Амстердам. История. Прогулка от улицы Nieuwezijds Voorburgwal до площади Dam.

О тихий Амстердам, с певучим перезвоном
Старинных колоколен, тихий Амстердам!
Зачем я здесь, не там, зачем уйти не волен
К тебе, о тихий Амстердам?

Константин Бальмонт. «Воспоминания о вечере в Амстердаме»

У каждого города свое лицо, свой цвет, свой вкус, свой запах… Не исключением является и Амстердам с оригинальными домами, некоторые из которых напоминают украшенные глазурью рождественские пряники или театральные декорации, полноводными цканалами, Кварталом красных фонарей и вытающим в воздухе запахом марихуаны в любой части Амстердама.

Самый большой город страны, расположенный на ста островах, связанных между собой многочисленными каналами, является столицей Нидерландов, несмотря на то, что все государственные организации и иностранные представительства базируются в Гааге.

Как у каждого города, у Амстердама имеется герб.

На геральдическом щите изображены три андреевских креста, олицетворяющих три достоинства города: доблесть, твёрдость и милосердие.

Его венчает корона Австрийской империи. По бокам щита -львы, что появились на гербе в XVI веке, когда Нидерланды стали республикой. Девиз города — Heldhaftig, Vastberaden, Barmhartig («Доблестный, решительный, сочувствующий») — был дарован в 1947 году королевой Вильгельминой в знак признания отваги, проявленной во Второй мировой войне.

Что касается этимологии, то название города произошло от двух слов: «Амстел» — название реки, на которой он стоит, и «дам» ( «дамба»), что связано с .историей города, берущей начало а  XII веке, когда после наводнений 1170 и 1173 годов местные жители, обитавшие у реки Амстел, построили мост через реку, возвели плотину, назвав деревню «Amestelledamme» (буквально — «дамба на Амстеле»).

В ту пору это была небольшая рыбачья деревушка, расположившаяся на территории дамб, построенных на обоих берегах нижней части.реки Амстел 

В связи с тем, что первоначально было воздвигнута дамба на восточном берегу, большинство старых названий в Восточной части Амстердама имеет приставку Ауде (от нидердандского  Oude — старый) или Аудезейдс- (нидерландский Oudezijds— старая сторона).

Строительство дамбы на западном берегу реки произошло позже, и дало название расположенной на её месте улицы Ниувендейк (Niuwendijk  — Новая дамба).

Около 1250 года  между обоими берегами была построена плотина с замками. Таким образом, устье Амстела, ныне Дамрак, стало первым морским портом небольшого поселения, которое, в конечном итоге, превратилось в мощный торговый город Амстердам.

А новая плотина, построенная в 1270 году, позволила выделить место для небольшой площади, получившей название Дам. Деревня стала называться «Amestelledamme», то есть «плотина на реке Амстел».

Первое письменное упоминание об Амстердаме датировано 27 октября 1275 года. В нем сообщается о даровании графом Флорисом V Голландским рыбацкой деревне торговых привилегий в виде взимания платы за проезд и право на свободное плавание через графство Голландия.

В 1287 году, в ходе крупнейшего наводнения, песчаный барьер в районе Тексела был разрушен, и Флевонское озеро, на берегу которого располагался Амстердам, окончательно стало заливом, получившим название Зёйдерзе. Это превратило деревню в центр морской торговли, получившего в 1302 году от Гай ван Авеснеса статус города.

В 1303 году в Голландии произошли волнения, в которых принял участие Амстердам, за что был жестоко наказан и лишился своих привилегий, которые были возвращены  в 1317 году графом Виллемом III.

Затем, в 1323 году, Амстердам получил исключительное право на импорт пива из Гамбурга. И так называемая материнская торговля, обеспечивала  ему в течение XIV -XV веков процветание.

При  Вильгельме IV город стал крупнейшим зернохранилищем Северных Нидерландов и важнейшим торговым городом Голландии.

В 1421 и 1452 годах в Амстердаме произошли крупные городские пожары, уничтожившие не менее двух третей строений. Восстановление растянулась на многие десятилетия. Новые дома возводились уже из камня. Финансово помогала торговля с Франциейсолью которая затем с большой прибылью продавалась в страны Балтийского моря.

В 1482 году Максимилиан Австрийский для защиты от возможных нападений начал строительство городской стены, которое длилось около двадцати лет. А еще в 1489 году он предоставил городу право использовать римско-германскую имперскую корону на своем гербе.

Во время Восьмидесятилетней войны Амстердам стал на сторону испанского короля Филиппа II Габсбурга, что привело к нескольким попыткам осады города. Но затем уступил и присоединился к Вильгельму Оранскому, войдя в состав других городов Голландии.

В то время Антверпен был главным торговым городом в регионе, но его падение в 1585 году открыло Амстердаму беспрецедентные возможности. В него перебрались многие антверпенские купцы, и международные торговые контакты принесли Амстердаму процветание.

А затем наступил так называемый «Золотой век», что длился столетие (1602-1702 г.г.)  В 1595 году амстердамские купцы снарядили весьма удачную первую экспедицию в Индию под управлением  Корнелиса де Хаутмана, что положило начало эпохи колонизации.

 В  1602 году была основана компания Голландская Ост-Индская компания, которая вскоре превратилась в крупнейшую торговую и судоходную компанию в мире, обладавшую монополией на торговлю в водах Азии.. Затем возникла Вест-Индская компания.

Чтобы навести порядок в хаотической системе чеканки монет, в 1609 году по инициативе Дирка ван Оса была основана Амстердамская фондовая биржа, которая укрепила экономические и политические позиции города.

В 1795 году Амстердам был провозглашен столицей Батавской республики, в которую преобразовалась старая республика семи Соединенных Нидерландов, а спустя 11 лет — Нидерландского королевства. На рубеже XVII — XVIII веков город стал одним из крупнейших торговых пунктов Европы, экономическим и культурным центром

.Процветающее место стало привлекать иностранцев. Здесь появились южане, немцы, скандинавы. А также евреи (сефарды и ашкеназы). Последние щаняли активную позицию в торговле, построили  Высокогерманскую и Португальско-израильскую синагогу.

«Золотой век» и ведущее положение Амстердама подошли к концу с Четвертой англо-голландской войной 1780 -1784 годов и французской оккупацией Нидерландов (1795 — 1813 г.г.) когда страной стал править назначенный Наполеоном Луи Бонапарт.

Но и тогда Амстердам оставался столицей Королевства Голландия, а Наполеон относился к нему как к третьему по значимости городу после Парижа и Рима. Потому он открыл Королевский институт науки, литературы и изящных искусств, а также заложил основы будущего Национального музея (Рейксмузеума).

30 марта 1814 года, после поражения Наполеона, королём Нидерландов был провозглашен принц Вильгельм Фредерик Оранский под именем Вильгельма I.

Середина XIX века в Амстердаме связана с именем терапевта Самуэля Сарфати из еврейского квартала, который столкнулся с ужасающими условиями жизни и выступал за целый ряд социальных изменений. Так, например, он первый в мировой истории начал в 1847 году собирать мусор и бытовые отходы, которые вывозились на баржах в сельскую местность, где они использовались как удобрения в сельском хозяйстве. В 1855 году основал первую голландскую хлебопекарную фабрику, производилившую тысячи доступных по цене буханок хлеба. В сотрудничестве с архитектором Корнелисом Оутшорном, Сарфати реализовал строительство большого стеклянного дворца Paleis voor Volksvlijt (1864 г.) и отеля Amstel (1867 г.)

В последней четверти того столетия, в связи с ускоренной индустриализацией и возрождением порта. в Амстердаме возникли жилищные проблемы, обусловленные притоком рабочей силы из деревень и небольших городов. Для ее решения были созданы жилищные ассоциации, построившие несколько сотен домов для рабочих-мигрантов и представителей низшего среднего класса.

Значительный экономический подъем отметился после 1870 года благодаря поставкам алмазов из Южной Африки, что позволила ювелирам и торговцам алмазами (этим занимались, в основном, евреи) вырваться из нищеты. И к началу Второй мировой войны  Амстердам  заслужил славу центра мировой алмазной промышленности

В 1853 появился водопровод. Шло развитие инфраструктуры железнодорожных и водных путей, способствовавших росту торговли и перевозок.

Развитие экономики Амстердама продолжалось и в ХХ веке, охарактеризовавшемся как «Второй Золотой  век».

Во время Первой мировой войны из-за нейтралитета, объявленного Нидерландами, Амстердам сначала не испытывал трудностей. Но к 1917 году в стране разразился голод из-за стагнации экспорта и импорта. На фоне массовых забастовок докеров, моряков, шахтеров и текстильщиков. вспыхнул так называемый «картофельный бунт», который был подавлен.

В 1928 году Амстердам стал столицей летних Олимпийских игр, для которых был построен специальный стадион.

А потом началась Вторая мирвая война. Город был оккупирован в мае 1940 года. В начале 1941 года началось преследование евреев. Было арестовано 427 человек. В ответ на это произошла забастовка, которая была жестоко подавлена оккупантами.

Особенно пострадали иудеи. Их исключили из экономической, социальной и культурной жизни. Они были вынуждены скрываться из-за преследований.

В Еврейском квартале, отрезанном от остальной части города, скопилось множество людей, потому что сюда собрали евреев из  других мест Нидерландов, создав таким образом ловушку. В  1942 году началась депортация.

Отношение же амстердамцев в иудеям было неоднознаяным. Одни были равнодушны к участи несчастных, другие выдавали их, сотрудничая с немцами, но были и такие, что помогали. В частности, фунеционировавшему Еврейскому совету под руководством Авраама Ашера и профессора доктора Дэвида Коэна, которые были тесно связаны с Движением сопротивления, и тысячи людей избежали ареста

В июле 1943 года союзники предприняли ряд попыток бомбардировки заводов Fokker, поставлявших немцам военное снаряжение. Многие бомбы пролетели мимо цели. В результате около 200 человек, в основном амстердамцев, погибло.

А вскоре после этого, 29 сентября 1943 года Амстердам был объявлен «Judenfrei», т.е. «свободный от евреев». Более 60 000 (около 75%) еврейских жителей Амстердама были депортированы и убиты в лагерях смерти.  

В начале мая 1945 года немецкая армия капитулировала, и 7 мая 1945 года амстердамцы праздновали освобождение на площади Дам. Радость сменилась паникой, когда немецкие солдаты из De Groote Club открыли огонь по тусовщикам. В результате стрельбы 32 человека погибло, сотни получили ранения. Днем позже, 8 мая 1945 года, Амстердам был окончательно освобожден канадцами, что вошли в город через мост Берлаге.

В 1950-60-х годах произошли значительные изменения в структуре расширившегося города; были разбиты  Западные города-сады, построен тоннель и мосты; большие площади были засыпаны песком с целью расширения порта.

1950 -1970 годы ознаменовались волной иммиграции населения бывших колоний, прежде всего Суринама. Помимо этого в город стали переезжать жители Турции, Марокко, Индонезии и других стран. Это привело к дефициту жилья и рабочих мест, возникновению межэтнических конфликтов; получили широкое распространение наркотики.

В конце 1960-х годов в городе появилась конопля. Роберт Джаспер Гротвельд вместе с Кисом Хукертом.основал в 1969 году Lowlands Weed Company — появилась первая торговая точка торговли конаплей в  плавучем доме  Хукерта «Де Витте Рааф»

В 1972 Mellow Yellow,  на Weesperzijde, стала первой кофейней, где тайно продавался  гашиш . А в 1975 году эту  концепцию переняли кофейни «Россия» и «Бульдог».

Эти действия подтолкнули к сопротивлению городских властей и судебным искам, но в 1976 году им пришлось смириться, что привело  к нынешней политике, проводящей различие между сильными и легкими наркотиками.

В 1960 — 1970 годах  Амстердау пришлось бороться с многочисленными хиппи и скваттерами, что самовольного заселяли покинутые или незанятые здания, не имея на это юридического права.

А еще во  второй половине ХХ века Амстердам стал считаться гей-столицей Европы. Ведь именно здесь в 1946 году появилась самая старая из существующих ассоциаций гомосексуалистов, В 1987 году в Амстердаме был установлен первый памятник геям, а в 2001 году мэр заключил первый в мире однополый брак. Еще одним ярким событием стали Гей-игры, которые прошли в Амстердаме в 1998 году и до сих пор были крупнейшим й-мероприятием ЛГБЕ общины в Нидерландах.

Об особом отношении к этой группе людей мне довелось убедиться во время путешествия на кораблике по каналам. Мы с подругой сели друг за другом для у борта для того, чтобы лучше рассматривать и фотографировать то, что встретится на пути.

Рядом через некоторое время появились молодые люди восточной наружности, а за ними – капитан кораблика, который сначала вежливо, а потом настойчиво стал просить меня пересесть к подруге для того, чтобы парни оказались рядом.

Никакие доводы по поводу того, что мы первыми заняли эти места с определенной целью, не помогли, ибо он настаивал на том, что пары должны быть вместе,  ибо это «Путешествие романтическое». А еще сказал,  что не двинется с места, пока ситуация не изменится. Пришлось повиноваться.

 А теперь, завершив обзор исторических событий, отправимся на прогулку по этому интересному городу. выбрав исходной точкой  улицу Nieuwezijds Voorburgwal, что находится в центре города, пролегая с севера на юг.

Ее название  переводится как «Новая боковая передняя бастионная стена». Это связано с тем, что в 1385 году  была построена новая бастионная стена с каналом.

Здесь стоит ряд интересных зданий, имеющих историческую ценность. В частности, дом № 282, что построил в  1725 году  Хендрик Бикер,  потомок известной амстердамской семьи, мэр города. Он был собственностью  его потомков до 1835 года

Фото из Википедии

Здание состояло из двух частей с отдельными входами, фасадами по шесть окон под прямым карнизом с семью консолями. Южная часть здания называлась «het Regte Cromhout», северная — «De Parcen». Многие детали с богатой лепниной выполнены в стиле Людовика XIV.

Во время войны здесь жила семья Тины Стробос, участницы Сопротивления. Она вместе с матерью и бабушкой во время Холокоста спасла более 100 еврейских беженцев, используя секретный отсек на чердаке и систему звонков, предупреждающих о внезапных рейдах полицейских.

Кроме того, Тина прятала оружие, украденное у немцев для бойцов сопротивления. подделывала талоны на еду, а также удостоверения личности. Как и другие женщины, участвовавшие в Сопротивлении, «работала» курьером, привозя оружие, радиоаппаратуру и радиоприемники. Несмотря на то, что гестапо арестовывала и допрашивала ее девять раз, она никого не сдала.

После войны Стробос получила медицинское образование, стала психиатром. Училась в Англии, потом  отправилась в Соединенные Штаты для изучения психиатрии на стипендию Фулбрайта. Впоследствии поселилась в Нью-Йорке

В 1989 году была удостоена звания Праведника народов мира, а в  2009 году была отмечена  Образовательным центром Холокоста и прав человека в Нью-Йорке .

О том,, что она жила в амстердамском доме, говорит мемориальная доска установленная  в 2012 году, после смерти Тины..

Сегодня в этом здании небольшой театр Betty Asfalt на сто двадцать мест Комплекс также является идеальным местом для небольших конференций, частнвх вечеринок, записи телепрограмм, презентации книг или рекламных акций..

Следующий объект нашего внимания — дом №182. Монументальное здание построенное в 1895–1899 годах в стиле неоготики и неоренессанса по проекту Корнелиса Петерса как почтовое отделение, превратилось в торговый центр Magna Plaza.

Фото из Википедии

Снаружи здание обильно украшено полихромным кирпичом с деталями из обработанного камня, включая обрамление всех окон и дверей. По краям крыши расположено большое количество слуховых окон, каждая со своим двускатным фронтоном. Из-за грушевидных венцов на вершинах башен здание в просторечии называется Perenburg  «Перенбург» («Грушевый город»)

Интерьер здания состоит из центрального зала с галереями на двух верхних этажах, окруженных аркадами и увенчанного люком на крыше.

В 1988 году оно было продано за 7,5 миллиона фунтов стерлингов (около 3,2 миллиона евро) шведскому девелоперу Larmag, который намеревался перепрофилировать здание под роскошный торговый центр.

Реконструкция, проведенная в 1991 году, сохранила фасад здания ограничившись очисткой, ремонтом и реставрацией. А интерьер был полностью перестроен с сохранением несущих конструкций и декоративных элементов. Торговый центр Magna Plaza, названный в честь генерального директора Larmag Ларса-Эрика Магнуссона, был открыт для публики 17 августа 1992 года.

В кафе

Идем по улице Nieuwezijds Voorburgwal. по направлению к площади Дам ( de Dam) — центральной площади Амстердама, получившей свое название от плотины на реке Амстел, что в 1270 году стала первым связующим звеном между поселениями на берегах реки.

Со временем плотина  стала столь широкой, что позволила создать городскую площадь, ставшую ядром города, развивающегося вокруг нее. Неподалеку был причал торговых кораблей, а на  площади возник большой рыбный рынок. Район стал центром коммерческой деятельности с ратушей, возведенной в 1400 году, которая в 1452 году была уничтожена большим пожаром. Появившаяся на месте пепелища новая постройка, была уничтожена огнем в 1652 году.

Возведению нового здания много лет что-то мешало. Лишь после Мюнстерского мирного договора 1648 года, бывшего частью Вестфальского мира, который закончил Тридцатилетнюю войну и Восьмидесятилетнюю войну (Нидерландскую революцию) между Республикой Соединённых провинций Нидерландов и Испанией, ставшим одним из ключевых событий нидерландской истории; потому что Соединённые Провинции, наконец. обрели независимость от Священной Римской империи, было принято положительное решение.

Руководство над осуществлением проекта взял в 1648 году на себя главный архитектор Амстердама Якоб ван Кампен, который привлек к возведению и декорированию дворца лучших плотников, строителей, художников, скульпторов и даже писателей.

И в 1655 году появилось строением в стиле голландского классицизма из песчаника Бентхаймера. Для для отделочных работ было использовано большое количество мрамора, особенно в интерьере, по образцам римских дворцов. Открытие  которого состоялось 29 июля мэром Корнелисом де Греффом. Но еще несколько лет продолжалось  его декорирование великолепной гипсовой лепниной и каменной скульптурой.

Красивое строение недаром называли «Восьмым  чудом света», «Жемчужиной в короне Амстердама», а серебряный мастерок, с помощью которого был заложен 28 октября 1648 года первый камень. выставлен в Рейксмузеуме.

Изначально ратуша покоилось на 13 659 деревянных сваях, а в 1945 году, после того, как здание стало проседать, сваи добавили и сейчас их 13 681.

Крупнейшее светское строение Европы XVII в неоклассическом стиле выполняло свою изначальную функцию с 1655-го по 1808 год. А потом, во время французской оккупации, было преобразовано под Королевский дворец. А еще по приказу Луи Бонапарта была ликвидирована рыночная площадь, снесен весовой дом, который «закрывал обзор» новоиспеченному монарху.

Из ратуши выселили всех административных работников во главе с мэром. Остался лишь банк, расположенный в этом здании. Для Луи была заказана уникальная мебель в стиле ампир, драпировки из дорогой ткани, латунные светильники, гобелены, хрустальные люстры, каждую из которых освещал огонь 12 масляных ламп, что были электрифицированы в 1937 году..

Наполеон основал во дворце Королевский музей из городских коллекций Стадхолдера и Амстердама, которые легли в основу более позднего Рейксмузеума.

Затем дворец стал домом для французского губернатора Шарля Франсуа Лебрена.

Французская оккупация закончилась в 1813 году с разгромом Наполеона. В победе над диктатором сыграл немалую роль Виллем VI Оранский, который передал королевский дворец городу. Но после коронации решил сделать его, оборудованный предшественником, собственной резиденцией, и с согласия городского управления в 1936 году бывшая ратуша была продана мэрией Амстердама правительству Нидерландов 

Рассмотрим дворец, состоящий из трех этажей. Мы видим выступающие вперед центральную часть фронтона и боковые флигели, пилястры с капителями коринфского ордена…

Фронтон дворца украшает барочный барельеф, где  изображена Амстердамская дева, морские божества и рыбы, символизирующие водную стихию.

Наверху — статуя Мира с оливковой ветвью в руках, символизирующая заключении Мюнхенского соглашения в 1648 году. Около нее фигуры Благоразумия и Справедливости.

Центральную часть здания с семью арками (соответственно семи регионам Северных Нидерландов)  венчает высокий купол, увенчанный флюгером в форме зубчатого корабля — старого символа города Амстердам.

Интересны тимпаны, а также мраморные и бронзовые статуи на фронтонах. восточного и западного фасадов, которые символизируют «Мир» (восток), «Осторожность» (юго-восток), «Справедливость» (северо-восток), «Атлас» (запад), «Бдительность» (юго-запад) и «современность» (северо-запад).

На первом этаже все окнами защищены тяжелыми решетками, а в окнах, так называемой переговорной комнаты, где судьи выносили приговоры, хорошо видны отверстия, в которые можно было вставить мушкеты для предотвращения озможного штурма.

Интересен тот факт, что у этого здания нет парадного подъезда. Официальный вход находится сбоку, по адресу Nieuwezijds Voorburgwal 147.

Интерьер, лишенный особой  пышности, выполнен в стиле голландского классицизма с философским смыслом и мифическими аллегориями. Это работа лучших архитекторов и живописцев того времени: Г. Флинка, Я. Йорданса, Я. Ливенса, Ф. Боля.

Среди множества различных помещений здесь выделяется несколько залов. которые украшены роскошными барельефами, орнаментами, узорами из гипса. Декор наполнен глубоким смыслом и служит великой цели – донести Божественные идеи о создании мира в умы верующих.

На нижнем этаже расположен зал Трибунала  — помещение, где выносились судовые приговоры. Барельефы на его стенах рассказывают о трех видах приговоров: справедливом, сострадательном и мудром. Это связано с историческими терминами, основаных на приоритетах римского консула Луция Юния Брута, греческого царя Залевка и библейского царя Соломона.

Трибунал управлялся сенатом, состоящим из двух — четырех бургомистров и определенного числа шерифов. Сенат назывался  Wethouderschap от слова Vierschaar, что дословно переводится как «группа из четырех человек», а потому четыре скамейки для судей были размещены в квадрате с подсудимым посередине. Весь «пятачок» обносился веревками.

Голландское выражение «vierchaar spannen» («натяжение четырех ножниц») относится к затягиванию или поднятию этих веревок до начала судебного разбирательства. (Сопровождается вопросом, достаточно ли высоко солнце, «hoog genoeg op de dag», поскольку эта практика восходит к Средневековью, когда эти испытания проводились на открытом воздухе.)

Внушительный Гражданский зал (Burgerzaal)  демонстрирует статус голландской монархии в мире. Над входом – скульптура Богородицы, как олицетворение города. Слева от нее — аллегория Силы, а справа — Мудрости.

 Помещение украшено гипсовыми лепными элементами (колонны, узоры, плинтусы), На мраморном полу размещены три круга с картами Восточного и Западного полушарий, на которых отмечены места успешной колониальной политики Нидерландов и Звездного неба. Это говорило о том, что у ног жителей города лежали весь мир и небо, ибо Амстердам считал себя  центром Вселенной.

Напротив — вход в Корабельный зал (Schepenzaal), над которым расположена статуя Справедливости, с песочными часами в одной руке и мечом в другой. «Праведность» попирает «Жадность», представленную поверженным королем Мидасом, и «Зависть», изображенную в виде Медузы со змеями вместо волос.

А в прилежащем коридоре возвышается могучий Атлант, который, как и положено мифологическому герою, держит на своих плечах небесный свод. Каменная скульптура удачно дополнена гипсовой лепниной, декорированной пастельными и золотистыми оттенками.

Над входом в галереи в арках изображены элементы «Земля», «Вода», «Воздух» и «Огонь», ибо в  XVII веке считалось, что Вселенная состоит из этих четырех элементов.

 Зал Моисея (Mozeszaal) — бывшая палата Городского Совета. Именно в этом месте королева Беатрикс подписала подписала документ об отречении от престола.

Зал назван в честь огромного полотна более 13-ти метров в ширину и 5 метров в высоту (работа амстердамского  художника Якоба де Вита, 1737 год), сюжетом которой является библейская история о том, как Моисей отправил разведчиков в Землю Обетованную.

В 2008 году была проведена серьезная реконструкция Королевского дворца с восстановлением лепнины, барельефов, орнаментов, узоров, очистки статуй, укреплением потолков. И сегодня в этом месте, открытом для публики, можно увидеть хорошую экспозицию полотен лучших нидерландских живописцев Золотого века. В частности, Рембрандта, Флинка и Боля. А в летне-осенний период  в стенах Дворца проводятся творческие конкурсы, интересные выставки. 

К дворцу примыкает готическая Nieuwe Kerk (Новая церковь) XV века, появившаяся потому что Sint Nikolaaskerk (Церковь св. Николая), первая приходская церковь Амстердама, оказалась недостаточной для того, чтобы вместить всех прихожан, ибо  во второй половине XIV века значительно возросла численность городского населения.

Впрочем, ее история началась раньше, примерно в 1380 году, когда Виллем Эггерт пожертвовал землю рядом со своим домом и садом  для строительства церкви, которая была освящена 25 ноября 1409 года. И Виллем Эггерт был похоронен в ней в 1417 году.

Во время городского пожара 1452 года церковь была сильно повреждена и отстраивалась в течение многих лет. Досталось ей и во время иконоборчества в 1566 году. От богатого красивого католического интерьера осталось немногое, а  после переделки 1578  она и вовсе стала протестантской.

В 1662 году на месте главного алтаря был построен надгробный памятник, спроектированный Ромбоутом Верхюльстом для адмирала Мишеля де Рюйтера.

Затем  были  городские пожары 1421 и 1452 годов, когда Ньиве Керк  выстояла. Но в 1645 году она сгорела почти вся, за исключением хора и ряда часовен. После этого была восстановлена ​​в готическом стиле.

Деревянные своды были заменены каменными, за исключением центрального крестового свода, украшенного позолоченной листвой. Новая кафедра была изготовлена ​​Альбертом Винкенбринком (1649-1664), а новый орган — Якобом ван Кампеном (1655). Церковь была вновь открыта 10 мая 1648 года.

На протяжении веков Новая Керк была многофункциональным зданием. Кроме использования по назначению, здесь проводились ярмарки, концерты,  проходили церемонии награждения и вручения дипломов.

К середине  ХХ века церковь сильно обветшала, а потому в период 1959 — 1980 годов была проведена  крупнейшая реставрация в истории здания. Здесь снова проходят разные выставки и концерты, а  2 февраля 2002 года здесь состоялась свадебная церемония принца Оранского Виллема-Александра и Максимы Соррегьеты.

Обратим внимание на солидное здание, спроектированное голландским архитектором Эй Джей Джолингом в стиле ампир, что строилось с 1914 по 1917 год. В нем разместился филиал международной сети магазинов одежды Peek & Cloppenburg.  А в 1991 году на верхние этажи здания перебрался музей мадам Тюссо, который появился в городе 19 февраля 1970 года. Примерно через год музей впервые открыл свои двери на главной торговой улице Калверстраат, став первым музеем восковых фигур мадам Тюссо за пределами Соединенного Королевства.

Идея создания музея восковых фигур в Амстердаме принадлежит Жозефине Тюссо (1900–1985), бизнес-леди и праправнучке основателя музея восковых фигур Мари Тюссо. На момент открытия голландская коллекция состояла из 20 экспонатов, сегодня количество знаменитостей насчитывает уже пяти десятков и ежегодно увеличивается.

Музей в течение ряда лет подвергался модернизации, и с января 2012 года демонстрирует и интерактивные «картинкм»

К слову говоря, на сегодняшний день во всем мире работает 19 аналогичных музеев – филиалов лондонской достопримечательности. Об основателе лондонского музея и его экспозиции см. (На коктейле с Майклом Джексеном)

Следующее здание на площади — Биржа Берлаге (Beurs van Berlage), что было построено между 1896=м и 1903-м годами выдающимся голландским архитектором ХХ века Хендриком Петрусом Берлаге на участке земли, где прежде была гавань.

У него свой собственный стиль. Простой, сдержанный по  форме, оказавший влияние на многих модернистских архитекторов, в частности функционалистов Амстердамской школы. Целью архитектора было измение стилей прошлого, создание интерьероов открытой планировки.

Главным украшением биржи являются большие часы, расположенные на 40-метровой башне. По углам основного здания — три скульптурные фигуры. Гийсбрехт ван Амстел — легендарный герой, основатель Амстердама, Ян Питерсоон Коэн, герой-офицер голландской Ост-Индской компании  и Гуго де Гроот (Гроций), гуманист, писатель, философ и юрист.

Здание построено из красного кирпича с каменными опорами, перемычками и балками. Крыша из железа. Частичное двойное остекление обеспечивает естественный свет внутри здания.

На стенах здания известный в то время художник Ян Торуп помнстил три большие горельефа, изображающих прошлое, настоящее и будущее. Они были приняты публикой неоднозначно. Были призывы убрать их, так как некоторые говорили, что они напоминают работы художников-социалистов.

Beurs van Berlage отличается уникальными и хорошо сохранившимися интерьерами. Главный зал, первоначально использовавшийся как торговая площадка для товаров, поражает своей простотой, и в то же время мастерством отделки.

Войдя через вход  под башней с часами, попадаем вовнутрь, где  находятся три больших многоэтажных зала, ранее использовавшихся в качестве торговых. Вокруг них сгруппированы офисы и общественные помещения. Используется также для проведения концертов, выставок и конференций.

Внутри представлены картины Ричарда Роланда Холста, изображающие промышленность и торговлю. А также  декоративный рельеф из терракоты Ламбертуса Зейла, олицетворяющий человеческий прогресс.

Beurs Berlage, служившее  на протяжении почти столетия Амстердамской фондовой и товарной биржей, сегодня голландцы любят называть Palazzo Publico, общественным залом. Именно здесь в 2002 году состоялась гражданская свадебная церемония между принцем Оранским и принцессой Максимой перед отъездом в Новую Керк.

Имеется здесь и De Bijenkorf – известный универмаг, что  начинался со склада, открывшегося в 1870 году на Ньювендейке как галантерейный магазин и превратился в фешенебельней креативный универмаг, где можно найти продукцию самых известных брендов.

Тут же, на площади, стоит Heredivim, где разместилось несколько разных объектов. На первом этаже – магазины. В частности, ювелирный магазин всемирно известной фирмы  Gassan, специализирующийся на бриллиантах.  С момента своего основания в 1945 году Gassan  демонстрирует своим посетителям искусство огранки алмазов. Уникальность в том, что заказчик может сам собрать украшение. На  втором этаже —  клуб Koninklijke Industrieele Groote Club (IGC).

И, наконец, последнее, на что обращаем внимание, — памятник жертвам Второй мировой войны.

Фото из Википедии

В 1947 году на площади был установлен временный памятник, спроектированный А. Я. ван де Стером и Ауке Комтером. Он состоял из 11 урн с землей с мест казней времен Второй мировой войны и военных кладбищ в каждой из голландских провинций.  Три года спустя добавилась двенадцатая урна с землей с  ​​землей из Голландской Ост-Индии, ныне Индонезии.

А потом появился белокаменная стела, спроектированная голландским архитектором Якобусом Оудом. Скульптура, дополняющая его, создана Джоном Редеккером и его сыновьями Ханом и Яном Виллемом Редеккерами. Рельефы выполнены скульптором Полем Грегуаром. Монумент был открыт 4 мая 1956 года королевой Нидерландов Юлианой.

Центральным элементом памятника является бетонный конический столб высотой 22 метра покрытый белым травертином. На передней части колонны — барельеф под названием De Vrede («Мир»), состоящий из четырех прикованных цепей мужских фигур, представляющих страдания, перенесенные во время войны.

По обе стороны от этих фигур расположена скульптура, представляющая членов голландского сопротивления, Левая фигура символизирует сопротивление интеллигенции, а правая фигура — сопротивление рабочего класса. У их ног — собаки, олицетворяющие страдания и верность.

На стеле надпись на латыни: «Guod gestant cives spectet ad astra dei». («Здесь, где сердце отечества, пусть этот памятник, который горожане несут в своем сердце, взирает на звезды Божьи»).

Над центральным рельефом видна скульптура женщины с ребенком на руках и летающие вокруг нее голуби, олицетворяющие победу, мир и новую жизнь.

Рельеф на тыльной стороне столба изображает взлетающих в небо голубей, символизирующих освобождение. 

Памятник размещен на системе концентрических колец, образующих ступеньки к памятнику. Перед памятником, по бокам, расположены изваяния двух львов. символизирующие Нидерланды.

Тыльную сторону памятника «охватывает» полукруглая стена с двенадцатью  урнами,  о которых щла речь выше. На ней, с одной стороны, –стихи  Адриана Роланда Холста, а на обратной Энтони Донкера на голландском.

Памятник претерпел две реставрации: в 1965 и 1997–1998 годах. Во время реставрации в 1990-х годах он весь был разобран, а внутренняя часть центральной колонны из кирпича была заменена бетонной.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов Национальный памятник стал местом тусовки хиппи, считавших его символом свободы. Они не только собирались здесь днем, но и укладывались спать ночью.

Летом 1970 года городское правительство решило с ними бороться, и это спровоцировало беспорядки, продолжавшиеся сутки, пока площадь не была очищена морскими пехотинцами. Хиппи перебрались в Вонделпарк.

Уходим с площади, около которой видим шарманщика с монументальным инструментом интересной конструкции.

2016

Написано по следам экскурсии с Марией Рез

Использованный материал

Amsterdam — Wikipedia
Dam Square — Wikipedia

Amsterdam — Wikipedia 

Nieuwezijds Voorburgwal — Wikipedia 

Дом в Амстердаме, где Тина Стробос укрывала более ста … 

Magna Plaza — Wikipedia 

Koninklijk Paleis op de Dam — — Wikipedia 

Nieuwe Kerk (Amsterdam) — Wikipedia

Madame Tussauds Amsterdam — Wikipedia 

Beurs van Berlage — Wikipedia 

National Monument (Amsterdam) — Wikipedia

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: