Когда попадаешь в это место и видишь руины замка, возвышающиеся на отвесной скале, то невольно испытываешь чувство восторга от мощи некогда величественного строения и почему-то вспоминаешь картину Брейгеля.
Мы находимся в небольшом городке Нове-Место-над-Вагом, между Пьештянами и Тренчиным, где некогда стоял замок, который первоначально назывался Blundix от славянского «Блудиште», обозначающего труднопроходимую местность (корни от «blúdiť» – «бродить»). С современного же словацкого «bludište» переводится как «лабиринт».
Впрочем, сегодня это место чаще называют именем соседнего села Бецков.
Там, где в поздний латенский период находилось древнейшее поселение, в XII веке на вершине известняковой скалы, стоящей на границе уездов Тренчин и Нитра, появилась каменная крепость, о чем записано в старинных венгерских хрониках, сведения которых подтверждены археологическими исследованиями.
Кто строил эту исключительно удачную в стратегическом плане цитадель, – неизвестно. Зато достоверно известно то, что в XIII веке это место было собственностью Матуша Чака Тренчинского, венгерского магната, сына Храброго Петера I Чака, «некоронованного короля» Западной и Центральной Словакии, входивших в ту пору в состав Венгрии.
Мощное строение, состоявшее из квадратной башни с защитной стеной, примыкавшей к двухэтажному дворцу, во второй половине XIV века перешло к лордам из Штиборжице, родом из Польши, которые в то время стали одними из самых влиятельных семей Венгрии.
На рубеже XIV и XV веков владельцем замка стал польский лорд Стибор из Стиборича, представитель клана Остоха, который в 1388 году получил его в подарок от венгерского короля Сигизмунда, ибо был одним из самых влиятельных его советников, контролировал значительную часть Северной Венгрии (нынешней Словакии).
Сделав замок главной резиденцией, Стибор провел солидную реконструкцию. Были возведены башни, построен верхний готический дворец с рыцарским залом и часовней, украшенной скульптурой и картинами. Почетное место там занимала Черная Мадонна,почитание которой в ту пору культивировалось в Европе. У входа красовался фамильный герб вырезанный из камня. Оформлением как интерьера, так и экстерьера, занимались известные мастера, приглашенные из Венеции, Польши, Германии и Богемии…
После смерти Стибора в 1414 году замок унаследовал его сын Стибор Стиборик из Бецкова. Тот, не имея наследника мужского пола, завещал имущество своей дочери Катарине. Но королевский совет не одобрил этого решения и подошел к наследственному вопросу по-своему.
Выплатив дочери четвертую часть имущества отца наличными, в 1437 году передал крепость Палу Банфи при условии, что тот женится на Катарине.
Условие было соблюдено, и с тех пор замок стал принадлежастью этой семи, которая в 1526 году перестроила его в ренессансную крепость
В середине XVI века, вследствие угрозы турецкой опасности, появилась солидная полукруглая пушечная башня, «прилепившаяся» к скале. Вход в замок охраняли каменные стены, а попасть вовнутрь можно было лишь перейдя разводной мост надо рвом, защищенный комплексом барбаканов.
Оснащенный таким образом замок на крутом утесе стал одним из немногих, сумевших отразить атаки татар и турков в 1599 году.
После смерти в 1646 году Кристофа Банфи, последнего члена клана, замковый комплекс был разделен между наследниками. Но те не стали жить здесь. И строения, ставшие никому не нужными, начали ветшать и разрушаться.
Некоторое время в стенах цитадели размещались тюрьма и солдатская казарма. Но пожар 1729 года разрушил строение окончательно. Уничтожив крышу, превратил ее в руины, застывшие на века.
Вспомнили об этот объекте лишь в 1970 году. Реконструировали, сохранив ряд построек Верхнего замка, присвоили статус национального культурного памятника и открыли для публики.
Сегодня посетители могут увидеть сохранившуюся четырёхугольную башню, венчающую 70-метровый замковый холм, осмотреть в Верхнем дворе фрагменты дворцов, хозяйственных и оборонительных сооружений, фасад часовни.
В Нижнем дворе, соединенном с Верхним готическими въездными воротами с остроконечной аркой, предствляет интерес большой пушечный бастион, защищавший комплекс, крепостную стену XIV века, проходящую вдоль восточной стороны замка. А также остатки помещений, в которых в средние века жили ремесленники и слуги; кухня с печью для выпечки хлеба; кузница, конюшня, амбар для хранения для корма и соломы для лошадей; колодец, имевший жизненно важное значение для жителей замка, и фрагмент северной крепостной стены, защищавшей его; то, что осталось от амфитеатра со сценой и уборными для артистов.
А еще имеется музейная экспозиция, рассказывающая об истории замка.
Как и каждое древнее сооружение, замок Бецков окружен легендами. Первая из них связана с шутом, которого называют словацким Йориком, потому что имя незримого персонажа пьесы Шекспира «Гамлет», королевского скомороха, прообразом которого стал Ричард Тарлтон, любимый шут Елизаветы I, череп которого гробокопатель достал из могилы, стало нарицательным.
Итак, у Стибора был шут по имени Бецко. Сообразительный и находчивый, любимец вельможи, он сопровождал своего господина повсюду. Был он с ним и на исторической охоте, где, как обычно, развлекал собравшихся.
В этот раз Бецко был в таком ударе, что хозяин в восторге, пообещал выполнить любую его просьбу. И тот захотел, чтобы на близлежащем утесе появился замок, названный его именем. Все присутствующие расхохотались. Но Стибор отнесся к этому вопросу серьезно и во всеуслышание заявил, что через год на горе будет выситься замок.
Свое обещание сдержал, проявив особую стратегию. Каждый, проходивший мимо утеса, должен был задержаться на 8 суток для того, чтобы принять участие в строительстве.
Бецко стала хозяином этого места на год. А потом, вследствие стратегических соображений, Стибор попросил шута покинуть замок, вновь обещая выполнить любое желание. И шут попросил столько золота, сколько весит сам. А еще захотел чтобы дворец носил его имя.
Все было выполнено. На прощальной вечеринке Бецко взял сумку, наполненную золотыми монетами, и ушел искать счастье в другом месте.
Есть и другая легенда. Довольно жестокая. В ней говорится о том, како однажды, после удачной охоты, дворяне собрались в большом зале замка на пиршество. У их ног, как обчно, лежали собаки, дожидаясь своей доли.
Когда, насытившись, охотники побросали куски дичи животным. неожиданно появился сын одного из слуг.
Голодный мальчик попытался отнять кусок мяса у одной из собак, а та, набросилась на него. Слуга, защищая сына, убил собаку, чем вызвал гнев Стибора, приказавшего сбросить мужчину с вершины холма. И тот, летя вниз, прокричал: «Через год и день!»
Со временем проклятие забылось. Напомнило оно о себе через год, когда владелец замка праздновал свадьбу своего сына. Перебрав горячительных напитков, он вышел на террасу замка, где задремал.
Внезапно появилась змея и укусила его в глаз. Стибор перепугался. Не понимая что делает, бросился к краю террасы, откуда и свалился, разбившись насмерть.
Только авторы Beckov Castle – Wikipedia аргументированно утверждают, что ни в той, ни другой легенде нет и доли правды.
Во-первых, согласно историческим фактам, Стибор поступил на службу к венгерским королям во второй половине XIV века, когда замок Бецков уже существовал.
Во-вторых, лингвистический анализ предполагает, что название замка произошло не от имени шута, которое соответствует старо-венгерскому и переводится как «дурак».
Словацкие историки считают, что этот топоним связан со словом «блюдинец» («лабиринт»), что мог образоваться после затопления рекой Вах этого района.
В третьих, согласно легенде, Стибор был жестоким властителем, не щадившим своих слуг. В исторических же хрониках говорится о добросердечности и благочестивости герцога, о том, что этот человек создававал больницы, строил монастыри. А вот его сын, действительно, был порочным человеком. Вероятней всего, произошла подмена персонажей.
Что в легенде правдиво, так это однако общая картина жизни дворянства в тот период, детали, соответствующие реальности.
Это и пиршества, которые любила устраивать венгерская знать, и столы, уставленные обильной снедью, где основными блюдами были приготовленное разными способами мясо птицы, дичи, домашних животных. В частности, лебедя, бывшего популярным украшением праздничного стола..
В те времена ни ножей, ни вилок не существовало. Ели руками, отрезая и отрывая куски. Так как с жирного мяса тек сок, то в качестве «салфеток» использовали куски хлеба.
Когда трапеза заканчивалась, хлеб бросали собакам, принимавшим участие как в охоте, так и в застолье.
Трапеза всегда сопровождалась вином, обычно разбавленным водой. Однако потребление его в больших количествах приводило к опьянению.
Как у каждого уважающего себя правителя, у Стибора при дворе, конечно, имелись шуты. Только ни один из них не носил имя Бецко.
Впрочем, легенда на то и легенда, возникающая для того, чтобы привлекать внимание и звучать из уст экскурсоводов..
Мы снова отвлеклись и снова возвращаемся к утесу. Рядом с подъездной дорогой к замку находится еврейское кладбище, где стоят надгробья разных времен с надписями на немецком и иврите. Самые старые датируются серединой XVIII века, ибо евреи появились в Бецкове в конце XVII века.
Они пришли сюда из Угерского Брода. В 1734 году приобрели землю у графа Яна Эстерхази.
В 1991 году кладбище было внесено в список памятников словацкого культурного наследия.
А теперь о раскинувшемся под скалой городке Бецков, история которого начинается с бронзового века, когда здесь находилось поселение лузатов.
В средние века это место было теснейшим образом связано с замком, потому что здесь жили семьи венгерских аристократов.
После разрушения замка место опустело. Дома стояли покинутыми до тех пор, пока сюда не пришли беженцы из южной Венгрии после турецкой оккупации региона.
О тех временах рассказывает постоянная музейная экспозиция Тренчинского музея в курии земанской семьи Абровцев.