Если с Карлова моста спуститься вниз по лесенке, что находится за тем самым рыцарем, которого очень любила Марина Цветаева, то можно попасть на остров Кампа — одно из удивительно живописных пражских мест. Там дома, вплотную поступая к речке, словно вырастают из воды, а потому отражаются в ней целиком. Недаром это место называют Пражской Венецией. От Малой Cтраны Кампу отделяет один из рукавов Влтавы со странным названием Чертовка.
О происхождении этого названия рассказывают по-разному. По одной версии давным-давно, еще во времена Рудольфа II, когда вода в этой речке была чистая и прозрачная, здесь стирали королевское белье прачки, что селились неподалеку. Одна из них была исключительно зла и сварлива. Она постоянно ссорила соседей, разводила склоки и драки. Оттого и получила соответствующее прозвище. Оно так пристало к этой женщине, что она и сама поверила в свою связь с нечистым, а потому попросила художника расписать свою хату семью чертями. Тот выполнил просьбу, но изобразил лишь шесть хвостатых фигур, мотивируя тем, что седьмой будет она собственной персоной. Когда Чертовки не стало, этим именем нарекли речку, обладавшую так же скверным характером.
Впрочем, есть и другая версия. Согласно ей это была не прачка, а мельничиха, что жила в доме «У семи чертей», стоявшем на Мальтийской площади на месте нынешнего дома №14, и имела общение с нечистой силой. Версия вполне приемлемая, если учесть что раньше здесь стояло несколько мельниц/
Первые мельницы были построены в XII уже знакомыми нам мальтийцами-иоанитами, которые прорыли для своих нужд канал длиной в два метра, превратившийся впоследствии в рукав Влтавы. О былом сегодня рассказывает лишь колесо, что осталось от Велкопршеворской мельницы, построенной в эпоху Ренессанса (конец XVI века) и действовавшей вплоть до 1936 года.
Возле него — отметки уровней воды разрушительных наводнений. По ним видно, что августовское 2002-го года побило все рекорды. А рядом – между домами №2 и №3 уникальная улочка Улица Цихельна («Кирпичная»), названная так потому, что там когда-то был кирпичный завод. Фактически это просто щель между домами.
Она настолько узка, что двум людям на ней одновременно не разойтись. Чтобы избежать «пробок» на «входе» и «выходе» установлен светофор. Если горит зеленый огонек – можно смело идти. Если красный – необходимо обождать.
А теперь о названии самого острова, которое он носит с 1770 года. Его дали ему то ли итальянские легионы, то ли испанские солдаты, что стояли здесь лагерем (campa) после поражения чехов в битве у Белой горы. Только вероятнее всего то, что он был назван по имени некоего Тихона Гансгеба из Кампы, поставивший на острове один из первых домов.
Кампа, образовавшаяся в XV веке, до середины XVI-го была покрыта садами и виноградниками, которые исчезли после того, как сюда стали свозить остатки сгоревших домов из города, когда после грандиозного пожара 1541 года выгорела практически вся Прага. Зато остров укрепился, поверхность его выровнялась. Это позволило строить на новом месте новые дома.
Поначалу состоятельные люди боялись вкладывать в этот проект деньги: вдруг остров уйдет под воду? Оттого место было отдано на откуп ремесленникам. Они возвели свой квартал с миниатюрной торговой площадью, дошедший до наших дней. На этой площади, начиная с XVII века, устраивались ярмарки гончарных изделий, демонстрировавшие изделия мастеров со всего королевства.
Если вы окажетесь на Кампе не в базарный день, не огорчайтесь. Сувениры и симпатичные безделушки с личным клеймом мастера можно купить и в симпатичной маленькой лавочке находящейся около площади. Любопытные же могут заглянуть в небольшую мастерскую, что расположена за ней, да посмотреть, как все это делается.
Сегодня Кампа весьма престижное и дорогое место с замечательным парком, раскинувшемся на большей части острова, между Мостом легионов и Мостом Манеса. Здесь масса ресторанов, ресторанчиков, кафе, отелей. По-прежнему это место любимо богемой: художниками, поэтами, писателями, композиторами.
А как обойтись без приведений? На Кампе свои, собственные. По ночам около мельницы, где собираются утопленники, бродит, вглядываясь в их лица, дочь мельника. Ищет своего возлюбленного. Появляется и водяной Кабоурек. По описанию «очевидцев» этот странный человек в мокром зеленом пальто и шляпе, обвешанной водорослями, любит посещать пивные. Чаще всего заглядывает в двери ресторана «У золотых ножниц» (Na Kampě, 6), что находится в старом доме с гостиницей, что был построен в 1586 году и относится к первым постройкам на острове.
Одни из домов здесь носит имя Анны, что жила на последнем этаже. Ее история связана с сильным наводнением, имевшем место в 1892 году, за 110 лет до последнего. Кампа, естественно, оказалась полностью затопленной.
Когда вода поднялась до балкона этой женщины, она не знала, что делать. И вдруг увидела, проплывающую мимо икону с изображением Богоматери. Перегнувшись через перила, Анна ухватила ее, вынула из воды и стала просить Небеса о спасении. Ее горячие молитвы были услышаны, и вскоре вода стала спадать.
В благодарность за чудо Анна повесила икону над своим балконом и зажгла возле нее лампадку, в которой поддерживала огонь. Лампадка светится поныне. Правда, горящее масло заменяет теперь электрическая лампочка.
Есть на Кампе и настоящий дворец. Солидное трехэтажное здание хорошо видно и с набережной Сметаны, и с Карлова моста. При этом создается впечатление, что оно поднимается прямо из воды.
Его история берет начало в XVI веке, когда на этом месте был поставлен дом, принадлежавший дворянину К. Кобру, казненному за участие в антигабсбургском восстании. Конфискованное имущество перешло Ф. Гелфриду из Кайзерштейна, который в 1696 году приказал его снести и возвести оригинальный дворцовый в виде шестигранника, окружающего внутренний двор (архитектор Д. Б. Аллипранди). Стиль барокко.
Следующими хозяевами дома стали Лихтенштейны, принадлежавшие старинному дворянскому роду, представитель которого Карл в XVII веке получил от императора княжеский титул и, будучи королевским наместником, принимал активное участие в наказаниях участников антигамбургского мятежа, занимался конфискацией их владений и рекатолизацией земель, на чем неплохо приумножил свои богатства.
Спустя много лет после тех событий (в 1831 г.) его потомки перестроили дом, в стиле классицизма. Живописные башенки с аттиком, украшавшие центральное здание, исчезли, а портал, украсили пилястры и капители ионического ордера, а так же родовой герб.
Прошло всего 33 года, и дом снова изменил свой облик. Приобретенный разбогатевшим пекарем Ф. Одколковым, он был отдан в руки архитектора И. В. Ульмана, по проекту которого Срнец придал ему неоренессансный вид, а так же достроил этаж по всему периметру.
И, наконец, в 1982-1991 годах сильно обветшавший Лихтенштейнский дворец (U Sovových mlýnů, 4,) принадлежащий уже Чехословацкому правительству, подвергли последней генеральной реконструкции. В результате ее среди прочего на отреставрированный фасад вернулось восемь ваз из искусственного камня выточенных по образцу старинных гравюр, были восстановлены настенные росписи на сводах третьего этажа.
Дворец превратился в гостиницу для особо почетных гостей. Именно здесь во время визита в страну останавливались: королева Нидерландов Беатрикс, королева Дании Маргрете II, люксембургская чета — герцог Анри и герцогиня Мария Тереза., испанский король Хуан Карлос I с супругой королевой Софией, английская королева Елизавета II с принцем Филиппом.
На острове всегда можно найти какие-то интересные скульптуры и инсталляции. Вот, например такин
В 2003 году на острове появился «Музей Кампа»(U Sovových mlýnů, 2), инициатором создания которого стала вернувшаяся из эмиграции Меда Младкова. Она подарила Чехии интересную коллекцию работ чешского художника-абстракциониста Франтишека Купки, который жил во Франции, которая стала основой постоянной экспозиции галереи. Символом музея является двухтонный стул авангардистской конструкции высотой в шесть метров, установленный на выступающей перед музеем стене навигационного шлюза.
А это вид с Кампы на Прагу
Фотографии Сони и Наташи Яровинских
Спасибо.