Несмотря на высокий статус столицы, Берн абсолютно лишен помпезности. Тихий и приятный, сохранивший очарованье Средневековья, он приглашает побродить по улицам и переулкам, заглянуть в магазины и кафе, расположенные под аркадами, полюбоваться старинными домами и фонтанами.
И все это благодаря городскому управлению Берна, которое еще в 1839 году приняло историческое решение о сохранности неповторимого облика города. С тех пор здесь не было снесено ни одного старинного здания. Нуждавшиеся в ремонте, перестраивались и модернизировались изнутри с сохранением прежнего фасада.
Что касается истории Берна, то она имеет конкретную точку отсчета, датированную 1191-м годом, когда в эти места приехал поохотиться бургундский герцог Бертольд V фон Церинген.
Очарованный природой восточной части полуострова, образованного изгибом реки Ааре, он построил небольшой форт с замком Нидегг. Отсюда и «пополз» вниз город, удачно расположенный топографически, ибо густой лес и река стали для него прекрасной природной защитой.
А теперь поговорим о названии. Согласно одной из легенд, имя ему дал сам герцог по первому зверю, что был убит во время охоты. А им оказался косолапый мишка.
Однако с лингвистической точки зрения это не так. Слова «Bern» и «Bär» не имеют общих корней. А потому, вероятней всего, здесь «замешан» итальянский город Верона, что в III—V веках назывался Bern, ибо местная знать была связана родственными узами с веронскими феодалами. Есть и более простой вариант. От кельтского bren («гора») или brena («расщелина») с последующей комбинаторикой.
Из-за узкой формы полуострова Берн разрастался в длину, застраиваясь параллельными рядами добротных деревянных построек из вековых дубов. Сначала появились три улицы. Чтобы попасть с одной на другую, надо было пройти через арки домов. «Стриты» пересекали проложенные с севера на юг «авеню», а через берега реки соединяли высокие красивые мосты.
И возможно, бернский архитектурный ансамбль дошел бы до наших дней в изначальном виде, если бы не пожар 1405 года, уничтоживший практически все и заставивший жителей строить новые жилища из песчаника. Благодаря этому и сохранился облик средневекового Берна, скомпонованного в центре. от него веерообразно расходятся пять предместий.
Итак, мы в Старом городе, где дома, тесно прижавшись друг к другу, образуют длинные ряды, формируя улицу со знаменитыми аркадами, общей протяженностью в 6 км.
Несмотря на кажущуюся идентичность, каждое строение, украшенное лепниной, скульптурой, домовыми знаками в виде ярко раскрашенных фигурок на подставках, выступающих из стен, — индивидуально.
Кое-где фасады украшают интересные фрески.
В везде, куда ни глянь, — живые цветы. В основном это разноцветная герань, фестиваль которой проводится ежегодно в середине мая с премированием обладателя лучшего оконного цветника городскими властями. Ведь недаром Берн удостоен титула «самого цветочного города».
Только, несмотря на это, не ищите Цветочной улицы (Blumenstraße). фигурировавшей в фильме «Семнадцать мгновений весны». Нет и дома, из которого выбросился профессор Плешнер. Их никогда не было. Зато имеется Цветочный проезд (Blumenweg), а так же много другого, по-настоящему интересного.
Например, фонтаны, что появились здесь в XVI веке как единственный источник питьевой воды. Несмотря на то, что в 1861 году в Берне был проведен водопровод, городские фонтаны с чистейшей водой по сей день выполняют не только эстетические, но и прагматические функции.
Из ста с лишним наибольший интерес представляют одиннадцать. Все они имеют одинаковую конструкцию. В основании — небольшие бассейны, круглой, многогранной или фигурной формы украшенные живыми цветами. В них поступает вода из четырех труб, расположенных крестом на высокой колонне, увенчанной ярко раскрашенной фигурой. Изначально эти фигуры были деревянными, но их постепенно заменили каменными копиями. А оригиналы все оригиналы, поместили в Исторический музей.
Самое известное из этих сооружений — «Великан, пожирающий детей», наглядно демонстрирующий то, что может произойти с непослушными чадами. Неоднозначная главная фигура великана с момента создания стала предметом многочисленных дискуссий, в которых давалась разная трактовка образа.
Однажды страшного людоеда, героя карнавальных шествий, стали нелепо ассоциировать с иудеями, якобы приносящими человеческие жертвы для совершения религиозных ритуалов. В другой раз появилась версия о том, что под фонтаном проходит средневековый туннель, соединяющий женский и мужской монастыри. А скульптура ничто иное, как своеобразный памятник собравшимся здесь душам младенцев, родившимся в результате тайных свиданий монахов с монахинями.
Иной тематике посвящен фонтан «Юстиция», где скульптура изображает женщину с завязанными глазами, мечом в правой руке и весами в левой. На ней — синий халат, поверх которого надеты золотые доспехи. У её ног — четыре фигуры, изображающие римского папу, султана, императора и мэра, которые олицетворяют четырех земных властителей, четыре формы правления в эпоху Возрождения.
Не забыт и герцог Бертольд V Церинген, основатель города. Он представлен в образе мишки в полном боевом облачении: доспехах и шлеме. За поясом у него — два меча. В правой лапе — знамя, в левой — щит с изображением золотого льва на красном фоне. А у ног — симпатичный медвежонок.
Еще одной особенностью Берна являются разноцветные таблички с названиями улиц, где каждый квартал имеет свой цвет. Они появились во время оккупации города в конце XVIII века войском Наполеона для удобства солдат, не умевших читать по-немецки.
А теперь отправимся на прогулку по городу, взяв отправной точкой улицу Grosser Muristalden, где находится Bärengraben (Беренграбен), что переводится как «Медвежий ров» или «Медвежья яма», Мишки, символ города и кантона, отраженные на гербе, обитают здесь с 1857 года. Это их четвертая «квартира», начиная с того момента, как в XV веке животных поместили в клетку на рыночной площади. Сегодня условия для живых символов улучшены настолько, что они чувствуют себя весьма комфортно, а потому дают потомство, получающее титул почетных граждан столицы. К сожалению, в момент моего посещения этого места мишки спрятались от ненастной погоды.
Кстати, о косолапых, что являются, как уже говорилось, символом города, а потому встречаются в разных частях города. Их изображения украшают улицы и фасады домов, печатные пряники и шоколадки, исключительно вкусные кексы «Mandelbärli». Особенно интересен отель “Bären” («Медведи»), где смешные фигурки можно увидеть на фасаде гостиницы. Они сидят на карнизах и в цветочных лотках, «ползают» по стенам дома и водосточным трубам…
Но мы отвлеклись. Вернемся, к выше указанному месту, расположенному в центре города, на противоположном от Старого города берегу реки Aaрe. К Беренграбену примыкает небольшой приятный Медвежий парк (Bärenpark). А неподалеку, на Tierparkweg находится симпатичный зоопарке в пейзажном стиле «Dählhölzli». Чуть выше — смотровая площадка, на которую можно выйти через Argauershtalden. Возле нее разбит Rosengarten (Сад Роз), где в летний период в воздухе смешивается аромат сотен разновидностей роз, рододендронов и ирисов.
Отсюда по мосту Nideggbryukke, взлетевшему на 25-метровую высоту над рекой, перейдем на противоположный берег. Идущая от моста улица Gerihtigkaytgasse, приведет нас к тому месту, где некогда стоял замок Nideggen разрушенный в 1268 году, а теперь находится позднеготическая церковь Nideggkirhe построенная в середине XIV века. В период Реформации с 1529 года ее помещение было превращено в склад для леса и зерна. Но уже с 1566 года она снова стала использоваться по назначению.
Отсюда по Gerihtigkaytgasse дойдем до Yunkerngasse, где осмотрим два дома. Дом № 47, что называется Erlaherhof (Двором Эрлаха) и является ярким образцом патрицианского стиля середины XVIII века. Называется он так потому, что изначально должен был принадлежать Иеронимо фон Эрлаху, мэру Берна. Однако в период строительства и архитектор, и клиент умерли. Строительство завершил наследник по имени Альберт Фридрих, который поместил на фронтонах крыльев здания монограммы своего отца (H.v.E.).
Здание, практически не использовалось как жилое помещение. Да и сегодня здесь располагаются некоторые отделы Бернского управления. Перед домом, в соответствии с бернским законодательством, по которому каждый владелец дома должен обеспечить «сухой» проход для жителей города, — крытая галерея.
Интересен так же дом по адресу Yunkerngasse, 59. Построенный в начале XVIII века для местного аристократа Самюэля Фришинга по плану архитектора Иозефа Абайле, он, был назван в честь жены очередного владельца Беатриче фон Ваттенвиль. Согласно завещанию, после смерти хозяина в 1934 году, отошел Швейцарской Конфедерации. Сегодня этот шикарный особняк служит местом приемов Бундесрата.
С Yunkerngasse перейдем на Münstergasse, а с нее выйдем на прилегающую площадь Münsterplatz где нас ждет встреча с величественным позднеготическим собором Münster.
Он освящен в честь раннехристианского великомученика Викентия Сарагосского, которого после многочисленных пыток сожгли на костре во времена императора Диоклетиана (IV в.) Раньше на этом месте стояла маленькая часовня св. Винсента, принадлежавшая тевтонскому ордену. Упоминание о ней обнаружилось в документах 1224 года.
Как и большинство европейских соборов, Мюнстер строился долго. С 20-х годов XV века по 90-е XIX-го. Окончательная точка была поставлена в 1893 году перестройкой верхушки самой высокой в стране, 100-метровой, колокольни по образцу той, что украшала кафедральный собор в Ульме.
Удивительно красив главный портал собора (1490-1500) украшенный барельефом из 234 разноцветных фигур. Композиция изображает сцену Страшного суда из Ветхого Завета. Ад и Рай. Нагие грешники располагаются слева, а одетые в белые одежды праведники — справа. В центре — женская фигура Правосудия. Рядом скульптурные образы св. Марии и св. Винсента, покровителя прежнего храма. Ниже расположены копии 47 больших готических статуй, что хранится в Бернском Музее Истории. На углах здания и на водостоках – химеры.
Трехнефная базилика внутри кажется пустой
Это связано с тем, что большинство художественных работ, включая картины, скульптуру, даже алтарь, в 1528 году во время протестантской Реформации, боровшейся с излишней роскошью, были вынесены наружу, попорчены и закопаны рядом с храмом. Их фрагменты сравнительно недавно обнаружили археологи. Чудом сохранились статуи под потолком. Только потому, что до них трудно было добраться. Единственное, что осталось в неприкосновенности – витражи и хоры.
Большинство витражей датируется серединой XV века (лишь два с ветхозаветными сценами выполнены в XIX веке) и считаются самыми ценными в Швейцарии с художественной точки зрения.
На них изображено немало геральдических символов и религиозных сюжетов. Так на одном можно увидеть «Пляску смерти», где скелет требует жертвенных приношений у всех людей, независимо от профессий и сословий, от статуса и финансового благополучия.
Хоры же, расположенные на восточной стороне собора, являются первыми хорами в Швейцарии, выполненными в стиле Возрождения. Они украшены деревянной резьбой, изображающей животных и бытовые сцены.
Имеется здесь и прекрасно звучащий старинный орган
В заалтарной части находится интересный памятник, установлен памятник швейцарцам, погибшим в войне с Наполеоном. Он изображает Богоматерь, сидящую у смертного одра Христа.
Из белого мрамора выполнена и кафедра с хризмой – монограммой имени Христа, состоящей из двух начальных греческих букв имени «Χ» и «Ρ», скрещённых между собой.
По винтовой лестнице можно подняться на колокольню с девятью колоколами. Самый старый из из них — самый большой в Швейцарии. Он, весом в 10,5 тонн, был перенесен сюда с храма, стоявшего на месте сегодняшнего Мюнстера.
В обычные дни, приглашая прихожан на службу, звучат только два колокола. Веселый же перезвон можно услышать раз в году, когда на эту землю приходит Новый год. А тем, у кого хватит сил преодолеть 344 ступени винтовой лестницы колокольни, откроется прекрасный вид на Старый город, реку Ааре и Бернские Альпы.
Недалеко от собора, на площади, стоит фонтан «Моисей» (XVI в). Пророк облачен в длинные древние одежды. В руках – скрижали, на которых было выбито десять заповедей. Как и в ряде других случаев, его голову «украшают» рога.
Это связано с тем, что в Библии написано следующее. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним». И в переводе с древнего иврита без огласовок слова «קרן», означающего как «луч», так и «рог», на латинский, блаженный Иероним допустил ошибку.
Рядом с собором, на Rathausplatz стоит, давшая этому месту название городская ратуша. Она является по совместительству политическим центром кантона Берн, а потому пять раз в году во время заседания Совета кантона над ней взвивается соответствующий флаг.
Ратуша представляет собой интересное строение (XV век, архитекторы Генрих фон Гегенбах и Ганс Хетцель) в позднеготическом стиле с так называемой вальмовой крышей с характерными четырьмя скатами. Два из них, торцовых, имеют треугольную форму. Они, называемые «вальмами», простираются от конька до карниза. Два других — трапецеидальные. На фасаде здания нарисованы гербы бернских округов.
Около ратуши стоит фонтан «Знаменосец», изображающий средневекового стража порядка, ответственного за определенную часть города и призванного в военное время формировать из ее жителей войско, которое сам должен вести в бой. Поэтому человек, облаченный в доспехи, в руках держит знамя.
Бок о бок с Ратушей стоит церковь св. апостолов Петра и Павла (Kirche der Heiligen Apostel Petrus und Paulus) (середина XIX века), что была спроектирована французским архитектором Пьером Жозефом Эдуардом Депертом, создавшим знаменитую парижскую ратушу.
Церковь построена в модном стиле эклектика, сочетающем элементы романской архитектуры и ранней готики. Она стала первой после реформации католической церковью в Берне. А в конце ХХ века, при реставрации, внутри появились фрески в стиле модерн.
Идем до конца Münstergasse, затем по Amthausgvsse, Bundesgasse и оказываемся на Площади Федерации (Bundesplatz), где находится массивное серое здание под зеленым куполом. Это — федеральный дворец Швейцарии, где заседает федеральный парламент и федеральный совет.
Строительство здания в стиле флорентийского Ренессанса (архитектор Ганс Ауэр) с использованием местных материалов (песчаника, гранита, мрамора) продолжалось с середины XIX века до первых лет ХХ — го. Боковые крылья комплекса, состоящего из трех частей, ничем особенно не примечательны. Зато центральная выглядит как величественный дворец с прекрасным декором, включающим лепнину, скульптуру, живописные работы, фрагменты из стекла и металла.
На внутренней части купола, высота которого в здании составляет 33 метра, выложен мозаичный федеральный герб и девиз на латинском «Unus pro omnibus, omnes pro uno» («Один за всех, и все за одного»). Вокруг — гербы 22 кантонов, существовавших в 1902 году. Герб кантона Юра, появившегося в 1979 году, помещен вне мозаики.
Интерес представляют витражи, символизирующие образование, общественные работы, защиту и правосудие. На первом этаже – барельеф с изображением саги о Вильгельме Телле. В Зале Национального Совета имеется исключительно красивая фреска со швейцарским пейзажем, а в Зале Государственного Совета – настенная живопись Альберта Велти.
Все это можно увидеть, посетив Бундесхаус в рамках экскурсии, что проводятся в дни, свободные от сессий парламента. В рабочие же дни предоставляется возможность наблюдать за ходом дебатов с галереи для публики.
На площади перед парламентом с ранней весны до поздней осени бьют из земли струи 26 пульсирующих фонтанов. Их число соответствует количеству кантонов Швейцарии. Летними вечерами они подсвечиваются, звучит музыка. Идет музыкальное шоу. Зимой же это место превращается в каток.
Парламентская площадь – место концентрации крупных банков. В том числе – Швейцарского национального. А под площадью на пяти этажах находятся сейфы, в которых хранятся авуары – ценные бумаги, золотые слитки и другие ценности.
В базарные дни (они случаются дважды в неделю) на отходящей от площади широкой улице разворачивается рынок. Крестьяне из окрестных деревень привозят овощи, фрукты, цветы. А неподалеку на Vayzenhausplats возникает «блошиный рынок», привлекающий любителей старых вещей.
Возвращаемся назад. Доходим до Münstergasse и поднимаемся вверх к башне с астрономическими часами Zytglogge, что на бернском диалекте немецкого языка соответствует немецкому Zeitglocke и переводится как «Колокол времени».
В XIII веке она служила западными воротами старого города и представляла собой оборонительное сооружение со стенами толщиной в 3 м.
До пожара здесь находилась городская тюрьма, в которой содержали женщин лёгкого поведения, обвиняемых в интимных отношениях со священнослужителями. После 1405 года на средства городской общины была построена башня из желтого песчаника и установлены часы с ударным механизмом, показывающие точное время города. Внутри башни имелось помещение для смотрителя, в функции которого входило предупреждение жителей Берна о пожаре.
В результате перестроек в ХV-ХVIII вв. вид башни претерпел множество изменений.Но в результате последней реставрации в 80-х годах ХХ века главному символу города вернули вид 1770 года с фасадными фресками Курта Индермуля.
Как следует уже из названия, ее доминантой являются часы. Первые прослужили недолго. В 1530 году Каспар Брукнер создал новый сложный механизм, исправно функционирующий до сих пор. В нижней, восточной части циферблата помещены сложные астрономическое и астрологическое устройства, показывающие на циферблате время по 24 отметкам, положение солнца в Зодиаке, дату, фазы луны и уровень солнца над горизонтом в течение года.
В 1530 году часы украсили первые фигуры: шут с колокольчиками, петух и Бог Времени – Хронос. Остальные появились позже. И сегодня за четыре минуты перед тем, как шут задействует колокола и пробьет очередной час, раздается крик петуха, и начинается шествие.
Один за другим проходят медведи, облаченные в одежды цветов флага Берна. В их компании — рыцарь Ганс фон Тан. Петух хлопает крыльями и кукарекает во второй раз, Хронос поворачивает песочные часы, напоминая о том, как быстротечно время, и своим скипетром дает сигнал к бою часов. Ганс фон Тан на самом верху башни ударяет золотым молоточком по колоколу. А Лев, символ рода Царинген. кивает в такт движению стрелок. Петух кричит в третий раз… Все. Мини-спектакль закончен.
Продолжим движение по Marktgase и выйдем на Barenplatz, где стоит еще одна из главных достопримечательностей Берна — старинная башня Kafigturm (XVII в). Она находится на месте предшествующей, выполняющей роль городских ворот в крепостной стене, выросшей в середине XIII века. Долгое время, до 1897 года, Кефиргтум выполнял функции городской тюрьмы.
Фасад башни украшают часы «Величие Берна» поставленные в конце XIX века с ярким, циферблатом. Центральный круг красного цвета обрамляет черный обод, по которому идут золотые цифры. Венчает Kafigturm крыша темного цвета с изящным шпилем.
А это обратная сторона
Рядом, на той же Barenplatz, стоит один из знаменитых фонтанов, увековечивший Анну Зайлер, которая основала в 1354 году первую бернскую муниципальную больницу на 13 коек у себя дома. Одетая в длинную плиссированную юбку с поясом и блузу с квадратным вырезом, она держит в одной руке миску, а в другой – кувшин.
На площади можно увидеть и характерные д ля швейцарской средневековой архитектуры дома. Например, тот, в котором расположен ресторан Fédéral- Entrecôte.
От башни с часами начинается одна из самых красивых улиц Берна — Kramgasse, по которой приятно гулять, любуясь барочными фасадами домов. Здесь можно найти сувениры, антиквариат и симпатичные безделушки, атак же пообедать в одном из ресторанчиков. На этой улице на втором этаже дома № 49 с 1903 по 1905 год жил Альберт Эйнштейн. В то время он работал в Швейцарской патентной службе. А в свободное время создавал свою всемирно известную «Теорию относительности». Сегодня в этом месте находится музей, посвященный знаменитому физику.
Буквально в нескольких минутах ходьбы отсюда стоит интересное здание, глядя на которое невольно вспоминаешь слова Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол, — не верь глазам своим». Это связано с тем, что на доме, прописавшемся на Herrengasse 25, крупными буквами выложено слово «Casino», хотя к азартным играм он никакого отношения не имеет. Построенное в начале ХХ века в стиле неоклассицизма и позднего барокко (архитекторы Поль Линдт и Макс Хоффман) строение является культурным концертным центром.
А теперь отправимся на улицу Kramgasse для того, чтобы полюбоваться фонтаном «Самсон», изображающего библейского героя, разрывающего пасть льву. В отличие от прочих изображений его в образе статного юноши, это демонстрирует зрелого мужчину в пышных средневековых одеждах. Еще одна особенность – наличие челюстей осла и набора мясника, ибо он был построен на пожертвования гильдии мясников.
Продолжаем двигаться в сторону Marktgasse. Перейдем на Spitalgasse для того, чтобы осмотреть барочную церковь Святого духа (Heiliggeistkirche), одну из самых больших протестантских церквей Швейцарии, что была построена в 20-х годах XVIII века архитектором Николасом Шильткнехтом. Она заменила стоявший здесь прежде храм, принадлежавший монашескому ордену госпитальеров Святого Духа, члены которой занимались выхаживанием больных. От старого строения сохранились лишь деревянные хоры с красивой резьбой, в которую «вплелись» средневековые печати и гербы, некоторые из который окрашены в яркие цвет. да древний колокол. Как и в прочих протестантских церквях, здесь все предельно просто. Массивные колонны из песчаника, орган, кафедра… Выделяется «золотая» внутренняя роспись купола.
Есть чем порадоваться и любителям музеев. В Kunsthalle (Выставочном зале), регулярно проводятся выставки современного искусства швейцарских и европейских художников.
Интересен Музей швейцарских Альп (Schweizerisches Alpines Museum), посвящённый природе и культуре этой части страны. Здесь представлены экспонаты, рассказывающие о геологической структуре земли, флоре и фауне Альп. Есть отделы, демонстрирующие альпинистское снаряжение и деятельность спасательных служб.
А также Исторический музей (History Museum), обладающий богатой коллекцией экспонатов, связанных с различными историческими периодами, начиная с глубокой древности, образцами народного творчества и ремесел. «Изюминкой» считается серия картин, объединенных названием «Танец Смерти». В них, написанных в 1516-1517 гг. на стенах доминиканского монастыря, нашла отражение идея неизбежного поражения всего живого в схватке со смертью, которая не щадит никого. Удивительно хорош гобелен из серии «Тысяча цветов», созданный бельгийскими мастерицами и попавший в Берн во время бургундских войн во второй половине XV века.
Пользуется популярностью также Музей естественной истории Берна (Natural History Museum). Основанный в начале XIX века, он приобрел мировую известность благодаря панорамным изображениям птиц и зверей в их естественной среде. Позади Исторического музея располагается Музей естествознания (Museum of Natural History). В его экспозиции представлена одна из самых больших и Европе диорам природы Европы и Америки.
Один из наиболее интересных экспонатов — чучело легендарного сенбернара Барри, что в период с 1800 по 1812 гг. спас наибольшее количество людей — около 40 человек, за что во Франции ему даже поставили памятник.
Как известно, эта порода собак была выведена монахами специально для спасения людей из-под снежных завалов, А название происходит от имени перевала Сен-Бернар в Альпах.
Есть здесь и минералогическая коллекция с метеоритами, и ункальные образцы минерлов с вершин Альп, и уникальная комната, отделанная драгоценными и полудрагоценными камнями. А интересющимся бриллиантами, стоит послушать рассказ экскурсовода о добыче алмазов, заглянуть туда, где экспонаты можно потрогать и испытать на прочность.
С этим музеем очень тесно связан Швейцарский музей охоты и дичи, расположенный в замке Ландсхут. (Schweizer Museum für Wild und Jagd im Schloss Landshut). Его оригинальную экспозицию составляют ценные коллекции охотничьих трофеев и экспонаты по истории охоты.
И, наконец, Художественный музей (Kunstmuseum), где широко представлено швейцарское и мировое искусство, начиная с эпохи средневековья до наших дней. Много полотен итальянских и французских живописцев, есть работы русских и испанских художников. Главное же сокровище музея — самое полное в мире собрание работ крупнейшего европейского авангардиста конца XIX -начала ХХ века, Пауля Клее, долгое время жившего в Беpне.
2011
По следам поездки с Михаилом Джагиновым
Использованный материал
Bärenpark Bern – Wikipedia
Достопримечательности Берн | Travel in Swiss –
Популярные достопримечательности Берна (Швейцария), что …
Grand Casino Bern — grandcasino-bern.ch
Zytglogge — Wikipedia