают время, вторые – дату. Это сделано для того, чтобы, по мнению мальтийцев, запутать дьявола. Тот, не сообразив в чем дело, не сумеет искусить христиан, находящихся на мессе.
Когда храм был готов, многие мастера старались внести свою лепту в украшение его интерьера. Впечатляет мраморный разноцветный пол, под которым захоронены мальтийские аристократы и духовные лица Мдины (об этом свидетельствуют мозаичные гербы); очень красивы резные хоры из позолоченного дерева, пилястры из бордового и серо-зеленого мрамора с врезанными в них позолоченными медальонами, в которые вмонтированы портреты духовных лиц.
Из окон, врезанных в барабан, поддерживающий купол, льется солнечный свет, освещая пышный алтарь, в абсиде которого находится интересная фреска «Кораблекрушение». Как и она, так и другие фрески и в алтаре, и на потолке, изображают сцены из жизни св. Павла.
В заалтарной части — монументальная работа “Обращение святого Павла” Маттиа Прети, что была написана для норманнской церкви и чудом уцелела. Исключительно ценной считается картина тосканского мастера XV века, изображающая Мадонну с младенцем. Ей под стать купель, вырезанная из ирландского дерева.
Сегодня собор Святого Павла является исключительно престижным местом для венчания, а потому заявки на эту процедуру надо подавать задолго до грядущего события.
Слева от собора стоит, притягивая к себе взоры интересной архитектурой, один из домов, принадлежавших мальтийской знати — каса Джоржион.
Неподалеку находится и Дворец Архиепископа (1693 г.), что был построен на месте прежнего, разрушенного землетрясением. Сначала в нем жили епископы, пользовавшиеся на Мальте колоссальным влиянием. С 1944 года – архиепископ.
Пересечем улицу Св. Павла и окажемся около здания, построенного в 1744 году в стиле барокко, где над входной дверью зеленого цвета в арочном проеме виден небольшой ажурный тимпанчик, а по бокам от двери – статуи великомучеников. Это здание, строившееся для епархиальной семинарии, которая располагалась здесь вплоть до первого десятилетия ХХ века. Затем его занимали разные просветительские и церковные учреждения.
В 1969 году по велению губернатора Мальты сэра Мориса Германа Дормана здесь расположил свои экспонаты Кафедральный музей, значительную часть собрания которого представляет наследство графа Саверино Маркезе (конец XVIII – начало XIX в.в.). В крупнейшем частном музее Мальты можно увидеть немало интересного: гравюры Альбрехта Дюрера и Рембрандта, картины мастеров древней умбрийской школы и Бернардо Строцци, икону «Мадонна с младенцем» (предположительно кисти св. Луки), серебряную дарохранительница работы Бенвенуто Челлини.
В музее хранятся коллекция старинных монет (которым около 2000 лет), археологические находки, оригинальные документы, связанные с инквизицией. Изюминкой же является богато изукрашенный золотом испанский триптих XV века «Св. Павел», что до 1682 года находился в алтаре Кафедрального собора. На центральной части триптиха изображен святой, а по бокам, сверху и снизу – сцены его жизни. Окончив осмотр музея, направляемся в обратный путь.
По дороге видим зданиес интересной лепниной над входом.
Из города можно выйти через одни из ворот, пройдя предварительно под аркой, над которой под стеклом видны фрагменты старинной стены.
А можно по улице Ингуанез, на которую можно свернуть в самом начале улицы Виллигайгнон, выйти к Греческим воротам. Эти ворота стоят на Николаевской площади, названной так из-за небольшой изящной часовни св. Николая, построенной около 1550 года.
Она посвящена весьма уважаемому католиками святому, что боролся со штормами, спасал людей и суда от разгула стихии, помогал бедным, тайком подкладывал подарки нуждающимся. Сегодня это строение используется как склад церковного имущества.
Свое название ворота получили из-за треугольной крыши, опирающейся на круглые колонны. Они, повторяющие форму классических ц архитектурных образцов Древней Греции, были поставлены до появления на острове рыцарей членами небольшой греческой общины, жившей на юго-западе города для того, чтобы пропускать рабов, приходящих на поденную работу.
И последнее,что увидим в этом городе — старое-престое дерево, завязавшее ствол петлей.
2012
Фотографии мои и Валерия Скарбовского