Пьештяны. Остров.

Продолжая прогулку по Пьештянам, отправимся на Купельный Остров. Для этого надо пройти по Колоннадному мосту с крытым сводом, перекинутому через реку Ваг.  

На арках моста с обеих сторон видны изречения на латинском языке, говорящие о лечебной значимости этого места. Со стороны города – фраза из поэмы Адама Траяна (1642) – «SALUBERRIMAE PISTINIENSIS THERMAE» («Самый исцеляющий пьештянский курорт»). А со стороны острова «SURGE ET AMBULA» — библейское выражение из «Евангелия» от Матфея: «Встань и иди». С такими словами Христос обратился к  исцеленному им парализованного.

Идея создания железобетонного моста, считающегося самым длинным крытым мостом в Словакии (148 метров в длину) вместо старого деревянного, принадлежала Людовиту Винтеру (см. Пьештяны. Город.). В 1933 году он предложил выполнить эту работу молодому архитектору Эмилю  Беллушу.  

Мост состоит из двух частей, разделенных стеклянной стеной, на которую методом травления нанесены рисунки художника Мартина Бенки: «Песни Детвы» и «В шалаше»

Слева от моста — фигура человека, ломающего костыль. Этот символ курорта быо отлит из бронзы в 1933 знаменитым словацким скульптором Робертом Кюмайером.

С моста хорошо видны рыбаки с удочками

Ребята, плывущие на каноэ

И, конечно, лебеди с утками, которые водятся здесь в огромном количестве.

Птицы настолько привыкли к подачкам, что, увидев людей, подходящих к перилам моста, тут же подплывают и и ждут когда вниз полетят кусочки хлеба.

Если есть желание пообщаться с белоснежными красавцами поближе, то надо спуститься к реке.

Но мы немного отвлеклись, а потому вернемся к нашим баранам, вернее, к теме «Курортный остров», где около источников термальной воды один за другим вырастали отели..

Итак, перейдя мост, окажемся на небольшой площади с фонтаном в центре.

Около него – клумбы и копии античных статуй на зеленых газонах.

С левой стороны начинается парк. Справа стоит 5-звездочный отель в стиле модерн. Это Thermia Palace, который построили в 1912 году будапештские архитекторы Армин Хегедюш и Генрих Бём.

Над парадным входом развеваются флаги государств, откуда прибыли сюда гости.

А по бокам от него — барельефы с курортной тематикой

Людовит Винтер, помня легенду о павлине, который исцелился благодаря пьештянской воде, выбрал эту птицу символом гостиницы. Ее изображение можно увидеть и над входом, и многократно повторяющимся в интерьере гостиницы. 

Надо сказать, что все внутреннее убранство в сецессионном стиле поражает великолепием. Например, ресторанный зал «Grand» с  лепниной, мраморными колоннами, хрустальными люстрами…

По стенам — картины местной тематики известных словацких художников. Изюминкой же является раритетная работа Альфонса Мухи подаренная художником за удачное лечение здесь дочери.

Интересный факт. Картина так хорошо вписалась в интерьер, что до кражи ее в 2000 году считалась фреской. Ценный экспонат стали сразу же искать, и через четыре года она заняла свое место.

В отеле имеются небольшие клубные залы декорированные в охотничьем стиле, а в застекленной витрине хранятся автографы почетных гостей. Ведь здесь отдыхали очень известные люди. В том числе короли, шейхи, махараджи…

Красива лестница, ведущая на второй этаж с расположенными вдоль ее витражными окнами с изображением павлина. А в одной из комнат отдыха можно увидеть старинную мебель инкрустированную  перламутром.

С обратной стороны здание выглядит не менее величественно.

К нему прилегает партер с красивыми клумбами и вазонами.

На зеленом газоне — мраморные изображения путти

В глубине виднеется фонтан

Сбоку — бассейн

Рядом с отелем – датированный тем же годом бальнеологический (купельный) дом Irma, названный так в честь жены владельца курорта графа Имриха Эрдёди (авторы проекта в стиле модерн будапештские архитекторы Армин Хегедюш и Генрих Бём).

О назначении этого здания говорит барельеф над входом

Ирма исключительно красива. Ее интерьер поражает начиная с коридора.

В конце левого крыла — витражное окно

Под ним — хорошо знакомая всем фигурка юноши, ломающего костыль.

Рядом — лестница ведущая на второй этаж

Около нее — столик со старинными флаконами

А еще необычная коляска для доставки людей в разные точки курорта, в которую впрягались пьештянские «рикши».

Красивое окно из которого открывается замечательный вид

В подвальном этаже лечебницы имеется два бассейна. Зеркальный и Грязевой. Они исключительно красиво оформлены. В раздевалках- кожанные кресла, деревянная скульптура, зеркалав красивых рамах и керамическими настенными изображениями божеств водной стихии.

Подобные изображения можно увидеть и на перегородке, разделяющей бассейн на мужскую и жескую части.

В центре бассейнов — сооружения с фигурными композициями. А
стены оформлены капителями с пилястрами, украшенными купидонами, держащими морские раковины, фантастическими птицами и рыбами.

Выйдя из Ирмы, обогнем здание

Полюбуемся его боковой частью, где снаружи проглядывается витраж

В небольшой полукруглой нише из натурального камня установлен бюст жены императора Австро-Венгрии, Елизаветы, более известной как Сисси.

Бюст из каррарского мрамора был установлен жителями Пьештян 10 августа 1902 года, через четыре года после убийства императрицы, пользовавшейся популярностью, как знак уважения к ней.

Изначально бюст стоял высоком пилоне в городском парке. После появления Чехословакии, был ликвидирован подобно другим памятникам, напоминающим о монархии.

Хорошо, что это изваяние не было разбито и изуродовано. В 60-х годах ХХ века его нашли, очистили и установили на этот место.

Еще несколько шагов, и мы около коплекса классических зданий «Napoleon’a»

Строения цвета топленного молока с белой отделкой были построены в 1821-1862 годах по инициативе графа Йозеф Эрдёди.

Первым на месте деревянного строения появился корпус номер три. За ним — остальные. В них размещаются кабинеты, где проводятся лечебные процедуры, бассейны с минеральной горячей водой и грязью.

На углу одного из корпусов — павильончик с горячей питьевой минеральной водой

Имеются и колонки, из которых также течет вода из источников

Около одного из корпусов под куполообразной прозрачной крышей — «Adam Trajan».

Это старейший термальный источник курорта носит имя чешского писателя и проповедника (о нем см. Пьештяны. Город.)

Вода температуры 67 — 69 градусов поступает из скважины глубиной 11,2 метра, образовавшейся в результате геологического разлома. С 1929 года осуществляется механическая подача.

За ним — бассейны, в которых в течение года зреет грязь, изпользуемая для лечения.

Рядом с источником «Adam Trajan», в корпусе Нваполеоновские термы III, находится Соляная пещера, где все части помещения: потолок, стены и пол покрыты блоками из натуральной морской соли, привезенной из Красного, Мертвого, Балтийского и Черного морей.

Лечебный эффект этой процедуры усиливается добавлением в воздух, насыщенный такими микроэлементами как йод, калий, магний, кальций и железо, распыленной минеральной серной воды,

Около одного из корпусов растет дерево, которое постоянно выбирается для фотосъемок

Вписывается в комплекс и небольшое кафе, где можно посидеть с кружкой пива, бокалом вина или чашечкой чая (кофе) с куском торта.

Около него — интересные деревья.

Судя по цветам, — модификация кампсиса.

Слева от кафе находится старейшее здание санатория «Pro Patria».

Мы видим строение, которое, на первый взгляд, напоминает обыкновенный жилой дом с фасадом фрезового цвета.

Это объясняется тем, что последний пьештянский проект архитекторов Г. Бема и А. Гегедуса был воплощен в 1916 году, в разгар Первой Мировой войны, после того, как владелец курорта вместе с арендаторами предложил свои услуги правительству в сфере помощи раненым. Отсюда и название «Pro Patria» («За Отечество»)

Торжественное открытие состоялось в присутствии высоких гостей, среди которых был и Эрцгерцог Франц Сальватор Габсбургский, куратор этой международной организации.

Сначала здесь размещалась типичная екурортная больница под эгидой Красного Креста, где лечение пациентов оплачивал фонд медицинского страхования. Но вскоре госпиталь был преобразован в лечебницу, к которой в 1928 году присоединили еще один корпус в стиле пуризма. То, что сохранилось от недостроенного отеля «Кириллов двор» (архитекторы Ф. Виммер и А. Шони).

Несмотря на то, что интерьер лечебницы оформлен довольно скромно, внутри все выглядит весьма уютно.

На стенах старинные рекламные плакаты.

Чеканки и гравюры…

Старинные фотографии, рассказывают об истории этого места, о создании лечебниц. А еще они посвящены людям, участвовавшим в обустройстве курорта, гостям Пьештян.

Не забыта фигура вездесущего мальчика, ломающего костыль.

Cразу же за отелями и лечебными корпусами начинается парк.

Там, как и в других местах острова, встречаются весьма интересные птичьи домики.

По утрам парк объезжает, приводя в прядок, вот такая машина.

Здесь множество красивых, в частности, реликтовых деревьев.

Вот нежная скумпия

А это рябина

Цветущая по весне редкая розовая магнолия

Липа уже отцвела

Тонкая березка

Много старых деревьев с мощными стволами

В ветвят поют птицы. Особенно много скворцов, которые, не боясь людей, прогуливаются по газонам.

Ночью они спят, а вот ёжики выходят на охоту.

Здесь люди гуляют…

Ездят на велосипедах…

Или садятся на поезд, совершающий 40-минутную поездку по острову и городу.

Имеется памятная стенка с именами людей, связанных с курортом.

А это симпатичный уголок

Радуют глаз вот такие небольщие пруды

В них вечерами раскрываются красные кувшинки

Прекрасно себя чувствует и даже набирает цвет заморская Альба Регия

Между ними плавают рыбки

А также черепашки

Напротив прудиков стоит симпатичное кафе Elisabet, где можно выпить чашку чаю или кофе с тортом или пирожными

Красивый интерьер

Сбоку — полянка с керамикой

За кафе — птичник с вольером для павлинов

Имеются и их родственники, представители отряда курообразных. Вот серебряный фазан.

Фазан королевский

Пестрый китайский фазан

На краю парка стоит спа-отель Splendid

Красивый интерьер. Букеты цветов.

Лестница, ведущая наверх

Мягкая мебель, приглашающая присесть…

И вот здесь закончим рассказ о приятном месте, которое назывется Пьштянами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: