Фольксгартен, соответствуя своему названию, которое переводится с немецкого как «Народный Парк», привлекает людей в любое время года. Особенно летом, когда зеленеют газоны, пестреют цветники, работают фонтаны, а самое главное цветет множество роз.
Самый старый парк Вены, расположенный близ Нового дворца Хофбург, был разбит в 1821 году Людвигом Реми там, где стояли городские укрепления, разрушенные Наполеоном в 1809 году.
Сначала, в 1817 году, здесь появился небольшой сквер, где могли прогуливаться члены эрцгерцогской семьи. Потом, по инициативе администрации придворного сада, было принято решение превратить это место в первый общественный парк, открытие которого состоялось 1 марта 1823 года
Несмотря на то, что сад мог посетить любой венец, там имелась отдельная, огороженная территория Aristokraten-Eck, куда за определенную плату могла пройти лишь знать. И именно для нее здесь давал концерты Иоганн Штраус.
В 1862 году, после ликвидации городского рва, площадь садов увеличилась и протянулась в сторону Рингштрассе.
Посещая Фольксгартен, первое, на что обращают внимание, — замечательный розарий, где растет более 3000 кустов роз 400 различных сортов. Эта часть живописного ландшафтного сада существует уже около двух столетий.
Розовые кусты, поражающие формой цветов и разнообразием окраски, подобраны таким образом, что цветут с весны до осени. Одни сорта отцветают, другие открывают свои бутоны. Каждое растение снабжено табличками с названиями.
Следующая достопримечательность парка словно переносит нас во времена античной Греции, потому что в центре парка стоит храм Тесея, построенный в 1819-1823 годах.
Уменьшенную копию афинского храма Тесион в неоклассическом стиле создал архитектор Пьетро ди Нобиле.
Внутри изначально размещалась скульптурная группа «Тесей, убивающий Кентавра» работы Антонио Кановы, одного из моих любимых скульпторов, мастера, работавшего в стиле европейского неоклассицизма.
Его удивительно пластичные работы, повторяющие древнеримские и древнегреческие сюжеты, исполнены необыкновенной прелести. Чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть эрмитажные композиции и навсегда влюбиться в этого мастера.
Но я отвлеклась. Вернемся в Вену. Чтобы увидеть эту скульптуру сегодня, надо отправиться в Музей искусств, где она установлена на парадной лестнице. А в храме Тесея проводятся выставки современного искусства.
У белоснежного строения с дорическими колоннами, имеется своя интересная история, начавшаяся в 1805 году, когда Наполеон принудил Габсбургов, проигравших войну, подписать на унизительных условиях Пресбургский мир.
А потом, короновавшийся королем Италии, он заказал Антонио Канове скульптурную композицию, изображающую греческого героя Тесея, побеждающего кентавра Евритиона. Под Тесеем подразумевался он сам, а под кентавром – поверженные Габсбурги.
Согласно задуманному плану, эта композиция должна была водрузиться в центре Милана. Но к тому времени, когда работа была закончена, Наполеон, потеряв все что имел, уже находился на острове святой Елены.
А через несколько лет, в 1819 году, император Австрии Франц 1, путешествуя по Италии, посетил мастерскую скульптора в Риме.
Там он увидел понравившуюся композицию. В новой интерпретации кентавром уже был Наполеон, а Тесеем – Габсбурги.
Приобретенная скульптура была отправлена со всеми предосторожностями в Вену и через три года прибыла в Австрию. Но мастер поставил определенное условие.
Для Тесея должно быть отведено достойное место – небольшая постройка в форме храма древнегреческого образца. И Франц I, согласившись, отправил в Афины архитектора Пьетро Нобиле, который обмерил храм Тесея на Акрополе, и возвел в Вене его уменьшенную копию.
В 1823 в парке Фольксгартен состоялась торжественная церемония открытия храма Тезея, внутрь которого поставили работу Кановы, а в помещение под храмом поместили археологические артефакты из античного города Эфес.
Но вскоре возникли проблемы из-за наличия грунтовых вод. Из отсыревшего подвального помещения убрали археологические находки, а его замуровали. А потом покинул свой пьедестал и Тесей, перебравшись в 1890 году на парадную лестницу музея Истории Искусств.
А уже в ХХ веке выяснилось, что венское строение соответствует храму не Тесея, а другому, посвященному богу кузнечного мастерства Гефесту. И, таким образом, строение в Фольскгартене называют то храмом Тесея, то храмом Гефеста.
Сравнительно недавно его реставрировали, оштукатурили стены в белый цвет. Обнесли цепью на столбиках.
Идем в северную часть парка, где находится памятник императрице Елизавете, поставленный в 1907 году. Ганс Биттерлих и Фридрих Оманн изваяли любимую народом Сиси, сидящую на пьедестале в форме скамьи. Она выточена из цельног блока белого лаазерского мрамора весом 8000 кг.
Сиси смотрит в сторону храма Тесея, тоскуя по Греции и другим странам, где побывала, ибо ее любимым занятием были путешествия, в которые она отправлялась, убегая от тяготившей жизни императорского двора. Она и погибла вдали от родины, убитая в 1898 году на берегу Женевского озера итальянским анархистом.
Памятник защищен от публики бассейном и цветником. Но людей это не останавливает.
В южной части парка имеется еще один памятник — австрийскому писателю Францу Грилпарцеру. Он изображен в виде античного патриция с книгой в руке. (С. Хазенауэр, Кундманн Вейр, 1889 год).
И это не случайно. Выдающийся драматург, поэт и прозаик, друживший с Генрихом Гейне, Францем Шубертом и Людвигом ван Бетховеном, обязан славой, прежде всего своей драматургии, в которой соединились черты классицизма, романтизма и реализма.
Особенно пользуются известностью его пьесы на исторические темы, в частности, древнегреческие. Такие, как (Sappho, 1818) о трагической любви великой греческой поэтессы; трилогия Золотое руно (Das goldene Vliess, 1821 год), где мастерски обработал античную легенду, «Волны моря и любви» (Des Meeres und der Liebe Wellen, 1831) на сюжет истории о Геро и Леандре…
А еще на территории Фольксгартена имеется 2 фонтана. украшенных бронзовыми скульптурными композициями
Фонтан «Фольксгартен» был построен в 1866 году Антоном Домиником Фернкорном.
Фонтан «Тритон и нимфа», — в 1880 году Виктором Тилгнером.
Фонтанная композиция изображает прекрасную девушку, пытающуюся вырваться из рук морского чудовища.
Необычность этих фонтанов заключается в том, что в их чашах растет трава и камыши, плавают кувшинки.
Написано по следам экскурсии с Татьяной Прядковой
2019-2020