Кольмар. Очаровательный французский город с германскими корнями, уходящими в конец IX века, когда в верховьях Рейна образовалось поселение Колумбариум (Голубятня).
До середины XIV века оно составляло часть Германской империи, а затем вошло в Лигу независимых городов Эльзаса.
Когда в 1648 году, после окончания Тридцатилетней войны, был подписан Вестфальский мир, Кольмар вместе со значительной частью этой области отошел к Франции, коей принадлежал до 1871 года. До тех пор, пока в результате франко-прусской войны не был аннексирован Германской империей и подвергся насильственной германизации.
После германской Ноябрьской революции 1918 года на территории Эльзаса была установлена советская власть, просуществовавшая менее 2-х недель. Затем была восстановлена юрисдикция Франции.
С тех пор минул почти век. Все страсти, бушевавшие на протяжении этого столетия, поутихли, и Кольмар превратился в живописный город-музей, с прекрасно сохранившимися историческими кварталами, с домами различных архитектурных стилей. Особенный интерес представляет центр со средневековыми и ренессансными зданиями.
Главная достопримечательность этого места — так называемый Дом Голов. Оригинальное строение в стиле позднего немецкого Ренессанса с богатым скульптурным декором. Его изюминка — 106 гротесковых масок. Основная часть их, застывших в невероятных гримасах, расположена на великолепном трехэтажном эркере, вокруг окон, на ограждении балкона и у входного портала.
Построенный в 1609 году для богатого кольмарского штеттмейстера (первого магистрата) Антона Бургера, дом получил нынешнее название в XVIII веке, а в 1888 году «подарил» его улице, доминантой которой и является.
Привлекает внимание и бронзовая фигура виночерпия с бутылкой вина и стаканом, венчающая щипец обрамленный завитками-волютами. Она была отлита в 1902 году знаменитым уроженцем этого места Ф. О. Бартольди. Тем самым, что создал символ американской «Свободы, освещающей мир» для Нью-Йоркской гавани. И поэтому уменьшенная копия знаменитой женщины с факелом встречает всех по дороге в Кальмар.
Фигура же виночерпия указывает на то, что в конце XIX века в здании размещались винная биржа и ресторан. Сегодня биржи нет. Зато есть ресторан эльзаской кухни высшего класса, который содержит именитый кулинар Марк Рофритш, да небольшой отель под управлением его жены Кармен.
Чтобы увидеть следующее творение Бартольди надо свернуть с Rue des Têtes (улицы Голов) на Rue de Boulanger (улицу Булочников), что приведет к площади перед Доминиканской церковью Унтерлинден. Здесь стоит вытесанная в 1860 году из песчаника фигура художника и гравировщика Мартина Шонгауера (1450 год), учителя Альбрехта Дюрера, автора уникальной картины «Мадонна в розах» в нидерландской манере, что экспонируется в этой церкви, превращенной в музей.
Алтарная композиция, написанная в 1473 году для церкви св. Мартина в Кольмаре, по неизвестным причинам в XVIII веке была варварски обрезана со всех сторон, а через некоторое время помещена в позолоченный резной деревянный футляр, на створках которого Мартин Фойерштайн написал сцену Благовещения.
После кражи картины в 1972 году и обнаружения ее через год в Лионе, раритет поместили в Унтерлинден, обеспечив усиленную охрану.
Кроме этой картины людей привлекаеют красивые витражи, Изенхеймский алтарь, украшенный живописным полиптихом, написанным Маттиасом Грюневальдом (1516 г), художественные произведения Гольбейна Старшего, Кранаха Старшего, Альбрехта Дюрера, Каспара Изенманна, Мартина Шопенгауэра, и других мастеров конца Средних веков и эпохи Возрождения.
В нескольких минутах ходьбы от Доминиканской церкви — приходская церковь св. Мартина, которую называют кафедральным собором, несмотря на то, что епископская кафедра в этом храме существовала недолгий период во времена Великой французской революции.
Стоит обратить внимание на то, что над нижним этажом в романском стиле (начало XII века) надстроен готический (конец XIII века). Эта церковь является одним из самых значимых культовых сооружений Кольмара и одной из самых крупных готических церквей департамента Верхний Рейн.
Особенно интересны: западный фасад храма с тремя порталами, созданный по образцу Страсбургского собора; уникальный амвон с распятием XVI века, деревянный потолок, украшенный вязью и великолепные старинные витражи.
На одном из них — исключительно редко изображаемый на окнах сюжет казни Христа. Это «Малое Распятие» (XIII в) неизвестного автора и «Большое распятие» (XV в) работы витражиста Петера Хеммеля из Андлау.
А теперь держим путь к Кафедральной (Соборной) площади, где на южной стороне стоят интереснейшие здания.
Среди них — старейший в городе дом Адольфа, наиболее древние части которого относятся к 1350 году. Готика представлена арками и стрельчатыми окнами, а ренессанс – окнами квадратной конфигурации.
Имя дому дал Огюст Адольф. Басонщик по профессии, перебравшийся в Кольмар из эльзасской деревушки в 1824 году, он удовлетворяд потребности горожан плетёной веревочной галантереей (басонами): шнурами, тесьмой, бахромой, позументами (галунами).
Обойдя этот дом, на тыльной стороне, можно увидеть Львиный колодец под красивым окном (1584г.), в котором поздняя «пламенеющая» готика соединяется с более спокойными геометрическими формами ренессанса. Он называется Львиным из-за лепных голов этих животных.
К дому Адольфа слева примыкает фахверковый дом Гинтцбургера (XV в). В нем интересна ренессансная аркада колоннами, расположенная в нижней части строения. На одной из них — инициалы Иоганна Якоба Раушера, сына страсбургского галантерейщика, ставшего в 1703 году хозяином.
А теперь обратим внимание на стоящее напротив церкви, необычное для этих мест здание в стиле рейнского ренессанса с ярко выраженным итальянским влиянием. Изящный балкон, украшенный коринфскими колоннами и причудливыми маскаронами, изображающими лица плакальщиков, напоминающих о грустных судебных приговорах, звучавших с балкона, и стоявшей на Соборной площади средневековой гильотине.
Дело в том, что этот дом изначально (XVI в) строился как городская ратуша. Но стал помещением для караула – Кордегардии. Сегодня используется для временных выставок.
Непосредственно за Кордегардией, на углу Rue Mercière (Галантерейной) и Rue des Marchands (Улице Купцов), находится знаменитый дом Пфистера (1537 г). Первый этаж этого, поистине сказочного средневекового строения из реффахского песчаника и дерева, украшает аркада.
На втором — настенные росписи, изображающие германских императоров XVI века, включая Максимилиана I, Карла V и Фердинанда I, а также святых, евангелистов, библейских персонажей (авторство фресок приписывают Кристиану Вакштерферу). Третий же обрамляет деревянный балкон.
Необыкновенно хорош угловой эркер, увенчанный пирамидальной черепичной крышей, с рельефными медальонами, на которых так же увековечены императоры Священной Римской империи XVI века, недаром этот дом называют самым красивым во всем Кольмаре.
Такое солидное сооружение мог позволить себе лишь очень богатый человек, каким был шляпник Людовик Шерер, сколотивший состояние на владении серебряными рудниками в эльзасской долине Льепвр. Впрочем, согласно другим сведениям, на рудниках разбогател не он, а суконщик Клаус Штатман, отреставрировавший дом в 1577 году и заказавший роспись стен.
Что касается названия дома, то оно связано с одним из последующих владельцев, неким Франсуа-Ксавье Пфистером, что приобрел и отреставрировал особняк в 1840 году. В 1927 году здание было объявлено историческим памятником национального значения.
Недалеко от церкви, на другой стороне Rue des Marchands, напротив дома Пфистера, стоит позднеготический дом, в котором жил Мартин Шонгауэр. Тот самый, что нарисовал знаменитую «Мадонну в беседке из роз», о которой говорилось выше. За поистине филигранную работу, с которой художник выписывал детали картин, его прозвали Прекрасным Мартином.
А в соседнем с ним доме родился и жил тоже уже знакомый нам скульптор Фредерик-Огюст Бартольди. Этот особняк, построенный в XV веке, был реконструирован три столетия спустя.
В конце XIX века Бартольди дополнил главный ренессансный портал тремя скульптурами: по бокам — геральдические львы, по центру — забавный баран.
Второй портал (конец XVII в) был перенесен сюда со здания, находившегося на улице Вобана. Наверху — бронзовый барельеф работы Огюста Рюбена, с профильными изображениями Бартольди и его супруги Жанны-Эмилии.
Сегодня здесь располагается музей скульптора, около которого, в небольшом внутреннем дворике, видим одну из последних работ мастера — бронзовую композицию «Великие устои мира» (1902 г). Аллегорические фигуры символизируют Труд, Справедливость и Патриотизм. Те устои, на которых, по мнению автора, зиждется мир.
В музее, среди ращных интересных вещей, имеются рабочие модели нью-йоркской Статуи Свободы, бывшей совместным франко-американским проектом, который решено было установить 4 июля 1876 года по случаю столетия подписания американской Декларации Независимости.
Солидную металлическую опору и каркас монумента разработал будущий создатель знаменитой парижской башни Александр Гюстав Эйфель. Из-за нехватки денег проект затянулся, и статуя высотой 46 метров, составленная из трехсот огромных медных пластин, была торжественно представлена публике лишь в 1886 году.
И с тех пор всех, попадающих в нью-йоркскую гавань, встречает мощная фигура женщины в ниспадающих одеждах, с факелом в поднятой правой руке и плитой, где указана дата принятия американской Декларации Независимости — в левой.
Ее голову венчает корона с семью зубцами, символизирующих семь морей и семь континентов. Надо отметить, что моделью служила жена скульптора. А потому эльзасцы не упускают случая заметить, что факел американской свободы был зажжен их землячкой.
Говоря о Бертольде, нельзя не отметить одну из главных черт этого человека – патриотизм. Когда в 1871 году, после поражения Франции во франко-прусской войне, Эльзас отошел Германии, художник покинул город и никогда уже не возвращался в Кольмар.
Осмотрев музей, отправимся дальше и через некоторое время окажемся на Площади Старой Таможни (Place de l’Ancienne Douane)
Здесь мы увидим здание таможни (1480 г) под пестрой черепичной кровлей. Его помещения использовалась для проведения торговых операций и хранения импортных и экспортных товаров; как пункт сбора пошлины, проведения заседаний лиги десяти свободных эльзасских городов, учрежденной императором Карлом IV в 1354 году. Сегодня же это место проведения различных конгрессов и мероприятий.
Напротив, таможни – фонтан со статуей наполеоновского генерала и дипломата Лазаруса Швенди (работа Бартольди, 1897 г.). В руках у Швенди — виноградная гроздь. Это связано с тем, что именно он привез из венгерского региона Токай саженцы, которые культивировал в своем поместье. Так было положено начало производству белых токайских вин в Эльзасе, которые, на мой взгляд, одни из самых вкусных среди себе подобных.
В этом районе можно увидеть множество интересных строений. Это разноцветные домики со старинными вывесками. В частности, на пересечении площади Старой Таможни и улицы Гран-Рю стоит розоватый фахверковый Доме Паломника, построенный в XVI веке. На нем — интересная вывеска с изображением пилигрима.
Около Площади Старой Таможни из-под земли неожиданно возникает канал Логельбах (Мюльбах). Большую часть города он проходит под землей, выходя на поверхность лишь в нескольких местах. При этом меняет свое название. Так на севере, возле музея Унтерлинден зовется Зинбахом, а в южной части, в районе квартала Кожевников, — Гербербахом.
Следующий пункт нашего назначения — квартал Кожевников (Quartier des Tanneurs), местоположение которого объясняется спецификой профессии людей, населявших это место. Для работы им была необходима вода для вымачивания и промывки кожи, а потому в любом городе представителям этой гильдии выделялись кварталы за городскими стенами около крайних участков каналов (рек). Для того, чтобы грязь и неприятный запах, связанные с обработкой кож, не мешали жителям других районов.
На центральной улице – Rue des Tanneurs (улице Кожевников) — стоят высокие узкие фахверковые дома, датированные XVII-XVIII веками. Их архитектурная особенность так же связана с кожевенным делом. Чердаки имеют несколько рядов окон, располагающихся уступами и обеспечивающими вентиляцию помещений для сушки кож. Сегодня здесь кожи уже никто не выделывает. По историческому месту, полностью отреставрированному в 70-х годах ХХ века и считающимся памятником культуры, бродят туристы, любуясь зданием крытого рынка Кольмара.
Яркое строение из кирпича и песчаника на металлической каркасной основе, опирающейся на чугунные колонны, возвел в 1865 году архитектор Луи-Мишель Больц, автор проекта городского театра, находящегося неподалеку от музея Унтерлинден.
Удобное расположение рынка на берегу реки Лаух позволяло фермерам доставлять свой товар на лодках и разгружать его непосредственно около ворот. Пережив временный упадок, рынок недавно стал снова функционировать как продовольственный.
В юго-западной части квартала, на углу пересечения rue des Vignerons (улицы Виноделов) и rue des Écoles (Школьной) в 1869 году Бартольди «усадил» на пенек бронзового маленького виноградаря с собакой у ног и поднятым вверх бочонком, из которого ему в рот льется тонкая струйка не вина, а воды. В 1986 году оригинал скульптуры был помещен в музей скульптора, а его заменила одна из копий. Вторая копия была подарена американскому университету города Принстона как знак союза двух городов.
Пройдя по улице Кожевников вдоль здания рынка, выйдем на Quai de la Poissonnerie (Набережную рыбаков), где стоят, отражаясь в реке Лаух, разноцветные фахверковые домики, а ограду мостов украшают корзины с яркими цветами.
Здесь все так, как было много веков тому назад. После того, как в 1706 году квартал очень сильно пострадал от страшного пожара, разрушившего десятки построек, он простоял в непрезентабельном виде до тех пор, пока во второй половине ХХ века не была проведена капитальная реставрация.
На набережной бросается глаза интересный дом, построенный в XVII веке в технике «обман зрения» с ложной лепниной. Сегодня в нем расположен один из самых престижных французских ресторанов с мишленовской звездой — Restaurant Jean-Yves Schillinger или сокращенно JY’S
Отсюда наш путь лежит к кварталу, именуемому Маленькой Венецией. Удивительно романтичное место, где летом туристы катаются на лодках, сидят в кафе, расположенных у самой воды, к которой склоняют ветви плакучие ивы.
Некогда этот квартал назывался Крутенау (от слов «луг» (Au) и «капуста» (Krut), так как здесь селились в основном члены гильдии огородников. Правда, имелись и лодочники, и виноделы. Нынешнее название появилось в XIX века с развитием в регионе туризма.
И здесь уместно сказать несколько слов о том, почему в Кольмаре столько ярких разноцветных строений. Одни историки считают, что это связано с безграмотностью населения. Поэтому в Средневековье была введена цветовая символика, позволявшая простому люду ориентироваться на улицах. Каждому ремесленному цеху соответствовала определеный цвет побелки зданий.
Другие же опровергают это и утверждают, что цвет дома определялся исключительно религиозной принадлежностью и пристрастием его хозяев.
Перейдя речку по мостику, завершающему rue de Turenne (улицу Тюренна), мы окажемся на Place des Six Montagnes Noires (площади Шести Черных Гор), получившей название в честь стоявшей на этом месте до пожара 1880 года самой известной и престижной старинной гостиницы.
В центре площади — фонтан Россельмана, увековечивший человека, прославившегося в 60-х годах XIII века.
Родившись около 1200 года в небольшом эльзасском городе Тюркгейме, в семье кожевника, он в свое время был старостой (прево) Кольмара. Нелюбимый местными дворянами, был отправлен в ссылку.
Но в тот момент, когда свободный имперский город Кольмар противостоял страсбургскому епископу фон Герольдсеку, на сторону которого встали кольмарские вельможи, сумел тайно пробраться в город, спрятавшись в бочке, открыл городские ворота своему союзнику Рудольфу Габсбургу. И кавалерия будущего императора Рудольфа I помогла прогнать людей епископа.
Но не прошло и года, как неприятельские лазутчики, переодевшись в платье габсбургских солдат, обманом проникли в Кольмар. И тогда Россельман, выступил во главе народного ополчения. Отбивая атаку агрессора, заплатил жизнью. На том, месте, где был смертельно ранен, в 1888 году кольмарцы поставили фонтан, фигуру для которого отлил Бартольди.
Так как не сохранилось ни одного известного портрета этой исторической личности, автор скульптуры придал его лицу черты Эркюля де Пейеримхофа, мэра Кольмара в период войны 1870-71 гг. и отправленного в 1877 г. в отставку немецкими властями.
Национальный герой, стоящий на мраморном основании (архитектор Хатц) изображен в полный рост. В правой руке у него — пергамент с надписью Libertas Civitatis Colmariensis («Свобода городу Кольмару»), в левой — щит.
Привлекают внимание украшающие фонтан четыре фантастические маски и четыре бронзовых рыбы, изо рта которых льется вода. Это копии, появившиеся после того, как две рыбины были украдены, а другие убраны в запасники.
На соседней с площадью rue Saint-Jean (улице Сен-Жан) находилось командорство ордена рыцарей св. Иоанна. Его представители занимались вербовкой рыцарей для борьбы с неверными, поиском финансовых средств для крестовых походов и предоставлением приюта престарелым членам ордена и паломникам.
Сегодня от командорства сохранилась часть старинной часовни (1268 г), что была отреставрирована сначала в 1908 г (при этом появился неоготический фасад из желтого песчаника, потолок с расписными балками, алтарь и орнаментально оформленные полихромные фрески), а затем в 2009 году — готический портал с тимпаном. Эти фрагменты относятся к территории лицея Сен-Жан (XIX в)
Идем по улице Сен-Жан до пересечения ее с rue Berthe Molly (улицей Берты Молли), где стоит Дом рыцарей Ордена св. Иоанна. Несмотря на название, никакого отношения к этим рыцарям не имеет. Около него непременно стоит остановиться и полюбоваться ренессансным палаццо в венецианском стиле, что построил в 1608 году архитектор Альбрехт Шмидт. Тот самый, что был зодчим знаменитого Дома с головами. Интересна двухъярусная галерея с аркадами, ажурная балюстрада, причудливая скульптура, барельефы и гаргульи.
Интересно, что в прошлом улица Берты Молли называлась Еврейской из-за того, что в средние века входила в состав квартала, занимаемого еврейской общиной. Впоследствии была переименована в память о жене венгерского барона, великолепной пианистки, которая, спасаясь от ужасов террористического режима, в 1920-х годах вместе с мужем бежала в Кольмар, где ее дед на этой улице основал пивоварню. Оба супруга завещали городу значительную часть своего имущества.
Здесь, в доме №12, сохранилась интересная деревянная галерея XVI века с резными колоннами. Она служила для сушки зерновых. А к бывшему зданию пивоварни, превращенному в гостиницу, примыкает еще одна оригинальная постройка — «подвешенный» на сваях старинный склад хмеля. Само здание пивоварни украшено круглым окном с Маген Давидом.
Только к истории еврейской общины он никакого отношения не имеет, потому что шестиконечная звезда являлась символом пивоваров, где верхний треугольник символизировал огонь и воздух, а нижний — воду и землю: элементы, необходимые для производства хорошего пива. Вот и становился этот знак нередко элементом вывесок.
По соседству с этим историческим местом расположен так называемый дом Вольтера, в котором философ снимал квартиру в 1753 -1754 г.г., перебравшись в Кольмар после ссоры с прусским королем Фридрихом II.
А теперь свернем с этой улицы на rue des Augustins (улицу Августинцев), где на ее углу с Grand-Rue (Гран-Рю), видим боковой фасад элегантного здания Суда высшей инстанциив стиле классицизма из розоватого вогезского песчаника (1771 г) , к которому прилепился фонтан «Писающий мальчик». Это подарок гражданам Кольмара на четвертую годовщину освобождения города от немецкой оккупации в 1922 году от бельгийцев.
Доходим по Гран-Рю до конца и оказываемся на Place de e Jeanne d’Arc (площади Жанны д’Арк), где в прошлом сначала торговали лошадьми, затем скотом. После присоединения Кольмара к Франции по аналогии с Парижем это место стали называть Гревской площадью, ибо здесь стояла виселица, и проводились публичные казни. Неоднократно меняя названия, место, в итоге, приобрело нынешнее имя. Осмотром стоящих здесь зданий мы и закончим прогулку по городу, ибо за один день нельзя объять необъятное.
Однако есть нечто, о чем обязательно надо упомянуть. Это уникальные вывески, являющиеся символом и гордостью этого города. Они — настоящие произведения искусства, начало которому положил человек, чье имя не менее чтимо здесь нежели имя Бартольди. Это Жан-Жак Вальц или дядюшка Анси, французский художник, родившийся в Кальмаре в 1873 году.
Несмотря на то, что его и детство, и юность прошли при немцах, Анси оставался неизменным патриотом Франции. Рисовал карикатуры на немцев, в 1912 — 1913 годах издал для детей две книги «Мой Эльзас», в которых рисунки проникнуты любовью к родине и резкими нападками на германских оккупантов. За свои взгляды Анис несколько раз арестовывался и содержался в немецких тюрьмах как перед Первой Мировой войной, так и во время Второй Мировой войны.
Спасаясвою жизнь, он убежал в Швейцарию, где прожил до конца оккупации. Затем вернулся в Кальмар, где и умер в 1951-м году.
Сегодня в городе можно встретить восемь вывесок, созданных по его эскизам. Еще по три имеются в Париже и эльзасском городке Риквир.
Большинство объектов, для которых придумывались эти вывески, канули в Лету.Как например, булочная Мартина Мусслина (Musslin), что была на улице Rue des Têtes, недалеко от дома Голов. На ней изображен символ цеха пекарей — эльзасский крендель бретцель.
Крендель подвешен на ленточку цветов национального флага, а вокруг — зелёный венок с четырьмя серебряными розами. Это символ кольмарской пекарской корпорации.
Если ее внимательно рассмотреть, то можно увидеть хлеб, круассаны, эльзасский кекс гугельхупф, и крохотную белую мышку, что тянется к вазе с колосками пшеницы. Это намек на фамилию первого владельца (мышка по-эльзасски Mus).
А вот аптека «У Лебедя» (Rue des Têtes, 31) уцелела. И золотая птица по-прежнему венчает резной треугольник, внутри которого аптекарь готовит в ступке снадобье. Здесь и символ медицины — змея Эскулапа, и переплетенные ветки важнейший растений в фармацевтике того времени — наперстянки и эвкалипта. А в круглом медальоне — реторта и герб Кольмара.
На той же улице, по адресу rue des Têtes 22, где некогда находилась колбасная лавка братьев Финкер, видим вывеску «У двух братьев». Несмотря на то, что мясными деликатесами тут давно не торгуют (это здание вместе с соседним занимает магазин Esprit), она сохранилась.
Это настоящий шедевр, датируемый 1932 годом и считающийся одной из лучших работ автора. Домовой знак, состоящий из нескольких частей, шириной около 3-х метров, весит более 300 кг!
В круглой части, примыкающей к основанию, мы видим св. Антония, покровителя животных и свинопасов. Он читает проповедь поросёнку на фоне лесного пейзажа. Внутри другой, квадратной, — мясники-колбасники, что несут, готовый окорок и свиную голову.
Здесь фоном выбраны силуэты кальмарового собора св. Мартина, водонапорной башни и францисканского монастыря (нынешней церкви св. Матфея).
И, наконец, в верхней части эльзасская пастушка по имени Гензелизель — одна из любимых героинь Анси, гонит притиком гусей.
С этой вывеской перекликается та, что находится на доме по адресу rue des Serruriers, 7, у колбасного дома Циммерлин. Девушка ведет на поводке откормленную свинку, которой суждено превратиться в обрамляющую композицию гирлянду сосисок. По мнению нашего гида Клавы Зюрюкиной, это намек на бренность бытия и призыв с младых лет думать о смысле жизни.
Металлическая конструкция украшена позолоченной буквой Z и гербом Кольмара, а лев, вооруженный обоюдоострым мясницким тесаком, напоминает о том, что цех пекарей традиционно собирался в таверне «У льва».
И, наконец, последняя вывеска, на которую хочется обратить внимание, находится на углу Соборной площади (Place de la Cathédrale) и улицы Токарей (Rue des Tourneurs).
Она, появившаяся у кафе «Клебер» в 1954 году, изображает наполеоновского генерала Клебера на вздыбленной лошади с поднятой вверх саблей.
Позади него предметы, напоминающие о египетском походе французов — пирамиды, пальмы и сфинкс. Центральную композицию вывески окружают ветви лавра, венчает символ пехоты – плод граната. Снизу видны трехцветная патриотическая ленточка, шестиконечная звезда (символ пивоваров и трактирщиков), а также герб города Кольмара.
Остальные вывески ищите уже сами, гуляя по этому замечательному городу.
А еще обратите внимание на то, что здесь культ аистов. Их можно увидеть в живом виде, сидящими в гнездах, находящихся на крышах домов.
А также в картинках, игрушках, сувенирах, статуэтках, рисунках на стенах домов.
Если же вы подустали, и не хотите больше обмеривать город ногами, то можно прибегнуть к помощи транспорта. Например, сесть в повозку с лошадками
А можно занять место в небольшом паровозике, что возит туристов по городу.