Знакомство с Прагой, несомненно, надо начинать с Пражского Града (Pražský hrad), крепости, расположенной в восточной части высокого утёса, что протянулся от холма Петржин и «навис» над древним городом.
Солидный комплекс дворцов, храмов и фортификационных сооружений, представляющих собой исторические памятники, расположившихся вокруг трех главных дворов, площади Святого Георгия и улицы Св. Йиржи, занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый большой в мире из ему подобных.
Начиналось же все с деревянного дворца и городища, окруженного земляными крепостными валами, что поставил в 880 году князь Боржевой из рода Пршемысловичей. В XI веке Бржетислав I обнес все толстыми каменными стенами, а через сто лет Собеслав I перестроил типично славянское деревянное городище в каменный град романского типа.
В некоторых местах и сегодня видныи фрагменты зубчатых стен, напоминающих кремлевские московские.
После пожара, бушевавшего здесь в 1303 году и уничтожившего все на корню, тридцать лет простояли руины. А в 1333 году Карл IV, будучи еще наследным принцем, решил восстановить Град. При нем были сделаны первые постройки. Затем каждый новый правитель добавлял что-то свое.
В Пражский град можно войти с нескольких сторон. Например, через ворота у Порохового моста, перекинутого через Олений ров.
Главный же вход находится на Градчанской площади (Hradčanské náměstí), где кованные железные решетки ограды соединены с входной аркой.
Ее перекрытие украшает позолоченное ажурное сплетение в стиле рококо с короной и инициалами Марии-Терезии, захотевшей таким образом выразить в камне мощь правящей династии Габсбургов.
Этот вход, появившийся в 1850 году, носит название Ворот Титанов из-за того, что по бокам, на высоких пьедесталах размещаются скульптурные группы «Борющиеся титаны» работы Игнация Франтишека Платцера
Так нашла выражение очередная трактовка одного из греческих мифов о борьбе Богов с Титанами, где рассказывается о том, как Зевсу, Посейдону и Плутону удалось победить восставших против отца титанов, а потом обосноваться на Олимпе и управлять оттуда как многочисленными богами греческого пантеона, так и простыми смертными.
Местная легенда гласит, что, пройдя сквозь Ворота Титанов, человек обретает мудрость и уверенностью в себе.
У этого входа, как и у двух других, стоят сторожевые будки, около которых несут почетный караул солдаты президентской гвардии, меняющиеся каждый час. Особенно интересно наблюдать за этой процедурой в полдень, когда она проходит под звуки замкового музыкального оркестра на территории Первого двора (
(První nádvoří) .
Первый двор носит название Почетного, потому что здесь обычно проходят все значимые мероприятия. В частности, прием официальных лиц во время их визитов в Чехию.
Нынешний облик это место приобрело во времена Марии-Терезии. Прежде на этом месте был один из трех рвов, с подъемным мостом, что охраняли замок. Императрица велела его засыпать, а фасады зданий Града переделать в соответствии с веянием моды, что и было сделано придворным архитектором Николо Пакасси.
Чудом сохранились лишь барочные Ворота Матиаша, основная часть которых была сооружена при Рудольфе II.
Завершились работы в 1614 году архитектором Джованни Мариа Филиппи. А позже фасад украсил герб императора Матиаша и гербы подвластных ему земель.
Изначально эти ворота представляли собой отдельно стоящую триумфальную арку, которую Пакасси «вписал» в стену Нового королевского дворца. Через них проходим во Второй двор (Druhý dvůr)
В центре площади – фонтан в стиле раннего барокко из песчаника, появившийся в 1686 году. Он носит имя своего создателя Иеронима Кола. А еще его называют фонтаном Леопольда, потому что создавался во времена правления императора Леопольда I, о чем напоминает полуразвёрнутый свиток с надорванными краями и монограммой «L». Или фонтаном Львов, так как его украшают изображения животных, напоминающих этих представителей семейства кошачьих.
Трехъярусное сооружение богато украшено скульптурой и лепниной. Так среднюю чашу держат на своих плечах античные боги: властитель морей Нептун, покровитель торговли и путешественников Меркурий, «патрон» кузнецов Вулкан и герой множества мифов Геракл.
А третью чашу, где сидят львы, держащие над головами шар, поднимают вверх тритоны, олицетворяющие мудрость и бессмертие души.
Некогда этот фонтан играл немаловажную роль, снабжая Град питьевой водой из замкового пруда и реки Брусница.
Тут же колодец, вырытый в XVI веке, в котором давным-давно уже нет воды. Он интересен своим ажурным куполообразным покрытием. А за ним — Капелла Святого Креста (Kaple sv. Kříže) (XVIII век) в стиле барокко, построенная Ансельмом Лурагой на месте замковой кухни, на которой готовили кушанья для коронации Карла IV.
Здание песочного цвета с круглой ротондой украшено статуями святых, расположенных в нишах. Интересна богатая роспись внутренних помещений (середина XIX века) и алтарное полотно с изображением Христа в человеческий рост (1762 г., художник Ф. А. Палко).
Прежде здесь было собрание средневековых гробниц. Но в середине ХХ века капеллу переоборудовали под «сокровищницу», выставочное помещение для ценностей, веками собиравшихся в соборе св. Вита. Это так называемый Святовицкий поклад, наиценнейшими экспонатами которого являются: череп, меч, шлем и кольчуга святого Вацлава; серебряные бюсты святых Вита, Вацлава и Войтеха (XV век); коронационный крест (XIV век); лиможский романский крест (XII век); «рога Роланда» (X век); алебастровый реликварий (XIII век).реликварий святого Георгия Победоносца (в форме руки)
Двор окружают здания Нового дворца (Nový palác) в форме каре. В них располагается резиденция президента, находятся парадные представительские залы, административные помещения.
Этот комплекс был создан в 1753–1775 годах придворным архитектором Николо Пакасси, который по заданию императрицы Марии Терезии провел реконструкцию, объединив несколько разрозненных зданий: позднеготический королевский дворец, ренессансный дворец Фердинанда I, дворец Рудольфа II и еще несколько зданий конца XVI века. Пакасси полностью перестроив фасады в стиле классицизма, собрал их под общую крышу.
Этот архитектурный ансамбль, получивший название Нового королевского дворца, практически не изменившийся, можно увидеть и сегодня. Комплекс условно делится на четыре крыла: центральное, северное, южное и западное, появившееся в период реконструкции по проекту Пакасси.
В правую часть здания ведёт парадная лестница Николо Пакасси, оформленная в стиле позднего барокко скульптором и резчиком Игнацем Платцером.
В северном крыле, на первом этаже, находится картинная галерея, демонстрирующая то, что осталось от некогда шикарной коллекции Рудольфа II, что, согласно описи 1631 года, состояла из 600 картин (427 из них во время войны были отправлены генералом Кенигсмарком в Швецию, часть прихватили немцы во время оккупации Чехословакии во время Второй мировой войны). Экспозицию дополняют экспонаты из коллекции Фердинанда II. Среди них — полотна Тинторетто, Тициана, Рубенса, Карнаха.
А сравнительно недавно во Втором Дворе была обнаружена интересная находка — ранний памятник дороманской архитектуры, костел Девы Марии на Пражском Граде, что был заложен около 882 года. Фрагменты этого строения можно увидеть через стекло.
Проходим на Третий двор (Třetí dvůr).
Здесь находится самая древняя часть Града и его доминанта — кафедральный собор Святого Вита (Katedrála sv. Víta), о котором речь пойдет отдельно.
Это место — самая старая часть Пражского Града, самый большой из дворов крепости, который находится там, где согласно легендам, в стародавние времена стоял жертвенника Святовита, идола, почитаемого первыми чешскими племенами главным божеством, которому традиционно приносили жертву в виде черных петухов.
Формироваться Третий двор начал в IX веке строительством ротонды св. Вита, превратившаяся в собор. В более поздние времена двор заполнился множеством зданий. Одно из них — Старый королевский дворец (Starý královský palác). Весьма своеобразное строение под красной крышей с хаотично пристроенными «рукавами», если смотреть на него сверху, выглядит довольно странно потому, что оно многократно достраивалось и перестраивалось.
От княжеского дворца IX–XI веков, что появился на месте деревянного замка, практически ничего не осталось. Только первый этаж, который стал подземным, и часть внешней стены с южной стороны с каменными башенками, бывшими частью оборонительной крепостной стены.
В подвальном помещении сегодня можно увидеть, сохранившиеся с времен романской эпохи, зал с камином, тронный зал Карла IV, Палату старых земских досок ( так в XIII–XVIII веках называли
своеобразные «книги» с деревянным переплётом, в кторых хранили важные сведения, касающиеся разных сфер жизни), Зелёную палату со стенами, украшенными гербами судебных чиновников, ибо здесь происходили судебные заседания до начала XVIII века.
При Пржемысле Отакаре II (после 1252 года) Старый дворец был пересмтроен и расширен, но в 1303 году его разрушил пожар.
Через двадцать лет, в 1333 году, Карл IV начал строить на его месте резиденцию в готическом стиле. Появился второй этаж.
При постройке имели место новаторские идеи. В частности, предусмотрен обогрев помещений за счет того, что в закрытой печи постоянно горел огонь, нагревая поступающий туда воздух, что шел по трубам, проложенным внутри стен.
Продолжил реконструкцию дворца его сын — Вацлав IV, пристроивший с западной стороны пристроил двухнефный Колонный зал, создал готический свод в зале первого этажа.
Во время правления Люксембургов (вторая половина ХIV века) на месте княжеской капеллы Петр Парлеж построил новую Капеллу Всех Святых (Všechna svatá kaple), которая сильно пострадала во время пожара 1541 год. После восстановления от неё осталась лишь внешние стены, лишившиеся рельефного рисунка, ажурных оконных переплётов.
Своим названием капелла обязана картине с ликами множества святых, украшающей главный алтарь. Внутри неё находится могила св. Прокопия, а росписи на стенах рассказывают о его жизни.
Затем, в конце XV века, Владислав II Добрый Ягеллонский решил произвести масштабную реконструкцию. Бенедикт Рейт придал строению современный вид.
Было расширено западное крыло с королевскими покоями, которые соединились кирпичной аркадой с Новым ораторием Собора Святого Вита, Появился огромный Владиславский зал (Vladislavská síň) в позднеготическом варианте с уникальным крестовым нервюрным сводом, на котором сходятся и расходятся, переплетаясь и образуя изящный узор лепными лентами так называемой «кружевной готики».
Зал освещался красивыми люстрами, а дневной свет попадал в него через широкие тройные окна, разделённые снаружи пилястрами и полуколоннами.
Колоссальное помещение площадью (62 м. х 16 м.) и высотой в 13 метров стало главным местом проведения всех торжественных мероприятий и рыцарских турниров, на которые всадники попадали по специально построенной Кавалерийской лестнице под интересным сводом с орнаментом из переплетающихся листьев диковинных растений.
В настоящее время во Владиславском зале проводятся выборы президента республики, который после окончания церемонии держит речь, обращаясь к народу с балкона.
Рид построил также Людвиковое крыло, примыкающее ко дворцу с юго-западной стороны. В нем, названном в честь единственного сына Владислава II, уже прослеживаются ренессансные черты.
С середины XVI века и до конца правления Габсбургов в Старом королевском дворце размещалась канцелярия чешских наместников. И именно здесь произошла знаменитая «пражская дефенестрация». (см. Прага. История.)
Из-за того, что последующие правители династии Габсбургов, посчитав Старый королевский дворец устаревшим, стоили для себя новые дома, вошедшие в комплекс Нового королевского дворца, ставшего главной резиденцией Габсбургов во время их пребывания в Чехии, этому зданию удалось сохранить облик начале XVI века, став редким образцом позднеготической светской архитектуры.
Ныне в нижних этажах размещается выставка «История Пражского Града»
ньа Третьем дворе, рядом с собором, возвышается обелиск, воздвигнутый в 1928 году, в десятую годовщину возникновения первой Чехословацкой Республики в память о жертвах Первой мировой войны. Он выточен из цельного куска мракотинского гранита высотой высотой 15,4 метров и весом 96 тонн.
Идея его создания принадлежала первому чешскому президенту Томашу Гарику Масарику. Воплотил же ее в жизнь архитектор Йоже Плечник. Оттого это сооружение называют также Монолитом Плечника.
Из-за того, что при транспортировке верх обелиска обломился, его пришлось увенчать двухметровой пирамидой из позолоченных стальных профилей (архитектор Томаш Валента, 1996 год).
Тут же стоит копия самой древней бронзовой скульптуры центральной Европы, установленной на открытом пространстве (XIV век). Это конная статуя св. Георгия, покровителя воинов, земледельцев, скотоводов и путешественников, что в традиционном варианте изображается на коне с копьем в руках м поверженным драконом у его ног.
Композиция символизирует борьбу добра со злом, христианства с язычеством. Скульптура, хранящая ныне в Лапидарии, была создана в 1373 году братьями Йиржи и Мартином из Клаусенберга (Трансильвания).
В 1967 году ее заменила точная копия, превращенная в фонтан, функционирующий в летнее время.
На Третий двор выходит и площадь Св. Георгия (Náměstí sv. Jiří), где стоит одноименная базилика. В ее нарядным фасаде кирпично-красная штукатурка великолепно сочетается со светлой отделкой.
Здание романского типа было заложено в конце 915 года, во время правления князя Вратислава I, чья фигура (вместе с изваянием княжны Млады и рельефным изображением св. Георгия) украшает западный фасад.
Впервые строение было переделано Болеславом II (XI век). А после того, как в 1142 году базилика сильно пострадала от пожара, ее восстановили под руководством аббатисы Берты.
В таком виде она простояла до XVII века, пока архитекторы Франческо Каратти (1671 г. и Франтишек Максимилиан Канька (1722 г.) не придали ей барочный вид, а скульптур Ян Йиржи Бендл, не украсил строение скульптурой.
В 1887-1908 годах имела место реконструкции в духе пуризма по проекту архитектора Франтишка Маха, которая вернула строению изначальный вид.
Со стороны Йиржской улицы (Jiržská ulice) портал костела оформлял Бенедикт Рид (примерно 1520 г.), где в тимпан также поместил знакое изображение св. Георгия.
Если войти во внутрь базилики, то можно увидеть интерьер в романском стиле XII- XIII века, особенно ценный тем, что является уникальным, ибо подобные ему в Праге практически не сохранились.
В восточной части, на месте алтаря, -фреска «Небесный Иерусалим», а на своде апсиды — «Коронация девы Марии». Барельеф, изображающий св. Георгия, убивающего змея, — уже современное творение.
Здесь стоит расписной деревянный саркофаг с останками князя Вратислава I и надгробие князя Болеслава II. А в крипте (XII в), расположенной под алтарной частью, куда ведет проем украшенный колоннами и кованной решёткой, месте, где хоронили в прежние времена аббатис монастыря, частично сохранился святоиржский рельеф (XIII в.) с изображением восседающей на троне Девой Марией с ангелами, по бокам от которой стоят на коленях Млада и Берта. Дополняют «картинку» король Отакар I и его сестра аббатиса Агнесса.
А еще в крипте находится статуя, изображающая мертвую девушку, тело которой буквально покрыто пресмыкающимися: змеями, ящерицами, лягушками. Она представляет собой образец жанра живописи эпохи барокко «ванитас», что переводится с латыни как «суета, тщеславие». Так художники и скульпторы того времени своими произведениями напоминали о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Чаще всего встречается аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп.
С фигурой, имеющейся в Пражском граде, связана легенда, рассказывающая о прекрасной девушке Бригитте, убитой возлюбленным, заподозрившим ее в неверности, спрятавшего тело в болотных зарослях, где его облепили обитатели тех мест. Потом, узнав, что его любимую оклеветали, этот человек, будучи скульптором, успел перед казнью создать эту статую.
Согласно другой версии – это работа итальянского каменотёса по имени Спинетти, который таким образом выразил свое покаяние за насилие, совершённое им в костёле, когда он пытался убить свою любовницу.
В конце XIV века появилась готическая Капелла святой Людмилы (Kaple sv. Ludmila), первой, чешской мученицы, что, согласно преданию, была убита людьми, подосланными ее невесткой Драгомирой, язычницей, не желавшей принимать христианство. Свекрови удалось убежать, но в городе Тетин ее настигли враги и задушили платком.
Сначала она была похоронена у городской стены города Тетина, а в 925 году ее внук Вячеслав, старший сын той самой Драгомиры, перенес останки бабушки в Пражский град.
Они покоятся под массивным надгробьем работы Парлежа, на которое помещено изваяние святой, лежащей с закрытыми глазами и сложенными для молитвы руками. Вокруг шеи – орудие убийства, стянутый в тугой жгут платок. На стенах – барочные фрески со сценами жизни Людмилы (художник Й. Геллих).
Капелла закрыта для посетителей. Войти в нее можно всего лишь один раз в году, в день Св. Людмилы, когда там служится католическая месса.
В 1722 году Франтишек Максимилиан Канька к юго-западном углу пристроил капеллу Св. Яна Непомуцкого (Kaple sv. Jana Nepomuckého), фасад которой украшает статуя святого с ангелами ( работа Ф.-М. Брокоффа). Роспись интерьера в стиле барокко выполнена В.- В. Райнером
С Базиликой св Георгия (bazilika sv Georgiya) неразрывно связан самый старый монастырь города, инициатором создания которого была сестра князя Болеслава II – Млада. В 70-х годах Х века она совершила дипломатическую поездку в Рим, где приняла христианское имя Мария, получила согласие Папы Римского на учреждение пражского епископства и благословение на создание в чешских землях первого женского монастыря бенедиктинок, который и основала по возвращению в Прагу, в 973 году, при базилике св. Георгия.
Сегодня в здании монастыря находится экспозиция постоянной выставки чешской живописи. В подавляющем большинстве это вещи (от готики до барокко) свезенные из чешских костелов и представляющие собой произведения религиозного характера.
На втором этаже – работы маньеристов, художников, работавших при чешском дворе в особой манере, возникшей в западноевропейском искусстве XVI века, название которого происходит от итальянского слова «maniensmo», переводящегося как «вычурность». Этот жанр живописи стремился выражать субъективную «внутреннюю идею» художественного образа, рождающегося в душе художника, культивируя представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, власти иррациональных сил.
На мой взгляд, интересны не мрачные и сложно воспринимаемые сюжетные картины экспозиции, а прекрасные натюрморты, изображения цветов, птиц и бабочек Франтишека Белингера, Яна Каспика, Ангермайера, Яна Хитшнелера, Яна Рудольфа Осса, Райнера, Яна Зайтца.
Сравнительно недавно был реконструирован Розенбергский дворец, один из самых знаменитых ренессансных дворцов Пражского Града. Здесь в конце XVI – в начале XVII столетия жила знаменитая дворянская семья Розенбергов. Когда дворец перешел в руки Габсбургов, Мария Терезия решила превратить дворец в Институт благородных девиц, где воспитывались и получали образование девушки из обедневших дворянских семей, после чего их удачно выдавались замуж. Институт функционировал до 1919 года. Потом здание перешло к Министерству Внутренних дел, а в 1989 году здесь разместились канцелярии Президента республики и администрации Пражского града.
К Собору святого Вита примыкает Старое пробство (Staré Proboštství). (Пробство — религиозная структурная единица, имевшая место в католицизме, особенно широко распространенная у бенедиктинцев, объединяющая несколько приходов).
Это здание стоит на месте деревянного дворца первого епископа Праги Детмара построенного в 976 году . В 1060 году его заменило каменное строение, одно из первых подобных в Праге.
В 1142 году здесь появился 3-хэтажный дом, в который фрагментарно вписались стены предыдущего строения. В 1486 году здесь обосновался Святовацлавский капитул, ставший впоследствии епископской резиденцией.
Здание несколько раз перестраивалось, приобретая сначала готический, потом ренессансный, и, наконец, барочный вид, который придал ему в середине XVII века Франческо Каратти. А фасад украсили барочные ворота.
От стоявшей некогда постройки сохранились фрагменты двойного романского окна и часть романской кладки на восточном фасаде здания, да скульптура св. Вацлава из песчаника (1662 г., автор Иржи Бендл) в нише на юго-западном углу.
На южном фасаде — мемориальная доска, посвященная жертвам нацистской оккупации.
В период существования ЧССР здесь размещался Дом культуры работников Пражского града и президентской канцелярии. В 2010 году государство передало его Метрополитному капитулу с условием заботы о кафедральном соборе.
Это пробство стало называться Старым после того, как в 1872 году, в рамках крупномасштабных работ по обновлению собора Святого Вита в северной части Йиржской площади появилось Новое пробство (Nové proboštství ) на месте снесенных четырех домов.
Красивое двухэтажное здание в неоготическом стиле было построено архитектором Йосефом Моккером в 1888 году для пробства капитула Собора св. Вита.
Симметричное строение из неоштукатуренного кирпича с двумя ризалитами (выступами перед фасадом, идущими во всю высоту здания), увенчанными щипцами (скатами крыши, не отделёнными снизу карнизом), статуей святого Вацлава (скульптор Людвик Шимек) на углу. Внутри имеется домашняя капелла с алтарем, созданном Моцкером и картина Франтишека Секвенса.
Имеется здесь и Верховное Бургграфство (Nejvyšší purkrabství), дом, в котором размещалась официальная резиденция высочайшего бургграфа, должностного лица, что в XIV–XIX веках, включала обширные полномочия в сфере исполнительной и судебной власти, в области финансов. Фактически это был наместник сначала чешского короля, а потом австрийского императора.
Это здание построил в 1555 году архитектор Джованни Вентура. Потом оно неоднократно перестраивалось, меняя облик. Но над порталом главного входа непременно помещался герб действующего бургграфа. Четыре из них можно увидеть и сегодня на воротах, ведущих во внутренний двор. Интересен зал, в котором проходили судебные разбирательства. Он украшен фресками на тему суда Соломона.
Когда в конце XVIII века в результате австрийских административных реформ высочайший бургграф Чешского королевства лишился многих полномочий и реальной власти, то потерял и личную резиденцию в Пражском Граде.
Здание, сначала использовавшееся в качестве жилого дома, при социализме было отдано Дому чехословацких детей. С тех пор
у входа стоит скульптура «Юность», изображающая обнажённого подростка, у которого некоторые части тела отполированы до блеска, ибо существует поверье, что женщина, потеревшая их, то сможет забеременеть.
Сегодня большая часть здания закрыта для публики. А в северном крыле расположен Музей игрушек (Muzeum hraček), представляющий личную коллекцию кинорежиссера Ивана Штайгра, который начал собирать ее в 70-х годах ХХ века.
Первые из них он приобрёл как реквизит для своего фильма, но увлекся этим так, что стал собирать коллекцию. А когда к 1989 году его экспонаты просто не помещались в квартире, городские власти Праги предоставили ему нынешнее помещение.
Разросшаяся с тех пор экспозиция сегодня считается одной из крупнейших такого плана в мире.
Среди самых современных игрушек имеются и очень старые. В частности, древнеримские, древнегреческие и древнеегипетские игрушки. Или такие уникальные, как сделанные из хлеба индейцами.
Фотографии Алексея Яровинского и Алексея Бронникова