Мы на Третьем дворе Пражского Града, где открывается своей красой собор Святого Вита, который, согласно декрету чешского кардинала Милослава Влка, с 1997 года носит официальное название Кафедральный собор св. Вита, Вацлава и Войтеха.
Величественное готическое строение из почерневшего от времени песчаника, несомненно, впечатляет. Поражает все: устремленные вверх башни со стрельчатыми фиалами, резное кружево фасада, морды химер-горгулий, на водосточных трубах…
Существует поверье, что перед тем, как переступить порог храма надо постоять перед одной из них, поставленных для отпугивания нечистой силы чтобы освободиться от дурных мыслей.
Глядя на этот монолит, трудно поверить, что к его строительству приложило руку немало мастеров. Ведь собор строился с перерывами целых 600 лет. Более того, его периодически приходилось восстанавливать. В XV веке после осады Града гуситами; в XVII веке из-за ущерба, нанесенного кальвинистами, разграбившими святыню и решившими превратить ее в молельню; в XVIII-м году из-за повреждений, связанных с обстрелом прусской армией, а так же удара молнии, повредившей башни… Короче говоря, окончательный облик строения вырисовывался только в XX веке.
Началось же все на двадцать столетий раньше, в X веке, когда князь Вацлав решил построить на самом высоком месте холма романскую ротонду для хранения мощей одного из самых почитаемых в Чехии святых – святого Вита.
Важность церкви возросла с захоронением в ней останков Вацлава, принца, заколотого по наущению собственного брата. Невинно убиенный тоже обрел святость, и сюда потянулись пилигримы, желавшие поклоняться его праху. Из-за их наплыва на месте ротонды пришлось строить трехнефную базилику, что выросла при князе Спытыгневе, а была закончена при следующем князе — Вратиславе.
Когда в 1344 году пражское епископство было возведено в ранг архиепископства, представители церковной и светской власти решили ставить новый храм под руководством Матиаша (Матвея) из Арраса, которого Карл IV, будучи еще наследным принцем, привез в Прагу.
На торжественной церемонии Ян Люксембургский вместе с сыновьями Яном и Карлом заложил в фундамент будущего собора первый камень, и началось строительство в стиле ранней французской готики, образцами которой считались соборы в Тулузе и Нарбонне.
Матиаш, до своей смерти, последовавшей в 1352 году, успел соорудить коридор вокруг клироса, где поставил восемь полигональных часовен — непременный атрибут кафедрального собора.
После него дело продолжил Петр Парлеж, которому впоследствии было суждено завоевать славу и известность. А тогда, когда он только начинал, не имел иных рекомендаций кроме происхождения. Двадцатитрехлетний юноша был родом из прославленной немецкой семьи строителей и скульпторов Швабского Гмюнда.
Раскритиковав работу предшественника, он изменил первоначальный проект. Соответственно своими представлениями о поздней готике, расширил часовни, превратив их в квадратные и отделив от клироса, создал ребристо-сетчатые своды над хором, надстроил верхний этаж.
С южной стороны протянулся поперечный неф и выросла башня с главным порталом, получившим название Золотых Ворот из-за покрытия фасада мозаикой, собранной из разноцветных камней, наложенных на бруски позолоченного стекла.
Это работа венецианских мастеров (конец XIV века.), собравших панно из щипаного камня и стекла 33 оттенков со сценой Страшного суда. На красно-золотом фоне – сидящий на престоле Христос. Около него — святые, покровители Богемии. А в нижней части, по обеим сторонам, коленопреклоненные фигуры самого Карла и его супруги Елизаветы (Элишки) Померанской.
Парлеж не случайно вошел в историю архитектуры как автор нового направления, получившего название «Готики Парлежа», что стала образцом подражания для всей Европы. Этого стиля придерживались и его сыновья Ян, Вацлав и Петр, прошедшие хорошую отцовскую школу. Когда в 1399 году Парлежа-старшего не стало, они достроили восточную часть храма, а потом начали возводить главную колокольню высотой в 96,5 метров.
Только завершить строение колокольни под луковичным куполом им не довелось. После них она много лет простояла незавершенной. Лишь в XVI веке Г. Тироль и Б. Вольмут закончили строение, украсили его ренессансной кровлей и балюстрадой.
В башне разместилось 4 колокола, названных именами святых: Вацлова, Иоанна Крестителя, Йосефа и Сигизмунда. Последний – крупнейший колокол Чехии с тяжелейшим языком весом свыше 20 тонн.
Последние штрихи в оформлении колокольни внес во второй половине XVIII века Н. Пакасси, дополнив ее фиалом — фигурным шпилем высотой в 3,5 метра в виде позолоченного чешского льва.
Интересной деталью башни являются часы
А также расположенная ниже золоченная решетка
Тому, кто сумеет на своих двоих преодолеть 300 ступенек винтовой лестницы, откроется прекрасная панорама. Говорят, что в ясный день с восточной стороны вдали можно увидеть Германию.
Что касается собора в целом, то он был окончательно достроен лишь в конце XIX – начале XX века Й. Мокером, который придерживался планов Парлежа, но уже в неоготическом стиле. Это наиболее ярко проявилось в оформлении западного фасада с двумя боковыми башнями и массивными бронзовыми дверьми, на которых изображены сцены из истории строительства храма и эпизоды из жизни Вацлава и Войцеха.
В изумительно красивой каменной розетте Ф. Киселла поместил витраж на тему «Сотворение мира».
Изнутри она выглядит так
Мы войдем в собор через вход, открытый для посетителей.
Интерьер впечатляет не меньше, нежели экстерьер. Прежде всего, габариты: длина – 24 метра, ширина в трансепте (поперечном сечении нефов) – 60 метров, высота сводов центрального нефа – 33 метра.
Внутренне пространство собора разделено 28 массивными колоннами, на которые опираются стрельчатые арки. В центральной части и у алтаря на колоннах — изваяния святых и правителей.
Соборное пространство разделено на три нефа. Они выглядели бы мрачно, если сюда не попадал свет через многокрасочные стекла витражей.
Это работы известных чешских художников начала ХХ века: Макса Швабинского, Карела Сволинского и Альфонса Мухи. Того самого Мухи, что долго жил в жил в Париже и создавал плакаты для самой Сары Бернар. Его работы особенно ярки и интересны. рассмотрим «Аллегорию славянской нации»
В самом верху изображены Кирилл и Мефодий, основоположники славянской письменности.
В центральной части – св. Людмила с внуком Вацлавом. На шее у нее тот самый белый шарф, которым стал причиной ее смерти.
История этой весьма почитаемой святой – одна из самых любимых чехами.
От брака этой женщины с первым из Пршемысловичей, Боржевым, родился Братислав, отец Вацлава. Когда мальчику исполнилось шесть лет, отец умер, и это скорбное событие послужило причиной спора за престол между женщинами: матерью князя Людмилой и его вдовой Драгомирой. Видя в свекрови серьезную соперницу, последняя повелела убить ее. А после этого взяла бразды правления в свои руки и продержалась на престоле до совершеннолетия Вацлава.
Вацлав был прекрасным, миролюбивым князем. Но в 935-м году произошло событие, сказавшееся на дальнейшей судьбе страны. В древней записи рассказано о том, что Вацлаву по какой-то причине пришлось сразился с немецким королем Генрихом I по прозвищу «Птицелов». В результате Вацлав получил мощи (плечо) святого Вита, но для сохранения мира, обязался платить немцам ежегодную дань в размере 120 волов и 500 гривен серебра.
Это взбесило его брата Болеслава, который не нашел ничего лучшего, как избавиться от родственника. Пригласив его на мнимые крестины, после пира набросился на него с ножом, но Вацлав, будучи сильнее, обезоружил брата. А после этого отправился в церковь, где у входа его поджидали наемные убийцы, заколовшие князя копьем.
Так 28 сентября 935 года закончилась земная жизнь чешского князя Вацлава и началась вечная святого мученика, похороненного в ротонде. Позже его останки перенесли в одну из 21 часовен, иначе капелл, которая так и называется – часовней Святого Вацлава. Возведенная Парлежем, она исключительно красива.
В ней — пркрасная настенная готическая роспись из цикла «Страсти Христовы», сделанная в XIV веке Освальдом Парижским и картины жития св. Вацлава.
Особенно впечатляет нижняя часть стены в византийском стиле с инкрустацией из самоцветов (аметистов, халцедонов, яшмы, других камней) в позолоченном обрамлении.
К двери часовни прикреплен дверной молоток в виде львиной головы с кольцом,- копия того самого, что имелся на двери храма, за который в момент смерти схватился Вацлав.
Интересны и такие детали как статуя Вацлава высеченная из опоки Йиндржихом Парлежем, племянником Петра Парлежа, и бронзовый подсвечник работы Ханса Фишера.
У задней стены часовни — лестница, ведущую в сокровищницу, запертую на семь замков, которые открываются семью ключами, хранящимися у разных лиц. Один у президента республики, другой у мэра города, третий у главы сената, четвертый – у спикера парламента…
В сокровищнице хранятся атрибуты царской власти: корона (единственная в Европе имеющая форму полукруглой шапки-митры), держава и скипетр работы второй половины XVI века, перстень и меч Святого Вацлава. Хотя он не принадлежит этому князю, является почтенной реликвией, возраст которой насчитывает семьсот лет.
Первым человеком, использовавшим эти регалии, был Карл IV коронованный в 1347 году. После него эти атрибуты использовались 22 раза при коронации следующих правителей.
Согласно преданию, корона может надеваться только королями, только по праздникам, только в Праге. Того, кто нарушит эти условия, непременно ждет близкая смерть.
Несколько раз драгоценности вывозились из страны. В 1420 году их вывез император Сигизмунд; потом, во время 30-летней войны, они попали в Вену, откуда их доставляли в Прагу для коронации. На законное место вернулись лишь в 1791 году.
Перед капеллой Вацлава стоят надгробные памятники графу Леопольду Шлику и св. Яну Непомуцкому. Первый неинтересн. Зато второй! Отлитый из серебра в первой половине XVIII века в Вене по наброскам Йозефа Эммануэля Фишера работы И. Ф. Платцера (1763 г) необыкновенно интересен как образец классического барокко.
Святой облачен в рубище. В руках у него- крест. Над головой — нимб с классическими пятью звездами, что всегда сопутствуют Яну Непомуцкому. Это связано с тем, что, сразу после его гибели. крестоносцы из монастыря, стоящего на правом берегу Влтавы, увидели свечение, излучаемое пятью звездами и истолковали его как символ латинского слова «tacui» — «молчал», ибо, несмотря на пытки, он не выдал доверенной ему тайны исповеди.
Внизу — аллегорические фигуры и множество очаровательных путти. Это кенотаф, что в переводе с греческого означает «пустая могила», ибо Ян Непомуцкий захоронен совсем в другом месте.
Есть в храме и капелла Яна Непомуцкого, где стоят серебряные бюсты святых Войтеха, Кирилла, Вацлава и Вита.
Кстати, с Витом связано еще несколько мест в соборе. Это кенотаф со статуей изготовленной Й. Максом, что стоит перед капеллой Девы Марии, и посвященная ему капелла.
И тут в самый раз рассказать более подробно о том, кто такой святой Вит.
Он был мучеником периода раннего христианства. Достоверных исторических свидетельств о его жизни и мученичестве не сохранилось. Но, согласно церковному преданию, будучи сыном римского сенатора-язычника Сицилии, под влиянием няни принял в подростковом возрасте христианство. По доносу собственного отца был схвачен и доставлен в Рим к императору Диоклетиану.
Несмотря на то, что Виту удалось «изгнать из императорского сына бесов», он был брошен в кипящее масло, но остался невредимым. Тогда император приказал бросить его в клетку со львами, которые чудесным образом не тронули несчастного, а покорно улеглись у ног. Только Диоклетиан не успокоился. После пыток на дыбе Вита зарубили мечом.
Это произошло в 304 году. А в VI веке он был признан святым, в честь которого строились храмы на Сицилии и Сардинии. В Чехию культ святого проник в X столетии во времена правления князя Вацлава, который, как говорилось выше, получил редкую реликвию — фрагмент мощей святого.
Интересный факт. По неизвестным причинам в XVI веке в Германии возникло поверье, согласно которому можно было вылечиться от любой болезни, танцуя перед статуей святого Вита в день его именин. И у некоторых людей возникло маниакальное увлечение, которое впоследствии стали путать с хореей — заболеванием нервной системы, что характеризуется беспорядочными, неконтролируемыми насильственными движениями, называемыми «пляской Святого Вита».
Но вернемся к осмотру собора, который одно время выполнял функции одновременно и епархиального храма, и места последнего пристанища светских правителей. А потому около Главного алтаря, созданного в XIX веке мастерами Краннером и Мокером стоит Королевский саркофаг из белого мрамора с крышкой, украшенной рельефными изображениями, под которой покоятся останки Фердинанда I, его жены Марии Ягеллонской и их сына Максимилиана II.
Это надземная часть усыпальницы. Под надгробьем расположена крипта – типичная для западноевропейской средневековой архитектуры часовня, расположенная под храмом и служащая для захоронения. Там в гранитных и оловянных саркофагах покоятся останки некоторых королей династии Люксембургов, в том числе Карла IV, его сына Вацлава и тех Габсбургов, что перенесли резиденцию в Прагу: Рудольфа II Марии Терезии. Войти в нее можно через капеллу Святого Креста.
Кроме вышеуказанных часовен имеются и другие. Все именные. Например, св. Анны.
Или св. Сигизмунда
Одна из часовен – архиепископская. В ней хоронят чешских архиепископов, прах которых покоится в подземелье, куда при необходимости спускаются, вскрывая плиту, по специальной лестнице. Вполне возможно, что когда-нибудь здесь будет покоиться и нынешний архиепископ Мирослав Вылк, который живет в шикарном архиепископском дворце на Градчанской площади, в здании с геранью на балконах в стиле итальянского рококо (XVII в).
Если встать в центре собора и поднять голову, то под окнами северной и южной стен храма можно увидеть трифориум, характерный для подобных построек романского и готического стиля, представляющий узкие продольные галереи перед боковыми нефами, что идет по первому ярусу.
Портретная галерея из 21 каменного бюста представляет собой изваяния членов династии Люксимбургов, пражских архиепископов, руководителей строительства собора, а так же двух зодчих: Матиаса из Арраса и Петра Парлежа. На верхней галерее 10 скульптур изображающих Христа, Деву Марию и чешских святых.
В храме, естественно, есть алтарь. Массивное сооружение в ново готическом стиле из мергеля с Распятием, вырезанным из дерева Франтишеком Билеком. Тем самым мастером, который отлил бронзовую фигуру Моисея в стиле модерн, что стоит в Еврейском городе, и изваял фигуры для собственной й виллы, построенной авторскому проекту и функционирующую как выставочный зал.
По обеим сторонам высокого алтаря – удивительные панно с четкими рельефами. Это резьба по дереву К.Бендла (первая четверть XVII века). Тема картины расположенной слева — «Бегство Фридриха V, прозванного Зимним королем, из Пфальца». (См. Прага. История). Здесь есть изображения Старого города, Карлова моста, Малой страны до Тридцатилетней войны. А справа – Прага 1630 года.
Недалеко — кафедра из липового дерева, покрытая позолотой с прекрасно выписанными ликами святых.
А на хорах в два этажа разместился большой орган XVIII столетия. Правда, звучит редко. Но его звуки можно непременно услышать в начале июня, когда Пражская весна заканчивается хоровым пением оды «На радость» и «Девятой симфонии» Бетховена.
И последнее. В подвале собора имеется подземный музей, где сохранены следы поселений IX-XI веков, найденные в ходе археологических раскопок на территории Пражского Града. Там имеется романский фундамент костела, остатки глиняных валов и укреплений, деревянные срубы, старые надгробные плиты.
Фотографии сделаны Алексеем Яровинским
Собор Святого Вита — Википедия
Спасибо.Посещали Собор Святого Вита и поднимались по 300 ступенькам