МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ. ЗААНСЕ-СХАНС.

Очаровательная голландская деревня, изрезанная небольшими каналами, по которым грациозно скользят лебеди.

Плывут, суетливо перебирая лапками утки…

На полянках с изумрудной травой, пасутся коровы и козы…

По всему пространству разбросаны аккуратные ярко-зеленые домики…

А на их крышах привольно чувствуют себя  галки

Хотите рассмотреть ее поближе? Пожалуйста.

Идиллию средневековой атмосферы нарушают лишь приезжие, решившие увидеть сельскую жизнь Голландии такой, какой она была в прошлом, ибо время и технический прогресс сыграли свою роль.

Когда из-за городского развития многие деревни потеряли свою значимость и стали, в прямом смысле этого слова, исчезать с лица земли. Множество старинных построек в разных частях Нидерландов оказались под угрозой сноса. И тогда правительство (это было в 60-х — 70-х годах прошлого века) приняло решение собрать по всей стране раритетные дома и собрать их в одном месте. Так появилась туристическая аттракция, демонстрирующая дерню такой, какой она было в XVII-XVIII столетии, когда богатые купцы стали возводить деревянные здания на болотисто-торфяных почвах,  ставя их на каменные фундаменты.

Итак, мы Заансе-Схансе, где крутят свои лопасти ветряные мельницы, блестят чисто вымытыми окнами, обрамленные вышитыми занавесками и украшенные стоящими на подоконниках цветочными горшками из дельфтского фарфора с синей росписью, домики, преимущественно, зеленого цвета. Вокруг каждого – небольшие, ухоженные садики…

Место, выглядящее как декорация к историческому фильму, а на фотографиях напоминающее лакированную старинную открытку, заселено обычными людьми, живущими своей жизнью. Они ездят на велосипедах, гуляют с собаками, разводят курочек, уток и барашков. К любопытным туристам, сующих всюду свой нос, привыкли и относятся   снисходительно-внимательно.  Ведь это – часть их существования, которое можно охарактеризовать современным словом – бизнес.

Городок, который без преувеличения можно назвать музеем под открытым небом, расположен напротив живописного городка Зандейк, на берегу реки Заан, где, несмотря на малую пригодность места для развития сельского хозяйства, столетие за столетием, вырастали средневековые деревушки, в которых сформировался особый диалект речи коренных жителей – zaans,

Ну и что из того, что на болотистых почвах, не росли деревья, а по пространству гулял, непрерывно дувший ветер? Нашелся человек, сумевший использовать негативное явление во благо. Это был лесоруб Корнелис Корнелизоон из городка Уитгеест.В 1596 году, ставшем судьбоносным для страны, он изобрел первую лесопилку, работавшую за счет силы воздушной стихии.

Корнелис запатентовал свое изобретение, которым не преминули воспользоваться другие люди. И с того момента, наряду со знаменитыми тюльпанами, символом страны стали ветряки. Недаром эти сооружения, разбросанные по всей территории Нидерландов, придают особый колорит окружающему пейзажу.  Правда, большинство их, называемых ветрогенераторами, имеет уже современную металлическую конструкцию. Преобразуя кинетическую энергию ветрового потока в механическую энергию вращения ротора, они вырабатываю электричество.

Уникальная технология позволяет при отсутствии соответствующего сырья получать энергию для промышленных, коммерческих и бытовых нужд. Так обстоит дело сегодня. А пять веков назад ветряки выполняли другую работу. Благодаря им резко возросла производительность деревообрабатывающих производств, сыграв ключевую роль в развитии экономики страны.

Значительно увеличилось число верфей, со стапелей которых сходили корабли, давшие возможность небольшой стране в короткий срок превратиться в одну из самых влиятельных держав с сильным флотом, который способствовал ее обогащению за счет завоевания колоний в разных частях мира.

Но вернемся к Корнелиусу, который, занимаясь усовершенствованием своего изобретения, попутно создал множество полезных вещей (один из них – простейший вариант центробежного насоса), а имя его все же увековечили сотни ветряных мельниц, что мололи зерно, распиливали древесину, измельчали орехи и специи, дробили камни и мел, производили краски и табак.

Именно в Голландии в XIX веке была создана первая в мире промышленная зона. Но время, войны, стихийные бедствия (в основном пожары) и технический прогресс привели к тому, что к середине XX века большинство объектов пришло в негодность. И произошло то, о чем говорилось выше.

В период 1961 — 1974 годов был создан заповедный уголок, получивший через двадцать лет официальный статус этнографического музея, где самое посещаемое место — музей кломпов (Wooden shoe workshop), традиционной голландской обуви, что была изобретена примерно 800 лет назад.

Появление деревянных башмаков обусловлено специфическим климатом Нидерландов. Круглогодичная большая влажность быстро приводила в негодность промокающую кожаную обувь, которая, ко всему прочему, стоила совсем недешево и была недоступна людям небольшого достатка. В частности, крестьянам и рыбакам.

Другое дело — деревянные башмаки, выточенные из однородного бруска, простые в изготовлении, а потому дешевые. К тому же, они могли надёжно защитить ноги как от влаги, так и зимнего холода (спасали толстая подошва, нередко подбитая соломой, а также солома, вложенная вовнутрь). Спасали они и от травм.

Кломпы настолько прочно завоевали Голландию, что стали символом верноподаничества. Народ, заполняющий улицы во время королевского выезда, непременно должен был быть обут именно в такую обувь.

Такая обувь сопровождала голландцев всю жизнь. От рождения до смерти. Не успевал ребенок родиться, как ему дарили первую пару деревянных башмачков. Красиво разукрашенные туфли молодой человек преподносил избраннице, предлагая ей руку и сердце. А к свадьбе дарил особые, украшенные тонкой резьбой. Их, после торжества, молодожены вешали на стену и вставляли во внутрь цветы.

Отслужившие кломпы отправлялись в очаг в качестве топлива, а потому старинных образцов практически не сохранилось. Тем не менее случайные находки (один кломп датирующийся 1280-ым годом, был в 1990 году найден в плотине, перегораживающий реку Роттер), а второй, самый старый на сегодняшний день, что выточили в 1230 году, обнаружили в дамбе Амстердама.

Почему они не сгнили за столько столетий? Да потому что были сделаны из ольхи, дерева, что, как и тополь, не подвержено гниению.  Из этих пород деревьев кломпы изготавливают и сегодня. Ведь несмотря на то, что в настоящее время практическое значение деревянных башмаков резко уменьшилось, и большинство голландцев уже не носит эту обувь повседневно, они остаются популярными среди фермеров, огородников, садоводов, рыбаков. Так как, ко всему прочему, кломпы способны защитить от воздействия острых предметов и жгучих химикатов, их используют как элемент спецодежды на ряде производств.

А еще в Голландии считают: ношении традиционных башмаков — один из способов сохранить здоровье, ибо кломпы не давят на сосуды, не сжимают пальцы, способствуют сохранения тонуса икроножных мышц. А некоторые исследователи даже связывают их ношение с более высоким ростом нидерландцев по сравнению с жителями других европейских стран.

В Заанс- Схансе собрана одна из крупнейших и интереснейших коллекций этой обуви в Голландии.  Каких только башмаков здесь нет! И самые простые с широким закругленным передком, и вычурные, оббитые металлом с загнутыми вверх длинными носами….

Есть летние и зимние, однотонные и пестро разукрашенные, с гладкой поверхностью и резные… Самого разного размера. Начиная со стандартных и кончая крохотными сувенирными.

В музее выставлен стенд, демонстрирующий процесс превращения деревяшки в туфлю. А еще имеет место аттракция. В специально оборудованной мастерской, где посетителей рассаживают по лавкам, где стоят специальные станки, где по стенам развешаны соответствующие инструменты, на глазах присутствующих молодой человек за четверть часа превращает болванку в башмак.

А потом  демонстрирует, обув на свою ногу.

Но это лишь часть процесса. Изделие, вышедшее из рук мастера в виде заготовки, отправляют сушиться на стеллаж в специальное помещение. Затем полируют как снаружи, так и внутри, (обычно это делают женщины), натирая поверхность влажными губками с белым песком. Впрочем, сегодня, такой способ практически не применяется. Используется движущаяся лента из наждачного полотна.

Когда подготовительная часть закончена, к делу приступают художники, украшающие кломп рисунком, поверх которого накладывается лак. Согласно неписанным правилам, сначала изготавливают кломп на левую ногу, а потом – на правую. А чтобы ходить в такой обуви было удобно, чтобы она не натирала, должна свободно сидеть на ноге, одетой в толстый шерстяной носок. Между пяткой и задником башмака должен проходить указательный палец.

Второе, непременно посещаемое место, — ферма по производству сыра (Cheese farm Catharina Hoeve), где можно увидеть, как готовят сыр разных сортов, как из исходных ингредиентов на основе молока получается сливочная масса.

Это демонстрируют девушки, облаченные в национальные костюмы с оригинальными кружевными чепцами в форме шлема.

Сыр — один из национальных голландских продуктов, имеющих глубокие исторические корни. И эта деревенская сыроварня, презирающая современные технологии, готовит его по старинным рецептам из коровьего, козьего и овечьего молока.

Посетителям предлагается несколько десятков сортов: от классических до эксклюзивных. Мягкие, твердые, копчёные, сдобренные разными добавками (паприкой, тмином, зелеными травами, орехами, чесноком), определяющими цвет изделия.

При сыроварне имеется музей, где можно услышать захватывающую историю продукта, уходящую корнями в далекое прошлое, а также увидеть уникальную коллекцию исторических артефактов, картин и предметов, демонстрирующих развитие производства сыра на протяжении многих лет.

В Заансе-Схансе можно посмотреть, как работают другие ветряные мельницы.  (Место нахождения и назначение их можно увидеть на стенде, находящемся около въезда в деревню).

Что же они собой представляют?  Из ряда мельниц, разбросанных по деревне, шесть, находящихся в рабочем состоянии, открывают двери для ля туристов. Это, прежде всего, De Kat («Кошка») — единственная в мире, производящая краску. От нее, построенной в 1646 году как маслобойня, осталась лишь нижняя часть, до галереи. Верхняя же, разрушившаяся, в 1960 году была заменена фрагментом мельницы XVII века, привезенной из Зандама. В 1781 году «Кошка» была переоборудована под переработку минерального сырья для лакокрасочной промышленности и мела.

Другая мельница De Huisman («Де Хейсман») с 1780 года занимается перемалыванием разных специй. В основном — горчичных зерен, из которых готовится известный во всем мире продукт марки «Zaanse». Она тоже собрана из двух перемещенных сюда из Зандама мельниц и стоявшего прежде в этом месте склада бумаги.

Восьмиугольная De Bonte Hen («Рябая курица»), датированная концом XVII века, изначально работала как лесопилка. Она несколько раз горела, подвергалась наводнениям и ударам молнии. Полностью отреставрированная и переоборудованная, сегодня   изготавливает   растительное масло: рапсовое и льняное.

Производителем этих же продуктов является   «De Zoeker», что была построена в 1673 году в Зандаке и переместившаяся сюда в 1968 году.

Есть в деревне и лесопилки.  Это Het Jonge Schaap (Молодая овечка»), созданная по аналогии с   одноименной, находившейся около вокзала Зандама, с которой перед разрушением были сняты тщательные замеры, по которым были созданы чертежи и зарисовки. А еще «De gekroonde Poelenburgт», что пилила лес с 1869 года в Ког ан де Зан, а позднее была перевезена на другой берег реки, и «Het Klaverblad» («Клеверный лист»), которая появилась уже в XXI веке.

Если вам недостаточно впечатлений, полученных от мельниц Заансе-Схансе, то можно отправиться в окрестность деревни, где стоят мельницы с необычными названиями: «De Bleeke Dood» (Мрачная смерть), «De Ooievaar» (Аист) и «De Held Jozua» (Герой Иисус Навин).

Находящаяся рядом с ними мельница «Schoolmeester» (Учитель) – последняя сохранившаяся во всем мире ветряная мельница, изготавливающая бумагу, которая на протяжении веков считалась по качеству лучшей в мире.

Но, как вы уже заметили, Заансе- Сханс интересен не только мельницами. На его территории расположено около 30 домов, часть которых открыта для посетителей. В части их нашли место миниатюрные музеи и уникальные мастерские, сохранившие на протяжении веков традиции старых ремесел.

Здесь имеется старая бакалейная лавка, превращенная в «Albert Heijn Museum Shop». Это он заложил базу для знаменитого супермаркета «Albert Heijn», филиалы которого разбросаны по всей Голландии. Хозяин торговой сети, начавший с развозки овощей на тележке, открыл сначала овощную, а потом бакалейную лавку. Сегодня мы видим оригинальную обстановку магазина и образцы продававшихся в нем товаров.

А это сувенирная лавка

Интересен Нидерландский музей часов (Museum van het Nederlandse Uurwerk), где представлены часы разных эпох. От башенных XVI века, до современных электронных. В музее Zaans Museum & Verkade Pavilion выставлены на обозрение бытовые приборы, национальная одежда.  Есть экспозиция, посвященная местной шоколадной фабрике. В особом помещении, относящемся к музею, сохранена бондарная мастерская, что функционировала с 1919 года практически до конца ХХ века, а после кончины последнего бондаря перешла к музею в практически неизмененном виде.

В центре ремесел «De Saense Lelie», что расположен в бывшем складе XVIII века, можно увидеть, как делается роспись по знаменитой дельфтской керамике и выдуваются изделия из стекла. Тут же можно приобрести понравившиеся сувениры. Рядом -музей-пекарня «Bakkerijmuseum» и музей-булочная «Gecroonde Duyvekate» в здании XVII века с интерьерами XIХ века.  Здесь можно купить местный хлеб и сладости.

Имеется также мастерская по производству оловянных изделий, ликеро-водочный музей, демонстрирующий как выглядело производство 150 лет назад. Тот, кто, пленившись картиной деревенской жизни, хочет задержаться здесь на день-другой, приглашает небольшая гостиница «B&B Heerlijck Slaapen».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: