Главный кафедральный собор Антверпенской Богоматери (по-фламандски это звучит как Онзе-Ливе-Браукерк). Он, интересный резными порталами с изображением святых и мучеников, произвел неизгладимое впечатление на Альбрехта Дюрера, записавшего в дневнике:
“… Церковь Богоматери в Анторфе чрезвычайно велика, настолько, что там одновременно поют несколько служб, и они не сбивают друг друга… В церкви много священных изображений и каменной резьбы, и особенно красива её башня. Я дал один штюбер, чтобы меня пустили подняться в Анторфе на башню, которая, говорят, выше страсбургской. Оттуда я мог обозреть город со всех сторон. Это очень приятно.”
Собор Антверпенской Богоматери, поражает как внешним видом, так и интерьером.
Строился он на протяжении двухсот пятидесяти лет, начиная с того момента, как первый его строитель, Жан Амель из Булони заложил в 1352 году первый камень
После смерти архитектора, отдавшего этому сооружению сорок лет жизни, дело продолжил его сын Петер. Потом, сменяя друг друга, работали Жан Так, Эврар, Герман ван Вагемакер, его сын Доминик…
Нашему взору открывается мощное сооружение, увенчанное тремя башнями. Главная или Северная, высотой в 123 метра, является шедевром поздней готики и держит пальму первенства среди колоколен стран Бенилюкса.
Ее, многогранную, украшенную лепниной, венчает шпиль с золотым крестом наверху. На каждой из сторон установлены часы с римским циферблатом, а внутри имеется карильон, состоящий из 49 колоколов. Самые старые — «Мария» и «Габриэль», изготовленные в 1459 г. Самый тяжелый — «Каролюс» (1507 г.) весом в 6,5 т.
Южная башня, должна была дотянуться до Северной, но, из-за отсутствия денег, осталась незавершённой.
Над средокрестием храма возвышается купол фонарной башни с тремя этажами окон, обеспечивающих освещение центрального нефа и хора.
Попасть вовнутрь можно через солидный портал, украшенный трёхъярусным рельефом со сценами Страшного суда в обрамлении арки, где имеются барельефы с фигурами ангелов.
Что касается интерьера, то от оригинала почти ничего не сохранилось. Лишь несколько старинных фресок, да мраморное изваяние Мадонны XIV века.
Во время антикатолических беспорядков, прокатившихся по ряду районов Фландрии в августе 1566 года, кальвинисты разрушили витражи и статуи, осквернили реликвии, уничтожили картины.
Восстановленный собор был разграблен в 1794 году наполеоновскими солдатами. Произведения искусства «уехали» во Францию. К слову говоря, часть их, в том числе одну из картин Рубенса, удалось вернуть назад.
Потом понадобился целый век для того, чтобы здание удалось привести в нормальный вид классического готического крестообразного храма с семью нефами, внутри которого можно увидеть элементы готики, барокко, рококо, ренессанса, неоготики…
Большая же часть архитектурных элементов выполнена на основе зрелой, пламенеющей «брабантской готики». Яркий пример тому — замена круглых колонн с коринфскими капителями на профилированные пучковые столбы, поддерживающие ребристый свод.
Впечатляют роспись купола, сделанная в 1647 году Корнелиусом Схютом, красивая барочная архиепископская кафедра (скульптор Адольф Ван дер Воорт, 1713 г), украшенная сложной резьбой, витражи с библейскими сюжетами, роскошные алтари в приделах.
Особое место занимает Высокий алтарь в стиле позднего рококо, с запрестольной картиной Рубенса (1626 г) «Вознесение Пресвятой Богородицы» («Успение Богоматери»).
Это одна из четырех работ художника, украшающих храм. Кроме нее в соборе можно увидеть картины «Бичевание Христа» и триптихи «Водружение креста» и «Снятие со креста», расположенные по обе стороны трансепта, примыкающего к хору.
Антверпенский кафедральный Собор славится двумя органами, один из которых, считающийся главным, служит более 130 лет.
Удивительно хороши витражи с изображением религиозных сцен. На некоторых из них можно увидеть лица именитых и состоятельных людей, финансировавших их создание. Правда, из «ветеранов», датированных 1503 годом, сохранилось лишь два. Остальные появились позже, в разное время.
Около собора — бронзовая композиция, изображающая строителей храма. Ее автор Петр Кусчинский.