Кто не видел ландшафт Интерлакена, тому не ведома Швейцария. Описать это не возможно, так как слова здесь бессильны; вместо того, чтобы вести дневник, я беспрерывно рисую, чтобы запечатлеть на бумаге замечательную красоту этого сказочного уголка Земли …
Феликс Мендельсон
Небольшой очаровательный городок, расположенный между Тунским и Бриенским озерами, у подножья знаменитого трио пиков Эйгер, Монк и Юнгфрау, менял свое название неоднократно. Он был и Интерлаппеном (от Inter lapides – «Меж камней»), и Интерлакусом (Inter lacus – «Меж озер»). Предпоследним названием стало Аармюле («Aarmühle» – «Мельница на реке Ааре») из-за поставленной здесь в 1562 году монастырской мельницы, что проработала до 1708 года.
Но все это почему-то не нравилось местным жителям, которые в 1891 году обратились к правительству с просьбой изменить название на бытовавшее в народе «Интерлакен» («Межозерье»). И с тех пор именно в таком виде оно стало появляться на географических картах, в путеводителях и в рекламе.
Вокруг города — лиственные и хвойные леса, заснеженные вершины, ледники, с которых открывается красивейший панорамный вид. Через город, соединяя озера, по равнинной местности протекает река Ааре.
Над ней по утрам поднимаются туманы, окутывая берега дымкой.
Это можно было ежедневно наблюдать из окна гостиницы, в которой мы жили
Из-за своего местоположения Интерлакен считается одним из исключительно востребованных курортов, где приятно отдыхать в любое время года. Ведь каждый сезон имеет свою прелесть.
Летом хорошо гулять по самому городу и живописным окрестностям, любуясь прелестными пейзажами, совершать поездки на велосипедах и походы по альпийским горным тропам, летать на дельтаплане, ездить верхом. А зимой — кататься на лыжах по равнине, спускаться на них с горных склонов.
Что касается заселения этого места, то первыми, облюбовавшими его, были кельты. Их сменяли римляне, алеманы (объединенные германские племена)… Но все это было не серьезно.
Настоящая история города связана с появлением в 1130-м году первого солидного строения — августинского монастыря, который поддержал пришедший вскоре к власти германский король, император Священной Римской империи, Конрад III. Он даровал монахам немало привилегий, обеспечивавших независимость. Поэтому в начале XIII века монастырь стал крупнейшим землевладельцем региона.
В XV веке город попал под власть Берна. А потому во время Реформации, требовавшей полного отказа от католицизма, у монастыря начались неприятности. В 1528 году, защищая свои приоритеты, монахи взяли в руки оружие, но потерпели поражение. Обитель была упразднена. Ее здания, перешедшие в ведение губернатора провинции, сначала стали его резиденцией, а в более поздние времена превратились в склад; затем — в больницу для душевнобольных.
Исторические хроники рассказывают, что, со временем, эти земли привлекали внимание и других людей. Так через полтора столетия после создания монастыря этим регионом заинтересовался барон Бертольд из Эшенбаха. Он сумел получить у короля Рудольфа I Габсбурга разрешение на строительство крепости. И возник новый город, бывший в постоянной конфронтации с монастырем.
В 1470-м году, из-за большого пожара, многие деревянные строения сгорели, но по воле Берна все было восстановлено, а в центре поставлена ратуша. И долгое время никто не тревожил покоя местных жителей.
Так обстояло дело до тех пор, пока маркграф Фредерик Альберт Бранденбургский не приехал однажды сюда для того, чтобы прогуляться по заснеженным скалам Юнгфрау.
Он очаровался местностью, и с его легкой руки, в Аармюле потянулись люди, привлекаемые свежим горным воздухом и потрясающе красивыми пейзажами.
Вот так, начиная с конца XVIII века, небольшой заурядный городок стал превращаться в курорт. Расчётливые предприниматели стали вкладывать деньги в строительство отелей. Но должно было пройти около полутора веков, прежде чем сюда стал съезжаться творческий бомонд из Европы и Америки.
Сначала приезжие останавливались в монастырском пансионе, который был впоследствии преобразован в первый отель «Interlaknerhof». Именно в нем останавливался Дж. Байрон.
Помнит Интерлакен и посещавших его коронованных особ, и многих знаменитостей. В частности, Марка Твена, Иоганна-Вольфганга Гете, Рихарда Вагнера, Феликса Мендельсона…
Основная часть города со строениями XIX века, представляющая в большинстве своем отели, сосредоточена по одну сторону реки Ааре, между двумя вокзальными станциями Западной (Interlaken West) и Восточной (Interlaken Ost).
Центральной улицей города является бульвар Хоевиг (Hoheweg) с кафе и ресторанами, магазинами модной одежды, часов и драгоценностей. Каждый из домов, стоящих здесь, интересен и неповторим.
Стоит обратить внимание на здание отеля «Victoria Jungfrau» с роскошным интерьером. Он, считающийся одним из красивейших в Европе, принял первых посетителей в 1865 году, и может похвастаться тем, что в его апартаментах жил император Бразилии Педро II.
Именно с его террасы, украшенной колоннами, любовался окрестным видом Марк Твен. Как и сегодняшние постояльцы, он, вероятно, наблюдал за двигающимися по проспекту повозками, запряженными лошадьми. Правда, обгоняющих их машин современных марок, естественно, не было.
В самом центре бульвар плавно перетекает в зеленый луг с видом на горы и уникальную панораму Юнгфрау. Это – зеленая поляна Хохевег, раскинувшаяся на площади в 14 гектаров.
Изначально это место принадлежало августинским монахам, но в середине XIX века было выкуплено владельцами местных гостиниц и превращено в парк для того, чтобы их постояльцы могли любоваться снежными вершинами из окон и с балконов своих апартаментов.
Недалеко от поляны стоят две церкви. Первая, римско-католическая, сложенная из темного камня в готическом стиле, с башенками (на одной из них – куранты) и шпилями, выглядит мрачновато. Она носит название Церкви Святого Духа.
Была построена в 1906-1908 годах, а потому оформлена а модерновом стиле, неожиданно скромном для католических храмов.
Солнечный свет, попадающий вовнутрь через стрельчатые витражные окна, создает интересную обстановку, дарит приподнятое настроение.
Особенно интересны два витража работы швейцарского художника Вальтера Луосли (конец ХХ века), посвященные евангелистам. На первом видим изображение быка, символизирующего св. Луку. В образе Ангела — св. Матфей. А роза намекает на Деву Марию.
На втором — справа Лев, представляющий св. Марка и Орел — св. Иоанна.
По стенам, как и в прочих католических храмах, развешаны изображения 14 станций, через которые прошел Христос по пути на Голгофу. Они интересны тем, что выполнены в необычной манере – современной чеканке.
Довольно простой алтарь
Множество деревянных деталей. В первую очередь, это статуи святых, вырезанные из липы.
Одна из них — фигура Богородицы
Вторая церковь — замковая, носящая название Schloßkirche. Она, в отличие от первой, белого цвета. Была построенна в 1911 году в неоготическом стиле. При этом были сохранены готические хоры строения, относящегося к XIV веку.
В ней тоже есть красивые, вытянутые вверх, витражи
Нервюрные своды
Здесь тоже видим оформление деревом. Распятие и скамьи для прихожан украшены незатейливой резьбой.
Деревянная кафедра
Интересные дверные ручки
Старинные замки
А рядом и сам замок, вероятно, бывшее жилище местного сеньора. Он довольно скромен. Двухэтажные строения, соединенные внутренними двориками. Был ыозведен в 1747 году на фундаменте старинного монастыря.
Внутренний дворик замка
Недалеко от Шлосскирхе находится прелестный уголок — Японский Сад Дружбы, где в небольшом пруду плавают разноцветные рыбки, струится мини-водопад, стоит стилизованная беседка. Здесь разложены, конечно, в соответствии с определенным смыслом, камни. Все это изящно обрамляют привезенные из Японии растения и деревья, которые посадили мастера ландшафтного дела из города Оцу, побратима Интерлакена.
Вокруг церквей и по другую сторону улицы — современные здания оригинальной архитектуры, весьма удачно вписавшиеся в городской ландшафт.
В ряд с отелями стоит культурный центр Kursaal, претерпевший несколько ремонтов и обновлений с момента постройки в 1859 году. Это роскошное здание, в архитектуре которого соединился викторианский стиль с деталями традиционных горных шале.
Курзаал был построен в традициях подобных заведений, где собирались курортники для приятного времяпрепровождения. В 1910 году в там были открыты концертный и театральный залы.
В 1967 году здесь появилось, так называемое «Маленькое казино», где можно было поиграть в рулетку, покер и блэк-джек. Правда, через некоторое время оно было закрыто в связи появлением в Швейцарии закона, запрещающего азартные игры. Игра, уже на автоматах, возобновилась после отмены этого закона в конце XX века.
А недавно я прочла о том, что после 2009 года, после того, как это место отметило свое 150-летие, его перестроили под элитный бизнес-центр, и теперь это «Конгресс-центр Курзааль», где проводятся конференции, деловые встречи, семинары и другие подобные мероприятия.
Около Курзала разбит сад с интересными цветочными часами.
В парке стоит памятник Анри Гизану, военачальнику, главнокомандующему швейцарской армией в период Второй мировой войны. Этот человек знаменателен тем, что выработав особую стратегию и тактику, дал возможность стране сохранить нейтралитет и не допустить вторжения на ее территорию нацистов.
А это небольшой водоем с фонтанчиком
По другую сторону реки раскинулась другая, более старая часть города, которая носит название Унтерзеен. То самое место, что облюбовал Бертольд фон Эшенбах, о котором мы говорили выше. Здесь по-прежнему стоит приходская церковь XIII века с позднеготической башней, пристроенной в 1471 году.
Мы видим интересное здание Ратуши с часами.
Перед ней разбита небольшая площадь.
Здесь же стоит своеобразный Дом старейшин
Обратите внимание на то, что его ставни выкрашены в цвета флага гильдии
В этой части города много красивых домиков оригинальной архитектуры.
Среди новых построек видны древние бревенчатые строения. На стенах некоторых из них — традиционные в этих местах украшения. Это вырезанный готическим шрифтом семейный девиз.
Садики, огородики..
В них — множество красивых цветов
В одном из таких домов, построенном в 1630 году, расположился Музей туризма, первый региональный музей в стране Был открыт в 1980 году.
Экспозиция музея расположена в бывшем доме приходского священника, где на протяжении многих лет путешественники могли переночевать как на постоялом дворе, ибо это было, по тем временам, более безопасным вариантом.
В 1979 году, отремонтированный и приведенный в порядок, дом был оборудован под музей, где можно увидеть интересную коллекцию транспорта, на котором туристы могли попасть в Интерлакен в период с 1800-го по 1950 год.
В экспозицию входят старинные кареты, дорожные аксессуары, посуда и одежда тех времен, старые фотографии и прочие экспонаты.
Есть материалы, рассказывающие о том, как Альпы стали интересовать путешественников, которые приезжали сюда речным путем и железнодорожным транспортом.
Имеется отдел, рассказывающий о том, как шла эволюция снаряжения для зимних видов спорта.
Идем вдоль реки, по которой, лениво перебирая лапками, величаво передвигаются белые лебеди (некоторые занимаются чисткой перышек на берегу), а по берегам растут кусты дикой ежевики.
Дорога выводит к лесу или к Альпийскому парку дикой природы. Там гуляют горные бараны, выглядывают из норок сурки, а «ботаническая дорожка» знакомит посетителей с образцами альпийской флоры.
Жители городка – симпатичные люди, внимательно относящиеся к приезжим (и это не удивительно, ведь туризм – их бизнес), говорящие на швейцарском диалекте немецкого. В дни праздников они облачаются в национальные костюмы и охотно разрешают себя фотографировать.
Мне довелось побывать здесь 1 августа. В этот день страна отмечает праздник в честь основания Швейцарской конфедерации. Он всегда, начиная с 1891 года, отмечается с большим размахом.
В его основу положен миф, согласно которому, в 1291 году на поляне Рютли около Фирвальдштетского озера представители трёх кантонов (Щвиц, Ури и Унтервальдсен) заключили союз для обороны от внешнего нападения.
Интерлакен – не исключение. Здесь, как и в других местах, на домах вывешиваются федеральные и муниципальные флаги, фасады украшаются гирляндами цветов.
Улицу заполняют люди. То здесь, то там слышен цокот копыт. Это ухоженные лошадки везут разукрашенные повозки с людьми и бочками, наполненными пивом и вином, которые в этот день льются рекой. Элемент в праздничную атмосферу вносит звучащая повсюду музыка.
В середине дня по городу проходит красочное шествие, в котором принимает участи и стар, и млад. В нем нашли отражение история и современность, сказки и реальность. Горожане и фермеры, рыбаки и пожарные, пастухи и доярки…
Парад открывают средневековые рыцари
Их сменяют представители разных гильдий
Местные жители идут в национальной одежде…
Едут в повозках…
Сельскохозяйственные рабочие тащат тюки сена…
А за ними шествуют странные носатые персонажи с рожками в звериных шкурах…
Их сменяют юные спортсмены
А вот проехали на старинных разноколёсных велосипедах люди, одетые в смокинги и цилиндры.
Едут на повозке, груженной бочками, виноделы…
Маршируют военные с национальными флагами…
Затем появляются юные наездники…
Еще одна повозка, запряженная лошадьми…
А эту везут ослики…
Вызывают умиление очаровательные сенбернары, которые, начиная с XVII века, работают в горах спасателями. Эту породу, как известно, вывели монахи из монастыря Сен-Бернар, поэтому шествие возглавляет францисканец
Толстая мохнатая шкура надёжно защищает собак от снега и льда, а необычайный нюх позволяет находить пострадавших, погребённых под снежными лавинами. Недаром одной из них, Барри, поставлен памятник. Добрые и ласковые, они очень любят детей
Фермеры несут огромные колокольчики (некоторые весят до 25 кг), что вешаются на специальный ошейник, охватывающий шею коровы
А это маршируют музыканты с барабанами,
Идут люди с длиннющими (до 5 метров) альпийскими рожками, которыми традиционно пользовались пастухи для переклички в горах…
Как рожки, так и барабаны, и колокольчики, сопровождают популярное в Центральной Швейцарии пение в технике йодль, которое часто называют так же тирольским.
Вот парад заканчивается, и последняя повозка»ныряет» под стоящую около моста арку
Когда наступает вечер, на улицах появляются люди (в основном дети) с фонарями. Небо расцвечивается огнями фейерверка. А на вершинах соседних гор и холмов зажигаются высокие конусообразные костры, подобные тем, что в средневековье полыхали при приближении врагов к пограничной территории.
Что еще можно здесь увидеть?
Летом это место собирает дельтапланеристов, которых специальный подъемник доставляет наверх, оттуда они плавно спускаются на поляну.
Любители классической музыки приглашаются на августовский фестиваль, в котором принимают участие ведущие оркестры и солисты мира.
В то же время в южном пригороде, где раскинулся лес Юрген, вокруг которого сосредоточились сельские поселения, под открытым небом, в естественных декорациях, ежегодно, начиная с 1912 года (с перерывом на мировые войны) идет представление по пьесе Шиллера о национальном герое Швейцарии Вильгельме Телле, собирающее до 40000 зрителей.
Приверженцамже фольклора стоит приехать немного раньше. В июне, с 1805 года, здесь проходит фестиваль альпийского пения йодельфест, где звучат инструменты, о которых говорилось выше.
Не менее интересно попасть в Интерлакен в новогодние дни для того, чтобы стать участником праздника Harder Potschete и карнавального шествия. Люди в масках движутся колонной по улицам города под звуки барабанов. В эти дни проводятся и различные спортивные состязания.
Кроме того, в середине января, начиная с 1928 года, проходят Lauberhorn-World Cup Race – лыжные гонки на Кубок мира и международный Inferno Ski Race. Когда по трассе, длинной 16 километров спускается 1800 лыжников, зрелище выглядит поистине захватывающим.
2008 — 2018
написано по следам поездки в Швейцарию с Михаилом Джагиновым
Использован материал