В Ташкенте, столице Узбекистана, имеется несколько интересных музеев. Самым же главным является Музей искусств, история создания которого датируется 1918 годом, когда Великий князь Николай Константинович Романов, незадолго до своей смерти передал в дар городу Ташкенту свой дворец, в котором была прекрасная коллекция произведений искусства с условием устройства там музея.
А для того, чтобы понять кем был этот человек, совершим небольшой экскурс в историю. Внук Николая I, двоюродный брат Александра III, считался неординарной личностью, с которой был связан не один скандал в августейшем семействе.
Самым же ужасным его поступком стала в 1874 году кража трёх бриллиантов с оклада иконы, которой император Николай I благословил брак его родителей.. На семейном совете, общем собрании членов монаршей семьи, рассматривались разные варианты наказаний, среди которых предлагались либо отдать виновного в солдаты, либо предать публичному суду и сослать на каторгу.
Но для сохранения престижа царской семьи было решено вычёркнуть Николая из списков лейб-гвардии Конного полка, где он был командиром эскадрона; лишить всех званий и наград, в том числе серебряной медали, полученной по окончании Академии Генерального штаба; признать Великого князя душевнобольным и навсегда выслать из столицы империи.
В семье Романовых запретили произносить имя опорочившего фамилию, принадлежавшее ему наследство было разделено между младшими братьями
Виновный высылался из Петербурга навечно и был обязан жить под арестом в том месте, где ему будет указано.
Его любовница французская танцовщица Фанни Лир, ради которой и был совершен дерзкий неблаговидный поступок, была выдворена из России с запрещением когда-либо сюда возвращаться.
Покинув Петербург осенью 1874 года, Николай Константинович за 7 лет сменил 10 мест жительства, где ему не удавалось приобрести жилье и обзавестись связями. В 1881 году он оказался а Ташкенте вместе с Надеждой Александровной Дрейер-Искандер, на которой женился в 1874 году в Оренбурге. Этот брак, признанный его родней морганатическим, стал последней точкой его в его отношениях с семьей.
В Туркестане он сделал немало хорошего для его развития. На свои сбережения организовал несколько научных экспедиций, построил оросительный канал в Голодной степи, два моста. Поддерживал русские поселения, и создал невиданные в тех краях два синематографа. Специально для него в 1890 году B.C. Гейнцельман возвел в центре города дворец, флигели которого достроил А.Н.Бенуа.
Я прекрасно помню двухэтажное здание из обожжённого кирпича серо-жёлтого цвета, флигеля которого венчали круглые башни, красиво сливающиеся со зданием.
Поражала внутренняя отделке здания, к которой участвовали местные мастера, работавшие в традиционной манере резьбы по ганчу. По оценке современников, это было самое красивое здание дореволюционного Ташкента.
По обеим сторонам входной лестницы, на мраморных цоколях лежали в натуральную величину бронзовые олени с громадными ветвистыми рогами, а во дворе был фонтан, в центре которого расположился крокодил, а на бордюр были усажены лягушки, на спинах которых нагретых солнцем, мне, девчонке, было приятно посидеть..
Как уже говорилось, Великий князь завещал и дом, и свои сокровища полюбившемуся городу, где и бы создан музей, в основу экспозиции которого легла коллекция из 500 произведений картин европейской и русской живописи и скульптуры.
Практически с момента создания, коллекция Музея искусств Узбекистана начала быстро пополняться экспонатами из Туркестанского краеведческого музея, музеев Москвы и Ленинграда.
В 1935 году, Музей искусств перебрался на новое место, в так называемый Народный дом, А Романовский дворец стал Республиканским дворцом пионеров.
У входа гостей встречал мраморный Атлант с земным шаром на плечах.
После землетрясения в 1966 году здание музея сильно пострадало. И в 1974 году на его месте появилось новое строение, в котором располагается экспозиция музея в настоящее время.
Три архитектора И. Абдулов, А. Никифоров и С. Розенблюм спроектировали модное для того времени здание в виде огромного куба, фасады которого разделялись на квадраты металлоконструкциями, облицованными снаружи алюминиевыми листами.
Сегодня музейное собрание редкостей превышает 68 тысяч предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства, которое состоит из 4-х отделов: Народно-прикладное искусство Узбекистана; Изобразительное искусство Узбекистана; Искусство России стран Западной Европы; Искусство стран зарубежного Востока.
Так как охватить все сразу невозможно, то в первую очередь рассмотрим картины русских художников, обратим внимание сначала на работы русских художников
Жемчужиной коллекции всегда считалась «Купальщица» А. Ф. Беллоли ((1820-1881).)
Ее автор родился в Риме, окончил Академию Святого Луки. В 1859-м году приехал в Петербург, где известность ему принесли женские и детские портреты.
Одной из его любимых тем — купальщицы. Одна из этих работ и была приобретен для своей коллекции Великим князем Николаем Константиновичем.
Картина, не оставляя никого равнодушным, рождала всегда много толков и легенд. То говорили о том, что она была где-то замурована, то украдена.
Что касается искуствоведов, то они и вовсе ее критиковали, говоря о том, что в ней не показан источник света. И непонятно откуда он падает на освещенную простыню.
Одна из жемчужин коллекции — авторское првторение картины Константина Флавицкого (1830-1866) «Княжна Тараканова»,
Ее автор получил образование в Императорской академии художеств. По ее окончанияи золотой медалист отправился в Италию в качестве пенсионера. Вернулся в Россию в 1862 году. А в 1864-м на академической выставке появилась его картина «Смерть княжны Таракановой», которая принесла ему звание профессора.
Картина имела оглушмтельный успех, несмотря на то, что ее сюжет не соответствует исторической действительности. Художник руководствовался преданием о гибели женщины во время наводнения, имевшего место в Санкт-Петербурге в сентябре 1777 года, несмотря на то, что, она умерла за два года до разгула разбушевавшейся стихии от чахотки..
Исторической теме посвящена и картина художника Николая Ге (1831—1894), «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».
Николай Ге родился в Воронеже в семье помещика, корни которого уходят к его деду, французскому дворянину Матьё де Ге, что эмигрировал из Франции в Россию в 1789 году во время Великой французской революции
Сначала учился на математическом факультете Санкт-Петербургского Императорского университета, в В 1850 году поступил в Императорскую Академию художеств, За выпускную работу «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году Совет ИАХ присудил Ге Большую золотую медаль, что давало право на поездку за границу за счёт Академии и звание классного художника 1-й степени.
В 1861 году Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 году привёз её в Петербург и представил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела на публику сильное впечатление. и была приобретена российским императором в личную коллекцию
В 1871 году он создал самое знаменитое свое полотно .»Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», которое приобрел еще в мастерской Третьяков.
Для императора написал второй экземляр, который сегодня можно увидеть в Русском музее.
А вот третье авторское повторение попало в Ташкент.
Петру Первому посвящена и работа Григо́рия Григо́рьевича Мясое́дова (1834 — 1911) «Дедушка русского флота»
Мясоедов -, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок. Принадлежал к древнему дворянскому роду Мясоедовых. Учился в Академии художеств, где его профессорами были Т. А. Нефф и А. Т. Марков.
Будучи отправлен за казённый счёт за границу, Мясоедов работал в Париже, Флоренции, Риме и Испании
Основная тема, к которой обращался художник — крестьянский быт.
А это работа одного из изветстных «передвижников» Никола́я Алекса́ндровича Яроше́нко (1846 — 1898). Она называктся «Выгнали» и ихображает беременную служанку, которую выставили из барского дома за ненадобностью.
Ярошенко родился в Полтаве, в украинской семье офицера, который хотел чтобы старший сын продолжил военную карьеру. но не препятствовал увлечению сына .урокам рисования, которые ему давал бывший крепостной И. К. Зайцев.
Став профессиональным военным, Никола́й Алекса́ндрович не бросил занятия рисованием, а выйдя в отставку в чине генерал-майора, в 1874 году экстерном окончил Академию художеств. Войдя в Товарищество передвижных художественных выставок, стал активным членом его правления
«В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время … многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдется сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени», — писал в статье, посвящённой памяти Николая Александровича Н. К. Михайловский
Представлен здесь и Исаа́к Ильи́ч Левита́н ( 1860 — 1900) которого называли «певцом русской природы»
Он родился в посаде Кибарты Мариампольского уезда, Августовской губернии в образованной обедневшей еврейской семье
Его отец, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-х переехал с семьёй в Москву. В 1873 году Исаак поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были художники Перов, Саврасов и Поленов.
Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Денег не было. В апреле 1885 года поселился неподалёку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховых. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжались всю жизнь.
Судьба не была к нему благосклонна. Невзгоды, унижения из-за национальности сыграли свою роль и превели к ранней смерти.
А это уникальная, нехарактерная для его творчества работа.
Всем, кто видел «Портрет дамы в голубом» Карла Гуна (1831-1877),. непременно его запомнил это прелестный образ.
Гун родился в Давосе, кантон Граубюнден (Швейцария), но большая часть его жизни оказалась связанной с Россией. Он считался автором исторических и жанровых полотен., замечательных портретов.
Академик, профессор исторической живописи, член Совета Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок, участник Парижских салонов, художественных выставок в Брюсселе и Вене.
Васи́лий Ива́нович Су́риков (1848-1916) — мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств. Одно из них — знаменитое «Утро стрелецкой казни, украшающее зал Третьяковской галереи.
В ташкентском музее находится один из этюдов к этой картине. -«Стрельчиха»
Он родился в Красноярске в семье, принадлежавщей казачьему сословию. Начал рисовать в раннем детстве. Первым его учителем стал Николай Васильевич Гребнёв — преподаватель рисования Красноярского уездного училища.
После завершения обучения в уездном училище Суриков устроился работать писцом в губернское управление, где его рисунки увидел енисейский губернатор П. Н. Замятнин и нашёл мецената — красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств в Санкт-Петербурге, которую тот окончил в 1875 года в звании классного художника первой степени.
Исключительно нежный портрет Е. А. Волконской работы Влади́мира Луки́ча Боровиковского (1757 -1825),
Художник родился в Миргороде, в семье днепровского казака украинского происхождения, учился иконописи под руководством отца.
С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. Выйдя в 80-х годах в отставку, посвятил себя занятиям живописью и созданию образов для местных храмов.
В 1788 году отправился в Петербург, где учился у Д. Г. Левицкого и И. Б. Лампи. Получил звание «назначенного в академики», а затем и звание академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств.
Еще один удивительный мастер портрета — Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822).
Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого, известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года).
Участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов). Около 1758 года переехал в Санкт-Петербург. Учился в Императорской Академии художеств.
Стал известным мастекром парадных портретов, среди которых изображение вельмож и царственных особ.
А это «На солнце. Портрет Н. И. Репиной, дочери художника» работы Ильи Ефи́мовича Ре́пина (1844 -1930), художника, чьи монументальные полотна, украшающие заля Третьяковской галереи и Русского музея хорошо знакомы всем.
Ре́пин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии в казацкой среде. Начальное образование получил у своей матери Татьяны Степановны, что будучи женщиной грамотной и деятельной, организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята, и взрослые.
В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов, а через два года он устроился в иконописную мастерскую к художнику И. М. Бунакову. В шестнадцать лет талантливый юноша, снискавший славу мастера, стал работать в кочевой иконописной артели,
Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска — городка, в котором родился художник Иван Крамской. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени Малую Золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. И собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Репин отправился в Петербург
Сдав со второго раза экзамены, поступил в Академию художеств. После пенсионерской поездки от Академии в 1873 года, по Европе, и задержавшись на год в Париже, вернулся в 1876 году в Россию, где вступил в Товарищество передвижных художественных выставок.
Жил в Москве, Петербурге, затем в своем домике в Куоккале.
После 1918 года, когда Куоккала стала финской территорией, Репин оказался отрезанным от России. В 1920-х годах сблизился с финскими коллегами, сделал немалые пожертвования для местных театров и других учреждений культуры — в частности, подарил большую коллекцию картин Гельсингфорскому музею.
Хорошо знакомо всем и имя Карла Па́вловича Брюлло́ва (1799 — 1852), известного замечательными полотнами, находящимися в Третьяковской галерее. К сожалению, здесь представлена лишь небольшая работа. Но и она дает представление о мастерстве художника.
Известный художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма, автор жанровых и исторических полотен родился в семье потомственных художников.
Его отец, академик орнаментальной скульптуры П. И. Брюлло, стал первым учителем сына.
Потом была Императорская Академия художеств, которую он окончил с Большой Золотой медалью и аттестатом 1-й степени, что позволило ему в статусе пенсионера отправится в Италию, где он написал Последний день Помпеи»
Вернувшись в Россию, жил в Москве, затем переехал в Санкт-Петербург, где преподавал в Академии художеств.
Принимал участие в живописных работах для Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге
В связи с болезнью в 1849 году уехал на остров Мадейра. С 1850 года жил в Италии. Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Св. Луки в Риме.
Художник-портретист Варнек Александр Григорьевич [1782—1843]
Сначала учился у Д. Левицкого, потом в Императорской академии художеств. Окончив Академию в 1803 году плучил серебряные и золотую медали, аттестат 1 степени и шпагу.
После пенсионерской поездки в Италию стал преподавателем Академии Художеств. Затем советником Академии Художеств, профессором.
Кроме живописи занимался также скульптурой. С 1848 г. был хранителем Императорского Эрмитажа.
Знаменитый Орест Ада́мович Кипре́нский (1782 — 1836) — русский художник, график и живописец, мастер портрета. Особо известен портрет А.С. Пушкина. В Ташкенте имеется его «Портрет мальчика»
Внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился на мызе Нежинской Ораниенбаумского уезда Санкт-Петербургской губернии. По документам был записан в семью крепостного Адама Карловича и Анны Гавриловны Швальбе
Получив вольную в 1788 году, был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в Академии. Награждался медалями за успешные работы: Получил аттестат 1-й степени и шпагу; был оставлен при Академии в качестве пенсионера. Потом получил звание академика
Жил в Москве, Твери, Риме и Неаполе. Путешествовал по Швейцарии, Франции и Германии. В июле 1836 года, за три месяца до своей смерти, Кипренский женился на Анне-Марии Фалькуччи, бывшей музой удожника в течение почти 20 лет, для чего ему предварительно пришлось принять католичество.
Один из мастеров пейзажа Фёдор Александрович Васильев (850 — 1873). Те, кто видел его лучшие работы в Третьяковской галерее, навсегда запомнил это имя. В Ташкенте представлен картиной «Мальчики в сосновом бору»
На основании данных первых биографов Васильева принято считать, что он родился в Гатчине, в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга. В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт.
С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Совмещал занятия в школе с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова.
К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским, а также Шишкиным, жена которого была его родной сестрой. Зимой 1870 года Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
Говоря о мастерах пейзажа, нельзя обойти вниманием самого сильного из русских мастеров — Ива́на Ива́новича Ши́шкина (1832 — 1898). Вот две картины из собрания ташкентского музея
Сын купца-хлеботорговца родился в городе Елабуге, в семье, происходящей из древнего вятского рода Шишкиных,
В 12 лет был определён в Первую Казанскую мужскую гимназию, но дойдя в ней до пятого класса, оставил учёбу и вернулся домой, в Елабугу, где прожил четыре года.
В 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где проучился до 1856 года. Потом продолжил образование в Императорской Академии художеств, где числился учеником профессора-портретиста С. М. Воробьёва.
Барон Михаил Петрович Клодт (1835—1914) — русский художник, живописец, акварелист, рисовальщик, академик Императорской Академии художеств, .писал жанровые и исторические сцены.
Сын скульптора П. К. Клодта, двоюродный брат художника-пейзажиста М. К. Клодта.
Один из самых удивительных, загадочных художников — Архи́п Ива́нович Куи́нджи (1842 — 1843),
Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куинджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе, в семье бедного сапожника-грека
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии, жил в большой бедности, поэтому с раннего детства нанимался на работу
Однажды хлеботорговец А. Л. Дуранте однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
После двух месяцев проживания в Феодосии Архип вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушёром у местного фотографа, и занимался этим делом в разных местах до 1865 года.
В 1865 году Куинджи решил поступить в Академию художеств и уехал в Санкт-Петербург, однако первые две попытки оказались неудачными. Лишь с третьего раза стал вольнослушателем Императорской Академии художеств.
Перов Василий Григорьевич [1834—1882]
Один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Георгия Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой.
Несмотря на то, что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца..
Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который так отметил своего ученика «за усердие и умелое владение пером для письма»
Интерес к живописи возник у мальчика тогда, когда он наблюдал за работой приглашённого отцом художника.
В 1843—1846 годах Василий проходил обучение в арзамасском уездном училище, живя у учителя Фаворского.
В 1852 году Василий Перов приехал в Москву и на следующий год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако жить было не на что и негде; молодой художник из-за нужды хотел даже оставить учёбу, но в трудную минуту ему оказал помощь его преподаватель из училища, Е. Я. Васильев — «строгий … даже немного рутинный классик», который отечески заботился о нём.
Сначала его работы были тесно связаны с традициями искусства начала XIX века, но потом Перов выступил как новатор. В нем увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова»:
Влияние Федотова видно и в работах другого художника Василия Васильевича Журавлёва (1881—1967) —
Русский художник, искусствовед и педагог родился 20 января 1881 года в Кунгуре Пермской губернии.
После окончания кунгурского городского училища, на полученную от города стипендию уехал в Москву и поступил в Строгановское училище. В 1904 году, окончив 5 классов по живописно-декоративному отделению, получил звание «Учёный рисовальщик».
В 1908 году закончил полный курс Строгановского училища по живописно-декоративному отделению и получил звание «Художник по прикладному искусству». После Строгановского училища поступил в Московское училище живописи, где работал в мастерской С. В. Иванова.
Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин ( 1842 -1904), — русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. «Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней своё слово, я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня.».
Василий Васильевич Верещагин родился в Череповце в семье местного предводителя дворянства. В 1850 году вместе с братом Николаем он был определён в Александровский кадетский корпус для малолетних, затем учился в Морском кадетском корпусе, по окончании которого, после короткого периода службы, новопроизведённый мичман вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств
В 1867 году с радостью принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана состоять при нём художником. Своеобразй мастер, много путешествовавший по Востоку и изображал сцены быта местного населения.
И эта лишь маленькая часть сокровищ ташкентского музея, о которых хотелось бы рассказать..
O’zbekiston davlat san’at muzeyi — meros.uz
Государственный музей искусств Узбекистана — Википедия
Николай Константинович — Википедия
Князь Николай Константинович и его непростая судьба …..
Интересно
Блестяще
Первоклассно