Этот город восхитителен» — писал об Антверпене Виктор Гюго. И с ним невозможно не согласиться. Очарование площадей и улиц, храмов и памятников, имеющих значимое историческое прошлое, вызывает одновременно и удивление, и восхищение.
Атмосфера чего-то сказочного создается сочетанием готики и барокко, ренессанса и винтажа, слиянием стилей разных эпох…
Особенно хорош город в ясный день, когда солнечные лучи, пронзив листву деревьев, рисуют на стенах зданий узоры брабантских кружев. Недаром антверпенцы считают его одним из прекраснейших городов мира.
С этим местом, не случайно заслужившим статус «колыбели изящных искусств», связаны имена таких выдающихся художников как Питер Пауль Рубенс, Питер Брейгель, Якоб Иорданс, Франс Снейдерс, Антонис ван Дейк…
И, конечно, невозможно упустить из вида Яна Вермеера Делфтского, написавшего именно здесь знаменитую «Девушку с жемчужной сережкой», ставшую брендом города после выхода в свет книги Трейси Шевалье и снятого по ее мотивам одноименного фильма.
Согласно легенде, название города связано с историей мифического великана Дрюона Антигона, жившего у моста, соединяющего берега Шельды, и взымавшего плату за пользование им.
С теми, кто не хотел этого делать, поступал крайне жестоко: отрывал руки и бросал их в воду. Но однажды римский воин по имени Брабо расправился с великаном его же методом. Он отрубил руку великану и выбросил её в Шельду. И этот факт определил название города, ибо в переводе с нидерландского, «hand werpen» переводится как «бросать руку».
Этот момент нашел отражение в скульптуре, украшающей фонтан, стоящий на площади Гроте Маркт, который создал в 1887 году скульптор Жозеф Ламбо.
Впрочем, не исключена и другая версия, предполагающая, что название города происходит от слова «andawerp», что в переводе с франкского означает «возвышенный участок суши, намытый рекой». Вполне возможно, что имеется в виду укрепление, построенное здесь франками в виде земляного вала.
В третьем же варианте это заимствование из древнего языка народа, обитавшего здесь в незапамятные времена.
История Антверпена, который вместе с Гентом и Брюгге входил в состав замечательной страны Фландрии, начинается задолго до образования королевства Бельгия, отметившего немногим больше полутора веков.
В II-III веках там, где стоит замок Стен, жили кельты. А около 600 года, южнее этого места, появились франки, занимавшиеся преимущественно рыболовством, что отмечено в жизнеописании Святого Элигия, епископа из Турне, побывавшего в середине VII в. рамках миссионерской деятельности на территории современной Бельгии.
В 836 году поселение франков было разграблено и сожжено поднявшимися по реке норманнами, что, обосновавшись здесь, пробыли чуть больше века. До тех пор, пока их не изгнали восточные франки, которые сразу же возвели укрепления. И стал расти город, вошедший в состав Восточно-франкского королевства.
После того, как в 1183 г. это место стало частью Герцогства Брабант, созданного германским императором Фридрихом I Барбароссой, начался стремительный расцвет, и 1291 году Антверпену был пожалован статус города, в котором английским, генуэзским и венецианским купцам было предоставлено право свободной торговли.
Бурное оживление экономики превратило Антверпен в главный порт, через который проходили потоки колониальных товаров из заморских владений Испании и Португалии, а также в центр международной меновой торговли и финансов Европы. И вскоре, в 1315 году, он вступил в торговый Ганзейский союз.
В 1384 году город перешёл под власть Бургундии, но уже в 1477 году стал принадлежать Габсбургам.
В банки, открытые в 1492 году, хлынуло золото из Нового света. И в 1508 году это место стало главным торговым портом португальской империи, куда из колоний шли товары для продажи в странах Европы. Это поощрялось императором Карлом V, даровавшем Антверпену множество привилегий.
Только благоденствие длилось недолго. После отречения в 1556 году этого монарха от престола начался закат золотого века этого региона.
Нидерланды достались в наследство его сыну, испанскому королю Филиппу II, чье правление привело к Нидерландской буржуазной революция и войне за независимость от Испании. Положение усугубилось религиозным конфликтом между протестантами и католиками.
Окончательную точку в процветании города на Шельде поставила акция, получившая название «испанского бешенства», когда в 1576 году плохо оплачиваемое наёмное войско короля захватило цитадель, а затем, совершив оттуда вылазку, подвергло город разгрому и грабежу. Было убито и замучено свыше 8 тысяч горожан, сожжено до тысячи домов.
Принес беду и 1584 год, когда Антверпен осадил испанский наместник Алессандро Фарнезе. После 13-месячной осады он вынудил его капитулировать. Протестантам пришлось покинуть город.
Не прошло мимо него и подписание Вестфальского мира (1648 г.), завершившего общеевропейскую Тридцатилетнюю войну. Занявшие устье Шельды голландцы отрезали Антверпен от моря, запретили навигацию по реке вплоть до 1863 года.
Правда, запрет был частично снят во время французской оккупации (1795 — 1814 г.г.), в период 1815–1830 годов и позже, когда Бельгия стала частью объединенного Королевства Нидерланды.
Новый взлёт Антверпена, связанный с развитием торговли и промышленности, наблюдался в результате колонизации Бельгийского Конго, откуда стали прибывать уникальные товары и ценнейшее сырье (каучук, слоновая кость, металлосодержащие руды).
А потом были мировые войны ХХ века, которые нанесли свой урон. Но разрушенный город сумел восстановиться, возродить былую красоту.
В настоящее время это главный политический центр Фламандского региона Бельгии и крупнейший узел на перекрёстке важнейших транспортных путей. Здесь размещаются штаб-квартиры ведущих банков, проводятся международные выставки, ярмарки и конгрессы. Лидирующие позиции обеспечивает порт, сохранивший давние торговые традиции.
Прогулку по городу начинаем с площади Королевы Астрид, куда выходит фасад главного вокзала Антверпен-Центральный, что начал функционировать 11 августа 1905 года.
Интереснейшее строение (архитектор Луи Деласензери) в 2009 году было реставрировано и реконструировано. Согласно рейтингу, составленному журналистами американского журнала «Newsweek», он занял четвёртое место в списке самых красивых вокзалов мира.
В интерьере огромного здания с высоким потолком, где центральный купол достигает 75 метров, стены расписаны и отделаны 20-ю видами разноцветного мрамора. А потому он выглядит как грандиозный средневековый собор.
Любители британского сериала об Эркюле Пуаро по мотивам произведений Агаты Кристи с Давидом Сюше в главной роли, имели возможность увидеть его в одной из серий.
Недалеко от вокзала находится зоопарк, один из старейших в Европе, что был создан в 1843 году. В нем содержится около 5000 животных. Все они более 100 лет находятся под наблюдением Королевского Зоологического Общества, в функции которого входит забота о благополучии животных, защита видов находящиеся под угрозой исчезновения.
А напротив зоопарка, вокруг улицы Пеликаанстраат, расположился знаменитый на весь мир «золотой квартал».
Это царство бриллиантов, золота и драгоценных камней, через которое проходит около 85% мирового оборота неогранённых алмазов и половина огранённых алмазов.
Продукция, выходящая отсюда, признается самой качественной и уникальной, а совершенная форма огранки получила название «антверпенской».
Введение в конце 2013 года знака качества способствует укреплению репутации мировой алмазной столицы с всемирным алмазным центром (AWDC), придавая Антверпену статус ведущего поставщика услуг в торговле бриллиантами.
В настоящее время в алмазном квартале города активно функционируют 4 биржи, работает несколько сотен мастерских по обработке драгоценного камня, имеется бесчисленное количество ювелирных магазинов.
Всем этим управляют ортодоксальные евреи, которых легко узнать по специфическому виду. Они занимаются этим делом, начиная с XV века. С тех самых пор, как камни начали привозить из Индии.
Но сюда мы не пойдем. Отправимся по улице Meир, что начинается у Центрального вокзала и заканчивается у торговой площади Гроте-Маркт. Нас интересуют интересные строения, где аркады эпохи Возрождения соседствуют с фламандским барокко и современными эклектичными сооружениями .
Первое, что бросается в глаза, — памятник Давиду Тенирсу Младшему, замечательному художнику (1610-1690). Старший из 4-х сыновей художника Тенирса Старшего, он писал картины на религиозные темы, жанровые сцены городской и деревенской жизни, интерьеры, портреты, пейзажи…
Произведения художника хранятся практически во всех значимых музейных собраниях мира. В XVIII веке сюжеты его полотен нередко воспроизводились на французских гобеленах.
На мой взгляд, более всего интересна серия оригинальных полотен, изображающих обезьян, которые, одетые словно люди, хозяйничают на кухне, играют в карты, трапезничают, курят трубки…
С левой стороны от него видим особняк, называемый по традиции «Королевским дворцом». Изящная постройка в стиле Людовика XV — яркий пример архитектурного стиля рококо (архитектор Баурсшейдт).
Здание из бентхаймского камня было построено в 1745 году как городской особняк для богатого купца Яна ван Сустерна, не дождавшегося «сдачи объекта в эксплуатацию».
Зато стены этого дворца помнят Наполеона и Марию-Луизу, голландского монарха Вильгельма I, бельгийского короля Леопольда II, персидского шаха и королеву Викторию…
Сегодня это место является собственностью королевской семьи, которая открывает его для посещения.
Интересно посмотреть интерьеры, среди которых особой пышностью отличаются Тронный зал, Зеркальный холл и Большая галерея. Здесь собрана большая коллекция картин фламандских художников, имеются оригинальные предметы старинной мебели.
В одном из крыльев здания действует небольшая мастерская по изготовлению шоколада. Там можно увидеть, как работают мастера, производящие знаменитый бельгийский продукт.
По другую сторону улицы, создавая ансамбль, стоит еще одно творение этого зодчего, строгий фасад которого украшен изящными рокайльными раковинами. Это так называемый «Австрийский дворец», в котором располагается один из антверпенских банков.
Около этих зданий стоит задержаться для того, чтобы рассмотреть множественные скульптурные композиции, украшающие фасады.
Проходим еще немного и останавливаемся около памятника другому известному художнику Фландрии – Антониусу ван Дейку (1599 -1641).
Скульптор Леонард Кюйпер в 1856 году изваял фигуру из белого мрамора и установил ее перед Академией изящных искусств.
Памятник несколько раз менял местоположение. До тех пор, пока в 1992 году, не перебрался на улицу Меир.
Ученик П.П. Рубенса был мастером по созданию виртуозных парадных портретов, религиозных и мифологических композиций в стиле барокко. Он жил и работал в Германии, Италии, занимал должность придворного живописца испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении, правительницы Испанских Нидерландов.
Особенно любим был в Лондоне, где занимал должность придворного художника у английских королей Якова I и Карла I (последний посвятил его в рыцари, пожаловал статус королевского художника). Там ван Дейк прожил до конца жизни и был погребен в соборе св. Павла.
Доходим до угла, пересекающегося с улицей Лайстраат, где на уровне второго этажа виден горельеф с изображением Лодевейка фон Бергена, считающегося «основоположником алмазного ремесла», потому что именно он, во второй половине XV века, придумал способ обработки драгоценного камня с помощью алмазного диска, оливкового масла и алмазного порошка.
Продолжаем движение. На углу одного из домов (к сожалению, не помню, где именно) увидим изображение Богоматери с младенцем Христом под сине-зеленым балдахином. Подобный тем, что часто встречаются на Мальте, и совершенно не характерны для Нидерландов.
По адресу Meir 78 находится City Hall, что был построен в 1908 году в неоклассическом стиле архитектором Алексисом ван Мехеленом по заказу Городского совета, планировавшего разместить здесь ратушу.
В 2007 году, после реконструкции, здесь обосновался роскошный торговый центр. Под стеклянным куполом с позолотой — помещения, отделанные мрамором, лепными рельефами, оригинальными украшениями, скульптурой, мозаикой, дубовым паркетом….
На этой же улице (дом №109) стоит здание Биржи. Оно было построено в 1531 году как фондовая и торговая биржа, место встречи купцов для заключения сделок. В середине XIX века оно сильно пострадало от пожара и было восстановлено в современном виде.
Сегодня здесь торговые залы филиала всемирно известной фирмы «Fossel», бренд которой был создан в 1984 году Томом Картсотисом в техасском городе Ричардсон.
К слову говоря, на этой улице можно встретить множество других домов, как с модными фешенебельными магазинами, а так и с неприметными на первый взгляд, небольшими лавками, в окнах которых на фоне черного бархата мерцают драценные камушки.
Свернем на улицу Wapper, что в конце прошлого века называлась Рубенсстраат. Там стоит композиция «Орел», отлитая в 1931 году датским скульптором-анималистом Гуго Лиисбергом, и превращенная в 1980 году в фонтан.
Это один из вариантов фонтана, находящегося в Силькеборге (Дания).
Итак, мы на улице Wapper
Остановимся около дома Рубенса, крупнейшего фламандского живописца, работавшего в стиле барокко, прославившегося масштабными работами на мифологические и религиозные темы, считающегося виртуозным мастером портрета и пейзажа.
Этот дом с участком он приобрел в один из самых благоприятных моментов своей жизни, когда, вернувшись на родину в 1609 году, женился на Изабелле Брант и был приглашен на службу к наместнику испанского короля во Фландрии.
Мастер перестроил часть строения в стиле барокко периода итальянского Возрождения, оставив в неприкосновенности выходящий на улицу фасад, имеющий вид богатого бюргерского дома.
Около дома разбил небольшой сад с пышной, декоративной аркой в стиле фламандского барокко.
Строение состояло из 2-х частей: двухэтажного крыла, в котором размещались жилые покои, и зал рядом с мастерской (окна на трех уровнях), где и писались огромные полотна.
Внутренние апартаменты во фламандском стиле украшала добротная мебель XVII века. Интерьердополняли дорогие сердцу владельца коллекции античной скульптуры, гобелены, произведения прикладного искусства, собственные картины, которые не подлежали продаже, а также произведения других художников…
Прожив здесь до самой смерти, Рубенс завещал распродать свою художественную коллекцию, а полученные деньги разделить между второй женой и детьми, что и было сделано.
Таким образом, картины попали в разные страны к разным владельцам, а дом, переходя из рук в руки, к XVIII веку оказался практически полностью разрушенным. Уцелели лишь портик, двери и садовый павильон.
В ХХ веке, незадолго до начала 2-й мировой войны, этот комплекс приобрел муниципалитет с целью создания музея. По старым планам и гравюрам реставраторы восстановили внешний вид, а интерьер обустроили аутентичной мебелью XVII века и картинами, принадлежавшими кисти учеников и помощников Рубенса, эскизами самого мастера, копиями его работ.
Гордостью коллекции стали два портрета Бартоломеуса Рубенса и Барбары Арентс (деда и бабушки Рубенса) работы Якоба Класса ван Утрехта.
В 1946 году музей распахнул двери для посетителей.
Напротив этого дома стоит один из ведущих банков — BNP Paribas Fortis Bank Antwerpen
Дом-музей — не единственное место, связанное с именем этого художника. Ведь недаром Антверпен называют городом Рубенса. Его работы можно увидеть в храмах. В частности, в соборе Богоматери и церкви Сент-Поль.
Принимал Рубенс участие так же в проектировании фасада и главного алтаря барочной церкви св. Карла Борромео, принадлежащего Ордену иезуитов. Приложил также руку к декоративной отделке интерьера.
Вместе с молодым Антонисом ван Дейком создал 39 полотен, которые украшали плафоны нефов «Мраморного храма». Но в 1718 году, из-за удара молнии, практически все работы погибли. В первоначальном варианте сохранилась лишь боковая капелла Марии.
К сожалению, алтарная картина, вместе с другими произведениями искусства, в период Австрийского господства, была вывезена в Вену, а потому в Антверпене, можно увидеть лишь ее копию.
Стоит так же зайти в церковь св. Иакова, прихожанином которой был художник. Здесь он нашел последний приют. Прах, изначально захороненный в фамильном склепе семьи Фурман, из которой происходила вторая жена живописца, был в 1643 году перенесен в специальную капеллу, расположенную за главным алтарем. Там же, впоследствии, были погребены и его потомки.
Алтарь из белого и чёрного мрамора (работа Файдхерба) венчает статуя Девы Марии, привезённая из Италии самим Рубенсом. А на переднем плане — авторская «Богоматерь с младенцем Иисусом в окружении святых».
Все персонажи прекрасно узнаваемы. Деву Марию художник наделил чертами первой супруги Изабеллы Брандт, Мария Магдалина напоминает вторую жену Елену Фурман, а в образе св. Георгия в латах изобразил самого себя. В эту компанию вошли отец и дед художника.
Имеется в городе и памятник, выполненный по заказу городского совета скульптором Вилемом Гифтсом. Его поставили в 1843 году, приурочив к 200-летию со дня смерти художника.
Рубенс стоит на находящейся неподалеку Гроенплац («Зеленой площади»). Статуя из бронзы помещена на квадратный каменный пьедестал серого цвета. У ног фигуры — бронзовые книги. Свитки и кисти свидетельствуют как о дипломатической деятельности, так и о художественном таланте.
А за спиной мастера — главный кафедральный собор Антверпенской Богоматери (по-фламандски это звучит как Онзе-Ливе-Браукерк). Он, интересный резными порталами с изображением святых и мучеников, произвел неизгладимое впечатление на Альбрехта Дюрера, записавшего в дневнике:
“… Церковь Богоматери в Анторфе чрезвычайно велика, настолько, что там одновременно поют несколько служб, и они не сбивают друг друга… В церкви много священных изображений и каменной резьбы, и особенно красива её башня. Я дал один штюбер, чтобы меня пустили подняться в Анторфе на башню, которая, говорят, выше страсбургской. Оттуда я мог обозреть город со всех сторон. Это очень приятно.”
Мы около Собора Антверпенской Богоматери, поражающего как внешним видом, так и интерьером.
Строился он на протяжении двухсот пятидесяти лет, начиная с того момента, как первый его строитель, Жан Амель из Булони заложил в 1352 году первый камень
После смерти архитектора, отдавшего этому сооружению сорок лет жизни, дело продолжил его сын Петер. Потом, сменяя друг друга, работали Жан Так, Эврар, Герман ван Вагемакер, его сын Доминик…
Нашему взору открывается мощное сооружение, увенчанное тремя башнями. Главная или Северная, высотой в 123 метра, является шедевром поздней готики и держит пальму первенства среди колоколен стран Бенилюкса.
Ее, многогранную, украшенную лепниной, венчает шпиль с золотым крестом наверху. На каждой из сторон установлены часы с римским циферблатом, а внутри имеется карильон, состоящий из 49 колоколов. Самые старые — «Мария» и «Габриэль», изготовленные в 1459 г. Самый тяжелый — «Каролюс» (1507 г.) весом в 6,5 т.
Южная башня, должна была дотянуться до Северной, но, из-за отсутствия денег, осталась незавершённой.
Над средокрестием храма возвышается купол фонарной башни с тремя этажами окон, обеспечивающих освещение центрального нефа и хора.
Попасть вовнутрь можно через солидный портал, украшенный трёхъярусным рельефом со сценами Страшного суда в обрамлении арки, где имеются барельефы с фигурами ангелов.
Что касается интерьера, то от оригинала почти ничего не сохранилось. Лишь несколько старинных фресок, да мраморное изваяние Мадонны XIV века.
Во время антикатолических беспорядков, прокатившихся по ряду районов Фландрии в августе 1566 года, кальвинисты разрушили витражи, статуи, осквернили реликвии, уничтожили картины.
Восстановленный собор был разграблен в 1794 году наполеоновскими солдатами. Произведения искусства «уехали» во Францию. К слову говоря, часть их, в том числе одну из картин Рубенса, удалось вернуть назад.
Потом понадобился целый век для того, чтобы здание удалось привести в нормальный вид классического готического крестообразного храма с семью нефами, внутри которого можно увидеть элементы готики, барокко, рококо, ренессанса, неоготики…
Большая же часть архитектурных элементов выполнена на основе зрелой, пламенеющей «брабантской готики». Яркий пример тому — замена круглых колонн с коринфскими капителями на профилированные пучковые столбы, поддерживающие ребристый свод.
Впечатляют роспись купола, сделанная в 1647 году Корнелиусом Схютом, красивая барочная архиепископская кафедра (скульптор Адольф Ван дер Воорт, 1713 г), украшенная сложной резьбой, витражи с библейскими сюжетами, роскошные алтари в приделах.
Особое место занимает Высокий алтарь в стиле позднего рококо, с запрестольной картиной Рубенса (1626 г) «Вознесение Пресвятой Богородицы» («Успение Богоматери»).
Это одна из четырех работ художника, украшающих храм. Кроме нее в соборе можно увидеть картины «Бичевание Христа» и триптихи «Водружение креста» и «Снятие со креста», расположенные по обе стороны трансепта, примыкающего к хору.
Антверпенский кафедральный Собор славится двумя органами, один из которых, считающийся главным, служит более 130 лет.
Удивительно хороши витражи с изображением религиозных сцен. На некоторых из них можно увидеть лица именитых и состоятельных людей, финансировавших их создание. Правда, из «ветеранов», датированных 1503 годом, сохранилось лишь два. Остальные появились позже, в разное время.
Около собора — бронзовая композиция, изображающая строителей храма. Ее автор Петр Кусчинский.
Этот же скульптор в 2005 году поставил на улице Суикерруи бронзовое изваяние простого портового грузчика. Этим он захотел показать, что важна любая работа, выполняемая людьми.
К собору, с одной из сторон, примыкает маленькая площадь Handschoenmarkt, которую украшает колодец с кованой стрельчатой аркой похожей на ажурную беседку, увенчанную фигуркой римского воина Сильвия Брабона, победившего великана.
Колодец сделал более пяти веков назад человек по имени Квентен Массейс, который сменил молот с наковальней на кисти и краски, став известным художником, так как отец любимой девушки отказывался выдавать ее замуж за представителя чуждой ему гильдии.
Отсюда хорошо видно 23-х этажное здание Boerentoren (“Дом колхозника”) высотой 87,5 метров, что было построено в 1932 году, и имело статус самого высокого в Европе до 1955 года. Оно и сегодня (не считая собора) является самым высоким в городе.
По другую сторону собора расположилась площадь Гроте Маркт (Площадь Большого рынка)
В центре — фонтан со статуей Сильвия Брабона, о которой рассказывалось в начале.
Доминанта площади — нарядное здание ратуши, в котором сочетаются стили фламандской готики и итальянского ренессанса (1561 г, зодчий Корнелий де Фриндт).
Одна из самых ранних построек в стране, облицованная светлым камнем сверху и красным мрамором в области цокольного этажа, с высокой (более 50 метров) башней, украшенной статуями Богоматери, Справедливости и Мудрости.
Обращают на себя внимание пилоны и карнизы, золоченые гербы на фасаде – символы власти антверпенских маркграфов, испанских Габсбургов и Брабантского герцогства.
На первом этаже 45 помещений. Здесь располагались небольшие торговые лавки, а наверху — большой зал для приемов.
В 1576 году испанцы сильно повредили здание, которое пришлось практически отстраивать заново.
А напротив ратуши, на северной стороне площади, стоят богато декорированные, узкие и высокие, в пять-шесть этажей, строения со стрельчатыми окнами, аркадами, тонкими высокими колонками. Это дома гильдий (ХVI-ХVII в), многие из которых были восстановлены в конце ХIХ — начале ХХ веков.
У каждого дома свое «имя»: Дом Суконщиков, Дом Бочаров. Дом Старых Весов. Последний принадлежал гильдии Святого Луки, к которой относился цех живописцев. Именно сюда приходил Рубенс, встречаясь с жившими неподалёку Йордансом, Тенирсом, ван Дейком.
Самым же роскошным и высоким является Дом Большого Арбалета, крышу которого венчает позолоченная статуя святого Георгия, пронзающего копьём поверженного дракона (мастер Жозеф Ламбо)
На площади, оправдывающей свое название, нередко можно увидеть палатки и прилавки, торгующие всякой всячиной. А каждый год, 15 августа, здесь функционирует «Рубенсовый рынок». Все женщины и мужчины, стоящие за прилавками, наряжаются соответственно той эпохе.
Продолжая тему домов гильдий, отправимся на стоящую недалеко от Гроте Маркт, улицу Влеешуис (Мясников), где находится необычное готическое здание, сложенное из белого камня и красного кирпича с башней, увенчанной восьмиугольными острыми навершиями, со стрельчатыми окнами и высоким ступенчатым фронтоном.
Это Скотобойня (архитектор Герман ван Вагемакер). Здесь в просторном зале нижнего этажа с каменным полом кипела работа. А на верхних этажах располагались помещения для торжеств, деловых встреч. Сегодня здание отдано под Музей истории, археологии и прикладных искусств.
Продолжаем путь в сторону улиц Ван Дейка и Суикерруи, где на перекрестке видим монументальное, исключительно красивое здание «Ханса» (1901 г) в стиле необарокко, что было построено по заказу богатого немецкого банкира и оптовика Арнольда Вильгельма фон Малинскродта как купеческая гильдия для немецких торговцев.
Скульптор Джеф Ламбеаух, украсил три фасада аллегорическими бронзовыми статуями.Над центральным входом — изображение двух мужчин, олицетворяющих Рейн и Шельду. Женские фигуры представляют Эльбу и Везер.
Неудивительно, что в 1981 году здание было объявлено государственным памятником и взято под охрану.
Заканчиваем прогулку около средневекового строения, которое незатейливо называется Стеном (Замком). Сюда ведет улица Стейнлайн.
Точная дата закладки его фундамента неизвестна. Считается, что замок начали строить норманны в IX веке. А потому Стен считается самым древним архитектурным памятником Фландрии.
Правда, затем вплоть до XVI века, он постоянно переделывался. В итоге получилась грозная, для своей эпохи, крепость с могучими стенами, высоким и неприступным донжоном.
В 1520 году, во времена императора Карла V, она приобрела шатры на башнях, зубчатые фронтоны и изящный эркер во внутреннем дворике.
Согласно легенде, в этом месте жил упоминавшийся выше ужасный Антигон. На самом же деле – вполне реальные лица. В частности, предводитель крестоносцев Готфрид Бульонский, первый властитель Иерусалимского королевства.
Позднее замок стал резиденцией городского самоуправления. При испанском владычестве в нем размещалась инквизиция. С 1549 и до 1827 года — тюрьма. В 1862 году в его стенах был открыт археологический музей. Затем — экспозиция Национального музея судоходства. После того, как он переехал в новое здание, здесь осталось несколько кораблей.
В старые времена замок занимал солидную территорию. Здесь стояла часовня св. Вальпургии, имелись подсобные и складские помещения, хозяйственные сооружения, а по периметру крепостной комплекс окружали оборонительные стены.
Когда администрация Антверпена решила расширить русло реки с целью предотвращения ее разливов и соорудить новую набережную, было снесено около 500 старинных построек. Замку же чудом удалось спастись.
Перед Стеном, вписываясь в ансамбль, стоит интересная статуя, изображающая великана. Это не Антигон, а местный шутник Ланге Ваппер, что разыгрывал почтенных горожан, представая перед ними то в образе великана, то в виде маленького ребёнка.
Он имел одну особенность — не переносил пьяниц, а потому был грозой для моряков, что, проведя долгие недели в море, сойдя на берег, входили в загул.
И напоследок несколько интересных объектов, которые не вошли в схему нашего путешествия.
Музей Плантена-Моретуса (Vrijdagmarkt, 22-23), в котором располагалась старинная типография XVI века. Там представлены старинные печатные станки 1600 года и шрифты. Имеется историческая библиотека. Среди музейных экспонатов картографические глобусы Герарда Меркатора и старопечатные атласы, работы Рубенса.
Мидделхейм (Middelheimlaan 61) — огромный парк английского типа. Превратившись в музей, экспонирует скульптуру под открытым небом.
Королевский музей изящных искусств (Leopold de Waelplaats 2), где в здании неоклассического стиля с великолепным фасадом, украшенном коринфскими колоннами и увенчанном бронзовой квадригой скульптора Винсотта, находится прекрасная коллекция фламандской живописи XVII века.
А в десяти минутах ходьбы от Грот Маркт на Kloosterstraat — Бронзовая фигура Петра I, установленная на краю бронзового диска, олицетворяющего географическую карту и именную сургучную печать.
На задней части, приподнятой четырьмя ангелами — надпись по-фламандски «Пётр Великий» и два медальона с гербами России и города Антверпена. А на лицевой стороне текст: «Hier zette in 1717 de Russische tsaar Peter de Grote voet aan wal».
Написано по следам экскурсии с Марией Рез
Использован материал