В северо-восточной части Швейцарии, по обе стороны реки Лиммат, впадающей в Цюрихское озеро, а так же на значительной части его левого побережья, расположен Цюрих, самый крупный город страны.
Это столица немецкого кантона и административный центр одноименного округа. А потому его жители разговаривают в основном на «швюцердюч» — швейцарском диалекте немецкого языка.
Упоминание о Цюрихе можно найти в летописях датированных 929 годом, хотя известно, что в стародавние времена здесь обитали гельветы, представители одного из самых многочисленных кельтских племен, которое было покорено римлянами, и эта территория вошла в состав римской Гельвеции.
На холмистом плато, высшая точка которого достигает 871 м над уровнем моря, завоеватели основали город Турикум, где в 15 году до н. э. создали таможенную заставу. Правда, имеется версия о том, что город с таким названием, данным в честь кельтского царя Турикуса, жившего еще до основания Рима, существовал намного раньше. Вполне возможно. Но именно римляне оставили свой зримый след в истории этого места.
Уничтожив кельтские племена, они на вершине холма, расположенного близ реки, принялись строить крепость. Возвели десять башен, оборудовали рыночную площадь и пост таможенного контроля, через который пролег торговый путь от римской провинции Реция, находящейся в западной части в районе Дуная, до Белгики, расположенной в области расселения кельтского племени белгов.
Купцы, приплывавшие на озерных судах в Турикум, перегружали свой товар на речные суда, и отправлялись дальше, не забыв заплатить таможенную пошлину.
В конце IV века Турикум заняли алеманы, далекие предки нынешних германцев. Это они изменили название города. Произнося на свой лад слово «Турикум», этимология которого не известна, превратили его в Цюрих.
В раннее Средневековье (IX в.) на привлекавшем всех холме находилась резиденция Карла Великого, того самого, чье имя стало ассоциироваться с великим могучим правителем.
Именно отсюда взял начало латинский вариант «Carolus» как синоним власти правителей отдельных государств Центральной и Восточной Европы и возник термин «король».
К сожалению, от древних построек того периода не осталось ничего кроме названия Lindenhof (Линденхоф), то есть Липовый двор. И сегодня, оправдывая его, здесь растут огромные старые деревья.
Затем внук Карла, Людовик II Немецкий, построил замок, а в 853 году на землях кантона основал для своей дочери Хильдегарды аббатство Fraumunster (Фраумунстер), обеспечив его землями и гарантией неприкосновенности. В этом монастыре находили приют благородные дамы, желавшие сменить суетный мир на тихую обитель.
Особые привилегии (право владеть рынками, собирать пошлины и чеканить монеты) монастырь получил в 1045 году из рук германского короля Генрих III. Главой города стала аббатиса, политическая власть которой усилилась при императоре Фредерике II.
Однако, начиная с XIV в., после учреждения в 1336 году Рудольфом Бруном «Закона гильдий», согласно которому он становился независимым главой города, не подчинявшегося аббатству, влияние Фраумюнстера стало убывать. А в 1524 году, после изменений, связанных с реформами, проведенными Ульрихом Цвингли, христианским гуманистом-философом, и вовсе перестало существовать.
На протяжении XVI—XVIII веков Цюрих сохранял своё богатство и влияние. В 1648 году сменил статус имперского города на статус республики. Во время Революционных войн конца XVIII века на территории Швейцарии была создана подконтрольная Франции Гельветическая республика, и французские войска под командованием Массена провели в его районе два сражения.
В 1839 году произошли крестьянские волнения, получившие название Цюрихского путча, в результате которого правительство подало в отставку, уступив место консерваторам. На этом волнения закончились, и во 2-й половине ХIХ город превратился в финансовый центр страны, коим остается до сих пор.
Важной вехой в истории города стала проложенная в 1847 году первая железная дорога Швейцарии, соединившая Цюрих с Базелем. А потому в 1871 году появилось солидное здание вокзала Hauptbahnhof (Хауптбанхоф) в неоренессансном стиле со скульптурной группой, украсившей его главный вход.
Это аллегорическое изображение Гельвеции (одно из многих имён Швейцарии, связанное с племенем гельветов), и фигур, символизирующих железнодорожный и водный транспорт.
В зале ожидания под потолком «парит» ангел-хранитель (яркая работа современного французского скульптора Ники де Сен-Фаля), а внизу, под железнодорожной системой, находится современный торговый центр Shop-Ville HB с огромным количеством магазинов.
Перед вокзалом установлен памятник Альфреду Эшеру, финансисту, политику, государственному деятелю, основателю банков. Человеку, сделавшему немало в области строительства и развития железных дорог в стране.
От вокзала берет начало главная улица города Bahnhofstrasse (Банхофштрассе), то есть Вокзальная улица, длиной немногим более километра, доходящая до озера.
Основная ее часть является пешеходной зоной. По обе стороны стоят внушительные здания, в которых располагаются офисы ведущих швейцарских банков, дорогие эксклюзивные бутики, предлагающие одежду популярных марок, ювелирные магазины, универмаги.
Среди них — знаменитый часовой магазин «Kurtz».
На его торце, в круглой открытой башенке, находятся колокольчики, отмечающие перезвоном время. А каждый час по кругу перемещаются фигурки людей в костюмах разных кантонов.
Отправимся по Банхофштрассе в сторону озера. Около перекрестка с Schweizergasse (Швайцергассе), на небольшом участке, покрытом зеленой травой, увидим памятник всемирно известному педагогу Песталоцци. Швейцарский педагог-демократ, он был одним из основоположников дидактики начального обучения.
Около него всегда можно увидеть отдыхающих студентов. Их не смущает тот факт, что это место некогда считалось проклятым. Жители Цюриха не хотели здесь строить дома по той причине, что на находившейся тут в средние века площади казнили преступников.
За памятником – элитный универмаг «Глобус».
Если пройти еще немного и повернуть налево, то можно попасть на самую узкую улочку города – Kaminfegergasse (Каминфегергассе), сохранившую старинную брусчатку. Она так узка, что создается впечатление, будто стены наезжают на тебя с обеих сторон и могут ненароком придавить.
Проходим еще немного. Слева будет площадь Lindenhof (Линденхоф). Та самая, с которой начинался город. А там, где размещалась римская таможня, — одна из лучших смотровых площадок с видами на собор Гроссмюнстер, Цюрихское озеро, возвышающиеся за ними Альпы.
Впереди на горе видны два здания университетов: слева — ЕТН (Высшая политехническая школа), справа — университет.
На месте римской крепости, снесенной в XIII веке, – небольшое здание цвета охры с готическими элементами декора, ступенчатым верхом фасада и витражной розеткой над дверью принадлежащее масонской ложе Цюриха.
Здесь же стоит один из многочисленных городских фонтанов.
Он изображает женщину в военной амуниции с каской на голове и флагом в руках. Это памятник событиям 1291 года, когда разбив войско швейцарцев, неприятель под предводительством Альберта Первого подошел вплотную к стенам города. Но на защиту своих владений выступили женщины, облаченных в доспехи. Противник подумал, что прибыло подкрепление, и снял осаду.
Вокруг площади сохранились узкие средневековые улочки с прижавшимися друг к другу домами, в которых жили ремесленники и торговцы. Идем по одной из них — Augustinergasse (Аугустинергассе) в сторону Münzenplatz (Мюнценплатц ) и около дома №15 видим красивый фонтан.
Проходим мимо Glockengasse (Глокенгассе),7, где стоит старинное здание с интересными фресками. Это известный ресторан Kaiser’s Reblaube.
Дом получил свое нынешнее название в XVII веке, потому что тогдашний владелец выращивал на крыше виноградные лозы. Собрав урожай, готовил вино и продавал его на первом этаже.
Не раз случалось так, что порывы ветра опрокидывали растения на соседний дом, поэтому хозяину из-за претензий соседа, пришлось поставить столбы для их поддержки. Вот так дом получил название «Zur Reblaube» — «Беседка виноградной лозы».
В 1778 году строение стало собственностью Иоганна Каспара Лаватера, викария церкви Святого Петра, с которым познакомился Гете, сопровождавший в 1779 году веймарского герцога Карла Августа во время посещения Цюриха.
Поэт проникся темлыми чувствами к Лавареру и в одном о соем писем писал о нем: «Он самый лучший, величайший, мудрейший, самый искренний из всех смертных и бессмертных людей, которых я когда-либо знал».
В 1880 году дом был превращен в гостиницу. А в 1919 году, купивший его Герман Кайзер, отремонтировал здание и украсил фасад с фресками.
Его семья владела «Kaiser’s Reblaube» в течение 70 лет и превратила его в одно из самых знаменитых заведений города.
Еще несколько шагов и мы на Münzenplatz (Мюнценплатц). отсюда идем по Termengasse (Терменгассе), фактически представляющую собой лестницу, ведущую на улицу, расположенную ниже. Здесь под толстым стеклом, защищенным решеткой, прямо под ступеньками, виден раскоп древнеримского поселения с руинами терм (отсюда ее название), обнаруженных в 70-х годах прошлого века во время реконструкции одного из зданий. Для того, чтобы сохранить раритет, городскому муниципалитету пришлось заплатить более полумиллиона франков хозяину этого участка, желавшего его застроить.
Тут же на стене – карта Цюриха в бытность его римским гарнизоном. Она «наложена» на схему современного города, где отмечены дома, стоящие на античных фундаментах. А справа и слева от нее — сказочные витрины магазина игрушек.
Идем в сторону улицы St. Peterhofstatt (Сант-Петерхофштатт) где возвышается башня церкви св. Петра (XIII в.), стоящей на одноименной площади.
Она стала первой реформисткой церковью Цюриха. Барочная постройка XIII века была частично перестроена в XV веке.
Церковь знаменита часовой башней, на которой установлен самый большой в Европе часовой циферблат. Его диаметр составляет 8.7 метра, а минутная стрелка достигает длины около 4-х метров.
В давние времена башня служила сигнальной вышкой. При пожаре раздавался трезвон колоколов, предупреждавший цюрихцев, а с той стороны, где происходило ЧП, вывешивался флаг.
Внутри храма светло от белоснежной лепнины алтарной части, контрастирующей с каменными колоннами красного цвета, что поддерживают боковые галереи, образующие второй этаж.
Если с Termengasse свернуть направо. то можно выйти на Weinplatz (Вайнплатц), то есть Площадь Вина, старейшую торговую площадью Цюриха, потому что здесь до 1620 года проходили торги хлебом. Название же места связано с появлением в 1909 году фонтана «Винодел», изображающего дюжего швейцарца с корзиной винограда в руке.
На площади видим старинный отель Storhen (Шторхен), где некогда размещалась гильдия лодочников и рыбаков, а потому в витринах внутри отеля собраны предметы труда представителей этой гильдии. Это старейший отель, существующий с 1357 года
Площадь вплотную подходит к широкому мосту через реку Limmat (Лиммат).
Если отсюда идти по набережной вверх, в сторону вокзала, то на пути встретится старинная сводчатая галерея, ведущая к шоколадному магазину «Teuscher», легко узнаваемому по огромному количеству цветов, как в витрине, так и внутри магазина, предлагающего шоколадные изделия. Они — одни из лучших в стране (а может быть и в мире).
Продолжая идти в южном направлении, подойдем к знаменитому Фраумюнстеру (Fraumünster). У этой церкви, назваемой также церковью Богородицы, — давняя история.
Она появилась в 853 году как монастырь (аббатство), что основал для своей дочери и других высокопоставленных дам Людовик II Немецкий, о чем говорилось выше.
Сегодня это действующий лютеранский храм. Он известен во всем мире благодаря уникальным витражам в стиле постмодернизма.
В северном поперечном нефе — работы Аугусто Джакометти (1945 г.)
В боковом приделе, на позднероманских хорах — Марка Шагала (1970 г).
На них, в соответствии с представлениями авторов, — библейские сцены.
Рядом — площадь Münsterhof (Мюнстерхоф) Zunfthaus zur Meisen в Münsterhof — одно из самых исторически ценных зданий в Старом городе.
Элегантный дворец в стиле французского рококо был построен в 1757 году Дэвидом Морфом «как дом собраний гильдии Майзена»
на левом берегу Лиммата, в непосредственной близости от Фраумюнстера. .
Интересен монументальный фасад, спроектированный спроектирован скульптором Францем Людвигом Ветром
В план постройки входили красиво оформленный двор и элегантные кованые ворота.
Особое внимание было уделено дизайну интерьера. Потолочные и настенные росписи были выполнены Иоганном Балтасаром Буллингером, изразцовые печи Леонардом Лочером и Гансом Якобом Хофманном, а художественно оформленные лепные потолки — работа тирольского мастера Иоганна Шулера.
В XIX веке в этом здании в появился известный ресторан «Zunfthaus zur Meisen», гостями которого были такие выдающиеся личности как король Щвеции Густав, Уинстон Черчилль, Елизавета II и Джимми Картер.
До середины апреля 2018 года в Zunfthaus размещалась коллекция фарфора и фаянса Швейцарского национального музея.
Надалеко от площади, на мосту стоит бронзовая конная статуя бургомистра Ханса Вальдманна (скульптор Г.Халлер), который прославился тем, что при нем, в XV веке, Цюрих достиг наивысшего расцвета. Но диктаторские замашки, тяжелые налоги и репрессии спровоцировали крестьянское восстание, в результате которого Вальдманна свергли, обвинили в тирании и казнили по приговору суда.
Идем влево и подходим к Площади Парадов -Paradenplatz (Параденплатц). В XVIII веке тут размещался скотный рынок, а в более поздние времена — военный плац. Наверно поэтому, отсюда каждой весной, начиная с 1904 года, стартует Парад гильдий, символизирующий проводы зимы.
Это исключительно занимательное торжественное шествие пеших и конных людей, наряженных в традиционные исторические костюмы в соответствии с представляемой профессией или определенными регалиями..
Сегодня в этом месте — деловой центр Цюриха. В частности, на площади находятся два крупнейших швейцарских банка – UBS и Credit Suisse, что был построен 1876 г. (основан в 1856 году Альфредом Эшером); один из самых известных отелей Цюриха — » Savoy Baur en Ville» и знаменитое кафе «Confiserie Sprüngli» с необычайно вкусными десертами. Это здесь родились, ставшие известными на весь мир, удивительные птифуры люксембургерли, представляющие собой разноцветные миндальные бисквитики с кремовой начинкой разных вкусов.
Заканчивается Bahnhofstrasse (Банхофштрассе) расположенной прямо около озера Burkliplatz (Бурклиплац), где по весне устанавливают карусели, а летом, в субботу, разворачивается блошиный рынок.
От пристани отходят корабли, курсирующие по Цюрихскому озеру, вытянутое в длину побережье которого составляет на 60 км. Маленький теплоход выполняет как экскурсионные, так и транспортные функции, соединяя небольшие городки, расположенные у озера.
Здесь можно прокатиться и на старинном колёсном пароходике, где разрешается осмотреть внутреннее оснащение, увидеть работу шатунного механизма, вращающего колеса.
Познакомившись с главными достопримечательностями левобережной части города, перейдем по одному из пяти мостов на другую сторону реки. Сделаем это около Фраумюнстера и окажемся на Grossmunsterplatz (Гроссмюнстерплатц), около Главного Кафедрального протестантского собора — Grossmünster (Гроссмюнстер), башни которого видны практически отовсюду.
Первоначально башни венчали деревянные шпили. Уничтоженные в 1781 году пожаром, они были заменены каменными, украшенными резными беседками и куполами в неоготическом стиле.
Согласно преданию, собор был построен по велению Карла Великого на том самом месте, где его конь упал на колени над могилой Феликса и Регулы, святых покровителей Цюриха, история которых относится к временам становления христианства.
Брат и сестра, а также их слуга Экзюперантий, пострадали за христианскую веру вместе с воинами Фиванского легиона. Несмотря на то, что после пленения им удалось бежать, этих людей схватили, предали суду и обезглавили. Однако, встав на ноги, они подняли свои головы и сумели пройти сорок шагов в сторону горы, где сотворили молитву, после которой отошли в мир иной.
Храм, принадлежащий мужскому монастырю, в начале ХII века был перестроен в трехнефную базилику позднероманского образца с хорами и криптой.
Центральная часть собора появилась около 1180 года. Окончательное завершение работ относится к 1280 году.
В крипте, словно охраняя ее, находится статуя Карла Великого. Сжимая меч, он восседает на каменном троне. Это статуя, датированная серединой XV века, была перенесена в подземелье в 1935 году.
Сначала, после реконструкции одной из башен, что была достроена до высоты второй, она находилась в специальном углублении на башне. После продолжительно ремонта в XIX-XX веках статую Карла на башне заменила копия.
В ходе реставрации были сделаны и другие изменения. После того, как со стен было снято множество наслоений, убранство собора приобрело оригинальный романский стиль. Стали видны полустертые фрески (XIII –XV в.в.). В рамках реконструкции заменили двери северного и южного порталов на новые, бронзовые, украшенные чеканными изображениями святых и исторических деятелей (работы Отто Мунка 1935 и 1950 гг.)
В поистине аскетичном облике храма выделяется огромная каменная ваза, всегда полная свежих цветов. Интересной деталью является рукописная Библия внушительных размеров, написанная немецким готическим шрифтом, лежащая на стоящем рядом аналое. Каждый день ее открывают на соответствующей странице.
Современные элементы во внутренний облик храма вносят электрические лампы цилиндрической формы и прекрасные витражи на библейские сюжеты, выполненные в 1932 году Аугусто Джакометти, замечательным художником, заслужившим еще при жизни звание «мастера цвета».
Интересны и необычные витражи сложенные не из стекла, а тонких пластинок агата.
Церковь Гроссмюнстер сыграла важную роль в становлении протестантства в Швейцарии благодаря усилиям пастора Ульриха Цвингли, чье изображение можно увидеть среди прочих на кованных бронзовых дверях собора. И в 1523 году в Цюрихе было объявлено о выходе местной церкви из-под власти Рима.
А неподалеку модель храма
Чуть севернее Гроссмюнстера стоит Zwingli-Platz на ней «Haus zum Loch»
Этот дом изначально, до 1218 года. принадлежал герцогам рода Церинген в Цюрихе Потом — Риттеру Витцли Виссо, что владел им до 1350 года.
В последующее время, в XIV и XVI веках, перестраивался. В
XIX был перепроектирован его романский портал.
Отсюда отправимся по набережной Limatkvay (Лиматквай) в направлении озера. На пути нам встретится выставочный центр современного швейцарского искусства Helmhauz (Хелмхауз). Это строение появилось в 1253 году в виде деревянной пристройки к
Wasserkirche (Вассеркирхе).
Каменную оболочку дом приобрел уже в 1794 году. Здесь имеется красивый холл с фонтаном. На втором и третьем этажах — галереи, где устраиваются выставки, проходят вечера, творческие встречи.
Рядом с ним, на месте казни святых Регулы и Феликса, стоит эта самая Wasserkirche (Водная Церковь), которая прежде находилась на окруженном водой крохотном островке. Но проложенная набережная соединила его с сушей.
Построенная в Х веке, Вассеркирхе имела вид скромной романской церкви до тех пор, пока через три столетия не была отстроена заново. Затем, в конце XV века, была проведена полная реконструкция в готическом стиле с исключительными фресками и орнаментом, фрагменты которых дожили до наших дней.
Дальнейшая история церкви относится к XVI веку, когда в этом месте был обнаружен источник серы, и целебные свойства «святой воды», сделали ее исключительно популярной среди паломников.
Наверно поэтому во время Реформации церковь была объявлена местом идолопоклонства и была секуляризирована. В 1524 году из нее вывезли картины, алтари и прочее убранство.
В пустовавшем несколько лет здании сначала размещался склад, затем тканевый рынок, потом книгохранилище. Пережив в дальнейшем немало потрясений в виде ремонтов и реконструкций (в результате одной из них окно хора украсили работы Аугосто Джакометти), Вассеркирхе успела побывать так же публичной библиотекой, снова стать церковью и, наконец, в 1943 году — археологическим музеем.
Далее, по пути к озеру, обратим внимание на легендарное Café Odéon, которое открылось в 1911 году, и сразу же стало одним из самых популярных мест города облюбованным интеллигенцией. Среди его посетителей были такие знаменитости как Стефан Цвейг, Ханс Арп, Уильям Сомерсет Моэм, Эрих Мария Ремарк, Клаус Манн, Франц Легар, Артуро Тосканини, Джеймс Джойс, Альберт Эйнштейн, Ленин и многие другие.
Рядом с кафе – небольшая площадь Bellevue (Бельвью) – ключевой транспортный узел города. За ним — здание городской оперы, дорогие отели с видами на озеро. На площадке, около нее, обычно ставят свои шатры приезжающий в город цирк-шапито, павильоны аттракционов. Здесь оканчивается Парад гильдий сожжением чучела снеговика.
Продолжим прогулку либо пешком, либо проехав несколько остановок на трамвае в обратном направлении в сторону Гроссмюнстера. Чуть выше собора, около Rathausbryukke (Ратхаусбрюкке), на Limmatquai 55, у самой кромки воды стоит, отражаясь в реке, изящное здание в стиле позднего Возрождения. Это городская Ратуша, построенная в 1698 году, где прекрасно сохранился и внешний вид, и детали интерьера (роскошно декорированные потолки в банкетном зале и керамическая печь в зале заседаний).
Далее пойдем по Marktgasse (Марктгассе) до Munmstergasse (Мюнмстергассе) и подойдем к дому № 17, в котором находится магазин «Schwarzenbach», принадлежащий более 100 лет одной семье. В помещении, сохранившем декор с 1912 года, торгуют так называемыми колониальными товарами.
Здесь можно найти чай, кофе, орехи, сухофрукты, травы и пряности, масло и уксус, шоколад, сладости и многое другое.
В магазине огромная старинная металлическая мельница для кофе, которую по сей день запускают раз в неделю. А в небольшом уютном кафе можно попробовать первоклассный чай или кофе, приготовленные по всем правилам.
Отсюда наш путь лежит на Niederdorfstraße (Нидердорфштрассе). На ней — множество кафе, ресторанов, отелей и магазинов. По вечерам слышна музыка уличных музыкантов. Наверно, поэтому она особо любима туристами.
Не смотря на множество народа в любое время суток, Нидердорфштрассе столь чиста, что, согласно высказыванию ирландского писателя Джеймса Джойса «суп здесь можно есть без тарелок, прямо с мостовой».
Кстати, в городе имеется несколько адресов, по которым жил в этом городе этот писатель. Один из них — 14 Gloriastrasse
От Niederdorfstraße отходит множество живописных переулков с узкими домиками в стиле готики. А в них — булочные, кондитерские, антикварные магазины.
Отсюда по Mühlergasse (Мюлергассе) и Horgasse (Хоргассе) отправимся на извилистую Neumarkt (Ноймаркт) для того, чтобы полюбоваться средневековыми домами, на которых видны домовые знаки. В конце улицы — суровая средневековая башня Grimmerturm (Гриммертурм) с курантами и двойными готическими окнами.
Далее отправимся на Rindermarkt (Риндермаркт). Справа от нее находится Froshaugasse (Фрошаугассе), носящая имя Фроша, создателя первой протестантской Библии, что была напечатана в одном из стоящих здесь домов.
Надо сказать, что прежде эта улица называлась Еврейской, ибо по ней входим в старинный еврейский квартал города. Здесь, в доме №4 с симпатичным внутренним двориком в прежние времена находились синагога и первая еврейская школа Цюриха. Ныне в квартале много букинистических лавок и переплетных мастерских.
Вернемся на Rindermarkt (Риндермаркт) и дойдем до Spiegelgasse (Шпигельгассе). В угловом доме №1 находится легендарное кафе «Voltaire», созданное в начале ХХ века Хуго Баллем, немецким поэтом и драматургом, эссеистом и журналистом, одним из основателей дадаизма.
В его группу, наряду с другими известными представителям этого течения, входил и Марсель Янко. Тот самый, что приехав в Эрец Исраэль, основал недалеко от Хайфы деревню художников Эйн Ход.
Сюда нередко захаживал Ленин и проводил время за игрой в шахматы с поэтом Тристаном Царой (Сами Розенштоком). Ведь кафе находилось в нескольких шагах от дома №14 по Spiegelgasse (Шпигельгассе), в котором они с Крупской в 1916 году снимали скромную комнату в доме сапожника Каммерера, о чем говорит соответствующая табличка.
В те времена внизу была мясная лавка, а теперь — магазин реквизита для фокусов и оптических иллюзий.
Недалеко от этого места находится сувенирный магазин, где можно приобрести разные вещицы. Например, бюст Владимира Ильича, складывающийся из двух половинок красного и зеленого цвета.
Улица Spiegelgasse (Шпигельгассе) выводит нас на площадь Spiegelplatz (Шпигельплац), где почему-то особенно много цветущей герани, создающей удивительное праздничное настроение. С нее – на Унтере Цейле. Здесь в доме №15 жил Конрад Рентген, лауреат Нобелевской премии по физике за открытие рентгеновского излучения.
Отсюда идем в сторону Hirschengraben (Хиршенграбен) («Оленьего рва»), где в стародавние времена стояли крепостные стены, надежно защищавшие город.
С этой улицы повернем направо на Heimstrasse (Хаймштрассе). Она выведет на Himplatz (Хаймплатц), где находится Kunsthaus (Кунстхаус) — главный городской музей Цюриха (К. Мозер и Р. Курьел, 1910 г.). И первое, что видим рядом с входом в галерею, — «Врата Ада» самого Огюста Родена.
Собрание музея составляют преимущественно произведения швейцарского искусства от средневековья до ХХ в.
Здесь имеется значительная коллекция произведений Э. Мунка и известного швейцарского художника-скульптора Альберто Джиакометти. В коллекцию классического и современного искусства входит несколько полотен Сальвадора Дали, Эдуарда Моне, Пабло Пикассо, Марка Шагала.
После осмотра музея закончим знакомство с Цюрихом, который, согласно составляемому ежегодно списку Mercer, в 2012 году по уровню и качеству жизни занял второе место в мире после Вены.
2010-2019
Написано по следам экскурсии с Михаилом Джагиновым
Фотографии мои и Марии Рез
Кунстхаус (Цюрих) — Википедия
Universität Zürich UZH — berufsberatung.ch
Hotel Storchen Zürich — Wikipedia
Zunfthaus zur Meisen — Wikipedia
History — Restaurant Kaisers Reblaube
Zunfthaus zur Meisen • Welcome
Кунстхаус (Цюрих) — Википедия
Universität Zürich UZH — berufsberatung.ch
Hotel Storchen Zürich — Wikipedia
Фотография отеля с сайта Storchen Zurich — Цюрих — Hotels.com