Делфт. Сохранившийся в веках

Небольшой очаровательный голландский городок, где каналов больше, чем дорог, вполне оправдывает свое название, ибо слово «Delf» переводится как искусственно вырытый ров. И таких рвов здесь сотни. Тем не менее, большие суда могут проходить лишь по протекающей через город реке Схи, а малые – по каналам, расположенным только в историческом центре.

Особенность города нашла отражение на его гербе, появившемся в 1816 году, где по серебряному щиту увенчанному золотой короной, которую поддерживают два красных льва, проходит чёрная вертикальная полоса, символизирующая канал. Подобные, но уже горизонтальные две полосы можно увидеть и на черно-белом флаге города, что был официально утверждён лишь в 1996 году, хотя за сотни лет до этого красовался на делфтских кораблях Ост-Индской компании.

Молодой город, получивший в 1246 году (одним из первых в Голландии) из рук графа   Голландии и Зеландии, королям Германии Вильгельма II городское право, а с ним – соответствующие привилегии, формируясь вокруг Старого канала (Oude Delft), прорытого на рубеже XI — XII веков, благодаря удачному положению, быстро развивался. А когда в XIV веке был прорыт канал, соединивший Делфт с Маасом и Северным морем, существенно упрочилось торговое положение города, который к тому времени уже зарекомендовал себя как крупный торговый центр Нидерландов. Через него шли разные товары.  В основном — масло, ткани, ковры и пиво.

Разраставшийся город, к середине XIV   века подошел к границам, оставшимся неизменными до начала XIХ века. Только внутри этих границ экстерьер не раз менялся, так как Делфт, подобно другим европейским городам с деревянными постройками, неоднократно страдала от пожаров. Самый сильный и разрушительный вспыхнул 3 мая 1536 года в результате удара молнии в шпиль Новой церкви. Посыпавшиеся во все стороны искры подожгли близлежащие дома. С них огонь перекинулся на другие строения, превратив все вокруг в пепел. После такого потрясения восстановиться Делфту удалось лишь к концу столетия.

Второе серьезное негативное событие произошло в 60-х годах XVI века, когда Делфт присоединился к нидерландскому восстанию против испанского владычества. В 1572 году принц Вильгельм Оранский, бывший предводителем повстанцев, обосновался в бывшем здании монастыря святой Агаты, который получил название Prinsenhof (Дом принца), рассчитывая, что   запутанная сеть каналов и   постоянно окутывающий город туман защитят   его от врагов.

И после того, как в 1581 году мятежные нидерландские провинции провозгласили отделение от Испании, Делфт стал фактической столицей Нидерландов. Но он просчитался. Агент испанской короны Бальтазар Жерар 10 июля 1584 года сумел незаметно пробраться в покои принца. Третье покушение закончилось плачевно. В памяти о нем остались последние слова: «О Боже, сжалься над моей душой… Сжалься над этим несчастным народом!», могила в Новой церкви и следы от пуль в стене строения, где произошла трагедия. В нем, сначала переделанном под казармы, в настоящее располагается известный в Нидерландах музей.

В XVII веке начался новый расцвет Делфта, который вошел в историю как Золотой век. В значительной степени это связано с тем, что здесь разместилась одна из шести контор Голландской Ост-Индской компании, что была основана в 1602 году. Это определило развитие торговых связей с заморскими далями, откуда в Нидерланды корабли привозили специи, чай, кофе, китайский фарфор и прочие колониальные товары.

А еще город стал центром производства прекрасного бело-синего фаянса, известного всему миру как делфтский фарфор. На месте не оправдавших себя пивоваренных заводов было открыто более 30 фабрик. Они выпускали статуэтки, украшения, изразцы для облицовки стен и печей, столовую и декоративную посуду.  Из такого материала делали даже непривычные глазу фонарные столбы.

Это искусство в XVI веке привезли сюда итальянские мастера из города Фаэнца, чье название переводится как «фаянс», ибо со средневековых времен это место является крупным центром производства керамики (в частности, майолики). Оттого Делфт порой называют «Голландской Фаэнцой».

Переселившись в Голландию, мастера стали производить невиданные здесь прежде вещи, вчем  весьма преуспели. После этого они взяли себе голландские имена, основали школу.  Делфтский фарфор стал известен всему миру.

Изделия из него очень любил российский император Пётр Великий. Недаром в его дворцах все печи облицованы плитками, закупленными в Делфте. В этом можно убедиться, посетив, в частности, петергофский Монплезир.

Эта отрасль процветала до конца XVIII века. До того момента, когда с дельфтскими изделиями ручной работы стали конкурировать более дешевые английские, с печатным рисунком. Многие фабрики, не борьбы, закрылись. Лишь в 1876 году искусство делфтского фарфора возродили два ловких предпринимателя, создавшие Королевскую мануфактуру с серийным заводским производством.

Но вернемся в Делфт XVII века, когда на город 12 октября 1654 года неожиданно обрушилось новое несчастье. В самом центре взорвался пороховой склад, расположенный в кельях бывшего монастыря кларисинок на площади Парденмаркт.  45 тонн оружейного пороха в минуту превратили окружающие дома в руины.  200 было разрушено полностью, около трехсот сильно повреждено. Были, естественно, и многочисленные жертвы.

Но вскоре город был отстроен, и существенная часть центра сохранилась до наших дней в едином архитектурном стиле. В тот период в городе сформировалась, заслужившая впоследствии мировую известность, художественная школа, к которой принадлежали такие художники, как Ян Вермер, Питер де Хох и Карел Фабрициус…

А потом снова упадок, наступивший после войны 1672 года, когда торговое значение Делфта резко снизилось. Ведущее положение в регионе пришлось отдать соседним городам Гааге и Роттердаму, городам, между которыми он расположен.

Прошло два века. И, неожиданно для всех, Делфт стал столицей инженерной мысли страны. В 1842 году здесь была основана Королевская академия по подготовке гражданских инженеров, превратившаяся впоследствии в Делфтский технический университет.

Не последнюю роль сыграло появление железнодорожной ветки, соединившей в 1847 году этот населенный пункт с соседними. В 1870 году здесь появились Королевская дрожжевая фабрика, работавшая по новой передовой технологии и ставшая в этой области мировым лидером. Рядом с фабрикой вырос особый рабочий квартал «Agnetapark».  Город приобрел индустриальный характер, сохранившийся до нашего времени, и сегодня, благодаря наличию технического университета и правительственной организации прикладных исследований (TNO), является одним из основных центров разработки высоких технологий в Нидерландах

В течение XX века Делфт постоянно расширялся, включая в городскую черту бывшие пригороды, отстраивая новые районы. Но при этом он сохранил традиционную малоэтажную застройку, а центр остался таким, каким был в  XVII веке.

Доминантой его является прямоугольная рыночная (Торговая) площадь Marktplatz, признанная одной из самых красивых площадей Нидерландов. В юго-западной части ее стоит ратуша, построенная в 1620-м году.

Прежде на ее месте возвышалось массивное каменное задние начала XIII века со средневековой тюремной башней, в которой в 1584 году дожидался приговора Балтазар Жерар, убийца принца Вильгельма Оранского.

Пережив несколько пожаров, ратуша, сгорела дотла в 1618 году, а башня сохранилась и сегодня считается самой старой постройкой Делфта.

После принятия решения о строительстве новой ратуши на фундаменте старой, дело было поручено Хендрику де Кейзеру, неординарному мастеру, автору «Кейзеровского» Ренессанса, который в 1595 году был назначен на должность городского каменщика и скульптора Амстердама. Нидерландский архитектор и скульптор, представитель маньеризма, архитектурного течения, отражающего переход от позднего ренессанса к раннему барокко, создал поистине уникальное строение с высокими фронтонами представляет собой идеально сбалансированное, практически симметричное двухэтажное здание, в котором удивительным образом сочетается легкость с монументальностью.

Построенная в 1620 году, за четыре века ратуша несколько раз перестраивалась, однако в середине XX века ей был возвращён первоначальный ренессансный облик, и сегодня она выглядит именно так, как задумывал де Кейзер. В центре фасада — статуя Юстиции, напоминающая нам о том, что раньше в прилегающей к ней башне находились заключённые, ожидающие своего приговора. Ратуша и сейчас используется по назначению. Здесь проходят заседания городского совета, церемонии бракосочетания. Имеется и небольшой музей, экспонирующий средневековые орудия пыток.

В восточной части площади стоит Новая церковь (Nieuwe Kerk). Согласно легенде, зафиксированной в летописи, прологом ее появления стала следующая история. В 1351 году местного нищего по имени Симон, сидевшего, как обычно, на краю Рыночной площади, вдруг озарил невероятно яркий свет. Подняв глаза, он увидел золотую церковь, внутри которой восседала на троне Дева Мария. То же самое увидел и находившийся рядом горожанин Ян Кол, обративший  по указанию нищего взгляд в небо.

После последовавшей вскоре смерти Симона, Колу ежегодно в один и тот же день стало являться  это видение. Посчитав происходящее знаком Свыше, он обратился к городскому совету с просьбой о постройке храма. Но прошло тридцать лет, прежде чем он добился своего. А когда церковь была построена и освящена, этого человека перестали тревожить видения.

Возводилась же она так. Сначала появилось деревянное строение, которое сменило каменное. В 1420-м году  Nieuwe Kerk была освящена в честь св. Урсулы и стала функционировать. Строительство же колокольни  продолжалось до сентября 1426 года.

На протяжении V веков церковь несколько раз сильно повреждалась в результате ударов молнии и взрыва порохового склада, а потому неоднократно восстанавливалась и реставрировалась. При этом менялся вид башни, квадратной в основании и восьмигранной вверху.

Колокольня, поднявшаяся на высоту 108,75 м, является второй по высоте после башни Утрехтского кафедрального собора.  Внутри —  колокола, что были отлиты из колоколов ратуши, поврежденных  в результате пожара 1618 года.

В настоящее время церковь представляет собой трехнефное сооружение, конфигурация которого  соответствуюет традиционным символическим христианским канонам: крестовая форма — символ Христа, 12 колонн хора символизирующие 12 апостолов, 4 квадратные колонны — четырёх евангелистов, а 16 колонн центрального нефа — 16 пророков.

В церкви имеются красивые витражи (большинство —  работа Виллема Конейненбюрга), современный орган, имеющий 48 голосов и около 3000 труб, выполненный утрехтскими мастерами (1830 г).

Функционирует как культовое сооружение (богослужения проводятся по воскресеньям и во время христианских праздников), а также как музей. А еще здесь  регулярно проводятся концерты органной музыки.

В церкви захоронены представители Оранской династии. В частности, первый «статхаудер» Соединенных Провинций Нидерландов Вильгельм I Оранский Молчаливый, который поднял народ на борьбу с испанским владычеством.

Надгробье выполненное Хендриком лде Кайзером  из итальянского мрамора и динантского камня. У ног лежащего принца изображена его преданная собака, умершая из-за тоски по хозяину. Под саркофагом — крипта, где хранятся останки 40 членов семьи Оранских-Нассау. Среди них —  королева Нидерландов,  дочь российского императора.Великая  княгиня Анна Павловна.

В 1484 году площадь подняли на 90 см, вымостили каменными плитами Новую церковь окружили два ряда домов, из которых впоследствии один был снесен для расширения церковного кладбища. И в новых границах Рыночная площадь Делфта сохранилась до наших дней.

В 1595 году площадь перемостили, в центр поместили Розу Ветров, на которой в 1886 году была установлена статуя Гуго де Грота, юриста, дипломата, философа и поэта, которого голландцы называют «отцом прав человека».  В 2004 году фигуру отреставрировали и перенесли на новое место.

Из местных достопримечательностей можно назвать так же старейшую церковь Делфта, которая так и называется, ибо Oude Kerk переводится как Старая церковь. Готическое строение было построено в 1246 году на месте деревянной церкви святого Варфоломея. В 1350 году к ней была пристроена 75-метровая колокольня, которую назвали Старым Джоном.

Со временем   колокольня превратилась в Падающую Башню, наклон которой составляет около 2-х метров. В 1570 году во внутрь ее поместили колокол «Бурдон» весом в 9 тонн, что оглашает окрестности звоном только во время похоронных процессий при погребении членов королевской семьи. Старая церковь построена по принципу базилики: просторный центральный неф и два боковых, поменьше.

Церковь подвергалась многочисленным перестройкам, прекратившимися в период Реформации.

В XVII-XIX веках она была оснащена тремя органами, из которых самый главный, датированный 1857 годом. Изготовленный Кристианом Готлибом Фридрихом Витте, он имеет 41 голос и 2580 труб.

В Старой церкви имеется около 400 захоронений, среди которых могилы удивительно художника Яна Вермеера; знаменитого естествоиспытателя, изобретателя микроскопа, Антони ван Левенгука, известного мореплавателя-капера, победителя испанцев и англичан, адмирала Пита Хайна.

Перед входом в церковь установлена статуя Гертруды ван Оостен (Гертруды Делфтской), бегинки, умершей в 1358 году и похороненной у южной стены церкви. Она была признана святой после того, как у неё появились стигматы — болезненные кровоточащие раны в тех же местах, что и у Христа.

До конца жизни она жила в Begijnhof’e, представляющем собой монастырь, стоящий в прекрасном саду. Это место, давно не используемое по назначению, выполняло функции приюта, безопасного жилья для одиноких старых женщин.

Сюда, во двор, куда порой заходят туристы для того, чтобы отдохнуть на лавочке, полюбоваться красивыми цветочными клумбами, ведут ворота с рельефным изображением пророка Иоанна.

Рядом —  статуя Йоханнеса ван дер Виля, священника и поэта, писавшего священные гимны, противника Реформации. Можно заглянуть и в бегинажскую старинную церковь, построенную в 1743 году.

В число туристических объектов входят так же Восточные городские ворота (De Oostpoort), что появились тогда, когда Делфт получил привилегии и построил городскую стену c девятью воротами.   Из-за того, что в XVII веке стену за ненадобностью стали разбирать, до наших дней дошло лишь четыре фрагмента: три башни разной степени сохранности, и одни ворота. Их, построенных в 1400 году, называли воротами св. Екатерины.

И сегодня можно увидеть мощные стены двух, соединенных между собой башен с бойницами, надежно защищавшими город. В 1546 году башни надстроили и украсили острыми шпилями. Так родился прекрасный образец так называемой «кирпичной готики», характерной для Северной Европы. А потому Восточные ворота стали визитной карточкой города.

Внутри башен, сохранившихся в неизменном виде, оборудованы жилые квартиры-студии. Часть помещений отдана под выставочный зал.

А недалеко отсюда проходит канал Zuidergracht, интересный тем, что является единственным местом в городе, где можно увидеть около десятка плавучих домов, где созданы все необходимые для нормальной жизни условия. Имеется и канализация, и свет, и отопление. Это своеобразный элемент инфраструктуры Делфта, позаимствованный из опыта жителей Амстердама, где имеются сотни подобных жилищ.

Любителей музеев привлекает Prinsenhof, название которого переводится как «Двор принца». Интерес представляет и самое здание, бывшего монастыря св. Агаты, построенное около 1400 года в позднеготическом стиле, и пристройки, появившиеся некоторое время спустя уже в неоготическом стиле и изменившие его первоначальный облик.

Как рассказывалось выше, во второй половине XVI века Вильгельм I Оранский сделал это место своей резиденцией и где был убит испанским агентом Бальтазаром Жераром по указанию Фернандо Альбы. На стене лестницы, ведущей в покои, именуемые Залом смерти, намеренно сохранены следы от пуль, которыми был убит принц.

О его деятельности в борьбе за независимость Голландии, рассказывают собранные здесь документы и письма.  Особый интерес представляет та часть обширной экспозиции, что включает картины делфтских мастеров XVI и XVII веков, образцы современного нидерландского искусства, серебро, делфтский фарфор.

Тем, кого интересует процесс изготовления фарфора, стоит посетить Королевскую фабрику Делфта (Royal Delft), что была основана в 1653 году Давидом Ван дер Питом на базе собственного жилья.

Сегодня фабрика производит, в основном, дорогую продукцию ручной работы, которая маркируется особым клеймом. Более дешевые, массовые изделия, выпускаются на дочерних предприятиях компании.

В принадлежащем фабрике музее выставлены  исторические экспонаты сделанные от момента основания предприятия. Это и всевозможная посуда, и статуэтки, и вазы… Есть раритеты, принадлежавшие королевской семье. Здесь же выставлены самые масштабные эксклюзивные произведения мастеров фабрики. Такие, как, например,. точная копия «Ночного дозора» Рембрандта, состоящая из 480 специально изготовленных плиток, которые расписывали два лучших художника в течение года.

У посетителей есть возможность увидеть традиционное гончарное производство: от лепки до росписи и обжига, познакомиться с историей делфтского фарфора. Здесь вас научат, как отличить подлинный фарфор из Делфта от многочисленных подделок.

Есть возможность принять участие в мастер-классе, и под руководством опытного мастера, попробовать самому изготовить от начала до конца изразец, тарелку или вазу. А в фирменном магазине при фабрике можно купить практически все, увиденное в производственных цехах.

Если же у вас нет желания ходить по музеям, можно просто прогуляться по городу, любуясь очаровательными домиками с интересными фасадами особой кирпичной кладки, на которых красуются гербы гильдий и знатных горожан;

пройтись вдоль нешироких каналов, на поверхности которых встречаются «островки» белых и желтых кувшинок

Между ними скользят, перебирая лапками, утки.

Неплохо так же прокатиться на лодочке или небольшом кораблике, ибо с воды город смотрится совсем по-другому.

Использован материал

Последам поездки с Марией Рез.

Делфт — Википедия
Делфтский фарфор — Википедия
История Делфта — Cult-turist.ru

2015

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: