Фото Ал. Яровинского
Вы бывали в Праге? Советую побывать в этом городе, там вы найдете нечто, что может изменить вашу жизнь.
Умберто Эко
Закончив (далеко не полный) рассказ о Копенгагене, решила вернуться к моей любимой Праге, куда я попала впервые более 20-ти лет назад. Она очаровала меня, окутала своей аурой, таинственностью, древней историей.
Необыкновенная атмосфера чувствуется везде. Улицы, дома, мосты… На каждом шагу — сюрпризы. Величественные дворцы, интереснейшие здания с домовыми знаками, строения одетые в «шкурку» сграффито, попорченные временем статуи, сады, парки… Здесь невольно становишься поэтом.
И вот, много лет назад, под впечатлением от посещения Праги я написала стихотворение, опубликовала его на одном из сайтов, посвященных путешествиям, и забыла об этом.
Но потом произошло нечто невероятное. Случайно, неожиданно для себя, обнаружила в интернете потрясающие акварели. Тонкие, лиричные, изображающие реальные, хорошо узнаваемые места. А между ними — мои стихи.
Вероятно, Юрий Шевчук нашел что написанное мной, созвучным его работам.
ПОТРЯСАЮЩИЙ ГОРОД, МАГИЧЕСКИЙ ГОРОД. ХУДОЖНИК ЮРИЙ ШЕВЧУК.
Потрясающий город, магический город.
Ты становишься в нем удивительно молод,
Хоть кругом классицизм, рококо и барокко,
Да романских деталей встречается много.
Он колдует, чарует, он берет тебя в плен,
И влюбляются в Прагу и старик, и пострел.
Что ни шаг — то былина, рассказ, старина.
Там История к людям выходит сама.
Крестоносцы, святые, монахи, монархи…
Ты листаешь страницы. Кровавы и ярки
Предстают пред тобой дней минувших дела.
Видишь: Любуше мимо собора прошла,
Лихо Вацлав гарцует на славном коне.
Смотрит Карл, как вбиваются сваи на дне
Влтавы. Строится каменный мост.
Над мостом — истуканы в гигантский свой рост.
Площадь. Головы напрочь с помоста летят,
И кресты на брусчатке ту память хранят.
А над городом тихо аккорды плывут.
Знаменитых маэстро сквозь вечность ведут
Постановки, концерты и струи воды,
Той, что Кржижик заставил лететь с высоты,
Извиваться, стелиться и падать в бассейн,
Успокоившись, рябью ложиться в плиссе…
Удивительный город, потрясающий город,
Непременно становишься в нем сердцем молод.
Но вернемся к рассказу о городе. Прага не только удивительна и неповторима, она исключительно красива. И как истинной красавице, ей подходит всякий наряд.
Она хороша в любое время года, в любую погоду. И одетая в золото осени, когда шуршащие под ногами кленовые листьям припечатываются к тротуару каплями дождя; и снежной зимой, и удивительной весной, превращающей клейкие почки в изумрудные листья и яркие цветы.
Она хороша своей сохранившейся первозданной красотой, так как город практически не пострадал во время Второй мировой войны.
Старожилы рассказывают, что город бомбили всего два раза. Первый — в 1944 году, когда американцы решили уничтожить филиал завода «Шкода», второй — случайно в феврале 1945-го. Бомбардировщики, летя на Дрезден, спутали цель и сбросили на город несколько снарядов.
Пострадавшие здания впоследствии были реставрированы и приобрели первоначальный вид. А потому на домах — двойная нумерация. Таблички красного и синего цвета. На первых — городской регистрационный номер; на вторых — привычный нам порядковый
Прага столь многолика, что каждый может найти именно то, что его интересует. Это и архитектурные памятники, относящиеся к разным эпохам, и замечательные сады, приглашающие отдохнуть среди ярких цветов и раскидистых деревьев, и многочисленные театры, и музеи, и рестораны, и пивные с самым замечательным пивом на свете.
Город бкрежно хранит память обо всех людях, ступавших по ее земле. Правителей и поданных, завоевателей и защитников, поэтов, писателей, художников, музыкантов, композиторов… А потому он особенно интересен тем, кто любит историю, сказания и легенды, буквально заполняющие город.
Чехи с удовольствием «потчуют» приезжих рассказами об исторических личностях и сказочных приведениях, в которые искренне верят. Попав сюда, кто-то вспомнит Кафку, Гашека или Цветаеву. Кто-то — Моцарта, Дворжака и Сметану… Кто-то будет очарован жуткими мистическими рассказами о приведениях, что до сих обитают в Старом городе.