Замечательный словацкий городок, где много света, цветов, воды, где по реке плавают утки и лебеди, где воздух свеж и приятен, где люди приветливы и улыбчивы. Это Пьештяны.
Спрашивается, откуда такое странное название? Оказалось от слов «песок» и «песчаный», что связано с отмелями, намываемыми рекой Вах, которая, блуждая, не раз меняла свое русло.
На одном из ее берегов, у подножия горы Поважский Иновец, и вырос город, на территории которого соединяются искусственный Бискупский (Епископский) канал и главная речная ветка, которая, направляясь на юго-восток, доходит до водохранилище Слява, созданное плотиной, а потом продолжает свой путь.
Надо сказать, что поселение на месте нынешнего курортного города имело место еще в доисторические времена, когда здесь жили люди, охотившиеся на мамонтов, что подтверждается археологической находкой Венеры Мораванской, найденной в соседней деревне Мораваны-над-Вагом.
Небольшая фигурка женщины вырезанная из бивня мамонта. датируется ранним периодом каменного века и насчитывает 22 800 лет. Этот старейший экспонат хранится в Сокровищнице Братиславского замка, а копия – в местном музее.
Что касается первого письменного упоминания о Пьештянах, которые назывались Песканом и состояло из нескольких небольших поселений, то его можно найти в Зоборском документе, изданном венгерским королем Коломаном I. В нем это место упоминается как деревня, прилегающая к Требатице.
До 1321 годах Пьештяны входили во владения Матиаса Чаки из Тренчина. После его смерти часть его имущества перешла Карлу I Ро́берту (Шароберу) из Анжу, королю Венгрии и Хорватии. А впоследствии не раз переходило из рук в руки.
Так в 1348 году король Людовик I подарил его хорватско-венгерскому магнату Миклошу Конту из Ораховицы. А после того, как его род прекратил существование, усадьбу Тематин вместе с Пьештянамиа выкупил у короля Людовика II крупнейший венгерский землевладелец и купец Алексей Турзо.
Но никто из них ничего не делал для города. и тот в течение ряда веков жил своей, никого не интересовавшей жизнью. Это продолжалось до тех пор, пока королевский советник Юрай Вернер в 1545 году не обратил внимание на полезные свойства местных источников, о чем и сообщил монарху.
Фердинанд I прислал сюда для исследований придворного врача Иоганна Крато де Крафхейма. Вместе с ним прибыл представитель Папы Римского Сикста V Андреа Баччиус Элпидиан.
В исследовательских работах принял участие и сам Вернер, опубликовавший в 1549 году в Базеле книгу «De admirandis Hungariae aquis hypomnemation» («О чудесных водах венгерской монархии»)
После того, как в 1642 году Пьештяны получили Магдебургское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, около источников появились первые курортные здания.
К тому времени термальные воды уже пользовались таким успехом, что в 1642 году были воспеты Адамом Траяном из Бенешова в оде «Saluberrimae Pistinienses Thermae» («Курорт исцеление Пьештяны») где создана идиллически-лирическая картина, в которой фигурируют река, по которой плывет плот, плодородные долины, проживающие там людей разных сословий, а также приезжие, прибывающие в эти края с целью насладиться действием ванн с горячей минеральной водой и лечебной грязью.
Памятник этоту человеку можно увидеть в городском парке
В 1745 году появилась и первая монография «Schediasma de Thermis Postheinsibus», написанная Яном Юстусом Торкошом.
А тем временем Пьештяны переходили из рук в руки. От одного дворянского рода к другому. При этом они страдали от турецких набегов и антигамбургских восстаний. Но в 1682 году положение изменилось.
По просьбе владельцев Глоговецкой усадьбы (в то время Пьештяны принадлежали этим господам), император Леопольд I взял это место под свою защиту
Благодаря документу «Salva Guardia» городок был освобожден от обязанности предоставлять жилье армии правителя, от конфискации лошадей и скота, поставки продовольствия для Имперской армии. И это оказало благоприятное влияние на развитие курорта.
Новый этап стартовал в 1720 году, когда король Карл VI подарил имение Глоговец (и вместе с ним Пьештяны) Яну Леопольду Эрдёди, и он принадлежал членам этой семьи вплоть до 1848 года.
Эрдёди, видя перспективную выгоду, в 1772 году пригласили для консультации известного бальнеолога, профессора Генриха Й. фон Кранца.
После данной им положительной оценки местным водам, был основан курортный поселок под названием Теплице, с бальнеологическим центром и санаторием, оборудованный ваннами для процедур. Это был явный прорыв, ибо до того момента в лечебных целях использовались ямы, выкопанные в земле.
Этот момент стал отправной точкой развития сети лечебниц. К сожалению, первые курортные дома, построенные в 1778 году, были повреждены в результате разрушительного наводнения 1813 года и в первоначальном виде не сохранились.
В 1821 году граф Юзеф Эрдёди, глава нитрянского региона, министр Венского правительства, начал строительство первых солидных зданий с ваннами и бассейнами в классическом стиле.
Первой ласточкой стал курортный комплекс «Наполеон», где лечились раненые солдаты после окончания наполеоновских войн.
И сюда потянулись военные. В 1863 году, был даже создан Военный институт курортов под руководством врача-бальнеолога Франтишека Эрнеста Шерера, автора книги «Об лечебных источниках и курортах в Венгрии» (Лейпциг, 1837), пионера в области прогрессивных рациональных изменений методов лечения, основателя современной бальнеотерапии, применявшего индивидуальный подход при назначении курса лечения в соответствии с диагнозом.
Лечебная значимость Пьештянах резко возросла после 1889 года, когда семья Винтер арендовала у Эрдёди право контроля над санаториями.
Была создана фирма «Александр Винтер и сыновья», управление которой после смерти отца в 1909 году перешло его сыну Людовиту, построившему самые известные здания и санатории, включая один из символов Пьештян — «Термия Палас». в стиле модерн.
Практически сразу же появился Бальнеотерапевтический корпус «Irma» (1912 г.)
Чуть позже — курортная гостиница «Pro Patria» (1916 г.)
В тридцатые годы — гостиница «Excelsior» в стиле функционализма (нынешняя «Jalta»).
К концу XIX века усилия компании «Alexander Winter and Sons» привели к тому, что курорт получил статус лечебницы мирового масштаба.
Людовит и Имрих заботились о культурной и общественной жизни Пиештян, основали Бальнеологический музей, пригласили на работу молодых талантливых врачей, где самыми известными были Франтишек Эрнест Шерер, Адалберт Вагнер, Германн Алтер, Самуэл Вайнбергер, Коломан Фодор, Эдуард Вайс, отец и сын Зигмунд и Лео Александер, Вратислав Кучера, Эдуард Цмунт, Ладислав Шмидт, Йозеф Брежны, Гейза Вамош, Штефан Коллар…
Вместе с нотариусом Антоном Кайлихом, деканом Александром Шинделаром, ставшим затем мэром, и рядом других лиц, заинтересованных в развитии курорта, Винтеры принимали участие в облагораживании города. Были заасфальтированы дороги, тротуары, площади, проведены водопроводы и создана канализационная система, отрегулировано течение реки Ваг.
В 1894 году появился символ СПА — бронзовая статуя человека, ломающего костыль, установленная перед входом на Колоннадный мост и ставшая частью городского герба. А уменьшенную копию работы Роберта Кухмайера отлитой в бронзе в 1933 году фирмой «Бартак» в Праге, можно увидеть повсеместно.
На нынешнее место фигура оказалась после открытия Колоннадного моста.
Надо сказать, что образ человека, ломающего костыль, являлся символом курорта Пьештяны еще до того момента, когда Людовит Винтер решил поставить бронзовую статую.
Уже в конце XIX века он поручил молодому начинающему графику Артуру Гейеру придумать символ города. И тот нарисовал мужчину, ломающего костыль через колено. И это изображение, запатентованное в Торгово-промышленной палате, и стало курортным символом.
Пьештяны гордятся тем, что здесь жили и работали многие выдающиеся деятели культуры и искусства: поэт Иван Краско, писатель и драматург Иван Стодола, писатель Гейза Вамош, график и живописец Аурел Кайлич. А в 30-х годах ХХ века известный словацкий художник Янко Алексий даже пытался создать здесь колонию художников.
В разное время Пьесчяны посещали многие известные люди. Среди них были: император Франц Йозеф, шведская писательница, лауреат Нобелевской премии Сельма Лагерлеф, художник Альфонс Муха, оперный певец Федор Шаляпин, тенор Ричард Таубер, создатель кубка Дэвиса — сэр Генри Дэвис, немецкий кайзер Вильгельм II, махараджи из Индии и Малайзии, президенты и дипломаты разных стран мира.
В 1917 году три монарха (Вильгельм II из Германии, Карл I из Австро-Венгрии и Фердинанд I из Болгарии) встретились в отеле Thermia Palace для выработки общей военной стратегии.
А в память о пребывании Людвига ван Бетховена в парке поставлен памятник.
Как и весь регион, Пьештяны перенесли тяготы Второй мировой войны. Сильно пострадала инфраструктура, наступил экономический застой.
После освобождения 4 апреля 1945 года Пьештяны получили официальный статус города.
В 1959 году к югу от города было построено Слявское водохранилище, а в середине ХХ века появилось немало новых курортных зданий.
Природную лечебную базу курорта составляет серная термальная вода, что применяется в виде ванн. Ее «поднимают» с глубины 2-х километров, где ее температура состаляет 69 °С.
Кроме того в Пьештянах имеется 11 источников, вода из которых попадает в купальни и в многочисленные питьевые фонтанчики.
Второй лечебной составляющей является грязь, что берется из мертвого рукава реки Ваг. На год ее помещают в специальные отстойники для созревания, а потом уже используют.
Откуда стало известно о целебных свойства грязи и горячих источников рассказывают легенды.
Согласно одной из них, жители окрестных поселений, наблюдая за павлинами, увидели, что те, подержав некоторое время в местной воде больные лапы, затем могли довольно бодро вышагивать.
Оттого-то павлины являются своеобразным символом города. Их держат «на счастье» в вольере, их изображениями украшают здания лечебниц.
Впрочем, имеется и иная, более правдоподобная история о том, как во времена Римской империи в этом месте, после долгого похода, остановились солдаты одного из легионов для того, чтобы дать отдых лошадям.
После того как животных искупали в местной реке, они, полные сил, были готовы двигаться дальше. И это послужило поводом для исследования местной воды.
Город состоит из нескольких районов, что «расползаются» в разные стороны. Для приезжающих же сюда туристов интерес представляют два из них. Это центральная часть с магазинами, ресторанами, модными бутиками, гостиницами, ресторанами и островная, образованная короткой веткой реки, где находятся санатории, лечебно-оздоровительные центры, бассейн, куда подведены местные минеральные источники.
Островная часть соединена с городом двумя мостами: Колоннадным, пешеходным
И Крайинским, транспортным.
Окончив исторический обзор, отправимся на прогулку по городу, стартовав от Колоннадного моста. Первое, что видим, — Храм Божьего Сердца Иисуса, который порой называют Курортной часовней.
Он был возведен в 1897 году вместо барочной часовни постройки 1760 года, что была посвящена Яну Непомуцкому. Она стояла в ста метрах к западу от нынешнего храма, во дворе бывшей Панской гостиницы и была снесена из-за того, что в конце XIX века пришла в негодность.
От бывшей часовни в новый костел была перенесена картина, изображающая кончину Яна Непомуцкого, написанную в 1882 году монахом-францисканецем Конрадом Швесткой.
Фасад современного эклектического строения прямоугольной формы украшен стоящими в нишах статуями Елизаветы Тюрингской и святого Стефана. В центре, над входом, тондо с изображением Девы Марии Лурдской.
Внутри – имеется полигональный пресвитерий. А стены нефа украшены пилястрами с коринфскими капителями.
За храмом, около парка, начинается самая главная и самая длинная улица города – Винтерова, пролегающая с севера на юг. Большая ее часть является пешеходной зоной. Поменяв ряд названий (Королевский ряд, Франца Иосифа, Масарикова, Павлова), после смены коммунистического режима она получила имя создателя курорта.
По ней приятно гулять, любуясь домами интересной архитектуры. И первое, на что надо обратить внимание, — здание некогда шикарного отеля Slovan, который сначала назывался Grand Hotel Rónai.
Его построил в 1906 году архитектор Оберландер по заказу предпринимателя Адольфа Роная, пытавшемся конкурировать с Винтерами.
Это самое большое и красивое здание курорта украшенное лепниной с арками и башнями, множеством окон, террас, аркад и лоджий. Оно было оборудовано лифтом, центральным отоплением, обставлено красивой мебелью
.Интерьер оформлен красивыми лестницами с чугунными перилами, лепными украшениями общественных помещений.
Здесь не только отдыхали состоятельные люди, но и проводились концерты Пьештянского музыкального фестиваля, конгрессы, симпозиумы и другие мероприятия.
Из-за обветшания в 1985 году отель закрыли с целью ремонта и реконструкции, планируя построить под землей гаражи, офисы и склады, оборудовать бальнеотерапевтические кабинеты для того чтобы постояльцам могли получать нужные процедуры на месте.
Завершение ремонтных работ, начатых в 1993 году было запланировано на декабрь 1994 года, а церемония открытия — весной 1995 года. К сожалению, этого не произошло. Сегодня некогда прекрасное здание из-за нехватки средств и отсутствия инвестора разрушается на глазах.
Проходим мимо отеля «Траян»
Перейдя дорогу, оказываемся около виллы «Легер». Это необычное эклектическое строение, основу которого составляет фахверковая конструкция, редкая для этого региона, но часто встречающаяся в Голландии, Германии, некоторых регионах Франции…
Рядом с ней — вот такой фургончик
Интересно, что во второй половине XIX века такие дома были весьма популярны и в Пьештянах. Только до наших дней они не дожили. Сохранилась лишь вилла Легер.
Особняк под конической крышей из цветной черепицы с круглой башенкой, украшенной флюгером, был построен австрийским архитектором Францом Баумгартнером для своей семьи. Потом вилла была превращена в гостевой дом.
В 1917 году произошла смена владельца. Новым хозяином стал фотограф Густав Легер, чье имя и носит особняк, в 1951 году перешедший в ведение частной фирмы, которая произвела его реставрацию и превратила в действующий отель.
Напротив стоит старинная аптека, возведенная в 1912 году, где ряд элементов декора говорят о стиле модерн или сенссеция, как называлось это архитектурное направление в Чехословакии..
А наискосок от виллы Легер видим современную бронзовую скульптурную группу «Любовники» работы Александра Трезуляка одного из ведущих словацких мастеров.
Именно с этой скульптуры началась успешная карьера этого скульптора в Пьесчянах. Долгое время он был председателем комитета по вопросу оформления скульптурой курортных парков.
А вот, увиденный в торговом центре, живой вариант скульптуры
Продолжая путь по Винторовой, увидим больницу им. Ал. Винтера с его бюстом над входом.
А потом окажемся на декоративном мостике, переброшенном через небольшой бассейн между гостиницами Jalta и-Eden переброшенном через небольшой бассейн между гостиницами Jalta и-Eden
Согласно модной традиции, имеющей место в разных странах, молодые пары вешают сюда замки. оттого это место получило название Моста вечной любви.
К этому месту можно подойти по улице идущей прямо от «Любовников»
Здесь, на краю городского парка, который называется Sad Andreja Kmeťa, растет липа Т. Г. Масарика, что была посажена в честь визита первого президента Чехословакии.
Перед ней — метеорологический столб, поставленный на рубеже XIX-XX веков. Трехгранное сооружение, где с одной стороны находится календарь и часы, с другой — барометр, с третьей — сейсмограф.
Итак, мы на самой оживленной части Винторовой.на ней — клумбы и вазоны с яркими красивыми цветами
Мы в самом центре города, где как на центральной улице, так и прилегающих к ней стоит много интересных домов самой разной конструкции. И старинных (большинство их а стиле модерн)
Есть и современные
Интересно, что большинство бутиков, располагающихся в них, носят женские имена. Вероятно, их хозяек
А вот этот уже с национальным колоритом
В одном из магазинчиков — интересный интерьер
Возвращаемся к мостику. Чуть дальше, слева — торговый пассаж, который называется Александр-центр.
Если отсюда пройти немного вперед и повернуть направо около Pestiani bon bon shocolaria, то можно выйти на Námestie Slobody
На площади Свободы находится фонтан «История источников», где струи бьют прямо из земли, доставляя невероятное удовольствие детям.
В нескольких шагах от него – металлические рельефы, посвященные историческим событиям..На одном — фрагмент Зоборской грамоты с упоминанием этого населенного пункта, на другой — план местности (1324 г.), а на третьей — имтация источников..
Отсюда пройдем до Aupark Shopping Center. В этом торговом центре можно и отовариться, и поесть, и отдохнуть, и детей развлечь…
Если отсюда пойти налево, то можно увидеть модернистское строение, совсем непохожее на сакральное. Это приходской костел Святого Кирилла и Мефодия (Nitrianska 17)
Он представляет собой интересный комплекс строениий. Певым делом привлекает внимание стоящая отдельно пирамидальная колокольня с хорошо просматривающимися колоколами.
Этот костел появился сравнительно недавно. Первый камень в его фундамент был заложен в 1990 году в присутствии освятившего его Римского папы Иоанна Павла II Освящение уже построенного костела было сделано архиепископом Яном Соколом
Архитектор Мартин Биштян из Ружомберока построил здание с наклонным потолком, большими хорами, пилястрами, разделяющими стены.
Интересен старейший в Пьештянах позднеренессансный алтарь Святой Троицы, созданный в 1630 году, где в верхней части изображен Платок Вероники (его заказчиками были палатин Микулаш Эстерхази и его супруга графиня Кристина Ниари).
А также цикл картин, изображающих этапы Крестного (художник Августин Эдуард Мейселл, 1888-1891 г.г.)
На этой же улице здание находится здание небольшого отеля Penzion Pod Vezou с интересной архитектурой
Здесь мы, пожалуй, остановимся. Дальнейший рассказ об этом городе см. Пьештяны. Город. (Продолжение)
Использованный материал